Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр»





Скачать 338.98 Kb.
НазваниеБрянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр»
страница1/3
Дата публикации25.10.2014
Размер338.98 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
  1   2   3



ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»




Подготовила:

методист ГОУДОД «Брянский областной

эколого-биологический центр»

Карпеченко Т.В.


Брянск 2009
Данные методические рекомендации

будут полезны учителям биологии,

педагогам дополнительного образования

при проведении кружковых занятий,

факультативов и элективных курсов.

Введение.

КОМНАТНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ.







Мы предлагаем авторский вариант программы, которая может стать основой работы кружка «Комнатное цветоводство». Программа также может использоваться при проведении факультативных занятий с учащимися 6 – 7 классов.

В статье сначала приводятся основные блоки программы, затем раскрывается содержание каждого блока или раздела, предлагаются примерное количество часов, основные формы и методы работы, краткий план построения каждого конкретного занятия, что поможет обеспечить руководство работой по комнатному цветоводству на достаточно высоком методическом уровне.

Учитель по своему усмотрению, руководствуясь конкретными условиями или обстоятельствами, может внести в программу определенные изменения (например, поменять отдельные темы местами, изменить продолжительность их изучения, методы и приемы организации занятий и т.д.).

В целом программа рассчитана на 34 ч. Эти часы занятий распределяются в зависимости от того, как будет использована программа.
Планирование работы кружка

«Комнатное цветоводство»


№ п/п

Наименование разделов и их содержание

Кол-во часов

Форма проведения

1

Мир комнатных растений и их роль в жизни

Человека.

Происхождение комнатных растений. История возникновения комнатного цветоводства. Родина комнатных растений. Их многообразие. Основные группы. Разновидности.

Отечественная литература о комнатном цветоводстве. Комнатные растения в зимних садах, теплицах, оранжереях, школах.


6

Лекции, беседа, экскурсия

2

Работа по определению комнатных растений.

Некоторые приемы определения комнатных растений

с использованием научно-популярной литературы

и энциклопедии комнатных растений.

Приемы составления этикеток и паспортов. Работа

по этикетированию и паспортизации комнатных растений.


4

Практическая работа

3

Биология и экология комнатных растений

Дыхание комнатных растений. Питание.

Требования к условиям жизни и в связи с этим -

принципы расстановки комнатных растений.

Уход за комнатными растениями. Ознакомление с основными видами ухода - систематическим и периодическим.


10

Лекции, беседы, практические работы, опыты.

4

Работа по сохранению и обогащению коллекции

комнатных растений.

Посадка, пересадка, перевалка растений. Ознакомление с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земляных смесей. Их заготовка.

Подготовка растений к пересадке, перевалке.

Работа с черенками, их посадка.

8

Рассказ, практическая работа.

5

Комнатное цветоводство и эстетика

Искусство аранжировки цветов, растения в различных интерьерах.

Искусство дарить цветы. Цветы и живопись.

Легенды и предания о цветах.

Комнатное цветоводство как хобби. Коллекционирование, возможные направления коллекционирования комнатных растений. Значение таких увлечений для человека.


4

Беседа, экскурсия, встречи с любителями – цветоводами.

6

3аключительное занятие. Подведение итогов работы за год.


2

Беседа, выступления ребят, демонстрация выращенных объектов




Итого:

34






Темы занятий с кратким планом их проведения.
Занятие 1. «Зелёные спутники человека – кто они?»
Цель - дать школьникам общее представление о комнатных растениях и их роли в жизни человека. Проводится в виде беседы. Речь идет в основном о том, зачем люди выращивают комнатные растения, какую роль они играют в жизни человека (санитарно-гигиеническая, экологическая, эстетическая), почему их называют "зелеными спутниками", « зелеными друзьями » и т.д.

На этом занятии используются отрывки из научно-популярной литературы о комнатных растениях.
Занятие 2. «Откуда эти пришельцы?»
Цель - познакомить детей с историей комнатного цветоводства. Занятие начинается мини-лекции об истории возникновения этого увлечения людей. Затем беседа о происхождении комнатных растении, о тех странах и континентах, откуда они были в то или иное время завезены. Следует особо остановиться на истории возникновения комнатного цветоводства в ·России, рассказать о состоянии комнатного цветоводства в наши дни. На занятии целесообразно использовать карту мира или глобус. На них булавками с крошечными флажками обозначить те места, откуда к нам были привезены «зеленые путешественники».
Занятие 3. «Многообразие комнатных растений»
Цель – познакомить учащихся с основными группами комнатных растений. Занятие желательно организовать в форме экскурсии. Местом проведения ее могут быть цветочная теплица, оранжерея, хороший школьный кабинет биологии с достаточно большой коллекцией комнатных растений. Знакомить ребят лучше не с отдельными видами, а с группами растений (такой подход не создает перегрузки памяти и более научен), например рассказать о всех имеющихся лилейных (амариллис, лилия амазонская, кливия и др.), затем о бегониевых (красивоцветущая, металлика, голая, лотосовидная и др.), кактусовых и т. д.

На этом же занятии можно познакомить школьников с литературой по комнатному цветоводству, выяснить, какие издания есть у ребят дома, что можно приобрести в книжных магазинах, взять в школьной и детских библиотеках для более детального изучения многообразия комнатных растений.
Занятие 4. «Как узнать» в лицо «зелёного друга»?
Цель - познакомить школьников с некоторыми приемами определения комнатных растений. Эта работа предполагает знакомство ребят со специальными определителями. Но их, к сожалению, пока нет. Можно провести такое занятие, используя научно-популярную литературу с хорошими цветными иллюстрациями, наборы открыток по некоторым группам комнатных растений. а также недавно вышедшие справочники и энциклопедии.

В книгах учитель найдет достаточно подробное описание тех или иных растений, их изображение. Это поможет ребятам научиться узнавать любое растение в школьной коллекции, а затем и за ее пределами, правильно запомнить название сделать необходимые записи в рабочей тетради.

Руководителю следует также найти подборку журнала «Цветоводство", где печаталась специальная страничка «Энциклопедия комнатных растений". Этот справочный материал хорошо иллюстрирован и может помочь в определении растений.
Занятие 5 «Получите, друзья, документы!»
Цель - провести первичную работу по систематизации школьной коллекции комнатных растений. Занятие проводится в виде практической работы, для которой используются записи и зарисовки, сделанные на предыдущем занятии, а также названная выше литература.

Учитель объясняет смысл работы, демонстрирует образцы этикеток и паспортов. Затем выдает необходимый для работы материал - бумагу (полуватман или белый картон), тушь или цветные фломастеры, карандаши, линейки и т.д., сообщает оптимальные размеры этикеток и паспортов, определяет для каждого учащегося 2 - 3 растения, которым тот должен выдать «документ».

После выполнения этой работы обсуждаются способы крепления этикеток. Выполненные этикетки прикрепляются к соответствующим растениям. Работу с паспортами дети могут завершить дома.
Занятие 6 «Мы тоже живые!»
Цель - познакомить учащихся с основными физиологическими процессами, происходящими в организме комнатного растения. Наиболее целесообразный метод проведения работы - микролекция с демонстрацией опытов, иллюстрирующих жизнедеятельность растительного организма.

Кроме вопросов дыхания и питания комнатных растений, предусмотренных программой, можно рассмотреть процесс испарения листьями воды. Надо подробно рассказать о значении этих процессов для самого растения, а также для человека.

К закладке и демонстрации опытов следует привлечь учеников.
Занятие 7 «Кому где лучше живётся…»
Цель - познакомить ребят с основными принципами размещения комнатных растений. Методы - беседа и практическая работа. Беседу целесообразно начать, опираясь на знания ребят, полученные ими на первом занятии. В связи с происхождением того или иного комнатного растения уточняются его экология и требования к условиям обитания. Производится группировка растений по сходным условиям, а затем их размещение.

Можно построить занятие по-иному: начать с рассказа о существующих способах размещения комнатных растений (географический, систематический, ландшафтный и др.), а затем вместе с

учениками выбрать наиболее приемлемый, учитывающий условия помещения или особенности коллекции.
Занятие 8 «Понемногу, но каждый день»
Цель - дать учащимся представление о приемах систематического ухода за комнатными растениями. Основной метод проведения занятия - рассказ учителя с демонстрацией приемов ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы в горшке, удаление сухих листьев, опрыскивание)

После этой части занятия - практическая работа. Растения коллекции распределяются между детьми, и учащиеся выполняют все необходимые приемы.
Занятие № 9 «Изредка, но обязательно!»
Цель - познакомить ребят с приемами периодического (или эпизодического) ухода за комнатными растениями. Построить занятие можно по тому же принципу, что и предыдущие: сначала рассказ С демонстрацией приемов ухода, а затем практическая работа учащихся.

Учитель рассказывает о подкормке растении (как правило, один раз в месяц); формировании кроны (по необходимости); «бане», т.е. генеральной гигиенической обработке (еженедельно); очистке растений от вредителей (по мере необходимости), а также обо всех работах по посадке, пересадке и перевалке растений (1 - 2 раза в год, весной и осенью). Все виды пересадок на этом занятии можно не демонстрировать.
Занятие 10 «Растениям тоже нужен доктор!»
Цель - рассказать юным цветоводам о возможных нарушениях нормальной жизнедеятельности растительного - организма. Рассказ можно разделить на две части. В первой излагается материал о заболеваниях, вызванных нарушениями в обмене веществ. Это чаще всего связано с неполным питанием, т. е. отсутствием в почве того или иного компонента (Са, К и др.). Причину таких заболеваний обычно установить трудно, а еще труднее устранить. Тем не менее, основные причины таких заболеваний надо знать.

Вторая часть рассказа - О вредителях комнатных растений. Даются названия вредителей, описываются внешний вид, место расселения, наносимый вред, меры профилактики и способы устранения.

После теоретической части идет практическая работа: осмотр коллекции, выявление пораженных растений, их лечение и размещение в карантинном помещении. Обсуждаются причина заболевания, способы лечения. Можно пригласить на это занятие для консультации профессионального цветовода.
Занятие 11 «Как улучшить растениям условия жизни?»
Цель - подготовить школьников к важной составной части ухода за комнатными растениями - полной или частичной смене почвы в цветочных вазонах. На данном занятии ребята знакомятся с существующими видами смены почвы пересадкой и перевалкой, выясняют, чем они отличаются между собой и какими показателями определяется вид работы. Рассказ учителя сопровождается демонстрацией основных приемов. Отдельно обсуждается способ посадки молодых черенков. Если к этому времени уже есть подготовленный материал, целесообразно показать приемы работы.
Занятие 12 «Откуда растения берут пищу?»
Цель - рассказать ребятам об основных видах почв, используемых для комнатных растении, и способах подготовки земляных смесей. Метод работы - рассказ с демонстрацией. Материал данного занятия для детей достаточно труден, поэтому учащимся надо его записать. Впоследствии по этим записям дети сами будут составлять земляные смеси для различных комнатных растений. Из наиболее важных для растений видов почв следует назвать перегной, песок, а также компостную, дерновую, листовую и торфяную землю.

Смеси можно составлять прямо на занятии, используя информацию о требованиях к почве каждой группы растений из соответствующей литературы.
Занятия 13 и 14 «Переселим зелёных друзей»
Цель - дать учащимся практические умения и навыки по одному из эпизодических видов ухода за комнатными растениями - пересадке. Основная форма проведения занятия - практическая работа. Она требует серьезной подготовки, которая состоит из нескольких этапов: 1 - домашняя работа с литературой (выписки о составах земляных смесей для конкретных групп растений); 2 - подготовка смесей в кабинете; 3 - осмотр коллекции и выявление растений, которым необходима пересадка или перевалка, подбор соответствующей посуды; 4 - выполнение самого процесса пересадки. Посадку укоренившихся черенков можно провести на отдельном занятии.

Занятие 15 «Цветы и искусство»
Цель - эстетическое воспитание школьников. Форма проведения - беседа, которая может сопровождаться различными демонстрациями. Содержание беседы зависит от выбора учителя. Мы предлагаем беседу, состоящую из трех частей: в первой целесообразно побеседовать с ребятами о значении красоты вообще для человека и о том, какое место в его жизни могут занимать цветы; вторая часть беседы логически связана с первой - учитель вспоминает, какие легенды и предания о цветах дошли до наших дней; затем идет рассказ о цветах в живописи, который иллюстрируется репродукциями известных картин или картинами местных художников. Здесь же можно рассказать об искусстве дарить цветы и их аранжировке.

В заключение беседы демонстрируются отдельные приемы икебаны.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconПрограмма работы объединения «Умелые руки»
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический...
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconОбразовательная программа Государственного автономного образовательного...
Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический...
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Учреждения дополнительного образования – центр творческого развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения....
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Случается, что они неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той доброты, того чуткого и деликатного отношения...
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» icon«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconПрограмма дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский эколого-биологический центр...
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconОтдел образования Администрации зато г. Железногорск Муниципальное...
Формат (рекомендуемый) разработки урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconОбластное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Лермонтова, д. 60, г. Томск, 634050,, тел/факс (3822) 52-90-50, 53-54-13, 52-93-26, e-mail
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр дополнительного образования...
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconПояснительная записка Государственное бюджетное образовательное учреждение...
Комитетом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области. Свидетельство о государственной аккредитации: серия аа 164761,...
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconМуниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного...
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconЗаключили настоящий договор. Предмет договора
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Областной Центр детского (юношеского) технического...
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconГау дпо (ПК) с «Брянский областной центр оценки качества образования»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «брянский областной эколого-биологический центр» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск