Педагогическая Олимпиада «Начальная школа»





НазваниеПедагогическая Олимпиада «Начальная школа»
страница1/6
Дата публикации23.02.2015
Размер0.85 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


Международная Педагогическая Олимпиада

«Начальная школа» - «Общение как искусство»

Образовательная программа

«Живой уголок»
возраст обучающихся: 7 – 12 лет

срок реализации: 3 года
(1 год – 216ч., 2 год – 216ч., 3 год – 216ч.)

Автор - составитель:

Харинова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

г. Нерюнгри, 2011
Оглавление


Пояснительная записка 3

Цели и задачи 4

Учебно-тематический план 4

Содержание тем 5

Основные направления и содержание деятельности 9

Методическое обеспечение 9

Методические рекомендации
по формированию навыков исследовательской работы у воспитанников 11


Требования к знаниям и умениям обучающихся 13

Прогнозируемые результаты 14

Литература для педагогов 15

Литература для обучающихся 15

1.Колар К. Волнистые попугайчики. М.: «Аквариум», 1997г. 15

2.Мир животных. Составитель Б.И.Смирнов. С.-П.: «МиМ-Экспресс», 1995г. 15

3. Пимон М.Р. Жизнь леса. М.: «МАХАОН», 2008г. 15

4.Сидоров Б.И. Знаете ли вы птиц Якутии? Якутск: «Бичик», 2005г. 15

5.Соломонов Н.Г. Животный мир Якутии. Якутск: «Якутское книжное издательство», 1975г. 15

6.Энциклопедия для детей. Т.19. Экология. М.: ЗАО Детское изд. «Аванта+», 2001г. 15

Приложение №1 17

Приложение №2 18

Правила поведения в кабинете «Живой уголок» 18

1.Нельзя громко разговаривать и делать резких движений, этим вы можете напугать животных. 18

2.Нельзя заходить без разрешения педагога в вольер, а также брать животных на руки, совать руки в аквариум. 18

3.Прежде чем начинать работу по уходу за животными, необходимо помыть руки. А так же по окончанию работы. 18

4.Во время ухода за животными необходимо все ставить на свои места. 18

5.В конце занятия необходимо убраться в кабинете. 18

Приложение №3 19

Приложение №4 20

Приложение №5 21

Приложение №6 23

Приложение №7 24

Приложение №8 25



Пояснительная записка
Проблема экологического воспитания школьника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей школьного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению привходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы. Главной задачей нашего времени стало не изучение природы как таковой, а ее сохранение. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир - главная задача на сегодняшний день.

Типовые программы «Уголок живой природы» дополнительного образования детей не рассчитаны на специфику нашего района в связи с тем, что практические занятия в течение года в основном проходят в здании. Так же следует учитывать и то, что флора и фауна Южной Якутии значительно отличается от исследуемых и описываемых в типовой программе.

В школьном курсе биологии учащиеся овладевают систематизированными знаниями о растительном мире, усваивают основные закономерности жизни растений и животных, знакомятся с основными направлениями природоохранной деятельности человека. В основном это теоретические знания. Многим детям не хватает знаний, как правильно рассаживать комнатные растения, как подбирать, как ухаживать; какие цветы больше подойдут для выращивания на дачных участках и балконах в условиях Севера; как содержать декоративных животных в домашних условиях. Именно этому и учит данная программа.

Программа «Живая этика» знакомит ребят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относятся ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

В процессе ухода за растениями в живом уголке дети получают представления о многообразии растительного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Дети учатся сравнительному анализу: сравнивая растения, находить общее и различное, что помогает замечать интересные особенности внешнего вида. При рассматривании комнатных растений ребята обращают внимание на красоту цветов и листьев, на то, как растения украшают интерьер, создавая в нем уют. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

В процессе систематического ухода за животными у детей формируется трудовые навыки, учатся внимательно относится к обитателям уголка, заботиться о живых существах, укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в достижении результата.

Наблюдения за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитать художественный вкус, но и способствуют развитию навыков наблюдения, уход за живыми организмами.

Правила организации работы в «Живом уголке» урегулированы в «Положении о Живом уголке» (Приложение №1), образовательный процесс в объединении строится в соответствии с данной программой.

Программа носит интегрированный характер: обучающиеся приобретают знания по основам ботаники, зоологии, экологии, осваивают навыки исследовательской работы, приобретают трудовые навыки.

Программа ориентирована на обучающихся 7-12 лет, интересующихся биологией, экологией, увлекающихся содержанием и разведением в домашних условиях комнатных растений, декоративных животных и аквариумных рыбок.

Набор в группу обучающихся свободный, по заявлению родителей. Единственным препятствием посещения живого уголка может стать аллергия на растения или животных.

Численность группы I года – 12-15 человек, II года – 10-12 человек, III года – 10-12 человек.

Программа рассчитана на три года обучения. Первого, второго и третьего года – 216 часов: 3 раза в неделю по 2 часа.
Цели и задачи

Цель: формировать  у воспитанников способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умение жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

  1. Формировать умения и навыки грамотного содержания и ухода за домашними растениями и животными.

  2. Формировать навыки исследовательской деятельности: умение работать с литературой, умение поставить и провести эксперимент с живыми существами, овладение некоторыми приемами научного мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация).

  3. Формировать ответственность за содержание, уход и кормление животных и растений, находящихся в объединении; бережное отношение к материальному оснащению объединения.

  4. Формировать понятия о взаимосвязях в природе.

  5. Развить духовную потребность в общении с природой.

Учебно-тематический план

Первый год обучения.




Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Связь животных и растений со средой обитания.

4

2

2

3.

Животные и растения в разные сезоны года.

8

2

6

4.

Многообразие животных и растений.

22

6

16

5.

Животные и растения в городской квартире.

30

10

20

6.

Уход за животными и растениями.

36

14

22

7.

Декоративные лекарственные растения.

12

4

8

8.

Растения - забавы.

20

2

18

9.

Экспериментальная работа.

6

-

6

10.

Подведение итогов.

4

4

-




Итого:

144

46

98


Второй год обучения.




Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Систематике растений и животных.

72

22

50

3

Основы селекции и генетики

62

26

36

4

Причины возникновения большого разнообразия живых организмов.

46

16

30

5

Условные и безусловные рефлексы. Дрессировка животных.

30

16

14

6

Подведение итогов.

4

4

-




Итого:

216

86

130


Третий год обучения.



Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Водное занятие

2

2

-

2

Организм и среда

34

12

22

3

Биогеоценозы

38

14

24

4

Основы этологии

14

10

4

5

Роль человека в биосфере

20

12

8

6

Наш край

10

6

4

7

Животный мир Якутии

42

22

20

8

Охрана природы. Вопросы экологии

8

4

4

9

Флористика и фитодизайн

44

8

36

10

Подведение итогов

4

4

-




Итого:

216

94

122


Содержание тем

1 год обучения.

1.Вводное занятие – 2 ч. Цели, задачи, виды деятельности и этапы работы по программе. Инструктаж по технике безопасности.

2. Связь животных и растений со средой обитания 4 ч. Среда обитания, приспособленность к среде обитания, экотип, экологическая ниша, вид.

Практические работы: Среда обитания домашних животных – одинаковая со средой обитания, экотип, экологическая ниша. Вид – вершина приспособленности организмов к среде обитания. Среда обитания человека – природа, история, культура.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconМоу дополнительного образования «Центр развития образования» Педагогическая копилка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы умк «Перспективная начальная школа» Н. А. Чураковой, О. В. Малаховской,...
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconОбучающий комплекс. Серия Школьный наставник Русский язык 2-4 кл. Начальная школа. 1
Чехляева А. Б. Методическая медиатека: Начальная школа. Русский язык 1 класс. Буква ь (мягкий знак) (Лучшее от лучших)
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconПрограмма «Школа здоровья» для учащихся 1-х классов разработана на...
Программы четырёхлетней начальной школы «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» icon1 «Начальная школа хх1 века» Характеристика ведущих идей учебно-методического...
Характеристика ведущих идей учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века» для четырехлетней начальной школы
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральных...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. «Начальная школа 21 века» Литературное чтение и слушание
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconРабочая программа по окружающему миру 1 класс умк "Перспективная начальная школа"
Программа «Окружающий мир» Федотовой О. Н., Трафимовой Г. В., Трафимова С. А. (образовательная программа «Перспективная начальная...
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconКонспект урока математики по теме "Число 10". 1-й класс
Умк: "Начальная школа XXI века", учебник по математике для 1 класса начальной школы руководителя проекта чл корр. Рао проф. Н. Ф....
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconОтчёт о результатах самообследования муниципального бюджетного
Полное наименование образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего...
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconДоклад мбоу «Верховажская начальная общеобразовательная школа»
Публичный доклад мбоу «Верховажская начальная общеобразовательная школа» за 2011-2012 учебный год
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель мо директор мбоу «Саврушская начальная мбоу «Саврушская начальная общеобразовательная школа»
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconПрограмма внеурочной деятельности мс(К)оу начальная школа-детский...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconПояснительная записка по умк «перспективная начальная школа»
Рабочая программа для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования, Федерального компонента...
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена на основе умк «Перспективная начальная школа», авторской программы Чураковой Н. А., Малаховской...
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconРабочая программа по математике составлена на основе Федерального...
В. Н. Рудницкой «Математика» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная...
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...
Педагогическая Олимпиада «Начальная школа» iconРабочая программа предмета «Музыка»
Фгос 2009 г., авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр М.; Вентана – Граф,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск