Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город»





Скачать 86.36 Kb.
НазваниеВыступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город»
Дата публикации07.07.2013
Размер86.36 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > История > Конкурс
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов ОУ «Город Буй, тебя мы славим» по теме:

«Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город»
Сухорукова О.А., педагог-организатор

МДОУ д/с №2 «Ивушка» г.о.г Буй

В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Главное сегодня – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. В самые последние годы наука стала возвращаться к этой проблеме, стали появляться исследования по вопросам воспитания любви к родному краю. В дошкольной педагогике стали изучаться вопросы основ гражданственности, краеведение.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

К сожалению, в современном обществе проявляются безнравственность, бездуховность, утрачиваются такие качества личности человека, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях русских традиций. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Необходимость работы детского сада в вопросах развития интереса к родному краю дошкольников связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей Родине.

Развитие детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, воспитания к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. Многолетние знания об истории края, где человек родился, живет, учится и трудится, где веками жили его деды и прадеды, усвоение сведений о природно-географических, экологических, экономических, культурологических его особенностях способствуют осознанию дошкольника себя как личности, как достойного гражданина в жизни государства.

Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно:

цель исследования: выявить условия необходимые для работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае в детском саду.

Объект исследованияпроцесс формирования у детей представлений о родном крае.

Предмет исследованияпути ознакомления старших дошкольников с родным городом.

Гипотеза. Воспитание любви к родному краю у старших дошкольников будет успешным при соблюдении следующих условий: создание в детском саду развивающей среды, учёта возрастных особенностей детей, сотрудничество детского сада и семьи, разнообразие детской деятельности.

Успех работы по формирования представлений о родном крае в большой мере зависит от правильного определения возрастной ступени, на которой возможно и следует активизировать формирование патриотических чувств. К 5 годам происходит отмечал Л. С. Выготским «интеллектуализация чувств». Знакомства детей с родным краем заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Каждое понятие и направление в работе по воспитанию у дошкольников интереса, любви к родному краю необходимо уравнять до детей определённой возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником.

Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно много комплексных, парциальных программ, разрабатываются и апробируются региональные программы по патриотическому воспитанию дошкольников, но зачастую в них освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы. Остается ряд вопросов, требующих своего решения.

Главной характеристикой процесса обучения является его цель, от которой зависит выбор содержания обучения. Этому содержанию должны соответствовать методы обучения. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые.

Неоспоримое значение имеет правильно организованная развивающая среда для жизни и развития ребёнка дошкольного возраста, а также взаимосвязь детского сада с семьёй. Неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу.

Большое значение по освоению детьми представлений о родном крае имеет активная, разнообразная деятельность детей, так как необходимо не только знать и любить свой край, но и активно действовать на его благо. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию.

Освоение детьми представлений о родном крае происходит во всех во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках, в процессе организаций экскурсий, наблюдений.

Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае. Цель исследования: выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста о родном городе.

На данном этапе экспериментальной работы нами решались следующие задачи:

- провести диагностическое обследование детей контрольной и экспериментальной группы;

- выявить уровень знаний у детей о родном городе;

- сравнить результаты исследований обеих групп.

Исследования проходили на базе МДОУ д/с №1 «Тополёк» подготовительная группа «Белочка» дети в количестве 15 человек – экспериментальная группа и МДОУ д/с № 2 «Ивушка» подготовительная группа «Березка» в количестве 15 человек - контрольная группа. В исследовании приняли участие воспитатели экспериментальной и контрольной групп –4 человека, а также родители обеих групп – 30 человек.

По результатам исследования мы смогли сделать выводы о дальнейшей нашей работе по формированию представлений у детей о истории и культуре своего края.

Детям обеих групп была предложена анкета, с помощью которой выявим знания детей о родном городе.

У детей контрольной группы, наиболее точными оказались ответы на следующие вопросы: название своей страны, своего города; главных улиц и площадей.

Не полные ответы дети обеих групп давали на следующие вопросы: памятники, каким знаменитым людям ты знаешь? каких прославивших людей наш город ты знаешь?

Таким образом, обработав данные, результаты проведенной беседы показали, что у большинства исследуемых детей экспериментальной группы недостаточно сформированы знания о родном крае, в процессе беседы дети сомневались в ответах, недостаточно владели информацией.

Далее детям контрольной и экспериментальной группы была предложена анкета, направленная на изучение сформированности патриотических чувств.

В результате анализа ответов детей на предложенные вопросы был выявлен, уровень сформированности патриотических чувств. У детей экспериментальной группы уровень патриотических чувств оказался немного ниже, чем контрольной. Большая часть детей экспериментальной группы не смогла сформулировать свой ответ на ряд вопросов: за что ты любишь свой город?, чем знаменит наш город?, что тебе особенно нравится в родном городе?

С целью выявления отношения родителей к вопросам воспитания любви к родному краю, формированию патриотических чувств детей в детском саду проведено анкетирование «Воспитание любви к родному краю в детском саду» (Приложение №4)

Было выявлено:

66,6% родителей контрольной группы ответили, что формирование интереса, любви к родному краю возможно в ДОУ, в тоже время лишь 19% родителей экспериментальной группы ответили положительно на этот вопрос. 60 % родителей контрольной группы считают, что они ответственны за патриотическое воспитание детей, экспериментальная группа 13,2% положительно, ответ нет- 52,8%, не знаю -345%.

73,2 % родителей экспериментальной группы считают, что в дошкольном возрасте не имеет смысла знакомить детей с символикой государства, лишь 26,8% положительно ответили на этот вопрос. Контрольная группа при ответе на тот же самый вопрос положительно ответили 52,8%; 13,2% ответ отрицательный, 6,6% не знают.

Актуальной в современном обществе тему ознакомления с родословной семьи в контрольной группе считают 52,8%опрошенных родителей, нет 47,2%. Экспериментальная группа 19,8% ответили положительно 66,6 % отрицательно, 14,4% не знают.

Проанализировав данные, выявили, что родители дошкольников экспериментальной группы в большей степени нуждаются в оказании педагогической помощи в вопросах ознакомления детей с родным краем, по формированию патриотических чувств по сравнению с родителями контрольной группы детей

Также был проведен анализ уровня подготовленности педагогов по ознакомлению дошкольников с родным краем, в нем приняло участие 6 педагогов. Все педагоги считают, что детей необходимо знакомить с историей, традициями родного края проблему но не все из них владеют в достаточной степени методиками и технологиями.

Практическое значение исследования заключалось в разработке нами программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город». Программа составлена с учётом обновления содержания по парциальным программам. Цель: через приобщение к далёкому прошлому и настоящему родного края способствовать патриотическому воспитанию детей. А также нами разработаны мероприятия для родителей и педагогов.

В ходе контрольного эксперимента мы выявили, что знания детей о родном крае в экспериментальной группе после целенаправленного обучения обогатились и количество детей, находящихся на высоком уровне развития увеличилось - теперь оно составляет 79,2% ; 20,8% детей находятся на среднем уровне. Низкий уровень в экспериментальной группе отсутствует.

Анализ полученных данных также показал, что показатели знаний о родном крае в контрольной группе изменились, но незначительно: высокий уровень остался на том, же уровне и составил 66,6%, средний 26,4%, низкий 6,6%.

Далее детям контрольной и экспериментальной группы была предложена анкета, направленная на изучение сформированности патриотических чувств.

Анализ анкет показал: у детей экспериментальной группы уровень патриотических чувств оказался намного выше, чем у детей контрольной группы.

Также проведено анкетирование родителей «Патриотическое воспитание в детском саду»

Анализ полученных данных показал, что показатели в контрольной группе остались неизменными: 66,6% родителей контрольной группы ответили, что возможно знакомить детей с родным краем в ДОУ. В тоже время улучшились показатели у родителей в экспериментальной группе 52,8% ответили положительно на этот вопрос; 60,% родителей контрольной группы считают, что они ответственны за работу по ознакомлению детей с родным краем, экспериментальная группа 66,6% положительно, ответ нет-6,6%, не знаю -27,8%

60% родителей экспериментальной группы считают, что в дошкольном возрасте имеет смысл знакомить детей с символикой государства. Количественные показатели контрольной группы не изменились: положительно ответили 52,8%; 13,2% ответ отрицательный, 6,6% не знают.

Проведённая работа с педагогами позволила повысить их педагогическую компетентность, обогатить и уточнить представления педагогов о содержании, средствах и методах воспитания детей дошкольного возраста, способствовать овладению педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности;

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: эксперимент, проведенный нами в старшей группе, показал, что значительно повысился уровень знаний у детей о родном крае. Включение в образовательный процесс разработанной нами программы «Мой город», проведение мероприятий для родителей, и педагогов позволило воспитать у детей любовь и интерес к родному краю. А создание соответствующих условий, подбор разнообразных средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с историей родного края влияют на воспитание любви к родному краю, на развитие патриотических чувств у дошкольников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconРешение от 27 апреля 2009 года №540 г. Буй о положении о кадровом...
Марта 2007 года №25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации», Положением о муниципальной службе в городском округе город...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconЦрр детский сад «Планета детства»
Поэтому именно на этапе старшего дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconШиловский Александр Николаевич. Г. Буй 2010 год Введение примерная программа
Образовательная программа по боксу (адаптированная) для Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconКонкурсной программы вечера отдыха
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №18 «Родничок» городского...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconПояснительная записка статус документа рабочая программа «Мой город»
Рабочая программа «Мой город» (на английском языке) составлена на основе лицензированной образовательной программы дополнительного...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconИгра — как универсальное средство при коррекции общего недоразвития...
Урок-экскурсия. Урок проводится на природе, у речки, где близко виден лес и в солнечный день
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconРешение об утверждении положения о проведении конкурса на замещение...
Российской Федерации, о противодействии коррупции муниципальных правовых актов муниципального образования «Город Вологда», на основании...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconКонкурса рефератов «Мой город» по теме: «Владивосток в преддверии саммита атэс»
Общее руководство проведением конкурса осуществляет управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconРабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы...
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» icon«Реализация здоровьесберегающих технологий посредством экологического...
Нижегородской области. Знакомство с системой всеобщего комплексного экологического образования начинается с дошкольного возраста...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconАналитическая записка
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи...
Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ) к сложному (развёрнутый ответ...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconПротокол от 30. 05. 2013 №6 Заведующий мбдоу
«от рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы доу в соответствии...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconРабочая программа по предмету литература в 8 классе 2012 -2013 учебный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Выступление на II этапе муниципального конкурса проектов оу «Город Буй, тебя мы славим» по теме: «Реализация программы патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста «Мой город» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получения работы по специальности дошкольного образования, квалификации воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск