Скачать 0.58 Mb.
|
Угличский муниципальный район Управление образования Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г.Углича «Утверждаю» Директор ______________________Н. В. Макарова «28» сентября 2011 г. Дополнительная образовательная программа «Волшебные петельки» Программа рекомендована для детей 7-14 лет Срок реализации – 5 лет Автор-составитель: педагог дополнительного образования Карасёва Лиля Зияевна г. Углич 2011 г. Пояснительная запискаНародная культура и декоративно – прикладное искусство России донесли до наших дней много древних традиций, которые мы должны постараться сохранить для будущих поколений как одну из составляющих национального возрождения страны. Одной из самых старинных отраслей декоративно – прикладного творчества является ручное вязание. Это прекрасное рукоделие является подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох. Сейчас уже никто не может точно сказать, когда люди впервые взяли в руки крючок и спицы для вязания. Известно только, что произошло это очень давно, ещё до нашей эры. А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне. С тех пор оно прочно вошло в жизнь человека. Интересно, что вязание сначала было только мужским ремеслом, и мужчины даже боролись с женской конкуренцией при помощи специальных законов, запрещающих женщинам зарабатывать таким образом себе на жизнь. Сейчас же крайне редко крючок или спицы можно увидеть в руках мужчины, вязание стало чисто женским занятием. Актуальность вязания в наши дни, в первую очередь, обусловлена уровнем и нестабильностью жизни, ведь далеко не все люди способны купить себе понравившуюся вещь, и желанием быть элегантно и модно одетыми. Умение вязать позволяет создавать эксклюзивные наряды и всегда хорошо выглядеть, а также помогает порадовать друзей и близких подарком, созданным своими руками и украсить свой дом, сделав его уютным и неповторимым. Обучая девочек вязанию, важно не только привить им любовь к данному виду рукоделия и дать технические навыки, научив изготавливать красивые вещи, но и развивать вкус, учить гармонии, умению сочетать вещи, подбирать к одежде аксессуары и макияж. А так как культура одежды является частью общей культуры, то следует также давать девочкам знания по этике и культуре поведения в повседневной жизни. Цель программы: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребёнка. Задачи: - научить детей технике вязания спицами и крючком;
Вязание, особенно на начальном этапе обучения, требует большого терпения и усидчивости, а также напряжения мышц плечевого пояса и кистей рук. Поэтому на первом году освоения данной программы дети учатся вязать только крючком, так как приёмы вязания крючком более простые и ребёнку легче выполнить их с минимальным напряжением. Для снятия этого напряжения и отдыха в течение занятия рекомендуется проводить физкультминутки или подвижные игры, а также упражнения для отдыха глаз. В силу своих психологических особенностей младшие школьники не настроены на долговременное ожидание результата, они хотят видеть результаты своего труда как можно быстрее. Поэтому им целесообразно предлагать изготавливать небольшие по объёму вещи. Желательно, чтобы это были игрушки, одежда на кукол или забавные сувениры. Это помогает развивать у детей интерес к данному виду деятельности. Основная форма обучения – учебные занятия, в содержание которых включаются формы его проведения (беседа, объяснение педагога, показ, практическая работа, индивидуальная работа, работа в парах, и т.д.), а также разнообразные виды деятельности (познавательная, исполнительская, творческая). Занятия проводятся с учётом индивидуальных способностей детей и темпа усвоения материала каждым ребёнком, поэтому часть каждого занятия педагог посвящает индивидуальной работе. Работа в парах (когда ребёнок, хорошо усвоивший учебный материал помогает тому, кто в силу своих способностей или болезни недостаточно хорошо усвоил данную тему) способствует рождению дружбы и взаимопомощи в коллективе. Общие дела (подготовка к выставкам) тоже помогают сплочению коллектива. Ведущим в реализации данной программы является поэтапный принцип обучения, то есть введение нового материала на основе усложнения уже пройденного. В процессе занятий, постепенно накапливая практический опыт, учащиеся от простых изделий переходят к освоению более сложных образцов. На протяжении всего периода обучения, педагог поощряет творчество воспитанников, побуждая их самостоятельно создавать узоры, схемы и модели на основе полученных знаний. Оценка результатов обучения детей по данной программе осуществляется по ходу занятий с привлечением самих детей и их родителей. Итогом работы становится участие каждого ребёнка в разнообразных выставках с учётом уровня его мастерства (внутри учреждения, городская, районная, областная, региональная и т.д.) Отслеживая результативность каждого воспитанника, следует учитывать динамику роста ребёнка только в сравнении с самим собой и его собственными достижениями, а не в сравнении с другими детьми. Результативность воспитательно- образовательного процесса К концу 1-го года обучения дети должны Знать:
Уметь:
К концу 2-го года обучения дети должны Знать: - краткую историю развития трикотажного производства; - виды пряжи; - виды волокон; - технику прибавления и убавления петель; - что такое жаккардовый узор; - историю возникновения русской матрёшки и историю происхождения разнообразных видов матрёшек и их характерные особенности (Семёновская, Загорская, Полхов – Майданская); Уметь: - рассчитывать расход пряжи; - подбирать спицы для пряжи различной толщины и фактуры; - вязать по кругу; - прибавлять и убавлять петли; - работать со схемами; - собирать готовое изделие; - оформлять готовое изделие; - сервировать стол для чаепития. К концу 3-го года обучения дети должны Знать:
Уметь:
К концу 4-го года обучения дети должны Знать:
Уметь: - снять мерки и построить чертёж изделия;
К концу 5-го года обучения дети должны Знать: - особенности вывязывания жаккардового узора; - особенности вязания изделий из мохера; - разновидности вязаных сумок; - разновидности вязаных украшений. Уметь: - составить схему жаккардового узора в соответствии с выбором изделия; - ухаживать за изделиями из мохера; - ухаживать за вязаными головными уборами. Содержание учебно – тематического плана может изменяться по усмотрению педагога. Это зависит от возрастных и психофизических особенностей учащихся группы. При планировании занятий учитывается интерес и пожелания детей. В ходе учебного процесса по мере необходимости допустимо сокращение или увеличение учебных часов, отведённых на определённую тему, а также изменение последовательности тем. Помещение, где проводятся занятия, должно отвечать санитарным нормам и правилам техники безопасности, а также быть хорошо освещено. Спицы, крючки, ножницы и другие инструменты должны храниться в закрытых ящичках. Здесь же рекомендуется разместить и выставку детских работ. Данная программа рассчитана на 3 года обучения и ориентирована на детей 7 – 14 лет. Режим работы: первый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа в год), второй, третий, четвёртый и пятый года обучения – 2 раза в неделю по 3 часа (всего 216 часов в год). Состав учебной группы может быть разновозрастной, в группе могут заниматься как девочки, так и мальчики. |