Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР - Детский сад «Планета детства»
Формирование здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы Авторы: Неугодова О.В., Мерзлякова Л.В.
г. Калтан
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется нормативно-правовыми документами. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные со здоровьем. Поэтому именно на этапе старшего дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Наше видение проблемы состоит в том, чтобы помочь воспитанникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье через познание своего организма. Поэтому мы поставили цель и определили задачи:
Цель работы: разработать и реализовать систему работы, направленную на формирование здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группе.
Задачи работы:
-Рассмотреть теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать систему работы «Быть здоровым – это здорово!»
На протяжении последних десятилетий проблема формирования здорового образа жизни является объектом изучения многих исследователей (А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлева, Ю.П. Лисицин, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев и др.) Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый.
Вопросами здорового образа жизни занимается наука валеология, которая утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!».
Мы, педагоги, обязаны воспитать потребность быть здоровым. Ребенок должен знать: зачем нужно быть здоровым, что нужно сделать для этого, как справиться с болезнью.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
С целью решения данной проблемы нами разработана система работы, направленная на детей подготовительной к школе группе. Почему этот возраст? Потому что, это один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, при выполнении которых важен результат.
Из проведенного анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на здоровье воспитанников, выявлены основные проблемы: отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью; несформированность системы работы по формированию практических навыков ведения здорового образа жизни; низкий уровень компетентности родителей в вопросах здорового образа жизни.
Цель нашей работы: формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни детей на основе валеологических знаний и обучения безопасному поведению в окружающем мире.
Задачи:
Формировать у детей адекватные представления об организме человека, бережное и заботливое отношение к своему здоровью, как единому целому.
Развивать навыки и привычки ведения здорового образа жизни через выполнение физических и закаливающих мероприятий.
Воспитывать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих близких;
Расширять педагогическую грамотность педагогов и родителей по вопросам здорового образа жизни.
Обогащать здоровьесберегающую и развивающую среду в ДОУ, способствующую конструированию вариантов здорового образа жизни.
Реализуя работу, мы спрогнозировали результат:
Снижение заболеваемости и повышение уровня физического развития воспитанников.
Обогащение здоровьесберегающей и развивающей среды.
Изменение позиций родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Получение воспитанниками адекватных представлений о строении тела человека, о работе органов и их значении.
Сформированность представлений о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья и безопасность собственной жизнедеятельности.
Работа построена на принципах: системного подхода, деятельностного подхода, принципа «Не навреди», гуманизма, альтруизма, меры.
Реализация данной работы проходила в рамках Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения с учетом федеральных государственных требований и интеграцией образовательных областей в три этапа с участием педагогов, воспитанников и родителей.
Начиная данную работу были выявлены проблемы и обоснование актуальности, формулирование целей и задач и составили план по её реализации.
Проведенный анализ заболеваемости воспитанников показал, что дети часто болеют ОРВИ, ОРЗ, лор-заболеваниями и уже имеются хронические заболевания дыхательной системы. Результаты мониторинга образовательного процесса показали что 20 % детей имеют низкие показатели физического развития, 58% детей имеют первичные представления о здоровом образе жизни, безопасности на дорогах и собственной жизнедеятельности. Это не высокие показатели развития детей подготовительной группы.
По результатам анкетирования, мы увидели, что родители отмечают частоту заболеваний своих детей, причинами болезней выделяют недостаточное физическое воспитание в семье, к закаливанию относятся положительно, но разделились на три лагеря, обращают внимание на пребывание детей на свежем воздухе.
В начале работы уделили большое внимание обогащению предметно- развивающей среде, разработали конспекты бесед, занятий, мероприятий, оформили тематические стенды для детей, организовали уголок по развитию движений, наполнили его спортивным инвентарем.
Систематизируя работу по оздоровлению и закаливанию воспитанников, разработан индивидуально-оздоровительный план и журнал учета закаливающих мероприятий, который позволил отследить системность проводимых мероприятий.
Работа с воспитанниками проходила во взаимодействии со специалистами ДОУ, включающая в себя следующие формы работы: НОД, беседы, «Уроки здоровья», предметом, которых являлось обучение детей основам валеологии, просмотры познавательных слайд-презентаций, решение проблемных ситуаций, чтение и обсуждение художественных произведений. Развитие элементарных валеологических понятий, основанных на реальных фактах о строении и работе организма, знания о гигиенических нормах и правилах будут способствовать развитию нравственных качеств ребенка и формированию бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Кроме познавательных занятий мы активно занимались укреплением здоровья детей; согласно индивидуально-оздоровительным планам использовали современные оздоровительные технологии как элементы дыхательных гимнастик, точечного самомассажа сюжетной направленности, упражнения, корригирующие осанку. Ежедневные прогулки в сочетании с подвижными и спортивными играми, соревнованиями также являются эффективным методом закаливания ребенка, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых.
Интерес к собственному организму, охране своего здоровья мы стараемся поддерживать с помощью дидактических игр, которые заставляют думать и выбирать между полезным и вредным, учат быть добрым и внимательным, развивают находчивость и сообразительность. Учитывая особенности дошкольников на занятиях часто создается игровая мотивация, исходящая от героев, персонажей различных сказок. В гости к детям приходят Королева Зубная Щетка, Стобед, и др.
Организуя экскурсии в спортивную школу, проведение экспериментов, театрализованной деятельности, проигрывание проблемных ситуаций создает для ребенка эмоциональное восприятие информацию о ЗОЖ.
Вопросы воспитания здорового образа жизни мы решаем в сотрудничестве с родителями - главными нашими союзниками.
В работе с родителями мы устанавливаем доверительно-деловые контакты с ними, повышаем педагогическую культуру, пропагандируем здоровый образ жизни, изучаем, внедряем, распространяем передовой опыт семейного воспитания.
Наш опыт показывает, что достаточно перспективно дистанционное обучение с родителями через сайт ДОУ, на котором мы размещаем рекомендации, практические советы.
Также родители могут познакомиться с мероприятиями, проходившими в ДОУ. Родители и сами с удовольствием принимают участие в спортивных праздниках, досугах.
Вывод: Использование в образовательном процессе углубленного изучения основ валеологического воспитания дошкольников, способствует осознанному и устойчивому формированию у воспитанников серьезного отношения к своему здоровью и привычки к здоровому образу жизни, что является залогом успешного обучения в школе.
Мы надеемся, что любовь к физкультуре и спорту, которую мы прививаем детям, останется с ними на всю жизнь и поможет им вырасти крепкими, сильными и здоровыми. |