Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета





Скачать 163.38 Kb.
НазваниеГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета
Дата публикации06.04.2015
Размер163.38 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАЛУЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР УЧАЩИХСЯ»
УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета

ГБОУДОД «Эколого-биологического центра»

от «__» _______________________ 20____ г.
Директор

ГБОУДОД «Эколого-биологического центра»
_______________________ И.А. Патричная

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

для обучающихся 13-16 лет

срок реализации – 1 год

Автор:

педагог

дополнительного образования

Птушкин И.Е.

Калуга

2013
Пояснительная записка
Стратегическая цель образования в России ориентирована на развитие творческих способностей ребенка, стремления его к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Учреждения дополнительного образования – центр творческого развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения. Это требует качественного изменения содержания и форм образовательной деятельности.

 Краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития ребенка. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущем своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьника мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, - гордость за это.

Актуальность программы данной программы заключается в том, что её социально-педагогическая направленность не только повышает интерес к истории, но и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, её природным особенностям и преданиям.

Новизна программы заключается в том, что ребенок получает краеведческие знания с помощью музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор учащихся, в непринужденной обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.
Цель программы «Историческое краеведение» - освоение наиболее полной и всесторонней информацией о Калужском регионе, его особенностях и специфике.

Задачи программы:

1. Образовательные:

- последовательное изучение исторического, культурного и природного наследия своей малой Родины, муниципального района, региона и страны средствами туризма и краеведения;

- развивать интерес к краеведческим знаниям;

2. Развивающие:

- способствовать выявлению и развитию научно-исследовательских способностей обучающихся;

- способствовать раскрытию творческих возможностей обучающихся.

3. Воспитывающие:

- воспитывать любовь к родному краю, к своим родственникам, близким и друзьям;

- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения.

Сроки реализации программы, возраст обучающихся, режим занятий:
Программа рассчитана 1 год обучения – 144 ч., 4 ч. в неделю.

Группа комплектуется из обучающихся 7-9 классов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:


  • Пользоваться справочной и исторической литературой при изучении краеведения.

  • Формировать собственную гражданскую позицию.

  • Использовать широкий краеведческий кругозор в профессиональной деятельности;

  • Развивать бережное отношение к историческому прошлому своих предков.


знать:


  • Основные этапы экономического, научного и культурного развития изучаемого края;

  • Географические особенности региона, экологическую обстановку в Калужском крае.

  • Историческую судьбу региона

  • Современное развитие региона


Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:


  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;

  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации


Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться как на теоретическом, так и на практическом уровне. В структуре курса используются следующие виды занятий: теоретические, экскурсионные, дискуссионные, проектные.
Основными способами проверки результативности образовательной программы является выполнение сообщений по каждому разделу программы и за год. Темы сообщений подразумевают не только содержательную проверку знаний и умений, наблюдения за выполнением работ позволяет отследить развивающие и воспитательные компоненты. Итоговой проверкой знаний является тест в конце годичного курса.
Учебно-тематический план




п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Общее

Введение

12

1

Введение

4

-

4

2

Государственный символы (гимн, флаг, герб Калуги, гербы районных городов).

-

4

4

3

Самостоятельная работа

1. Работа со словарём

2. Подготовка сообщений.

-

4

4

Раздел 1. Источники и историография.

14

4

Архивные источники по истории Калужского края. Архивы города и области.

4

-

4

5

Историография. История изучения региона.

4

-

4

6

  1. Работа со словарем

  2. Решение заданий

  3. Подготовка сообщений, презентаций и рефератов.

  4. Экскурсия по архивам города

-

6

6

Раздел 2. Историческое прошлое края.

88

7

Физико-географическое положение области. Природные ресурсы, полезные ископаемые региона, растительный и животный мир. Экологическая ситуация.

6

-

6

8

Археологическое изучение региона: история. Местонахождение крепости. Древнейшая история развития города.

4

-

4

9

Древняя история Калуги и областных городов. Возникновения. Калуга при первых князьях. Взаимоотношения с Литвой.

4

-

4

10

Калуга в XVI-XVIII столетиях. Калуга при первых Романовых. Участие в Земских соборах. Реформирование. Калуга при Петре I и Екатерине II. Создание губернии, первые губернаторы. Калужское чиновничество и социальный состав региона.

6

-

6

11

Калуга в XIX в.: Отечественная война 1812 г., реформы 1860-х гг. в губернии. Калужское купечество. Экономическая и культурная жизнь губернии.

6

2

8

12

Калуга в ХХ в.: революция 1905-1907 гг., революция 1917 г., утверждение власти большевиков.


6

-

6

13

Калуга в годы Великой Отечественной войны, оккупация, калужское гетто. Калуга в послевоенные годы.

4

4

8

14

1. Работа со словарем

2.Решение заданий

3.Подготовка сообщений, презентаций и рефератов.

4.Экскурсия. Посещение памятных мест времён Великой Отечественной войны

-

8

8

15

Православные церкви, храмы и монастыри губернии. Основные религиозные центры. Калужская епархия. Митрополит Калужский и Боровский.

4

-

4

16

Народное образование в Калужской губернии: история и современность. Первые учебные заведения, церковно-приходские школы, ремесленные училища, калужская реальная гимназия. Женское образование в губернии. Посещения здания бывшей Николаевской мужской гимназии

2

2

4

17

Архитектура Калуги. Застройка города. Первые архитекторы и их творения. Каменный мост, Гостиные ряды. Купеческая архитектура города, городские усадьбы


2

2

4

18

Калуга в лицах. Космическая Калуга (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Ю. Гагарин). Литературная Калуга (Н.В. Гоголь, А.С.Пушкин, братья Аксаковы, Л.Н. Толстой). Музыкальная Калуга.

2

2

4

19

1. Подготовка сообщений.

2. Посещение музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского.

-

4

4

20

Народные промыслы в крае: становление и развитие. Ткачество, деревянная резьба, роспись, народный танец.

4

-

4

21

Помещичьи усадьбы на территории края. Дворянский быт и культура. Усадьба Полотняный завод, усадьба Кашкиных в с. Нижние Прыски, усадьба Оболенских и т.д.

4

-

4

22

  1. Работа со словарем

  2. Решение заданий

  3. Подготовка сообщений, презентаций и рефератов.

  4. Составление контурной карты

  5. Эссе

  6. Таблицы

  7. Посещение музеев города

-

8

8

Раздел 3. Калужская область и современность.

32

23

Калужские улицы как зеркало истории города. Регулярный план застройки города. Современная архитектура. Проблема сохранения культурного наследия.

6

-

6

24

Средства массовой информации региона. История периодической печати региона. Современные газеты, журналы, теле и радиовещание.

6

2

8

25

Самоуправление региона. Система местных органов власти и порядок их формирование. Молодежное самоуправление региона. Территориальные объединения и общины.

6

2

8

26

  1. Работа со словарем

  2. Решение заданий

  3. Подготовка сообщений, презентаций и рефератов.

-

10

10

Всего:

144

Содержание программы

1 год обучения

(144 ч., 4 часа в неделю).
Введение (темы1-4).

Краеведение как наука. Методика исследования. Предмет и объект науки. Государственный символы (гимн, флаг, герб Калуги, гербы районных городов).

Практические работы.

Работа со словарем. Решение заданий. Подготовка сообщений, презентаций и рефератов.
Раздел 1. Источники и историография (темы 5-6).

Архивные источники по истории Калужского края. Архивы города и области. Историография. История изучения региона.

Практические работы.

Работа со словарем. Решение заданий. Подготовка сообщений, презентаций и рефератов. Экскурсия по архивам города.
Раздел 2. Историческое прошлое края (7-21).

Физико-географическое положение области. Природные ресурсы, полезные ископаемые региона, растительный и животный мир. Экологическая ситуация. Археологическое изучение региона: история. Местонахождение крепости. Древнейшая история развития города. Древняя история Калуги и областных городов. Возникновения. Калуга при первых князьях. Взаимоотношения с Литвой. Калуга в XVI-XVIII столетиях. Калуга при первых Романовых. Участие в Земских соборах. Реформирование. Калуга при Петре I и Екатерине II. Создание губернии, первые губернаторы. Калужское чиновничество и социальный состав региона. Реформирование Калуга в XIX в.: Отечественная война 1812 г., реформы 1860-х гг. в губернии. Калуга в ХХ в.: революция 1905-1907 гг., революция 1917 г. Калуга в годы Великой Отечественной войны, оккупация, калужское гетто. Калуга в послевоенные годы. Православные церкви, храмы и монастыри губернии. Основные религиозные центры. Калужская епархия. Митрополит Калужский и Боровский. Народное образование в Калужской губернии: история и современность. Первые учебные заведения, церковно-приходские школы, ремесленные училища, калужская реальная гимназия. Женское образование в губернии. Архитектура Калуги. Застройка города. Первые архитекторы и их творения. Каменный мост, Гостиные ряды. Купеческая архитектура города, городские усадьбы. Калуга в лицах. Космическая Калуга (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Ю. Гагарин). Литературная Калуга (Н.В. Гоголь, А.С.Пушкин, братья Аксаковы, Л.Н. Толстой). Музыкальная Калуга. Народные промыслы в крае: становление и развитие. Ткачество, деревянная резьба, роспись, народный танец. Помещичьи усадьбы на территории края. Дворянский быт и культура. Усадьба Полотняный завод, усадьба Кашкиных в с. Нижние Прыски, усадьба Оболенских и т.д.

Практические работы.

Работа со словарем. Решение заданий. Подготовка сообщений, презентаций и рефератов. Экскурсия в музей.
Раздел 3. Калужская область и современность (21-24).

Калужские улицы как зеркало истории города. Регулярный план застройки города. Современная архитектура. Проблема сохранения культурного наследия. Средства массовой информации региона. История периодической печати региона. Современные газеты, журналы, теле и радиовещание. Самоуправление региона. Система местных органов власти и порядок их формирование. Молодежное самоуправление региона. Территориальные объединения и общины.

Практические работы.

Работа со словарем. Решение заданий. Подготовка сообщений, презентаций и рефератов.

Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
На каждом этапе реализации программы можно использовать самый широкий спектр методов, обеспечивающих максимально эффективное усвоение материала каждым воспитанником. Конкретные методы работы педагог выбирает соглас­но составу данной группы, ее обученности, личностным возмож­ностям. Так, теоретические занятия разумно проводить в форме бесед, лекций-консультаций, семинаров, используя наглядные материалы.

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

Методы:

  1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

  2. Наглядные методы: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

  3. Практические методы: экскурсии.

  4. Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.

Формы:

  1. практические занятия

  2. беседы

  3. экскурсии

  4. зачетные занятия


Особенности программы:

  • интегрирование с другими учебными предметами.

  • наличие активной практической части (практические работы, экскурсии).



условия реализации программы дисциплины



Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: доска, столы, стулья.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийное оборудование.


  1. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Список литературы для педагога


  1. Калугаведение: хрестоматия для учащихся. – Калуга: Изд-во научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2008. – 256с.

  2. Атлас Калужской области: - Калуга: Золотая аллея, 2009.

  3. Малинин А.Д. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. – Калуга: Золотая аллея, 2012.

  4. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 2011.

  5. Калужская Энциклопедия. – Калуга: Изд.: Н. Бочкаревой, 2010.

  6. От Тарутино до Малоярославца. – сост. Котлякова Н.В., Назарян Е.А. – Калуга: Золотая аллея, 2000.

  7. Очерки по истории и культуре Калужского края. – Калуга 2009.

  8. Физическая география и природа Калужской области. – Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 2011. – 272с.

  9. Фридгельм Е.И. – Калуга и калужане. – Калуга: Золотая аллея, 2008.

  10. Трефилов В.В. – Полотняный Завод. – Калуга: Золотая аллея, 2008.

  11. Калужский край. Документы и материалы. Кн.2. Калуга: Государственный архив Калужской области, 2007.

  12. Летопись Калужская. Под ред. Ларина А.К. - Калуга, 2011.

  13. География Калужской области. Тула: Приокское книжное из-во, 2009.

  14. Днепровский-Орбелиани А.С. Зодчество Калужского края с древности до наших дней. - Калуга: Из-во Бочкаревой Н.Ф., 2009.

  15. Днепровский-Орбелиани А.С.. Калужский архитектор и строитель В.Д.Виноградов. Калуга, 2009.

  16. Калужский Березуй / Сост. В.Н.Фридгельм. Калуга, 2009.

  17. Филинова Л.И.. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2008.

  18. Комиссаров В.И. Православные храмы Калуги. - Калуга: Из-во Бочкаревой Н.Ф., 2011.

  19. Фехнер М. Калуга. Боровск. – М.: Искуство, 2012.

  20. Абдурахман ал-Газигумуки. Краткое изложение подробного описания дел имама Шамиля (Калуга, 1281 г.х.) (пер. с араб., комм., указатели Тагировой Н.А.). – М., 2009.

  21. Глушкова В.Г. Путешествие из Москвы в Калугу: Исторический путеводитель. М.: Изд-во Вече, 2008.

  22. Р.Н.Орешкина. Родословная семейства Федоровых из деревни Красотынка. Калуга, 2009.

  23. Азарова Т.В. "Калужские частушки", 2009 г., 124 с.

  24. Андреева Н.И. "Калужские губернаторы", 2010 г., 192 с.

  25. Бессонова Т.Ф. В лето 1812 … - Калуга: Золотая аллея, 2010. – 176с.

  26. И.В.Гужова. Художественное собрание Никанора Ивановича Васильева. Каталог коллекции. Калуга, 2002.

  27. .П.Паутова, Л.В.Калашникова, Л.Б.Бирюкова. Калужский след Пришвиных. Калуга, 2003.

  28. Фролов А. Прошкин О. Таруса в Х – XIV вв. (по данным археологии). – Калуга: Золотая аллея, 2011. – 88с.

  29. Прошкин О.Л. Чертово городище. Освоение славянами Верхнего Поочья. – Калуга: : Золотая аллея, 2011. – 144с.

  30. Археология Калужской области. – Калуга: Изд-кий педагогический центр «Гриф», 1999. – 376с.

  31. Материалы научной конференции, посвященной 90-летию ГАКО. – Калуга: ООО «Изд-во научной литературы «Ноосфера», 2010. – 624с.

  32. Малинин Д. И. Неизданные рукописи. – Калуга: Золотая аллея, 2010. – 504с.

  33. Калужский некрополь: сб. статей. – Калуга: ГП «Облиздат», 2009. – 244с.

  34. Народы Востока и Калужский край. Ссыльные и военнопленные мусульмане в Калужской губернии во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. – Калуга: Изд-во научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2009. – 244с.


Список литературы для обучающихся
1.Малинин Д.И. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга: Золотая аллея, 1912, (переиздание 1992).

2. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга: Золотая аллея, 1993.

3. Николаев Е.В. По Калужской земле. М.:"Искусство", 1968.

4. Фехнер М.В. Калуга. М., 1971.

5.Чернышев С.С. Родиноведение. М.,1909, /переиздание 1993, Калуга/.

6. Туристские тропы Калужской области. Сост. Зеленов В.С. Тула, 1990.

7. Летопись Калужская. Под ред. Ларина А.К. - Калуга, 1991.

8. География Калужской области. Тула: Приокское книжное из-во, 1989.

9. Днепровский-Орбелиани Зодчество Калужского края с древности до наших дней. – 9. Калуга: Из-во Бочкаревой Н.Ф., 2005. - 304 с.:ил.

10. Комиссаров В.И. Православные храмы Калуги. - Калуга: Из-во Бочкаревой Н.Ф., 2001.-128 с., ил.
Интернет ресурсы


  • Калужский краеведческий музей

http://kaluga.amr-museum.ru/menu.html

  • История Калужского края http://www.admobl.kaluga.ru/New/History/history.htm

  • http://kaluga-city.by.ru/names/litra/malinin.htm

  • Открытая православная энциклопедия "Древо" http://drevo.pravbeseda.ru/index.php

  • Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru/article/index.html

  • сайт "Калуга"

  • http://www.kaluga.hut2.ru/foto/30.htm



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Случается, что они неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той доброты, того чуткого и деликатного отношения...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconПрограмма работы объединения «Умелые руки»
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconПрограмма дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский эколого-биологический центр...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconОбразовательная программа Государственного автономного образовательного...
Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconБрянской области государственное образовательное учреждение дополнительного...
Мы предлагаем авторский вариант программы, которая может стать основой работы кружка «Комнатное цветоводство». Программа также может...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconКонкурс исследовательских работ «Природа бесценный дар, один на всех»
Ответственный за проведение регионального этапа конкурса – председатель Совета регионального отделения оодэд «Зеленая планета», методист...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ответственный за проведение регионального этапа конкурса – председатель Совета регионального отделения оодэд «Зеленая планета», методист...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconОбластное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Лермонтова, д. 60, г. Томск, 634050,, тел/факс (3822) 52-90-50, 53-54-13, 52-93-26, e-mail
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета icon«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр дополнительного образования...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconСборник информационно-методических материалов для работающей молодежи
Калужской области «Трудяга». На его страницах Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Областной молодежный центр»...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconПрограмма рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" Протокол №2
...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconМинистерство общего и профессионального образования свердловской...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета естественно – географического факультета (протокол от 20 г. № )
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей калужской области «калужский областной эколого-биологический центр учащихся» утверждено на заседании методического совета iconУчастники и итоги областного этапа Международного детского экологического форума
Сове-та регионального отделения оодэд «Зеленая планета», учитель биологии и химии Тесник Юлия Валерьевна, заместитель председателя...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск