Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/21
Дата публикации05.02.2014
Размер2.13 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Директор МБОУ «Саврушская начальная

МБОУ «Саврушская начальная общеобразовательная школа»

общеобразовательная школа» _______________/З.П.Тимофеева

_____________/Г.В.Ишметова приказ № ____ от

Протокол №_____ от «___» _________________ 2011 г.«___» _________________ 2011 г.

Рабочая программа

по «Литературному чтению» для 3 класса

по образовательной системе «Школа -2100»

МБОУ «Саврушская начальная общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Тимофеевой Зои Павловны , учительницы 1 квалификационной категории

«Рассмотрено на заседании

педагогического совета протокол №___

от «___» ________ 2011 г.

2011-2012 учебный год

Рабочая программа составлена на основе :

1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 г. Москва, издательство «Дрофа», 2008г.

2. Федерального базисного учебного плана 2004 г. Москва, издательство «Дрофа», 2008г.

3.Примерных программ начального общего образования. Москва , издательство «Дрофа», 2008 г.

Для реализации программы используются следующие учебники, учебные и методические пособия:

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева . Литературное чтение, 3 -ий класс. «В одном счастливом детстве», учебник в 2.частях Москва, издательство «Баласс», 2009 г.

2. Е.В. Бунеева , О.В.Смирнова,М.А.Яковлева .Методические рекомендации для учителя к урокам чтения по книге . «В одном счастливом детстве».Москва, издательство «Баласс», 2001 г.

3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева . Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве», 3 класс, Москва, издательство «Баласс», 2011 г.

4. М.И.Скворцов, Русско-чувашский и чувашско- русский словарь для начальных классов, Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 2000 г.

5.М.И.Махмутова, Толковый словарь русского языка, Ленинград, издательство «Просвещение», 1982г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе действующей программы для общеобразовательных учреждений. «Программа по чтению и начальному литературному образованию для 1-4 классов общеобразовательной школы». Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. издательство: Москва, «БАЛАСС», 2004 год.
Программа является составной частью комплекта программ непрерывных курсов Образовательной программы «Школа 2100»; рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Программа реализована в учебнике «В одном счастливом детстве», 3 класс, часть 1,2. Издательство: Москва «БАЛАСС». Авторы: : Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.
Программа реализует стандарты первого поколения в третьих классах и учитывает реальные рамки учебного времени, а познавательные возможности обучающегося данного возраста. В ней сохранён замысел авторов и содержание программы, которая рассчитана на 68 годовых часов ( 2 часа в неделю).

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

На начальном этапе обучения основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места на уроках занимает работа с текстом, формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, – открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной “взрослой” литературы самых разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы “взрослой”. Произведения, включенные в книгу для чтения “В одном счастливом детстве”, позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современная детская литература.

Одним из ведущих принципов отбора и расположения материала является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова,О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой,В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, С. Черного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста.

Такова внутренняя логика системы чтения. Далее рассмотрим еще один путь решения поставленных в программе задач.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребенка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью “сквозных” персонажей и построения учебных книг, а значит, и системы уроков чтения в форме эвристической беседы.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с естественным течением жизни в семье третьеклассницы Насти. Настя вместе с папой читает книгу для чтения “В одном счастливом детстве”, размышляет, задает вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении книги для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, мы учитывали принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарем. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, совершенно естественно.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают “в рамках книг для чтения”, то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждой книги для чтения приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книги для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера по выбору учителя. В случае, если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

Программа по чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Тематика чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приемов понимания прочитанного.

4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эстетическое переживание прочитанного.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

6. Развитие устной и письменной речи.

Содержание программы 3-й класс (68ч)

  1. ТЕМАТИКА ЧТЕНИЯ



Прощание с летом. Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения. Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом. Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки. Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

Глухая пора листопада … Стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Д.Самойлова, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок

И кот ученый свои мне сказки говорил...” Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи В. Берестова, Г. Сапгира, В. Высоцкого, Б. Гребенщикова о сказках и волшебстве.

Поет зима, аукает...” Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачева, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме. Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой. Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях.

Наполним музыкой сердца...” Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека.

День смеха. Веселые юмористические стихи Г.Сапгира, Ю.Мориц, О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В.Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмореа

О весна, без конца и без краю...” Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Черного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы. Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля. Отрывки из произведений К. Паустовского, Г. Цыферова и др. о России, о любви к родной земле.

2. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

I полугодие. Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами (многосложные малоизвестные слова – по слогам). Использование логического ударения, пауз внутри сложного предложения, между предложениями и частями текста, соответствующей интонации. Темп чтения вслух – 60–70 слов и выше.

Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 20–30 слов больше, чем при чтении вслух.

II полугодие. Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого тек-
ста – 75–80 слов.

Осознанное чтение про себя. Темп чтения – на 20–30 слов больше, чем при чтении вслух.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; “эксперимент с заглавиями”: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основании заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

  1. ЭЛЕМЕНТЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом текстах слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

– речь героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Формирование внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

Высказывание своего отношения к прочитанному.

5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАКОМСТВО С ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий “герой-персонаж” – “рассказчик” – “автор”.

Повесть, ее отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

должны уметь:

– практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.

6. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Формирование умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

должны уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

Основные знания, умения, навыки на конец третьего года обучения.

• Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответ-ствующий строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста 75-80 слов в минуту.
• Знать что такое рассказ, повесть и её отличие от рассказа.
• Знать что такое пьеса, признаки драматических произведений.
• Уметь работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла; самостоятельное придумывание заглавия).
• Уметь выделять ключевые слова находить связь ключевых слов и главной мысли.
• Уметь самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом.
• Уметь составлять простой план (повест. предложения, план из вопросов, план из предложений текста).
• Уметь выбрать из текста нужный отрывок для подтверждения какой-либо мысли, а также выборочное чтение по конкретному заданию.
• Уметь создавать образ литературного героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь, отноше-ния автора к герою, его обоснование).
• Уметь понимать образные выражения, представлять картины нарисованные автором.
• Уметь высказывать своё отношение к прочитанному.
• Заучивать наизусть и выразительно читать небольшие отрывки прозы и стихотворения.
• Уметь писать сочинения на заданную тему, выполнять творческие работы (сочинение сказок, стихов и тд.)

Тематическое планирование



Название разделов и тем

Запланировано

Развитие речи

Внеклассное чтение

Проверочная работа

Творческая работа

1

Вводный урок

1 ч













2

Раздел 1. Прощание с летом

4

1 соч-миниат

1







3

Раздел 2. Летние приключе-ния и путешествия.


11ч













4

Раздел 3. Природа летом









1




5

Раздел 4. Уроки и переменки















6

Раздел 5. Глухая пора листопада…







1

1




7

Раздел 6. И кот ученый свои мне сказки говорил












1

Сочинение сказки

8

Раздел 7. Поет зима , аукает…


6 ч







2




9

Раздел 8. Животные в нашем доме

5 ч




1







10

Раздел 9. Мы с мамой и папой


6 ч.







2




11

Раздел 10. Наполним музыкой сердца


2 ч













12

Раздел 11.День смеха
















13

Раздел 12.Весна

2 ч







1

1


14

Раздел 13.День Победы






1







15

Раздел 14.Родная земля


















ИТОГО

68 ч

1

4

7

2

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск