«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство»





Скачать 329.01 Kb.
Название«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство»
страница1/2
Дата публикации13.10.2014
Размер329.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2
Управление образованием администрации

муниципального образования Ейский район

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска

муниципального образования Ейский район

Тема: «Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство»

Автор опыта:

Камагурова Наталья Владимировна

педагог дополнительного образования

Ейск 2009

Содержание



  1. Информационная карта передового педагогического опыта 3

  2. Целостное описание опыта 6

  3. Результативность опыта 19

  4. Библиографический список 20

  5. Приложение к опыту 21


Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство»

Сведения об авторе опыта

Камагурова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования МОУДОД эколого-биологического центра г. Ейска МО Ейский район, педагогический стаж – 14 лет, организует работу кружка «Аквариумное рыбоводство», тел. 89604840155, тел. 3-62-19.

Тема опыта: Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство».

Условия возникновения, становления опыта. Тема возникла 5 лет назад, в результате систематической работы на базе коррекционных учреждений города, педагог принял решение о систематизации и обобщении опыта работы.

Воспитанниками кружка «Аквариумное рыбоводство» наряду с физически здоровыми детьми, являются воспитанники школы-интерната № 3 для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Школа-интернат № 3 является одним из лучших образовательных учреждений подобного типа в Краснодарском крае. В ней обучается 51 воспитанник. Учебная база школы значительно обновлена в последние годы. Ученики школы – дети из неблагополучных семей, родителей, лишенных прав. Дети трудной судьбы, часто педагогически запущенные, требующие особого внимания, тепла и заботы. Имеются значительные трудности в формировании у воспитанников основных компетентностей.

В первый год работы кружка возник ряд трудностей в выборе форм, методов подачи информации. Этот недостаток мотивировался недостаточной базой знаний педагога дополнительного образования в области работы с детьми с нарушениями в развитии, который постепенно устранялся Камагуровой Н.В. в ходе работы кружка.

Актуальность опыта. Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии – это сложный и многогранный процесс, который складывается из множества компонентов, реализуемых в учебной и воспитательной работе школы. Мотивация учащихся в учебной деятельности значительно ниже, чем во вне урочной. Ребятам интересно участвовать в работе кружков и секций. Следовательно, и процесс развития речи и мышления в этой сфере идет значительно активнее. Ребята с удовольствием занимаются на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство», получают практические навыки и умения в уходе за аквариумными рыбами и параллельно с этим у них развиваются речевые навыки, мышление, воображение, внимание, память.

Теоретическое обоснование опыта. Данный опыт работы опирается на модифицированную образовательную программу кружка «Аквариумное рыбоводство» (Приложение № 1), календарно-тематическое планирование (Приложение №2), методику развития основных компетентностей у детей с нарушениями в развитии, основы коррекционной психологии и педагогики.

Ведущая педагогическая идея опыта. Дети, обучающиеся в данном объединении, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизическом развитии. У ребенка в силу перенесенных мозговых заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний по основам наук. Благодаря высокой мотивации к занятиям в кружке «Аквариумное рыбоводство», достигается основная цель опыта и ее результативность достаточно высока и действенна.

Технология опыта. Программа кружка «Аквариумное рыбоводство» построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности; структурирована по ступеням общего образования (для учащихся средних и старших классов, интересующихся биологией и увлекающихся содержанием и разведением рыб в домашних условиях).

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает подбор материала для конкретных возрастных групп, использования их жизненного опыта и возможность дальнейшей систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

Программа кружка предусматривает последовательное расширение знаний, умений и навыков, полученных на природоведения, зоологии в школе. Для начального этапа обучения в кружке необходимы знания по классификации животного мира, основные экологические характеристики водоемов.

В основу программы положен экологический принцип: кружковцы получают знания о взаимосвязях животных и растений со средой обитания, азы правил поведения в природе, рационального использования ее богатств.

Для более успешного усвоения материала необходимо проводить занятия следующих форм: практические, лабораторные работы, экскурсии, уроки-исследования, встречи с интересными людьми и проч.

Особенностью данной программы является наличие регионального компонента – изучение обитателей водоемов Краснодарского края. Это позволяет на практике познакомить учащихся с фауной родного края. В программу введены новые темы: «Экология Азовского моря», «Морские рыбы Краснодарского края», «Ценные виды рыб, нуждающиеся в охране», «Рыбы, акклиматизированные на Кубани», «Промысловые рыбы Краснодарского края».

Цель программы:

  1. Создать условия для удовлетворения познавательных потребностей детей, склонностей к научно-исследовательской работе; познакомить посредством практической деятельности с многообразием подводного мира: растениями и животными, населяющими аквариум, местные водоемы.

Задачи программы:

  1. Формирование у школьников потребности в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для использования в быту, творческой, сознательной поисковой деятельности.

  2. Развитие устойчивого интереса к научно-исследовательской работе, селекционной работе с аквариумными рыбами.

  3. Изучение экологического состояния водных бассейнов, в том числе местных водоемов.

  4. Выработка практических умений и навыков в работе с аквариумом.

  5. Воспитание разумного, гуманного отношения к животным и растениям.

  6. Способствовать разностороннему развитию каждого ребенка, расширению кругозора, развивать самовыражение личности ребенка через творческую деятельность.

  7. Научить учащихся оценивать экологическую ситуацию водоемов.

  8. Проводить трудовое воспитание, воспитывать уважение к труду людей.

  9. Пропагандировать аквариумное рыбоводство среди школьников.

Объем материала программы рассчитан на два года обучения.

На первом году обучения учащиеся должны:

  • Владеть навыками работы с аквариумом;

  • усвоить общие сведения о содержании аквариумных рыб;

  • изучить устройство аквариума;

  • знать биологические особенности рыб и растений;

  • изучить правила ухода за аквариумом и его обитателями;

  • владеть вопросами аквариумного рыборазведения;

  • изучить экологическое состояние флоры и фауны местных водоемов.

Особое внимание на занятиях кружка первого года обучения уделяется технике безопасности. Учащиеся должны иметь элементарные представления о электротехнике, о культуре труда.

На втором году занятий включены темы, требующие начальных знаний в области химии, физики. Многие занятия связаны с практической работой в условиях учебного помещения на базе эколого-биологического центра. Для учащихся второго года обучения продуманны темы рефератов, докладов и других форм самостоятельной работы (в том числе исследовательской) для сообщения на общем занятии объединения.

На втором году обучения учащиеся должны:

  • Знать систематику рыб, экологию Азовского моря.

  • изучить устройство аквариума, биологические особенности аквариумных рыб и растений;

  • правила ухода за аквариумами и его обитателями;

  • экологию Азовского моря и видовое разнообразие рыб Краснодарского края.

Основными формами работы кружка являются лабораторные, практические и исследовательские работы. Большое место занимают экскурсии на водоемы, в специализированные учреждения рыборазведения, музей, на выставки, в местные организации, занимающиеся проблемами охраны окружающей среды.

Для реализации целей программы необходимо использование следующих методов целостного педагогического процесса: словесные (беседа) – используется при введении нового материала, знакомстве с темой работы. Этот метод применяется в тех случаях, когда тема частично знакома детям, возможна опора на их жизненный опыт (например, при изучении темы: «Рыбы местных водоемов»). Объяснение, как вид словесного метода, используется в тех случаях, когда тема сообщения учителя не знакома учащимся. Например, при знакомстве с болезнями рыб, кормами, используемыми в рыбоводстве.

Практический метод обучения является основным, так как основной частью каждого занятия кружка является практическая работа по уходу за животными и растениями аквариума. Лабораторная работа используется на тех занятиях, когда учитель знакомит учащихся с физическими свойствами воды, разведением рыб и т.д. Экскурсия как вид практического метода используется в конце изучения разделов.

Наглядный метод обучения имеет место на каждом занятии кружка. Рекомендуется использовать иллюстрации с изображением рыб и растений аквариума; технологические таблицы, отражающие порядок и способ выполнения работ по уходу за аквариумом; натуральные объекты: живые рыбы и растения, инструменты; ТСО – звукозапись для создания музыкального фона при выполнении работ; видеофильмы по темам программы.

В процессе обучения учащиеся получают широкие возможности для обмена опытом с любителями - аквариумистами города, навыки самостоятельной практической работы, овладевают исследовательскими методиками, учатся логически мыслить, подводить итоги проделанной работы.

Знания, умения и навыки, полученные на занятиях кружка «Аквариумного рыбоводства» помогут учащимся самостоятельно ухаживать за аквариумом, заниматься разведением рыб и водных растений, кроме того помогут сделать выбор в пользу будущей профессии, связанной с водной экологией.

На занятиях кружка происходит процесс экологического воспитания учащихся: у детей повышается общественная активность, появляется стремление практически участвовать в деле охраны природы, развивается гуманное отношение к животным и растениям.

Новым в данной программе является приоритет трудового воспитания. Ребята самостоятельно изготавливают учебно-наглядный материал, игры, оборудование для уголка живой природы. В процессе занятий обеспечивается эмоциональное благополучие ребенка, профилактику асоциального поведения, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка, укрепление физического и психического здоровья ребенка.

Количество учебных часов составляет 144 часов за два года обучения. Режим работы: 1 раз в неделю по 2 часа. Возраст обучающихся составляет 11-17 лет.

Занятия проходят на базе эколого-биологического центра в кабинете аквариумного рыбоводства. Учащиеся занимаются кормлением рыб, подменой воды в аквариуме, заготавливают корма, подготавливают нерестовики и т.д., кроме того они являются активными участниками всех праздников и других экологических мероприятиях.

Умственно отсталые дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1-3% от общей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребёнок включает в себя разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространённый характер.

Морфологические изменения, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции. Всё это обусловливает возникновение у ребёнка различных речевых нарушений. Поражение мозговых систем, обусловливающих недоразвитие и нарушения их психики, возникает на ранних этапах развития – во внутриутробном периоде, при рождении или в первые годы жизни.

Дети - олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно в сфере познавательных процессов. Имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания.

Дети – олигофрены способны к развитию, хотя процесс развития проходит замедленно, атипично, с отклонениями.

Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении, или в повышенной заторможенности, или в общей ослабленности всех реакций и т.п. У многих учащихся, кроме указанных нарушений, имеются также грубые нарушения физического развития.

К сказанному следует добавить, что нарушения, как умственного развития, так и других сторон личности ребенка могут быть различны по степени и форме.

Все это осложняет решение задачи обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Отсюда возникает противоречие между необходимостью всестороннего воспитаний умственно отсталых детей и невозможностью полноценного усвоения ими нравственных норм и правил в силу недостатков умственного развития.

Для успешной работы с детьми педагогу необходимо знать индивидуальные особенности учащихся. Знание причин умственной отсталости, истории развития, особенностей характера воспитанников поможет найти эффективные приёмы и методы работы по коррекции недостатков воспитания. С этой целью педагог изучает личные дела учащихся, налаживает тесную связь с родителями. Педагог ведет дневники наблюдений, где отмечаются различные события в жизни коллектива и участие в них отдельных учеников. Рекомендуется кроме дневников наблюдений вести специальные карточки на каждого ученика. В карточках отмечаются те или иные стороны поведения воспитанников, особенности их развития, участие их в общественной жизни коллектива. С записями в карточках знакомятся учителя, социальный педагог, психолог, школьный психиатр, что оказывает значительную помощь в их работе. Педагог планирует мероприятия с родителями детей с целью вовлечения их в коррекционно-воспитательный процесс. Эта работа состоит в организации родительских собраний, встреч учащихся с родителями, передовиками производства, посещение семей воспитанников.

Важными задачами умственного воспитания детей с нарушениями в развитии являются:

- формирование фонда знаний и совершенствование их качества;

- развитие и коррекция способов умственной деятельности;

- воспитание интеллектуальных качеств личности;

- формирование культуры умственного труда.

Для продвижения ребёнка – олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков важным является не всякое, но специально организованное воспитание и обучение. Специальное обучение, направленное на развитие умственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь формирование высших психических процессов, особенно – мышления. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению умственно отсталого ребёнка в общем развитии и тем самым создаёт основу для социально-трудовой адаптации. Кружок «Аквариумное рыбоводство» в значительной степени способствует развитию мышления. Программа кружка предусматривает последовательное расширение знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения и зоологии в школе. Для начального этапа обучения в кружке необходимы знания по классификации животного мира, основные экологические характеристики водоемов. Педагог предлагает детям задания различного уровня сложности с учетом их возрастного и индивидуального развития. Например:

  • В ходе объяснения нового материала педагог предлагает вопросы различного уровня сложности (например: в чем состоит отличие животных наземной и водной среды обитания; к какому отряду рыб принадлежит изучаемый вид и т.п.)

  • Дидактические игры (Приложение № 3);

  • Ребусы, кроссворды (Приложение № 3)

  • Тестированные задания (Приложение № 3)

  • Задания проблемного характера (например: как повлияет снижение численности бычка на популяцию судака в акватории Азовского моря?)

Важное направление обучения предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы детей, которая играет большую роль и в усвоении знаний, умений и навыков, и в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации детей вне учебного заведения. Кружок «Аквариумного рыбоводства» способствует социальной адаптации умственно-отсталых детей посредством следующих мероприятий:

  • Экскурсии на побережье Ейского лимана, Таганрогского залива;

  • Экскурсии к аквариумистам-любителям;

  • Экскурсия на учебно-опытную базу ЕМРПТ;

  • Экскурсия в Ейский океанариум «Акулий риф» (Приложение № 4);

  • Участие в мероприятиях, проводимых эколого-биологическим центром города Ейска и ГУДОД ЭБЦ Краснодарского края;

У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Ещё большие трудности представляют задания, требующие словесно-логического мышления, такие, как понимание несложных текстов, содержащих те или иные зависимости, временные, причинные. Дети воспринимают материал упрощённо, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений. Выполняемый ими мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью. Анализ неупорядочен, бессистемен, дети непоследовательно называют то, что бросается в глаза, без выделения главного, более существенного. Дети-олигофрены обращают внимание на особенности, отличающие один объект от другого и, как правило, не говорят о том, чем эти объекты похожи. В ряде случаев дети утверждают различие, между объектами ссылаясь на их несопоставимые признаки. На занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» детям предлагаются задания следующего характера:

  • Выполнение последовательных алгоритмов работы с аквариумом. (Детям предлагаются карточки с описанием различных алгоритмов: пересадка рыб, посадка водных растений, установка аквариумного оборудования) (Приложение № 3)

  • Выполнение заданий типа: расположение звеньев пищевой цепи; круговорот воды в природе и т.п.) (Приложение № 3)

  • Выполнение заданий по нахождению сходства и отличия водных животных и водных растений, водных млекопитающих и рыб.

Возникают сложности и при сравнении двух или нескольких объектов, вместо сравнения, начинают анализировать один из них и, в силу недостаточной критичности, неумения контролировать свои действия, совершенно не замечают этого.

Ещё более сложной задачей для умственно отсталых школьников является обобщение предметов и явлений. Их обобщения часто оказываются слишком обширными, недостаточно дифференцированными. На занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» педагог предлагает воспитанникам различные задания для развития словесно-логического мышления. Например:

  • Из предложенных иллюстраций рыб (морских, речных) выбери только морских. Обоснуй свой выбор.

  • Составь рассказ о любимой аквариумной рыбке.

  • Реши кроссворд, ребус, сканворд.

  • Из деталей иллюстрации составь общую картинку.

  • Составь цепь питания. Обоснуй.

  • Из предложенной цепи питания удали звено. Объясни последствия. (Приложение № 3)

Следует подчеркнуть, что дети также недостаточно критично относятся к результатам своей деятельности, они вполне удовлетворяются достигнутыми успехами, не выражая желания самостоятельно улучшить их. В этом определённую роль играет ограниченность знаний и интересов, а также их интеллектуальная пассивность, снижение мотивации деятельности, равнодушие к происходящему. Занятия кружка «Аквариумное рыбоводство» помогают устранить эту проблему. В течение пяти лет педагог использует систему оценивания результатов деятельности детей на каждом занятии кружка. Для этого была создана система баллов и поощрений. В кабинете, где занимаются дети, установлен экран соревнований, где отражается результативность работы каждого кружковца. Система оценивания представляет собой жетоны различного цвета и формы, которые вручаются детям по результатам их работы. (Приложение № 5)

Характеризуя мышление умственно отсталых учащихся, следует специально подчеркнуть стереотипность, тугоподвижность этого процесса. Именно поэтому применение имеющихся знаний в новых условиях вызывает у школьников затруднения и часто приводит к неправильному выполнению задания. Для устранения этого недостатка педагог на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» предлагает учащимся задания, которые требуют критичности мышления. Например: определить, как правильно ухаживать за новой рыбой в аквариуме, при условии, имеющихся знаний по уходу за этим семейством рыб; определить, как правильно ухаживать за новым видом водного растения, при достаточной базе знаний по уходу за растениями.

Продвижение в умственном развитии детей с нарушениями в развитии в значительной мере обусловлено уровнем их речевой подготовки, успешностью овладения языком слов, реализацией речевых возможностей. Чем выше уровень овладения языком, тем благоприятнее условия для формирования фонда знаний и совершенствования их качества. Знания усваиваются постепенно и не всегда сразу становятся полноценными.

К числу качеств полноценных знаний личности относят полнотой глубину, оперативность и гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность и системность, осознанность и прочность.

Полнота знаний ученика определяется количеством всех знаний об изучаемом объекте, предусмотренных программой. На первом году обучения главное внимание уделяется развитию навыков работы с аквариумом, усвоению общих сведений о содержании аквариумных рыб. Предусматривается изучение устройства аквариума, биологических особенностей рыб и растений, правил ухода за аквариумом и его обитателями, вопросов аквариумного рыборазведения.

Особое внимание уделяется изучению экологического состояния флоры и фауны местных водоемов. Особое внимание на занятиях кружка первого года обучения уделяется технике безопасности. Учащиеся должны иметь элементарные представления о электротехнике, о культуре труда.

На втором году занятий программа расширяется. В нее включены темы, требующие знания химии, физики. Уделяется внимание систематике рыб, экологии Азовского моря. Одной из задач второго года обучения является развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности с учетом регионального компонента.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconПрограмма дополнительного образования детей эколого-биологической...
Модифицированная программа дополнительного образования детей «Аквариумное рыбоводство» составлена на основе типовой программы для...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На логопедических занятиях методы сказкотерапии используются с различными целями и на разных занятиях: развитие связной речи, развитие...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconЗадачи: Более глубокое знакомство детей с жанром народной и авторской...
Развитие памяти, речи, воображения, мышления, творческих возможностей детей, фантазию, наблюдательность
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconИспользование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconУрок по теме «Дни недели» Задача: познакомить детей с названиями...
Емени. Развивающая: Развитие речи – усложнение и обогащение ее словарного запаса, Развитие мышления – развитие умений анализировать...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconПочему дети плохо говорят?
Но мало кто знает, что это зависит от них самих. В последние годы количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, с...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» icon«Основные исторические вехи развития специальной психологии в России и за рубежом»
«дети с нарушениями развития», «дети с отклонениями в психофизическом развитии», «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconВ последнее время отмечается увеличение количества детей с зпр и...
Нового времени; наука в ХХ веке; структура, формы, функции и динамика науки в истории; исторические типы научной рациональности;...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconОсновные направления работы по формированию познавательной деятельности...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconКонспект по предмету: «Коррекционно-педагогическая помощь детям с эмоциональными нарушениями»
Специальные исследования, проведенные в России, показывают повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. Лишь у двух...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Они характеризуются увеличением рождаемости детей с отклонениями в развитии, ростом их заболеваемости и инвалидности. По данным статистики,...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие умения анализировать текст; развитие познавательного интереса; развитие речи, мышления
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине кв7 «Психолого-педагогическая...
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблема развития связной речи и словесного мышления одна из важнейших задач в развитии детей. В ее решении задействован широкий...
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconПоложение о работе в мбдоу группы компенсирующей направленности для...
Ф. И. О. учителя
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях кружка «Аквариумное рыбоводство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск