Скачать 369.1 Kb.
|
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» авторская дополнительная общеобразовательная программа «Умелые руки» Срок реализации – 3 года. Автор: Калиничева Наталья Вениаминовна, педагог дополнительного образования Пояснительная записка Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития личности ребенка. Более глубокое познание природы через рукоделие позволяет детям развивать мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, формировать правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Делая что-либо своими руками, дети приучаются к аккуратности, настойчивости, терпению, развивают внимание и память. Каждая поделка несет в себе отпечаток индивидуальности, неповторимости и многогранности природы и развивает грани творчества и личностные качества детей. Если творческий труд приносит удовлетворение, то у детей возникает чувство гордости, уважения, уверенности в собственных силах, а это необходимо, чтобы ребенок был по настоящему счастлив. Создание настоящей программы будет способствовать интеграции объектов природы с культурой труда и народного творчества, средствами техники вязания. Цель создания кружка «Умелые руки» - научить детей познавать окружающий мир через творческий труд посредством техники вязания. Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач. Задачи:
- овладение приемами и основными техниками вязания крючком; - умение пользоваться схемами и образцами для выполнения поделок; - освоение приемов работы с различными материалами и инструментами; - обучение правилам безопасного поведения на природе (в лесу, поле, на водоеме); - научить видеть красоту окружающего мира. 2. Развивающие: - способствовать развитию художественного вкуса, творческого мышления, воображения, мелкой моторики рук; - совершенствование мастерства, развитие творческих способностей и эстетического вкуса; - развитие любознательности о природных объектах и явлениях; - развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать полученные знания. 3. Воспитательные: - формировать высокие эстетические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека и природы; - воспитание эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира; - воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, самостоятельность, трудолюбие. Общие положения Программа работы объединения «Умелые руки», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение основными приемами и техникой вязания крючком, для изготовления сувениров и поделок. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению, развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности. Обучаясь по данной программе, учащиеся приобретают углубленные знания о природе и умения их применять при изготовлении моделей. Данная программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет). Практика показала, что мальчики 9-14 лет успешно и с интересом занимаются в объединении. Учитывая это, данная образовательная программа предусматривает обучение мальчиков. Программа рассчитана на 3 года обучения (114, 216, 216 часов учебного времени). Режим занятий: 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа; 2 и 3 год – 2 раза в неделю по 3 часа. Предусмотрена групповая форма проведения занятий, количество детей в группе 12-15 человек. Данная программа предполагает, что группы могут быть разновозрастные с разноуровневой подготовленностью детей, предусмотрено участие в учебном процессе и мальчиков. Некоторые темы предполагают вариативные задания, учитывая заинтересованность учащихся к той или иной теме занятий. Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков. Практическое обучение происходит при непосредственном изготовлении изделия (от самого простого к сложному) при участии учителя и самостоятельно. Структура программы Структура программы представлена тремя этапами, соответствующими логике художественно-эстетической деятельности и совпадающими с годами обучения. 1 этап – (1 год обучения) – знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных элементов вязания крючком; знакомство с простейшими технологическими картами; введение элементов самостоятельной деятельности. 2 этап – (2 год обучения) – повторение и закрепление полученных ранее знаний в тесной связи с окружающим миром; активизация самостоятельной деятельности во время практических работ по изготовлению того или иного изделия; усложнение при работе со схемами, технологическими картами, творческими проектами; создание вязаных динамических моделей и приобщение к театральной и игровой культуре. 3 этап – (3 год обучения) – творческая мастерская – повышение требований к самостоятельной деятельности как во время работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий (сбор изделий, вязанных крючком мастерицами старших поколений, реставрация кружев), проектов. Особенности программы - теоретический материал тесно связан с практическим, его применением и преподается с опорой на житейский опыт учащихся; - в течение всего курса осуществляется интегрированная связь с окружающим миром, ботаникой, зоологией, черчением, геометрией, изобразительной деятельностью, математикой; - при проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование материала поэтапного изготовления поделок. Использование игровых заданий повышает активность детей, развивает познавательную любознательность; - включены уроки, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята. Экспериментальная работа заставляет их искать различные технологии изготовления заданного изделия, как во время занятий, так и вне занятий (домашнее задание), (2 или 3 год обучения); - организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира и включать их в свои практические поделки. Психологическое обеспечение программы - создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; - проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретенных знаний, умений, навыков; - побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности; - формирование знаний на разных психологических уровнях; - применение индивидуальных, групповых, массовых форм обучения; - разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся и их дополнительного расширения кругозора; - развитие психических процессов и зрительно-моторной координации, мелких мышц костей рук, сокращение перегрузки детей. Ожидаемые результаты Основные требования к знаниям и умениям учащихся К концу первого года обучения дети должны:
К концу второго года обучения дети должны:
К концу третьего года обучения дети должны:
Оценка и контроль результатов
|
Рабочая программа объединения «Умелые руки» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом школьников Атнинского района Республики... | «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а... Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами... | ||
Механические волны Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | Корпускулярная и волновая Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | ||
Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник: Конышева Н. М. Технология: Умелые руки, учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Занятие №1. Механическое движение и его относительность. Законы Ньютона.... Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | ||
Конспект. Урок : Физическая культура. Класс: 6 Преподаватель: Луконин... Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Разновидности ходьбы (на носках, руки на пояс; на пятках, руки за голову; на внешней стороне ступни, руки за голову; выпадами, руки... | ||
Динамика колебаний. Резонанс. Механические и звуковые волны. Теория... Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа в кружке «Умелые руки» прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского... | ||
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа «Разноцветный мир» разработана для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вид программы – примерная, составлена на основе программы «Умелые руки», автор-составитель педагог дополнительного образования гоу... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... За ними видны сосны с красивой кроной. Заботливые и умелые руки ухаживают за ними, обрезают ветви. Чуть дальше высится крыша храма:... |