Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях





Скачать 115.27 Kb.
НазваниеИспользование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях
Дата публикации02.07.2013
Размер115.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях.
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц, широко использовали их в работе с детьми. Чаще всего применяли пословицы в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками. Высоко ценили значение пословиц выдающиеся представители русской педагогики – Л.Н. Толстой, Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров. Н.А. Корф и другие. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе. В пословицах отражается «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления». А.М. Леушина совершенно справедливо считает пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи и логической мысли. «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

По мере вхождения пословицы в быт дети начинают очень чутко чувствовать иронию, юмор в пословицах, сами начинают пользоваться ими в своём обиходе наряду с яркими, короткими рифмованными фразами из народного языка, как, например «бежать без оглядки», «ни слуху, ни духу», «дух захватывает» и т.д. Использование пословиц активизирует речь, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль». Опыт применения пословиц себя оправдывает; несмотря на краткость, этот жанр фольклора пробуждает у детей интерес к окружающему, заставляет думать, осмысливать обстановку, и поэтому имеет большое познавательное значение. Через пословицы дети общаются с многочисленным автором – народом, воспринимают его мысли и чувства, усваивая пословицы, дети начинают понимать идеи и чувства народа, строй мысли, язык.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их друзья.

На своих логопедических занятиях я тоже стараюсь применять пословицы. Известно, что речь многих младших школьников имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, замена одних звуков другими и т.д. Исправление речи - процесс длительный, требующий систематической работы, как со стороны логопеда, так и родителей. Наряду с применением основных методов и приёмов, вспомогательную роль могут сыграть в этом деле народные пословицы.

Фонд русских пословиц очень богат, логопед может подобрать их на автоматизацию самых разнообразных звуков. Способов и методов применения и использования пословиц очень огромный. Я бы хотела остановиться на некоторых видах работ с пословицей.

  1. Предлагаются предложения, смысл которых необходимо заменить пословицами или поговорками.




Предложения

Пословицы или поговорки

Учись всю жизнь.

Век живи, век учись.

Беречь время.

Делу время – потехе час.

Разумно жить – минутой дорожить.

Береги здоровье.

Береги платье снову, а здоровье – смолоду.

Больной и сам не свой.

Не болтай.

Держи язык за зубами.

Будь гостеприимным.

Гостю щей не жалей, а погуще налей.

Гостю почёт, а хозяину честь.

Не торопись, делай всё аккуратно.

Делано наспех, делано насмех.

Поспешишь, людей насмешишь.

Держи слово.

Не давши слова, крепись, а давши – держись.

Не завидуй другим.

Завидущи глаза не знают стыда.

Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.

Не ссорься.

Ссора до добра не доведёт.

Лучше худой мир, чем добрая ссора.

Доводи начатое дело до конца.

Сделал дело – гуляй смело.

Не верь началу – верь концу.








2. Закончи пословицу.

Терпение и труд … всё перетрут.

Дело мастера … боится.

С волками жить… по волчьи выть.

Яблоко от яблони … недалеко падает.

Грамоте учиться … всегда пригодится.

Худой мир … лучше доброй ссоры.

На безрыбье … и рак рыба.

Один в поле … не воин.

Ученье свет … а неученье – тьма.

Что посеешь… то и пожнёшь.

Шила в мешке … не утаишь.
3.Составь пословицу правильно.

1 лист. 1. Едешь на день, а сам не плошай. 1.

2.Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться. 2.

3. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит. 3.

4. Как с быком не биться, он и лоб расшибёт 4.

5. На бога надейся, хлеба бери на неделю. 5.

6. Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу. 6.
2 лист. 1. Где любовь и совет, там и рвётся. 1.

2. Жена приласкает, свинья не съест. 2.

3. За двумя зайцами погонишься, бей молотом. 3.

4. Где тонко, там и горя нет. 4.

5. Господь не выдаст, а мать пожалеет. 5.

6. Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь. 6.
3 лист. 1. Гром не грянет, коли делать нечего. 1.

2. Взял лыко, один раз отрежь. 2.

3. Красна птица пером, да дураку досталась. 3.

4. Умная голова, а человек умом. 4.

5. Семь раз отмерь, отдай ремешок. 5.

6. Скучен день до вечера, мужик не перекрестится. 6.
4. Вспомнить пословицы или поговорки, в которых встречаются числа.

Один с сошкой – семеро с ложкой.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто рублей.

В одном пере и птица не родится.

Где два, там не один.

Два и на поле воюют, а один и на печи горюет.

Один, да дорог, не надобно и сорок.

Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Сто голов, сто умов.

Семеро по лавкам.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Один воин тысячи водит.

Один волк гоняет овец полк.

Весна да осень – на дню погод восемь.

5. Закончи пословицу или поговорку.

Терпение и труд … всё перетрут.

Дело мастера… боится.

С волками жить… по волчьи выть.

Яблоко от яблони… недалеко падает.

Грамоте учиться… всегда пригодится.

Худой мир… лучше доброй ссоры.

На безрыбье… и рак рыба.

Один в поле… не воин.

Ученье - свет… а неученье - тьма.

Что посеешь… то и пожнёшь.

Шила в мешке… не утаишь.

6. «Путаница». Буквы внутри каждого слова перепутаны, вернуть буквы на свои места и правильно прочитать пословицу или поговорку.

Яакадж укриац сойв сатесн хлатив. (Каждая курица свой насест хвалит.)

Молб тынес не шишеропьб. (Лбом стены не прошибёшь.)

Комсав ен сузар листасорь. (Москва не сразу строилась.)

Явось ашно не ятент. (Своя ноша не тянет.)

Сестольм огорад брере. (Смелость города берёт.)

У смие якенн ядит бзе зугал. (У семи нянек дитя без глазу.)

Чеут шокак, ёьч омся алъес. (Чует кошка чьё мясо съела.) и т.д.
7. «Ошибка наборщика». Вернуть поговоркам первоначальный вид, так как начало от одной пословицы, а конец от другой.

Баба с возу, а хомут найдётся.

Беды мучат, а руки делают.

Без труда не накинешь платок.

На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.
8. Какой пословицей можно озаглавить ситуации.

Ситуация №1.

Лентяй: Не довольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Добросовестный ученик:

Нет, дружочек, нет.

Теперь мне гулянье не впрок.

Дай прежде окончу урок.

(Кончил дело – гуляй смело. Делу – время, потехе – час.)

Ситуация №2.

Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков, и, наконец, получила двойку.

  • Это случайно, - оправдывалась она.

(Что посеешь, то и пожнёшь.)

Ситуация №3.

Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали на помощь и Валерия, который больше всех качался на них.

  • Вот ещё, - возмутился Валерий, - буду я возиться!

(Любишь кататься, люби и саночки возить.)
Ситуация №4.

Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить «тяп-ляп».

Весь шёлк искромсала – изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.

(Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
9. Из стихотворения выбрать пословицы и поговорки. Объяснить их значение.

Что без труда мечта мертва;

Что дело мастера боится;

Что жизнь дана нам для добра;

Что друг не тот, кто мёдом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет;

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего;

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит?

Где растяпа да тетеря,

Там не прибыль, а потеря.

И, конечно, без труда

Не вытащишь и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Согласитесь: лень и плут

До добра не доведут. (10 пословиц)
10. Из слов составить пословицу. (Деформированное предложение).



Новых

друзей

наживай,

а

старых

не

забывай.




Чего

себе

не

хочешь,

того

и

другому

не

делай



11. В кроссворде зашифрована пословица.

1













2













3













4













  1. Назовите длиннохвостую мышеловку. (Кошка)

  2. Назовите один из предметов детских развлечений. (Игрушка)

  3. Маленькая серая плутовка. (Мышка)

  4. Следы печали на лице. (Слёзы)

(Кошке – игрушки, мышке – слёзы.)
11. Пословицы и поговорки на заданную тему.

Ученье.

Учи других - и сам поймёшь.

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Век живи – век учись.

За учёного трёх неучёных дают, да и то не берут.

Всякое полузнанье – хуже всякого незнанья.

Знание лучшее богатство.

Знание – сила.

Не кичись, а учись.

Пословица, поговорка.

Голая речь – не пословица.

На пословицу ни суда, ни расправы.

На рынке пословицы не купишь.

Пень – не околица, глупая речь – не пословица.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Красна речь пословицей.

На всякого Егорку есть поговорка.

Дружба.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Друг познаётся в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Без друга жить – самому себе постылым быть.

Верному другу цены нет.

Для хорошего друга не жаль ни хлеба, ни досуга.

Друг научит, а недруг проучит.

Друга ищи, а найдёшь - береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Ссора до добра не доводит.

Поделись, да не подерись.

Дружба и братство дороже богатства.

Друзья познаются в беде.

помогай другу везде. не оставляй его в беде.
Труд.

Без труда нет плода.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Без работы и печь холодна.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Без дела жить, только небо коптить.

Праздность – мать порока.

Всякое уменье трудом даётся.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.

Не работы бойся, пусть она тебя боится.

Не печь кормит, а руки.

Терпение и труд всё перетрут.

Играть – играй, да дело знай.

Поспешишь – людей насмешишь.

Каков мастер, таково и дело.

Не будет скуки, если заняты руки.
Природа.

Весною дождь растит, а осенью гноит.

Октябрь землю покроет, где листком, а где снежком.

В ноябре зима с осенью борется.

Январь – году начало, а зиме – середина.

Февраль богат снегом, а апрель водой.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Что летом родится, зимой пригодится.
12. Пословицы на заданные звуки и буквы.

А – Азбука к мудрости ступенька.

У – Ученье – путь к уменью.

Учить – ум точить.

Кто любит науки, тот не знает скуки.

О – Слово пуще стрелы разит.

Слово давать, так слово держать.

И – Июль – макушка лета.

В июне на дворе пусто, а на поле густо.

Ы – Нашей армии сыны – Родине верны.

Б – Если бы, кабы, на печи росли грибы.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Люблю греться, как бы не обжечься.

Была бы охота, закипит работа.

П – Правда светлее солнца и дороже золота.

В – Поговорка – цветочек, пословица ягодка.

Метил в ворону, попал в корову.

От ворон отстал и к павам не пристал.

Привычка – вторая натура.

Не всякому слуху верь.

Д – Старый друг лучше новы двух.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Все за одного – один за всех.

Шуба нова, да в подоле дыра.

Не изведав броду, не суйся в воду.

Ссора до добра не доведёт.

Один раз солгал, а другой раз не поверят.

Лесом шёл, а дров не видал.

Т – Труд кормит, а лень портит.

Терпенье и труд.

Без трудов нет плодов.

З – Здоровье всего дороже.

Золото и в грязи блестит.

Одной рукой узла не завязать.

С – Смелого пуля боится.

Смелость города берёт.

Свой глаз – алмаз.

Всему своё время.

Береги нос в сильный мороз.

Где снег, там и след.

Старая собака понапрасну не лает.

Ц – Конец – делу венец.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Молодец на овец, а на молодца и сам овца.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Ж – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Тяжко тому жить, кто от работы бежит.

Как поживёшь, так и прослывёшь.

Лёжа хлеба не добудешь.

Хорош садовник, хорош и крыжовник.

Ш – Поспешишь – людей насмешишь.

Шутка – минутка, а заряжает на час.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Как постелешь, так и поспишь.

Руки не рпотянешь, с полки не достанешь.

Шила в мешке не утаишь.

Ч – Делу – время, потехе – час.

Кочил дело – гуляй смело.

Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.

Гора с горой не сойдётся. а человек с человеком встретятся.

Щ – Рощи да леса – всему краю краса.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Товарищ за товарища в огонь бросится.

Гостю щей не жалей, а погуще налей.

Всякой вещи своё место.

Г – Много снега – много хлеба.

Уголь сажи не белей.

Где густо, где пусто, где нет ничего.

Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

За гриву не удержался, за хвост не удержишься.

К – Корень учения горек, а плод сладок.

Наука – не мука.

Как аукнется, так и откликнется.

Коси, коса, пока роса.

Волка на собак в помощь не зови.

Х – Хлеб целины – сила и гордость страны.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Волк для овец плохой пастух.

Хорошая нива только у коллектива.

Р – На родной стороне и камушек знаком.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Не даром говорится, что дело мастера боится.

Без труда, не вынешь и рыбку из пруда.

Чужими руками жар не загребай.

Кривому и прямое криво.

Л – Ложь дружбу губит, почему дружба её и не любит.

Кто смел, тот и цел.

Не велик соловей, да голосок золотой.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Судят не по словам, а по делам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconИнформация для родителей и учителей
Относительно речи для детей, имеющих логопедические проблемы, это будет проявляться в нарушениях чтения и письма, связной речи, проблемах...
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На логопедических занятиях методы сказкотерапии используются с различными целями и на разных занятиях: развитие связной речи, развитие...
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconИспользование авторских тестов на уроках гуманитарного цикла и логопедических...
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях icon«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconРеферат Тема: Использование мнемотехники в развитии связной речи...
Условия для успешного развития связной речи детей с задержкой психического развития используя прием мнемотехники
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconИспользование дидактических игр на логопедических занятиях Сталимбовская...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях icon«Использование занимательного материала в развитии связной речи у...
Аннотация. На первом этапе подготовки экскурсии необходимо выбрать объект экскурсии и подготовить материал, найти Интернет-ресурсы...
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconРеализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях...
Место работы: кгоу дод камчатский центр детско-юношеского туризма, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconИспользование приемов мнемотехники в развитии связной речи
Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи стр. 6
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconМетодическая разработка: «Использование степ-платформ на занятиях...
«Использование степ-платформ на занятиях секции оздоровительного фитнеса в Отделении дополнительного образования детей»
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconИспользование пиктограмм в развитии речи детей в процессе реализации проекта
Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы....
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconЛиманская Ольга Николаевна конспекты логопедических занятий. Второй...
Мбдоу), в составе которого имеется группа (группы) компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа...
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconРазвитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconМетодические рекомендации по использованию развивающей компьютерной...
Моу «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №18»
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузьминых Л. Ф. Использование элементов предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях при обучении диалогической...
Использование пословиц в развитии речи детей на логопедических занятиях iconКонспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского...
Программа курса по своему содержанию относится к педагогическим дисциплинам и в целом направлена на формирование у студентов глубокого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск