Скачать 0.55 Mb.
|
МОУ дополнительного образования «Центр развития образования» Педагогическая копилка Выпуск 3 Сборник олимпиадных заданий по психологии для учащихся 10–11 классов Сургут 2006 г. В сборник включены олимпиадные задания по психологии 2001–2006 гг., критерии их оценивания, а также ключи к основным заданиям. Представлены лучшие ответы учащихся общеобразовательных учреждений города Сургута 2006 года. Сборник адресован педагогам-психологам и учащимся. В данном сборнике содержатся олимпиадные задания, разработанные учеными кафедры общей психологии и кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Сургутского государственного педагогического университета, используемые в олимпиадах по психологии с 2001 по 2006 годы. Рецензенты: И.В.Серебрякова, кандидат педагогических наук Педагогическая копилка. Вып. 3: Сборник олимпиадных заданий по психологии для учащихся 10–11 классов / Авт.– сост. Е.Н. Зырянова/ под ред. к.псих.н. Т.Н. Разуваевой. Сургут: МОУ ДО «Центр развития образования», 2006. – с. Введение Поставленные Концепцией модернизации образования задачи наряду с предъявлением российским обществом к системе образования новых требований, связанных с необходимостью подготовки учащихся в различных областях знаний, к развитию адаптационных возможностей личности, формировании системы знаний о себе как человеке, сложно решаемы без привлечения психологического сообщества. Одной из эффективных форм деятельности педагогов-психологов по повышению уровня психологической грамотности учащихся является подготовка и проведение олимпиады по психологии. Олимпиада – одно из немногих интеллектуальных соревнований, которое позволяет и ученику, и педагогу-психологу, и школе определить свой рейтинг в пределах города, дает стимул к дальнейшему совершенствованию в развитии. Олимпиады по психологии проводятся департаментом образования Администрации города Сургута, муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития образования» совместно с Сургутским государственным педагогическим университетом на основании действующего Положения о городской олимпиаде школьников (приказ департамента образования и науки администрации города Сургута № 448 от 24.09.2002 года). Цель олимпиады – определение уровня психологической культуры и творческого мышления учащихся, способности к рефлексии и умения критически относиться к себе, понимать основные проблемы познания, морали и эстетики, а также развитие интереса учащихся к профессии педагога-психолога, активизация работы профильных классов и факультативных занятий по психологии. Главными принципами олимпиады являются открытость, доступность, гласность, демократичность, справедливость. Олимпиадные задания включают в себя вопросы, требующие помимо правильного раскрытия их содержания творческого подхода к выполнению заданий, осознанного использования психолого-педагогических терминов и понятий, опоры на знания школьных дисциплин, научной аргументации и логического обоснования. Вопросы представленных заданий составлены с учетом возрастных особенностей учащихся, базовых компонентов образования психологии. Особенностью олимпиады по психологии является то, что учащиеся имеют право выбирать задания в соответствии со специальностью, которую они предполагают выбрать при поступлении в вуз: «Психология», «Специальная (дошкольная) психология и педагогика». При выполнении заданий наиболее успешными были ответы на вопросы, требующие рассуждений с опорой на примеры из жизненного опыта. Затруднения вызывали задания, интегрирующие в себе знания психологии, философии, биологии, литературы и других наук, а также задания на осведомленность и понимание обобщенных закономерностей и правил социального поведения и задания, в которых необходимо объяснить ситуации и поступки с точки зрения психологии. Педагогам-психологам, занимающимся подготовкой учащихся к олимпиаде на уроках психологии и в процессе психологических тренингов необходимо акцентировать внимание на формирование рефлексии, осознание и присвоение научных психологических явлений и понятий. Развивать способность устанавливать межпредметные связи психологии с историей, философией, литературой, физикой и другими науками, анализировать жизненные и личные ситуации с психологической точки зрения. В данном сборнике содержатся олимпиадные задания, разработанные учеными кафедры общей психологии и кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Сургутского государственного педагогического университета, используемые в олимпиадах по психологии с 2001 по 2006 годы. Надеемся, что материалы сборника окажут помощь педагогам-психологам и учащимся старших классов при подготовке к олимпиадам. Е.Н. Зырянова, методист психологического сопровождения МОУ дополнительного образования «Центр развития образования» УТВЕРЖДЕНО приказом департамента образования и науки Администрации города Сургута № 448 от 24.09.2002 г. ПОЛОЖЕНИЕ о городской олимпиаде школьников
Основными задачами являются: - пропаганда научных знаний и развитие у учащихся общеобразовательных учреждений интереса к научной деятельности; - создание необходимых условий для выявления одаренных детей; - активизация работы факультативов и всех форм внеклассной и внешкольной работы по предметам; - стимулирование профессионального роста педагогов; - обеспечение преемственности между общеобразовательными учреждениями и вузами в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения. 1.3. Олимпиада проводится ежегодно департаментом образования и науки и муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр развития образования» в рамках календаря Всероссийских массовых мероприятий. 1.4. К проведению олимпиады привлекаются представители средних и высших профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, специалисты департамента образования и науки, руководители городских методических объединений, учителя-практики высокой квалификации. 1.5. Олимпиада может проводиться по всем предметам, изучаемым в образовательных учреждениях. Перечень предметов, по которым проводится олимпиада, ежегодно утверждается департаментом образования и науки. 1.6. Олимпиада проводится в два этапа: - I этап – школьный; - II этап – городской. Проведение первого и второго этапов является обязательным.
- по русскому языку 5–11 классы; - по литературе 9–11 классы; - по иностранным языкам 8–11 классы; - по математике 5–11 классы; - по информатике 8–9, 10–11 классы; - по географии 8–10 классы; - по истории, обществознанию 9–11 классы; - по физике 8–11 классы; - по химии 9–11 классы; - по биологии 8–11 классы; - по мировой художественной культуре 9–11 классы; - по физической культуре 9–11 классы; - по трудовому обучению 8–9 классы; - по начальным классам 3–4 классы; - по экологии 8–11 классы; - по экономике 10–11 классы; - по психологии 10–11 классы.
- 3–6 классы - 1 час (60 минут); - 7–8 классы - 1 час 30 минут (90 минут); - 9 классы - 3 часа (180 минут); - 10–11 классы - 5 часов (300 минут).
- готовит Положение о городской олимпиаде школьников, при необходимости вносит изменения и дополнения; - согласует сроки, порядок и формы проведения, разрабатывает программу открытия и закрытия олимпиады; - осуществляет непосредственное руководство подготовкой и проведением второго этапа олимпиады; - анализирует и обобщает итоги олимпиады; - предоставляет отчет о проведении олимпиады в департамент образования Администрации г. Сургута; - готовит проект приказа об итогах олимпиады; - собирает информацию об участниках окружной олимпиады согласно запросу департамента образования Администрации г. Сургута; - формирует методические, апелляционные комиссии и жюри, состав которых утверждается приказом директора департамента образования и науки.
Порядок апелляции: - заявление подается письменно в день объявления итогов; - заявление рассматривается в срок не позднее трех рабочих дней; - заявитель имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции; - апелляционная комиссия рассматривает работу, выверяет объективность ее оценки и дает письменное заключение о соответствии или несоответствии выставленного результата; - при возникновении разногласий по поводу оценивания жюри работы заявителя проводится голосование, решение утверждается большинством голосов; - решение апелляционной комиссии оформляется протоколом, считается окончательным и пересмотру не подлежит. 4.3. Методическая комиссия состоит из трех человек. В ее состав могут входить ученые, методисты, учителя высокой квалификации. Члены методической комиссии разрабатывают задания, правильные варианты их решения и критерии оценки олимпиадных работ, обеспечивают конфиденциальность информации; обобщают опыт проведения олимпиады по предметам. Подготовленные методической комиссией материалы хранятся у председателя оргкомитета. 4.4. Функции жюри: - проверяет и оценивает работы участников, заполняет оценочные листы; - определяет победителей и призеров (учащихся, занявших 1, 2, 3 места) и распределяет места между остальными участниками (вплоть до последнего в соответствии с количеством баллов), оформляет протокол; - готовит предложения оргкомитету по награждению победителей и призеров; - проводит разбор выполненных заданий с участниками олимпиады; - представляет оргкомитету не позднее 10 дней информационно- аналитическую справку. 4.5. Изменения в составе апелляционной, методической комиссий и жюри в связи с объективными обстоятельствами производится на основании приказа директора департамента и науки.
Данное положение может быть изменено, дополнено с учетом реальной ситуации развития муниципальной системы образования в городе. Приложение 1 к приказу департамента образования и науки администрации города Сургута № 448 от 24.09.2002 г. ЗАЯВКА Образовательное учреждение ___________________________________ на участие в городской олимпиаде по _______________________________
Дата __________________ Исполнитель ___________________ Директор ______________________ Приложение 2 к приказу департамента образования и науки администрации города Сургута № 448 от 24.09.2002 г. Председателю апелляционной комиссии олимпиады по психологии ________________________________ (Ф.И.О. участника олимпиады, класс,) ________________________________ (образовательное учреждение) заявление. Прошу пересмотреть результаты моей олимпиадной работы. Дата ___________________ Подпись __________________ Задания олимпиады по психологии для учащихся 10–11 классов. |
Образовательная (просветительская) психолого-педагогическая программа «Исследователь» Брикина Е. В., Моу дод центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... Алехин Игорь Александрович, педагог дополнительного образования, методист социально-педагогической направленности моу дод «Центр... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Учреждения дополнительного образования – центр творческого развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения.... | Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» Харинова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования моу дод цртдиЮ г. Нерюнгри | ||
Программа «Информатизация системы образования» Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Информационно-методический... | Моу «Средняя общеобразовательная школа №87» информационные технологии... Департамент образования г. Перми моу дов «Исследовательский центр развития системы образования» г. Перми | ||
Программа методической работы моу сдюcшор №11 на 2011/2012 учебный год Организационно-педагогическая деятельность, направленная на обеспечение гарантии получения дополнительного образования | Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
«Культура всегда и во всем!» Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования... | Комитет по образованию Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр творческого развития и гуманитарного... | ||
Закон мо о социальном партнерстве в Московской области ... | Педагогические чтения 2010 Организаторы: Министерство образования рк, гоу «Петрозаводский педагогический колледж», «Центр развития образования в условиях сельской... | ||
План проведения методических мероприятий моу «Центр творческого развития... План проведения методических мероприятий моу «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» | Курсы по выбору предпрофильной подготовки профессии, требующие начального... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... |