Скачать 61.31 Kb.
|
Реализация технологии деятельностного метода на логопедических занятиях как средство формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. О необходимости преодоления несовершенства детской речи я много говорила на прошлом семинаре. Так как это, безусловно, влияет на компетентность ребенка. Понятие компетентность, включает в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка. Меня, как логопеда, в первую очередь имеет значение языковая или речевая компетентность детей, которая теснейшим образом связана с социальной. Под речевой компетенцией мы понимаем, умение ребенка адекватно и уместно практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя с этой целью речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы, и к языковой выразительности речи детей старшего дошкольного возраста. Языковая выразительность речи, прежде всего, включает в себя правильно звучащую речь, звукопроизношение, которое к 5 годам у детей должно быть сформировано в полном объеме. Стараюсь заинтересовать детей так, чтобы им самим захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть интересной игрой. Технология деятельностного метода, разработанная под руководством доктора педагогических наук Л.Г.Петерсон, направлена на формирование мотивации учения, мыслительных операций, развитие творческих способностей, а так же, на развитие речи. Предлагаю вашему вниманию подгрупповое логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с применением деятельностного метода. Тема: Звук «Р». Этап работы: Автоматизация звука «Р» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР Тема: Звук «Р». Этап: Автоматизация звука «Р» в словах разной слоговой структуры, в простых и сложных предложениях. Коррекционно-образовательная цель: автоматизировать звук «Р» в словах и предложениях. Коррекционно-развивающие цели: развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитательные цели: формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать взаимовыручку. Ход занятия I Введение в игровую ситуацию. Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть на вас, внимательно послушать и еще порадоваться нашим успехам. Давайте поприветствуем их и представимся. Дети по очереди: Доброе утро, меня зовут… Логопед: Вы правильно сказали, сейчас утро. А кто может ответить, утро наступает после вечера, после ночи, перед ночью? Дети: Нет. Утро наступает после ночи и перед днем. 2. Логопед: Ребята, я получила письмо, но оно какое то странное. Открывает конверт, а там компьютерный диск - Что это за письмо такое? И как его прочитать? Дети отвечают. Логопед: Мы не сможем его прочитать, пока не выполним задание: Отгадай слово по первым звукам. Открывается письмо: Меня похитил очень злой с длинной, длинной бородой. Помогите, прошу вас. Меня похитил … Дети: Карабас. Логопед: Кого же он похитил? Это нам с вами предстоит выяснить. А Карабас какой? Покажите, как он сердится. РРРР… Расскажите об этом звуке, какой он? Почему согласный? Дети отвечают. II Затруднение в игровой ситуации. Логопед: А вы хотите освободить, того, кто сидит взаперти? Тогда пойдемте скорее. Логопед обращает внимание детей на ворота, на которых замки со слогами РА, ОР, РУ, АР, РО, РЫ, УР. Логопед: Ребята, посмотрите на сколько замков Карабас запер ворота в сказку, чтобы мы туда не попали. Как мы их откроем? Нужно прочитать слоги на замках. Логопед читает слог и снимает замок, дети выполняют по образцу. III Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей. 3. Логопед: Путь свободен. Вперед! Дети идут под музыку, проговаривая слог РА. Имитируют подъем в гору – ОР, плывут через реку – УР, идут – РЫ. 4. Логопед: Что вы сейчас произносили? Дети: Слоги. Логопед: Посмотрите, какое препятствие на пути, похоже на затор. Затор – это… Чтобы освободить дорогу, надо придумывать слова со звуком Р. Дети выполняют задание. 5. Логопед: Что вы сейчас придумывали? (слова). Трудное было задание, давайте немного отдохнем и поиграем. Приготовьте свои ладошки. Я каждому положу на одну ладошку слово, а вы придумайте второе, что бы получилось красивое словосочетание. (Слова: шар, робот, радуга, топор). Дети выполняют задание. Логопед: Что вы сейчас составляли? А сейчас пусть поработают наши пальчики. Поднимая пальцы по очереди будем считать: один острый топор (красный шар), два острых топора, три… 6. Логопед: Ну что, отправляемся дальше? Смотрите, здесь разные картинки. Давайте выберем со звуком Р. Дети выбирают картинки, проговаривая, я выбираю… Логопед: Эти картинки нужно расселить по домикам (он, она). Дети распределяют картинки по домикам, проговаривая, шарф – он мой, радуга – она моя… Затруднение вызывает слово ружье. Выясняем, что для этого слова нужен отдельный домик - оно. 7. Физпауза Логопед: Давайте отдохнем и поиграем в игру, отгадай, что я делаю сейчас? Надо придумать и показать друзьям действие со звуком Р, а все остальные будут отгадывать. (прыгаю, радуюсь, играю, строю, открываю, крашу, стираю, вытираю, развешиваю, размешиваю и т.д.) Что он делает? Что ты делал? Логопед «рубит ветки топором», «красит старый забор», просит изменить предложение по образцу: Я…, ты, он, она, вы, мы… 8. Логопед: Посмотрите, ребята, что это такое? (Большая коробка) Кого же там спрятал Карабас? Чтобы узнать, надо сложить слово БУ – РА – ТИ – НО. Дети выполняют задание. 9. Звучит музыка. Появляется Буратино. Буратино: Здравствуйте, ребята, спасибо, что выпустили меня. Я очень рад! Хочу с вами поиграть. У меня есть волшебные зеркала. Возьмите по одному зеркалу. Посмотрите, какое настроение у каждого из них (радостное, грустное, сердитое). Вы знаете, что в театре кукол учат играть разные роли: грустные, смешные и даже сердитые. Вы хотите попробовать быть актерами? Тогда повторяйте за мной предложения с разным настроением: На завтрак бутерброд съел Раю с сыром. На мокрых воронах сидела и каркала крыша. Гараж построил кирпичных строителей. Дети исправляют предложения и произносят их с выбранным настроением. Логопед: Ребята, что вы сейчас исправляли, проговаривали? (предложения) 10. Буратино: Вижу, из вас могут получиться хорошие артисты. Вы поможете мне устроить представление? Тогда … (машет детям рукой, уводя их за ширму). Кукольный театр. Агния Барто «Буква Р». Дети выходят из –за ширмы, кукольный Буратино прощается с ними и остается в кукольном театре. Логопед: Ну что, нам пора возвращаться. Все вместе снова проходят через сказочные ворота. 11. Логопед: Уважаемые гости, дорогие женщины, мальчики приготовили для вас подарок – цветы со звуком Р. Дети называют цветы со звуком Р. (Роза, ромашка, клевер, зверобой, нарцисс, георгин, астра, настурция, герань). Логопед: И еще один, очень красивый цветок, который распространен в Европе и Азии, растет в затененных, сырых местах, прибрежном кустарнике, по краю болот, называется вербейник. Дети проговаривают фразу: «Мой подарок вербейник, пусть распустится для вас». Опускают свернутый бумажный цветок в чашу с водой. IV. Итог занятия. Рефлексия деятельности. Логопед: Что сегодня было для вас самым интересным? Какое задание было самым трудным? Что помогло вам освободить Буратино и устроить представление? Ответы детей. Логопед: Я благодарю вас и очень хочу, чтобы вы росли, здоровыми, красивыми, трудолюбивыми и теперь всегда дружили со звуком Р. Дети прощаются с логопедом и гостями. Учитель – логопед: Власова Анастасия Алексеевна |
Реализация технологии деятельностного метода обучения Основная цель: знакомство педагогов с практикой реализации механизмов формирования универсальных учебных действий на основе дидактической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Малые фольклорные формы, как средство формирования правильного развития речи у детей старшего дошкольного возраста» | ||
Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Малые формы фольклора как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста | ||
Тема «Социальное партнерство как условие развития социальной уверенности... Цель: совершенствование психолого-педагогической и методической компетентности молодых педагогов | Игра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития... Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день | ||
Тема «Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого... Конспект обычно оформляется на отдельных листах бумаги формата А4 (гарнитура шрифта – Times New Roman, кегль шрифта – 14 пт, межстрочный... | Общественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская... | ||
Современное состояние проблемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... | ||
Урок открытия нового знания ... | Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство... 1 Теоретические основы метода проектов как средство формирования речевых умений | ||
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город... Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости | Слайд игра как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста Образовательная: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного,... | ||
«Реализация здоровьесберегающих технологий посредством экологического... Нижегородской области. Знакомство с системой всеобщего комплексного экологического образования начинается с дошкольного возраста... | Конспект нод по познавательному развитию детей старшего дошкольного... Как Вы оцениваете Ваши взаимоотношения с детьми? Проявляются ли в семье Ваши взаимоотношения с детьми? Как Вы управляете поведением... |