Рабочая программа объединения «Умелые руки»





Скачать 345.49 Kb.
НазваниеРабочая программа объединения «Умелые руки»
страница1/4
Дата публикации11.07.2014
Размер345.49 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом школьников Атнинского района Республики Татарстан»
Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД «Дом школьников

Атнинского района Республики Татарстан»

Садриева Р.Р.

Рабочая программа

объединения «Умелые руки»
Педагог дополнительного образования

Тухфатуллина Светлана Масгутовна

Рассмотрен на заседании педсовета:

Протокол №_____ от_____ августа 2013г.

2013/ 2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа объединения «Умелые руки» создана на основе рабочей программы объединения «Умные руки», созданная Мининой Евгенией Павловной, адаптированная под местные условия.

Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому, очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.

Работа в объединении планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, пластилином и солёным тестом, а также по работе с другими материалами. Программа направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. Она вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет. При обучении используется режим групповых занятий. Продолжительность занятий: 1 год – по одному часу пять раз в неделю, 2 год обучения – по два часа два раза в неделю, 3 год обучения – три часа в неделю. Программа рассчитана на три года обучения. Примерное количество часов на учебный год: 1 год – 180 часов, 2 год – 144 часа, 3 год – 108 часов.

Работа объединения организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.

Цель программы:

Развитие детского, сплочённого коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи программы:

* Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.

* Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.

* Использование в работе различных материалов (ткань, бумага, картон, пластилин, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

* Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

* Формирование творческих способностей.

* Совершенствовать умения и формировать навыки работы с нужными инструментами приспособлениями при обработке различных материалов.

* Правильное использование цветовой гаммы.

* Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.

Задачи программы будут достигнуты, если ребёнок на занятии займёт позицию «Я хочу это сделать сам».В задачу педагога входит не столько помочь ребёнку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребёнка на занятии, включающий в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащённая самостоятельная деятельность ребёнка по преобразованию материала в изделии. Причём теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, весёлой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятия снижается, если ребёнок привыкает только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего, какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развития: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук» , а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоёмкость этих заданий должны подбираться с учётом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Программа имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы шаблоны, разными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы с инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент – всё это сказывается на качестве работы. Ребёнок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребёнок должен попробовать преодолеть себя, так он учится быть взрослым, мастером.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объёму трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т. д.)

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включаеся не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Ожидаемым результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные, участие в республиканских и международных конкурсах. Использование поделок - сувениров в качестве подарков для родителей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • приёмы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;

  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры;

  • самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу)

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы её обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путём обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится но криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесённому с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объёмные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объёмную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.

Из бумажных полосок дети склеивают объёмные ёлочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приёмы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстаёт в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев , трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объёмных основах, покрытых пластилином, выполняют из семян, веточек, ракушек. подбирая цвета , форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям 3 года обучения предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа. Соломка и др.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры. Обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

Условия реализации программы:

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, ножницы канцелярские и фигурные, кисточка для клея и красок, шаблоны, зубочистка.

Материалы: бумага цветная, самоклеющаяся бумага. альбом. бархатная бумага, цветной картон, клей ПВА, полоски для квиллинга; соломка, листья, цветы, шишки, спичечные коробки, пластиковая бутылка, стеклянная бутылка, яичная скорлупа, пенопласт, шерстяная пряжа, мука. Соль, пластилин, гофрированная бумага, белая ксероксная бумага.

Учебно – тематическое планирование – 1 год обучения



Тема

Всего часов

Теория

Практика

Примеча-ние

1

Вводное занятие

2

2

-




2

Экскурсия в природу

2

-

2




3

Работа с бумагой и картоном

20

6

14




4

Работа с природными материалами

8

3

5




5

Мукосолье (Работа с солёным тестом)

12

4

8




6

Пластилиновая аппликация на плёнке

14

4

10




7

Изготовление новогодних игрушек

10

4

6




8

Работа с пластилином

16

6

10




9

Оригами

60

20

40




10

Изготовление поздравительных открыток

8

4

4




11

Массовые мероприятия

6

-

6




12

Итоговое занятие

2

1

1







Итого

180

48

132



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconПрограмма работы объединения «Умелые руки»
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» icon«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а...
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconМеханические волны
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconКорпускулярная и волновая
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconИлья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Конышева Н. М. Технология: Умелые руки, учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconЗанятие №1. Механическое движение и его относительность. Законы Ньютона....
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconКонспект. Урок : Физическая культура. Класс: 6 Преподаватель: Луконин...
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разновидности ходьбы (на носках, руки на пояс; на пятках, руки за голову; на внешней стороне ступни, руки за голову; выпадами, руки...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconДинамика колебаний. Резонанс. Механические и звуковые волны. Теория...
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа в кружке «Умелые руки» прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего....
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа «Разноцветный мир» разработана для занятий с учащимися во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями фгос...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид программы – примерная, составлена на основе программы «Умелые руки», автор-составитель педагог дополнительного образования гоу...
Рабочая программа объединения «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
За ними видны сосны с красивой кроной. Заботливые и умелые руки ухаживают за ними, обрезают ветви. Чуть дальше высится крыша храма:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск