Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»





Скачать 119.53 Kb.
НазваниеОбразовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки»
Дата публикации08.07.2014
Размер119.53 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бетлицкая средняя общеобразовательная школа

Образовательная программа

Кружок декоративно-прикладного творчества

«Умелые руки»

на 2012-2013 учебный год.

Возраст детей: 11- 12лет

Руководитель кружка учитель технологии:

Паукова Галина Николаевна.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.

добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка «Умелые руки» рассчитана на 1 год. Кружок комплектуется из учащихся 5 классов. Количество детей в группе для освоения программы - 15 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю 1 час.

Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

Работа с бумагой

Лепка из солёного теста

Бисероплетение

Канзаши

Выставки

Творческий проект «Подарок другу»

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

Эскиз

воплощение в материале

выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства.

Формы и методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

- Наглядным: таблиц, рисунков, моделей, образцов;

- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Дидактический материал:

Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумаги , бисера. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить

знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

- о видах декоративно- прикладного искусства;

- о исконно русских народных промыслах.

- об особенностях лепных игрушек;

- о проектной деятельности.

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

- лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

- Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6. Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Учебно-тематический план кружка декоративно-прикладного творчества

«Умелые руки»

№ п/п

Название раздела

Количество часов

В т.ч.

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

1

-

2

Технология лепки из соленого теста. Инструменты. Приспособления. Приемы работы.

6

1

5

3

«Бумажный город»(квиллинг) Инструменты. Приспособления. Приемы работы.

7

1

6

4

«Волшебный бисер»(цветы из бисера) Инструменты. Приспособления. Приемы работы.

9

1

8

5

Канзаши Инструменты. Приспособления. Приемы работы.

8

1

7

6

Творческий проект «Подарок другу»

3

1

2

Итого

34

6

28

1. Содержание занятий 1-го года обучения

Вводное занятие

Знакомство с программой кружка. Инструменты и материалы для выполнения различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Роль декоративно-прикладного и народного искусства в жизни людей . Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.

Тема 1. Лепка (6ч). Соленое тесто.
Теория (1час).

Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска)
Плоскостные композиции 
Практика (5 часов)

Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др. 

Стилизация форм. Создание эскизов. 

Творческая работа: «Лепка из соленого теста»

Тема 2. « цветы из бисера»

«Бисер, как вид декоративно – прикладного искусства» (9 часов).

Теория (1час)

Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности. Общие сведения о бисере. Тема раскрывает следующие вопросы: развитие бисерного рукоделия в России; основные виды бисерного искусства: вязание, плетение, вышивание, ткачество, мозаика.

Изделия из бисера (демонстрация изделий из бисера, изготовленных руками учащихся)

Практика (8 часов)

В этом разделе ребята :

- знакомятся с основными приемами работы с бисером, используемыми для

изготовления цветов: параллельное, игольчатое, петельное, низание дугами;

- учиться маленьким профессиональным секретам, которые позволяют учащимся овладеть

необходимыми навыками, умениями,

- отрабатывать умение зарисовывать задуманные фрагменты в тетради, с соблюдением

пропорций.

Ознакомление с правилами наращивания проволоки. Комбинирование приемов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Плетение изделий: «Цветок фиалка», «Нарцисс», «Ромашка», «Лилия».

Тема 3. Бумажный город (квиллинг) 7ч

Теория (1час)

История возникновения технологии бумагокручения- квиллинга. Инструменты и материалы. Изделия из квиллинга (демонстрация изделий из квиллинга, изготовленных руками учащихся). Инструктаж по технике безопасности.

Практика (6 часов)

Вырезание полосок для квиллинга. Основные формы бумагокручения: капля, глаз, лист, квадрат, стрела, треугольник, полукруг и т. д. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила ее составления. Применение формы в композиции . Коллективная работа «Изготовление панно».

Тема 4. Канзаши.(8ч)

Теория (1час)

История возникновения техники канзаши. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности. Изделия , изготовленные в технике канзаши (демонстрация изделий , изготовленных руками учащихся и педагога.).

Практика (7 часов)

Способы складывания атласных лент для изготовления лепестков и листочков различных цветков.

Изготовление броши и заколки для волос в технике «Канзаши».

Тема 5. Творческий проект «Подарок другу».

Литература

1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1996

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4.Журнал «Школа и производство»

5. Газета «Делаем сами»

6. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.

7. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент» . «Университет», Москва 2000.

8.И. Хананова « Соленое тесто» 2008

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconО проведении 64 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconО проведении 62 городской выставки технического и декоративно-прикладного...
В целях развития технического и декоративно-прикладного творчества детей и учащейся молодежи, привлечения внимания общественности...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconОбластной конкурс декоративно-прикладного искусства «Живая старина»
Участие в областном конкурсе декоративно-прикладного искусства «Живая старина» предполагает выявление уровня подготовки конкурсантов...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconМетодика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества»
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconИстория и теория декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «история и теория декоративно-прикладного творчества»
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» icon1. Народная вышивка орайпек как объект современного декоративно-прикладного...
Виды вышивки, применяемой при создании изделий декоративно-прикладного творчества
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconПрактикум по декоративно-прикладному творчеству Направление подготовки
Народные традиции изготовления изделий в техниках декоративно-прикладного творчества
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconКурсовая работа по предмету: «Методика преподавания народно-прикладного творчества»
«Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconПоложение о Всероссийском конкурсе декоративно-прикладного творчества...
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок при организации внеурочной...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconОбразовательная программа кружкового объединения «Мастерок»
Данное направление ориентировано на обучение, воспитание и развитие детей средствами различных видов декоративно-прикладного творчества...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей декоративно-прикладного...
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconКонкурса детского и юношеского творчества на тему: «Огонь-друг, огонь- враг»
Работы жюри смотра-конкурса художественно-изобразительного, декоративно-прикладного и технических видов творчества среди обучающихся...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» icon«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а...
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconТворческий час по теме
Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одной из самых старинных отраслей декоративно – прикладного творчества является ручное вязание. Это прекрасное рукоделие является...
Образовательная программа Кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» iconОсновы декоративно-прикладного искусства
Д основы декоративно-прикладного искусства [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Автор-составитель: Т. А. Панчук, Е....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск