Программа работы объединения «Умелые руки»





Скачать 369.1 Kb.
НазваниеПрограмма работы объединения «Умелые руки»
страница1/4
Дата публикации04.07.2014
Размер369.1 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр»


авторская дополнительная общеобразовательная программа


«Умелые руки»
Срок реализации – 3 года.


Автор:

Калиничева Наталья

Вениаминовна,

педагог дополнительного

образования

Пояснительная записка
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития личности ребенка. Более глубокое познание природы через рукоделие позволяет детям развивать мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, формировать правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Делая что-либо своими руками, дети приучаются к аккуратности, настойчивости, терпению, развивают внимание и память. Каждая поделка несет в себе отпечаток индивидуальности, неповторимости и многогранности природы и развивает грани творчества и личностные качества детей. Если творческий труд приносит удовлетворение, то у детей возникает чувство гордости, уважения, уверенности в собственных силах, а это необходимо, чтобы ребенок был по настоящему счастлив.

Создание настоящей программы будет способствовать интеграции объектов природы с культурой труда и народного творчества, средствами техники вязания.

Цель создания кружка «Умелые руки» - научить детей познавать окружающий мир через творческий труд посредством техники вязания. Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач. Задачи:

  1. Обучающие:

- овладение приемами и основными техниками вязания крючком;

- умение пользоваться схемами и образцами для выполнения поделок;

- освоение приемов работы с различными материалами и инструментами;

- обучение правилам безопасного поведения на природе (в лесу, поле, на водоеме);

- научить видеть красоту окружающего мира.
2. Развивающие:

- способствовать развитию художественного вкуса, творческого мышления, воображения, мелкой моторики рук;

- совершенствование мастерства, развитие творческих способностей и эстетического вкуса;

- развитие любознательности о природных объектах и явлениях;

- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать полученные знания.
3. Воспитательные:

- формировать высокие эстетические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека и природы;

- воспитание эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, самостоятельность, трудолюбие.

Общие положения
Программа работы объединения «Умелые руки», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение основными приемами и техникой вязания крючком, для изготовления сувениров и поделок. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению, развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности. Обучаясь по данной программе, учащиеся приобретают углубленные знания о природе и умения их применять при изготовлении моделей.

Данная программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет). Практика показала, что мальчики 9-14 лет успешно и с интересом занимаются в объединении. Учитывая это, данная образовательная программа предусматривает обучение мальчиков.

Программа рассчитана на 3 года обучения (114, 216, 216 часов учебного времени).

Режим занятий: 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа;

2 и 3 год – 2 раза в неделю по 3 часа.

Предусмотрена групповая форма проведения занятий, количество детей в группе 12-15 человек.

Данная программа предполагает, что группы могут быть разновозрастные с разноуровневой подготовленностью детей, предусмотрено участие в учебном процессе и мальчиков. Некоторые темы предполагают вариативные задания, учитывая заинтересованность учащихся к той или иной теме занятий.

Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков.

Практическое обучение происходит при непосредственном изготовлении изделия (от самого простого к сложному) при участии учителя и самостоятельно.
Структура программы
Структура программы представлена тремя этапами, соответствующими логике художественно-эстетической деятельности и совпадающими с годами обучения.
1 этап – (1 год обучения) – знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных элементов вязания крючком; знакомство с простейшими технологическими картами; введение элементов самостоятельной деятельности.
2 этап – (2 год обучения) – повторение и закрепление полученных ранее знаний в тесной связи с окружающим миром; активизация самостоятельной деятельности во время практических работ по изготовлению того или иного изделия; усложнение при работе со схемами, технологическими картами, творческими проектами; создание вязаных динамических моделей и приобщение к театральной и игровой культуре.
3 этап – (3 год обучения) – творческая мастерская – повышение требований к самостоятельной деятельности как во время работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий (сбор изделий, вязанных крючком мастерицами старших поколений, реставрация кружев), проектов.


Особенности программы
- теоретический материал тесно связан с практическим, его применением и преподается с опорой на житейский опыт учащихся;
- в течение всего курса осуществляется интегрированная связь с окружающим миром, ботаникой, зоологией, черчением, геометрией, изобразительной деятельностью, математикой;

- при проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование материала поэтапного изготовления поделок. Использование игровых заданий повышает активность детей, развивает познавательную любознательность;

- включены уроки, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята. Экспериментальная работа заставляет их искать различные технологии изготовления заданного изделия, как во время занятий, так и вне занятий (домашнее задание), (2 или 3 год обучения);

- организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира и включать их в свои практические поделки.

Психологическое обеспечение программы

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретенных знаний, умений, навыков;

- побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;

- формирование знаний на разных психологических уровнях;

- применение индивидуальных, групповых, массовых форм обучения;

- разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся и их дополнительного расширения кругозора;

- развитие психических процессов и зрительно-моторной координации, мелких мышц костей рук, сокращение перегрузки детей.
Ожидаемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу первого года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом.

Самостоятельно подобрать крючок, нитки, узор для изделия.

Название и назначение различных материалов.

Аккуратно зарисовать схему узора и грамотно читать ее.

Названия и назначения ручных инструментов (ножницы, крючок, булавка, сантиметровая лента и т.д.).

Создавать несколько вариантов узора из одних и тех же элементов (мотивов), находить гармоничные сочетания цветов в изделии.

Термины, употребляемые при выполнении основных элементов вязания крючков.

Самостоятельно пользоваться справочной литературой.

Простейшие условные обозначения, используемые в схемах

Оформить готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового изделия.




Освоить технику вязания несложных образцов с использованием готовых схем, выкроек.


К концу второго года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Название изученных инструментов, их назначение.

Правильно использовать инстру­менты в работе.

Правила техники безопасности труда и личной гигиены, правила планиро­вания и организации труда.

Строго соблюдать правила техники безопасности, организовывать рабо­чее место и поддерживать на нем по­рядок во время работы.

Разные техники вязания крючком.

Самостоятельно разработать схему узора, изготовить по образцу, по эс­кизу простейшие виды изделий

Условные обозначения, используе­мые в схемах.

Вязать сложные элементы (все виды столбиков).

Основные понятия об окружающем мире.

Самостоятельная работа с литерату­рой о природе, выбор цветовой гаммы для изделия, работать по ин­дивидуальному выбору.

Разнообразие игровых кукол, понятие о спектаклях.

Самостоятельно подбирать декора­ции, оформление кукол.


К концу третьего года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Название изученных инструментов, их назначение.

Правильно использовать инстру­менты в работе.

Правила техники безопасности труда и личной гигиены, правила планиро­вания и организации труда.

Строго соблюдать правила техники безопасности, организовывать рабо­чее место и поддерживать на нем по­рядок во время работы.

Разные техники вязания крючком.

Самостоятельно разработать схему узора, изготовить сувениры. Разработать модели для кукол.

Планирование проектировочной деятельности.

Самостоятельно восстановить схему узора по кружеву изделий «из будущего сундучка», реставрировать утраченный узор, самостоятельно изготавливать различные виды изделий по своему эскизу, по эскизу заказчика.


Оценка и контроль результатов


Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов




1 год обучения




Первое полугодие

Приобретение знаний, умений и навыков вязания крючком. Изготовление простейших предметов быта (игольница, прихватка и т.д.), основой которых являются простейшие базовые формы (круг, квадрат).

Выполнение самостоятельной работы по образцам. Фронтальный опрос и использование индивидуальных карточек.




Второе полугодие

Получение знаний и приобретение навыков вязания кружева по выбранной схеме. Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Беседа, в ходе которой проходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в плановых мини-выставках. Участие в итоговой выставке за год.




2 год обучения




Первое полугодие

Отшлифовка знаний, умений и навыков, полученных ранее. Продолжение знакомства с техниками вязания крючком. Изготовление изделий по усложненной схеме или по своему эскизу, окунувшись в окружающий мир природы.

Выполнение изделий для выставочного и методического фонда. Выполнение самостоятельной работы по эскизам. Демонстрация лучших работ на родительском собрании. Участие в итоговой выставке за первое полугодие.




Второе полугодие

Приобретение элементарных знаний, умений и навыков рукоделия с учетом окружающего мира. Изготовление изделий, основой которых являются сложные схемы. Закрепление знаний, умений и навыков чтения, выполнения кукол.

Самооценка и самоконтроль. Тестирование теоретических знаний. Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся, по заказу педагогов других объединений (изготовление действующих лиц для кукольного театра). Участие в выставках различного уровня.




Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

3 год обучения

Первое полугодие

Изготовление изделий, основой которых являются сложные схемы. Закрепление знаний, умений и навыков чтения и выполнения сложных схем. Проектировочная деятельность.

Выполнение изделий для выставочного и методического фонда. Выполнение самостоятельной работы по своим эскизам. Демонстрация лучших работ на родительском собрании. Участие в итоговой выставке за первое полугодие.

Второе полугодие

Отшлифовка знаний, умений и навыков, полученных ранее. Использование при изготовлении изделий разных техник вязания крючком. Изготовление изделий по усложненной схеме, по вязаному узору, по своему эскизу, по заказу. Повышение требований к проектировочной деятельности.

Самооценка и самоконтроль по изготовлению творческих заданий. Тестирование теоретических знаний. Участие в выставках различного уровня.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа работы объединения «Умелые руки» iconРабочая программа объединения «Умелые руки»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом школьников Атнинского района Республики...
Программа работы объединения «Умелые руки» icon«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а...
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconМеханические волны
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconКорпускулярная и волновая
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconИлья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Конышева Н. М. Технология: Умелые руки, учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений
Программа работы объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconЗанятие №1. Механическое движение и его относительность. Законы Ньютона....
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconКонспект. Урок : Физическая культура. Класс: 6 Преподаватель: Луконин...
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разновидности ходьбы (на носках, руки на пояс; на пятках, руки за голову; на внешней стороне ступни, руки за голову; выпадами, руки...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconДинамика колебаний. Резонанс. Механические и звуковые волны. Теория...
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа в кружке «Умелые руки» прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Программа работы объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Разноцветный мир» разработана для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид программы – примерная, составлена на основе программы «Умелые руки», автор-составитель педагог дополнительного образования гоу...
Программа работы объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
За ними видны сосны с красивой кроной. Заботливые и умелые руки ухаживают за ними, обрезают ветви. Чуть дальше высится крыша храма:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск