Скачать 0.54 Mb.
|
Отдел образования Администрации ЗАТО г. Железногорск Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский эколого-биологический центр Утверждаю ДИРЕКТОР МКОУ ДОД ДЭБЦ ______________Е.Я.Матвиенко утверждена на педагогическом совете протокол № _ от 31 мая 201_ г. Дополнительная образовательная программа «Водная экология» Возраст – 12-18 лет Срок реализации – 2 года Составитель: Сомова Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД ДЭБЦ ЗАТО г. Железногорск Красноярского края 2012 Пояснительная записка Программа «Водная экология» имеет эколого-биологическую направленность, относится к уровню среднего общего образования. Программой–предшественницей является 7-летняя программа Сомовой О.Г. «Водная экология», апробированная в течение 14 лет. Необходимость модификации программы возникла в связи с новыми требованиями и нормативными документами.
Новизна, отличие от существующих программ. Содержание программы практико-ориентированное: основано на проведении проектов на 1 году обучения, проектно-исследовательских работ на 2 году обучения. Предметная основа – экология. Структура и содержание программы составлены с учетом психолого-педагогических возрастных особенностей учащихся по Эльконину Д.Б., который отмечает основные виды деятельности подростков и старшеклассников – общение во всех сферах со сверстниками, и учебно-профессиональную деятельность. Функции педагога (по Гузееву) – не информационная, а сопровождающая (элементы технологии ТОГИС). В программе используется технология проектной деятельности. Кроме того, программа модифицирована в связи с требованиями компетентностного подхода к образованию учащихся. Интерес к занятию помогает поддерживать широкое применение технических средств обучения и разнообразные педагогические технологии. Актуальность. Предлагаемая программа позволяет сформировать основы экологических знаний путем изучения водных экосистем. Кроме того, в программе предусмотрено прослеживание взаимосвязей водоемов с другими компонентами городской и природной сред. Программа способствует формированию экологической культуры и осознанию проблем экологии города и Красноярского края. Педагогическая целесообразность. Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Цель программы – приобретение опыта исследовательской деятельности и формирование коммуникативных, информационных и исследовательских компетентностей через практическую деятельность в области водной экологии. Задачи:
Отличительные особенности. Возраст 12-18 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год – «Гидробиология» (6-9 класс); 2 год – «Водная экология» (10-11 класс). Условия вхождения в программу:
Форма и режим занятий. 1 год - 2 академических часа 2 раза в неделю (144 часов в год). 2 год - 1 раз в неделю в 2 академических часа (72 часа в год). Ожидаемые результаты: 1 год
2 год
Форма подведения итогов – балльная рейтинговая система оценки работы в объединении в течение года (для обучающихся). Формы представления итогов реализации программы: 1 год – представление творческих материалов на выставках. 2 год – участие в заочных конкурсах, выступление на конференциях, создание «портфолио». 1 год обучения. Гидробиология. Учебно-тематический план 1-го года обучения.
Краткое содержание тем. 1.Вводные занятия. 6 час. Теория. Беседа «Техника лабораторных работ с химической посудой. Инструктаж по ТБ». Практика. Практическая работа «Планирование работы на год». Тренинг «Взаимодействие в команде». Тестирование «Групповой самоанализ качеств современного подростка». Метод – эвристический. Форма занятия – беседа, практическая работа, тренинг. Форма подведения итогов – тест. 2. Введение в общую гидробиологию. 10 час. Теория. Мини-лекция «Предмет, методы, задачи общей гидробиологии». Беседа «Правила работы с литературой». Практика. Выездное занятие в Сибирский Федеральный университет (СФУ) «Введение в общую гидробиологию». Практическая работа на водоеме «Озеро как объект исследований». Контрольные задания ««Предмет, методы, задачи общей гидробиологии». Методы – объяснительно-иллюстративный, программированный. Формы занятий – мини-лекция, беседа, практический выезд, практическая работа. Форма подведения итогов – контрольные задания. 3. Состав и свойства воды. 12 час. Теория. Мини-лекции «Солевой, газовый, температурный режимы водоемов». «Температурная стратификация в водоемах. Соленость водоемов». Практика. Старт проекта «Мониторинг Кантатского водохранилища». Практическая работа с литературой по теме «Состав и свойства воды». Практическая работа на водоеме «Гидрологический режим водоема». Лабораторная работа «Определение кислорода в воде». Контрольные задания «Мониторинг Кантатского водохранилища». Методы – эвристический, проблемный. Формы занятий – мини-лекция, практическая работа, лабораторная работа. Форма подведения итогов – контрольные задания. 4. Жизненные формы гидробионтов. 12 час. Теория. Мини-лекция «Понятие жизненных форм гидробионтов. Строение, суточные миграции, приспособление к условиям среды каждой жизненной формы». Практика. Практическая работа с литературой по теме «Жизненные формы гидробионтов». Практическая работа «Распределение представителей различных групп животных на жизненные формы». Лабораторная работа «Микроорганизмы водоема». Выездное занятие в СФУ «Знакомство с жизненными формами Красноярского водохранилища». Контрольные задания «Приспособление к условиям среды каждой жизненной формы гидробионтов». Методы – объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный. Формы занятий - мини-лекция, практическая работа, лабораторная работа, практический выезд. Форма подведения итогов – контрольные задания. 5. Популяция, биоценоз, экосистема водоема. 8 час. Теория. Мини-лекция «Знакомство с понятиями, выявление отличий. Знакомство с понятиями «биоиндикация» и «мониторинг». Практика. Практическая работа с литературой по теме «Популяция, биоценоз, экосистема водоема». Выездное занятие в СФУ «Моделирование экосистем». Методы – программированный, модельный. Формы занятий – мини-лекция, практическая работа, практический выезд. 6. Орудия и методы сбора планктона и бентоса. 6 час. Теория. Мини-лекция «Орудия сбора планктона и бентоса. Методы сбора планктона и бентоса, методы сохранения исследуемых объектов». Практика. Практическая работа «Гидробиологическое оборудование в лаборатории и на водоеме». Контрольные задания «Использование оборудования». Методы – программированный, эвристический. Формы занятий – мини-лекция, практическая работа. Форма подведения итогов – контрольные задания. 7. Введение в альгологию. 16 час. Теория. Мини-лекции «Условия жизни водорослей. Классификация водорослей. Строение клетки. Основные типы строения таллома». «Экологические группировки. Жизненные формы пресноводных водорослей. Характеристика и представители различных отделов». Практика. Практическая работа с литературой по теме «Водоросли». Лабораторная работа с микроскопом «Строение клетки водорослей». Практическая работа «Жизненные формы водорослей». Обработка проб Кантатского водохранилища. Подготовка и деловая игра «Совещание ученого совета альгологов. В гостях у Протозоа». Методы – эвристический, программированный. Формы занятий – мини-лекция, практическая работа, лабораторная работа. Форма подведения итогов – деловая игра. 8. Популяция гидробионтов и гидробиоценозы. 16 час. Теория. Мини-лекция «Суточная и сезонная динамики гидробионтов. Видовой состав, коэффициент сходства видового состава гидробиоценозов. Сезонная динамика фитопланктона. Сукцессии фитопланктона, серийность, климакс». Практика. Практическая работа с литературой по теме «Популяция гидробионтов и гидробиоценозы». Практическая работа «Видовой состав, расчет коэффициента сходства видового состава гидробиоценозов». Практическая работа «Сезонная динамика фитопланктона». Лабораторная работа с микроскопом по обработке проб. Практическая работа «Анализ сукцессий фитопланктона». Подготовка и коллоквиум «Гидробиоценоз исследуемого водоема». Методы – эвристический, программированный. Формы занятий – мини-лекция, лабораторная, практическая работы. Форма подведения итогов – коллоквиум. 9. Учет численности фитопланктона. 8 час. Практика. Практические работы «Составление карточки учета численности видового состава при обработке проб. Составление карточки биоценоза», «Расчет численности в столбе воды», «Расчет численности в водоеме». Контрольное задание «Составление карточки биоценоза». Метод – программированный. Формы занятий – практические работы. Форма подведения итогов – контрольное задание 10. Санитарная гидробиология и водная токсикология. Биоиндикация и биотестирование. 22 час. Теория. Лекция «Проблемы и понятия чистой и грязной воды». Мини-лекция «Самоочищение водоемов. Роль гидробионтов в самоочищении. Оценка степени загрязнения водоемов. Организмы-индикаторы. Теория сапробности». Практика. Лабораторная работа «Обработка проб». Практическая работа «Расчет индексов видового разнообразия». Работа с литературой по темам «Санитарные нормы, ПДК загрязнения вод», «Водный кодекс Российской федерации: назначения водоемов, нарушение правил их использования». Практические работы «Лабораторные методы оценки качества вод по тест-организмам на экологической лаборатории», «Токсикологический контроль природных и сточных вод на экологическом оборудовании». Экскурсия на очистные сооружения «Структура работы очистных сооружений». Практические работы «Лабораторные исследования на очистных сооружениях», «Обработка результатов данных с очистных сооружений». Круглый стол «Проблема качества природных и сточных вод». Методы – программированный и модельный. Формы занятий – лекция, мини-лекция, практическая работа, лабораторная работа. Форма подведения итогов – круглый стол. 11. Подготовка к практикуму и экспедиции. 6 час. Теория. Инструктажи по технике безопасности «Правила поведения в полевых условиях. Техника бивачных работ». Практика. Практическая работа «Подготовка гидробиологического оборудования к полевой практике: проверка действия, упаковка для транспортировки. Подготовка дневников наблюдений». Контрольные задания «Заполнение дневника наблюдений». Метод – модельный. Формы занятий – инструктаж, практическая работа. Форма подведения итогов – контрольные задания. 12. Защита проекта «Мониторинг Кантатского водохранилища». 8 час. Теория. Беседа «Правила оформления проекта». Практика. Практическая работа «Подготовка теоретической части». Практическая работа «Подготовка практической части». Защита проекта «Мониторинг Кантатского водохранилища». Метод – модельный. Формы занятий – беседа, практическая работа. Форма подведения итогов – защита проекта. 13. Итоговые занятия по всем темам. 6 час. Практика. Суммативный теста «Вопросы гидробиологии». Практическая работа «Проверка практических навыков при проведении полевого практикума». Круглый стол «Подведение итогов по балльной рейтинговой системе. Выбор членов экспедиции». Метод – эвристический. Формы занятий – практическая работа, круглый стол. Форма подведения итогов – тест. 14. Экологический практикум. 8 час. Инструктаж по ТБ. Практические выходы на городское озеро «Маршрутная биосъемка по городскому озеру. Фиксация проб планктона». 2 год обучения. Водная экология. Учебно-тематический план 2 года обучения.
Краткое содержание тем.
Теория. Диспут «Определение целей и задач, поставленных в программе и способы их реализации. Составление плана работы». Метод – проблемный. Формы проведения – диспут. Форма подведения итогов – план работы.
Теория. Лекция «Постановка экологической проблемы города и края по результатам экспедиций и практикума». Практика. Практическая работа на территории города «Проблемы городской среды. Сбор материала по стандартным методикам. Обработка материала». Зачетное задание ««Проблемы городской среды». Метод – проблемный. Формы проведения – практическая работа, лекция. Форма подведения итогов – зачетное задание. 3.Проведение исследований по проблеме, оформление и защита исследований. 8 час. Теория. Мини-лекция «Алгоритм проведения НИР». Практика. Практическая работа «Алгоритм проведения НИР». Практическая работа «Оформление НИР в классе ИКТ». Коллоквиум «Защита НИР». Метод – проблемный. Форма проведения занятий – мини-лекция, практическая работа. Форма подведения итогов – коллоквиум. 4. Подготовка и участие в конкурсах и конференциях. 48 час. Теория. Беседа «Знакомство с Положениями НПК различных уровней». Практика. Выступление на конференциях различных уровней. Оформление портфолио. Метод – проблемный. Форма проведения – беседа, конференция. Форма подведения итогов – портфолио. 5. Экологический практикум. 8 час. Практика. Практическая работа «Работа с гидробиологическим оборудованием по стандартным методикам». Круглый стол «Учет собранного материала». Метод – проблемный. Форма проведения – практическая работа. Форма подведения итогов – круглый стол. 6. Выпускной вечер. 2 час. Практика. Праздник, вручение свидетельств о дополнительном образовании. Материально-техническое обеспечение
Мониторинг результатов обучения ребенка по данной образовательной программе по Кленовой Н.В.(МГДТюТ) и Буйловой Л.В.(доцент МИОО)
Кроме мониторинга, предусмотрены формы коллективного анализа – подведение итогов коллективной деятельности самими учащимися по Никитиной Н.Н. и Шустовой И.Ю. (сотрудников Ульяновского педагогического университета). Методика выявления и согласования мнений и представлений о личностных качествах подростков, которые школьники стремятся развивать и поддерживать. Групповым методом работы выбрать из списка пять черт, более всего отражающих качества современного подростка и расположить их по приоритетности от 1 до 5.
Оценка результата: Педагог обрабатывает полученные результаты, ранжируя их по степени встречаемости. Проводится анализ приоритета личностных качеств и соответствия их требованиям общества. Методические разработки занятий. |
«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска | Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Учреждения дополнительного образования – центр творческого развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения.... | Программа работы объединения «Умелые руки» Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический... | ||
Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | Положение о городской открытой научно-практической конференции «Канский... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей «Витязь»... | ||
Образовательная программа Государственного автономного образовательного... Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический... | Программа составлена на основе государственных программ Министерства... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «детский оздоровительно-образовательный (профильный)... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» городского... | ||
Программа дает возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский эколого-биологический центр... | Публичный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное... | ||
Департамент образования Администрации города Ноябрьска Муниципальное... Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности... | ||
Разместить на сайте Начальник Управления образования Администрации г. Ижевска ... | Брянской области государственное образовательное учреждение дополнительного... Мы предлагаем авторский вариант программы, которая может стать основой работы кружка «Комнатное цветоводство». Программа также может... |