Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2





НазваниеОбразовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2
страница1/20
Дата публикации29.11.2014
Размер2.87 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Биология > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУДОД «Брянский областной эколого-биологический центр»


_________________ Н.А.Калиничев

Образовательная программа
Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр»



I ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВКА………………………………………………………стр.2

II. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ………………………………………………………..стр.4

III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

КОНЦЕПЦИИ….. …………………………………………………………………стр.5

IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ …...…………………………………………………………..стр.5

V. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА..........................................................................стр.6

VI. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ ……………………………………………………………………….стр.6

VII. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЦЕНТРА...................................................................................стр.7

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГО- БИОЛОГИЧЕСКОГООБРАЗОВАНИЯ…………………………………………..стр.12

  2. ПРИЕМ И ОТЧИСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ……………………………….…стр.154

  3. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА……………………………………………………… стр. 155

  4. ВАРИАНТЫ ВЫБОРА ДАЛЬНЕЙШЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА………………………………………………………………………..стр.156






I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» расположен в Советском районе г. Брянска. Имеет постоянный контингент учащихся (500 человек), стабильный коллектив педагогических работников.

В образовательное учреждение принимаются дети, проживающие в непосредственной близости, а также учащиеся и других районов города и области. В 1947 году была организована Брянская областная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Тогда, в тяжелых условиях, сформировались юннатские отряды школьников, силами которых была благоустроена и озеленена Брянщина. Уже в 50-60 годы школьниками области заложены сады, парки, аллеи в населенных пунктах. В настоящее время Центр создан как государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» в результате реорганизации и переименования областной станции юннатов и опытников сельского хозяйства в государственное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр учащихся», а затем переименованный в государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр». Центр является правопреемником вышеперечисленных образовательных учреждений. Учредитель – департамент общего и профессионального образования Брянской области. С начала 50 г. и по настоящее время станция юннатов, а ныне эколого-биологический центр является координатором всей юннатской и эколого-биологической работы в области. Одним из значимых направлений работы центра является вовлечение дошкольников, школьников, студентов в различные массовые мероприятия эколого-биологической направленности, пропаганда и развитие дополнительного эколого-биологического образования и другие форма работы с учащимися и педагогическими работниками области. В области создана система непрерывного экологического образования, включающая в себя работу с учащимися от 6 до 18 лет.

Экологическое образование в области осуществляется по направлениям:

- базовое экологическое образование: в муниципальных городах и районах области в школах ведутся экологические занятия, факультативы, кружки; в общеобразовательных учреждениях – 231 объединения с охватом 4465 учащихся, что составляет 4% от общего количества обучающихся;

С 2012 года в школах области проводится эксперимент по апробации модели непрерывного экологического образования «Экология в системе культуры». Координатором выступает Центр. В прошедшем году в эксперимент активно включились 89 образовательных учреждений из 18 муниципальных образований области. Преподавание осуществляется 98 учителями в 75 средних и 14 основных общеобразовательных школах. Экспериментом охвачено 4458 учащихся 5-7 классов.

- ССУЗы и ПУ: введен курс «Экология» (биология с основами экологии); в дошкольных образовательных учреждениях проводятся занятия экологической направленности;

- - в учреждениях дополнительного экологического образования работает 74 объединения с охватом 1200 учащихся, в том числе 30 в ГАОУДОД «Брянский областной эколого-биологический центр», что составляет 11% от общего контингента обучающихся.

Система дополнительного экологического образования; на территории области включает в себя работу 285 объединений с охватом 5432 учащихся, т.е. 5% учащихся области охвачено дополнительным эколого-биологическим образованием.
Новые формы дополнительного образования: 48 детских экологических организаций, объединяющих 2543 учащихся и 57 научных обществ учащихся с охватом 1650 учащихся.

Центр успешно сотрудничает с высшими учебными заведениями Брянска, управлением лесами области, информационно-экологическим центром Брянской областной научной библиотеки им.Ф.И.Тютчева, краеведческим музеем, ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес» и другими заинтересованными организациями. Посредством региональных предметных олимпиад, конкурсов, слетов, организуемых и проводимых центром, учащиеся приобщаются к научно-исследовательской, опытнической и природоохранной деятельности.

В январе 2010 года центр прошел государственную аккредитацию по результатам которой ему установлен статус государственного автономного образовательного учреждения высшей категории.
II ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Центр стремится к тому, чтобы учащиеся центра были думающими людьми, развивали свой духовный и нравственный потенциал. Могли осуществить выбор жизненного и образовательного маршрута. Образовательные программы направлены на формирование личности образованной, нравственной. Активно-творческой, инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого лучшими образцами отечественной и мировой культуры; правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию.

Образовательные программы эколого-биологического дополнительного образования направлены на практическую реализацию социального заказа, сформулированного в Законе РФ «Об образовании», Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом Центра и направлены на:

- формирование интереса к биологической науке, опытнической и исследовательской деятельности;

- обеспечение необходимых условий для личностного развития и укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- социальная адаптация, формирование общей культуры, организация содержательного досуга и обеспечение необходимых условий для реализации прав детей, подростков и юношества на дополнительное образование;

- социализация, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям жизни;

- создание условий для допрофессиональной подготовки подростков и юношества;
- родителей учащихся – в оправдании их надежд на качественное образование, воспитание и развитие детей, которые обеспечат им успешное включение во взрослую жизнь.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗУЮТ ИДЕИ :

-целостного гармоничного развития личности обучающегося, формирования общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;

- триединства обучения, воспитания и развития личности при активности и ответственности самой личности;

- воспитания любви к труду разумному, творческому, самостоятельному;

-ценности традиционных и современных технологий обучения и воспитания для развития личности.

На современном этапе развития общества необходимо учесть и применить все лучшее, что было накоплено предшествующими поколениями, широко использовать существующий опыт и достижения в образовании, разрабатывать и внедрять педагогические технологии для решения задач обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, поставленных самой жизнью .Программы предполагают, что педагоги и родители смотрят на ребенка не как на обучаемый компонент системы, с которым возможны различные манипуляции, а как на личность, для которой характерны самостоятельность, самодеятельность и свобода по отношению к возможному пространству деятельности и общения.

Анкетные данные, которые периодически проводятся в центре среди учащихся и родителей о возможных вариантах дальнейшего самоопределения обучающихся, свидетельствуют, что почти 98% обучающихся желают получить и , как правило получают высшее образование в вузах..
Ш ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ
В системе образования сложились определенные предпосылки, когда базовое и дополнительное образования должны и реально могут стать равноправными и дополняющими друг друга компонентами, создавая тем самым единое образовательное пространство, так необходимое для полноценного личностного, интеллектуального развития каждого ребенка.В этом случае есть условия создать основу для успешной адаптации ребенка в обществе.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием.

В связи с этим модернизация российской системы образования предполагает интеграцию учреждений дополнительного и общего основного образования в систему непрерывного образования.

Определение концептуальной сущности и содержания системы дополнительного образования как «непрерывного образования» должно содействовать дальнейшему развитию Российского образования, а также совершенствованию качества дополнительного образования детей на региональном уровне.

Непрерывное образование способствует преемственности в развитии и воспитании личности.

Система непрерывного экологического образования составляет:

- совокупность преемственных экологических образовательных программ (основных и дополнительных) и государственных образовательных стандартов различного уровня направленности;

- сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов и информационных эколого-образовательных пространств;

- система управления непрерывным экологическим образованием

В основе Концепции и стратегии развития системы экологического образования должгы быть заложены принципы, ведущие к достижению главной цели: формированию экологической культуры граждан (И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина).

Только внутренняя экологическая культура граждан способна привести к возникновению и развитию новых экологически оправданных типов форм организации жизни и деятельности людей и их взаимоотношений, также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Главной целью концепции непрерывного экологического образования школьников является формирование у учащихся экологической культуры поведение и мировоззрения, которые включают в себя комплекс нравственно-этических принципов, норм поведения и взаимодействия в системах человек-природа-человек, К принципам,отражающим специфику данной проблемы относятся: принцип научности, гуманизации, заинтересованности, комплексности и взаимосвязи, непрерывности, направленности, преемственности, интеграции, доступности, наглядности, региональности и полноты информации.
IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
Основная цель деятельности учреждения – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ олого-биологического направления и услуг в интересах личности, общества и государства. Для достижения данной цели необходимо:

- формирование интереса к биологической науке, опытнической и исследовательской деятельности;

- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье через различные формы эколого-биологического образования;

- изучение экологических явлений, процессов, взаимосвязей и путей решения назревших экологических проблем;

- воспитание чувства ответственности за окружающую среду;

- изучение местных экологических условий и ситуаций;

- непрерывность процесса экологического образования на протяжении всего периода обучения с учетом эмоционально-интеллектуальных особенностей учащихся разных возрастных групп.

V.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Концептуальную основу воспитательной системы центра составили ведущие положения: Концепции модернизации Российского образования, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Закона об образовании РФ.

Используя возможности социокультурного пространства города и области необходимо:

- воспитывать личность, удовлетворять и развивать ее духовные потребности в изменяющейся социокультурной ситуации; создавать условия, при которых воспитание как гуманистическая практика направлено на приобщение людей к национальной культуре, культуре нашего города, содействует возрождению культуры и нравственности;

- воспитание строить как ценностно-смысловой диалог ребенка с объектами окружающего мира на педагогической культуре как культуре отношений к себе, миру, другим людям, к природе, науке и т.д.;

- при воспитании личности в учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать стремление работать над собой, системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека, знания, способности и привычки, формы поведения, привычные для общности людей, социума.

Концепция воспитания в центре строится на овладении личностью общей и педагогической культурой. Педагогическая культура дает возможность человеку испытывать удовлетворение от контактов с другими людьми, стремиться к самосовершенствованию, определять свое место в жизни.

VI. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Нормативно-правовой базой разработки образовательных программ являются:

- Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);

- Закон об образовании;

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470, от 7.12.2006 № 752);

- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей, введенным 20 июня 2003 года Постановлением Главного санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. № 27 Д;

- Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 № 06-1844.

Образовательные программы определяют:

- цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через педагогические технологии;

- учебно-методическую базу для реализации дополнительных образовательных программ;

- организационно-педагогические условия реализации и освоения дополнительных образовательных программ;

Содержание программ имеет вариативный характер и определяется образовательными запросами учащихся и кадровыми ресурсами центра.


VII. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЦЕНТРА
Пояснительная записка
При составлении учебного плана ориентировались на основные цели и задачи дополнительного образования, сформулированные в основополагающих документах по дополнительному образованию детей.

Учебный план предполагает работу в режиме очного и очно-заочного обучения, в режиме 5-6 дневной рабочей недели.

Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 35-45 минут (п.10.140Устава), (приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 « О особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»). При объединении двух академических часов («сдвоенный урок») устанавливается занятие продолжительностью 80 минут (1 час 20 минут) с перерывами между ними 10-15 минут.

Педагоги реализуют дополнительные образовательные программы, прошедшие необходимые процедуры апробации и утверждения, изданные или авторские, рассчитанные на 72-288 часов в год. При этом программы первого года обучения как правило рассчитаны на 72-216 часов, а второго и последующих – 216-288 часов.

Недельная нагрузка на одного обучающегося не должна превышать 12 академических часов (посещение не более двух объединений одновременно). При обучении по программам первого года обучения два раза по два-три академических часа и при обучении по программам второго года обучения два раза по три-четыре академических часа. Исходя из педагогической целесообразности педагог может проводить 4-8 часовые (объединенные) занятия, предусмотренные учебными планами и программами (в основном при организации экскурсий, практических работ и лекционно-семинарских занятий при очной форме работы и очно-заочной системе образования.

В государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» реализуются дополнительные образовательные программы эколого-биологического профиля по следующим направлениям:

- прикладная экология:

«Теоретическая биология» - срок обучения 3 года

цель: расширение кругозора по биологии, подготовка к сдаче ЕГЭ по данному предмету в рамках общеобразовательного курса.

Возрастной диапазон учащихся, участвующих в реализации данной программы 15-16 лет.

1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут.

2 год обучения- 216 учебных часов в год, 6 учебных часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут.

«Эколог-краевед» - срок обучения 2 года

цель: формирование знаний, умений и навыков экологически грамотного поведения, изучение основ экологического краеведения, формирование навыков практических исследований.

Возрастной диапазон учащихся, участвующих в реализации данной программы 7-10 лет.

1 год обучения -144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут.

2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут.
«Экологическая азбука» - срок обучения 2 года

цель: расширение знаний учащихся об окружающем мире, способствовать развитию любознательности, творческих способностей учащихся.

Возрастной диапазон учащихся, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.

1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа

в неделю (для детей шестилетнего возраста: 35 мин. + перерыв + 35 минут)

2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 2 часа в день продолжительностью 35 минут.

«Экологическая азбука» - срок обучения 1 год

цель: формирование научной картины мира, становление экологической культуры личности, формирование здорового образа жизни.

Возрастной диапазон - 14 – 16 лет

1 год обучения - 33 учебных часа в год, 1 час в неделю

«Экологическое краеведение» - срок обучения 2 года

цель: формирование научно-практических норм отношения к окружающей среде, расширение контактов учащихся с природой с целью исследования экологического сочетания окружающей среды своей местности.

Возрастной диапазон учащихся 12-16 лет.

1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут

2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут.
Природоведение. Естествознание.
«Юный эколог»- срок обучения 2 года

цель: углубление знаний учащихся по экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, включение учащихся в природоохранную деятельность.

Возрастной диапазон учащихся 7-10 лет.

1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут

2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут.

«Занимательная биология»- срок обучения 1 год

цель: создание условий для реализации способностей, интересов, творческого потенциала учащихся в области биологии.

Возрастной диапазон – 14-16 лет

1 год обучения – 38 учебных часов в год, 1 час в неделю


Растениеводство
«Декоративное растениеводство»- срок реализации 3 года

цель: изучение биологии декоративных культур и использование их видового разнообразия в практическом озеленении и создание предпосылок к ранней профессиональной ориентации.

Возрастной диапазон учащихся 13-16 лет.

1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут

2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ГАОУ ДОД «БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

(составлен в соответствии с заявленными образовательными направленностями)

Направленности

образовательных

программ

Наименование

программы

Ф.И.О.

педагога

Год обуче

ния


Кол-во часов в не­делю на

одно объеди­нение

Количество

объединений

Количество

учащихся

Общее

количество

часов

Эколого-биологическая

Юный эколог

Ивченко Л.Ф.

Зерина Е.Ю.

1

1

4

4

3

1

52

15

12

4




Экологическая азбука

Кузнецова Т.В.
Терешина С.А.

Ничепоренко О.А.

Ефименко Н.Е.

1

1

1

1

1

4

2

4

1

1

1

2

2

1

1

36

18

34

17

17

4

4

8

1

1




Экологическое краеведение

Янченко И.А.

Поклонская Н.В.

1

1

4

2

2

1

34

16

8

2



Экологические проблемы современности

Поклонская Н.В.

1

2 -

1

19

2

ВСЕГО










15 -

258



Естественно-научная

Теоретическая биология

Калиничев Н.А

.

Ничепоренко О.А.

1

2

1

4

4

2

13

1

1

105

20

17

8

4

2




Охрана природы

Пальтова В.Е.

1

2

1

20

2




Декоративное растениеводство

Янченко И.А.

4

1

1

17

4




Фенологи

Ефименко Н.Е.

1

2

1

17

2

ВСЕГО










18

196




Социально-педагогическая

Ребенок открывает мир природы

Клиндух А.Ю.

1

2

2

42

2

ВСЕГО










2

42



Культурологическая

Умелые руки

Калиничева Н.В.

1

2

3

4

6

6

1

1

1

17

15

15

4

6

6

ВСЕГО










3

47




ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
Для реализации дополнительных образовательных программ эколого-биологического профиля используются:

- типовые программы дополнительного образования по профилю работы центра;

- авторские программы, разработанные педагогическими работниками центра, утвержденные педагогическим советом учреждения;

Педагогические технологии, направленные на реализацию образовательных программ, обеспечивают стратегию развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного и интегрированного обучения. В учебно-воспитательном процессе используются: технологии самостоятельной познавательной и поисковой деятельности, коммуникативные технологии, проектные технологии, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, технологии на основе активизации познавательной деятельности, разноуровнего обучения, коллективного взаимообучения.

VIII. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр»


авторская дополнительная общеобразовательная программа


«Умелые руки»
Срок реализации – 3 года.


Автор:

Калиничева Наталья

Вениаминовна,

педагог дополнительного

образования

Пояснительная записка
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития личности ребенка. Более глубокое познание природы через рукоделие позволяет детям развивать мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, формировать правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Делая что-либо своими руками, дети приучаются к аккуратности, настойчивости, терпению, развивают внимание и память. Каждая поделка несет в себе отпечаток индивидуальности, неповторимости и многогранности природы и развивает грани творчества и личностные качества детей. Если творческий труд приносит удовлетворение, то у детей возникает чувство гордости, уважения, уверенности в собственных силах, а это необходимо, чтобы ребенок был по настоящему счастлив.

Создание настоящей программы будет способствовать интеграции объектов природы с культурой труда и народного творчества, средствами техники вязания.

Цель создания кружка «Умелые руки» - научить детей познавать окружающий мир через творческий труд посредством техники вязания. Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач. Задачи:

  1. Обучающие:

- овладение приемами и основными техниками вязания крючком;

- умение пользоваться схемами и образцами для выполнения поделок;

- освоение приемов работы с различными материалами и инструментами;

- обучение правилам безопасного поведения на природе (в лесу, поле, на водоеме);

- научить видеть красоту окружающего мира.
2. Развивающие:

- способствовать развитию художественного вкуса, творческого мышления, воображения, мелкой моторики рук;

- совершенствование мастерства, развитие творческих способностей и эстетического вкуса;

- развитие любознательности о природных объектах и явлениях;

- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать полученные знания.
3. Воспитательные:

- формировать высокие эстетические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека и природы;

- воспитание эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, самостоятельность, трудолюбие.

Общие положения
Программа работы объединения «Умелые руки», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение основными приемами и техникой вязания крючком, для изготовления сувениров и поделок. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению, развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности. Обучаясь по данной программе, учащиеся приобретают углубленные знания о природе и умения их применять при изготовлении моделей.

Данная программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет). Практика показала, что мальчики 9-14 лет успешно и с интересом занимаются в объединении. Учитывая это, данная образовательная программа предусматривает обучение мальчиков.

Программа рассчитана на 3 года обучения (114, 216, 216 часов учебного времени).

Режим занятий: 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа;

2 и 3 год – 2 раза в неделю по 3 часа.

Предусмотрена групповая форма проведения занятий, количество детей в группе 12-15 человек.

Данная программа предполагает, что группы могут быть разновозрастные с разноуровневой подготовленностью детей, предусмотрено участие в учебном процессе и мальчиков. Некоторые темы предполагают вариативные задания, учитывая заинтересованность учащихся к той или иной теме занятий.

Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков.

Практическое обучение происходит при непосредственном изготовлении изделия (от самого простого к сложному) при участии учителя и самостоятельно.
Структура программы
Структура программы представлена тремя этапами, соответствующими логике художественно-эстетической деятельности и совпадающими с годами обучения.
1 этап – (1 год обучения) – знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных элементов вязания крючком; знакомство с простейшими технологическими картами; введение элементов самостоятельной деятельности.
2 этап – (2 год обучения) – повторение и закрепление полученных ранее знаний в тесной связи с окружающим миром; активизация самостоятельной деятельности во время практических работ по изготовлению того или иного изделия; усложнение при работе со схемами, технологическими картами, творческими проектами; создание вязаных динамических моделей и приобщение к театральной и игровой культуре.
3 этап – (3 год обучения) – творческая мастерская – повышение требований к самостоятельной деятельности как во время работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий (сбор изделий, вязанных крючком мастерицами старших поколений, реставрация кружев), проектов.


Особенности программы
- теоретический материал тесно связан с практическим, его применением и преподается с опорой на житейский опыт учащихся;
- в течение всего курса осуществляется интегрированная связь с окружающим миром, ботаникой, зоологией, черчением, геометрией, изобразительной деятельностью, математикой;

- при проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование материала поэтапного изготовления поделок. Использование игровых заданий повышает активность детей, развивает познавательную любознательность;

- включены уроки, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята. Экспериментальная работа заставляет их искать различные технологии изготовления заданного изделия, как во время занятий, так и вне занятий (домашнее задание), (2 или 3 год обучения);

- организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира и включать их в свои практические поделки.

Психологическое обеспечение программы

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретенных знаний, умений, навыков;

- побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;

- формирование знаний на разных психологических уровнях;

- применение индивидуальных, групповых, массовых форм обучения;

- разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся и их дополнительного расширения кругозора;

- развитие психических процессов и зрительно-моторной координации, мелких мышц костей рук, сокращение перегрузки детей.
Ожидаемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
К концу первого года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом.

Самостоятельно подобрать крючок, нитки, узор для изделия.

Название и назначение различных материалов.

Аккуратно зарисовать схему узора и грамотно читать ее.

Названия и назначения ручных инструментов (ножницы, крючок, булавка, сантиметровая лента и т.д.).

Создавать несколько вариантов узора из одних и тех же элементов (мотивов), находить гармоничные сочетания цветов в изделии.

Термины, употребляемые при выполнении основных элементов вязания крючков.

Самостоятельно пользоваться справочной литературой.

Простейшие условные обозначения, используемые в схемах

Оформить готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового изделия.




Освоить технику вязания несложных образцов с использованием готовых схем, выкроек.


К концу второго года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Название изученных инструментов, их назначение.

Правильно использовать инстру­менты в работе.

Правила техники безопасности труда и личной гигиены, правила планиро­вания и организации труда.

Строго соблюдать правила техники безопасности, организовывать рабо­чее место и поддерживать на нем по­рядок во время работы.

Разные техники вязания крючком.

Самостоятельно разработать схему узора, изготовить по образцу, по эс­кизу простейшие виды изделий

Условные обозначения, используе­мые в схемах.

Вязать сложные элементы (все виды столбиков).

Основные понятия об окружающем мире.

Самостоятельная работа с литерату­рой о природе, выбор цветовой гаммы для изделия, работать по ин­дивидуальному выбору.

Разнообразие игровых кукол, понятие о спектаклях.

Самостоятельно подбирать декора­ции, оформление кукол.


К концу третьего года обучения дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Название изученных инструментов, их назначение.

Правильно использовать инстру­менты в работе.

Правила техники безопасности труда и личной гигиены, правила планиро­вания и организации труда.

Строго соблюдать правила техники безопасности, организовывать рабо­чее место и поддерживать на нем по­рядок во время работы.

Разные техники вязания крючком.

Самостоятельно разработать схему узора, изготовить сувениры. Разработать модели для кукол.

Планирование проектировочной деятельности.

Самостоятельно восстановить схему узора по кружеву изделий «из будущего сундучка», реставрировать утраченный узор, самостоятельно изготавливать различные виды изделий по своему эскизу, по эскизу заказчика.


Оценка и контроль результатов


Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов




1 год обучения




Первое полугодие

Приобретение знаний, умений и навыков вязания крючком. Изготовление простейших предметов быта (игольница, прихватка и т.д.), основой которых являются простейшие базовые формы (круг, квадрат).

Выполнение самостоятельной работы по образцам. Фронтальный опрос и использование индивидуальных карточек.




Второе полугодие

Получение знаний и приобретение навыков вязания кружева по выбранной схеме. Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.

Беседа, в ходе которой проходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в плановых мини-выставках. Участие в итоговой выставке за год.




2 год обучения




Первое полугодие

Отшлифовка знаний, умений и навыков, полученных ранее. Продолжение знакомства с техниками вязания крючком. Изготовление изделий по усложненной схеме или по своему эскизу, окунувшись в окружающий мир природы.

Выполнение изделий для выставочного и методического фонда. Выполнение самостоятельной работы по эскизам. Демонстрация лучших работ на родительском собрании. Участие в итоговой выставке за первое полугодие.




Второе полугодие

Приобретение элементарных знаний, умений и навыков рукоделия с учетом окружающего мира. Изготовление изделий, основой которых являются сложные схемы. Закрепление знаний, умений и навыков чтения, выполнения кукол.

Самооценка и самоконтроль. Тестирование теоретических знаний. Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся, по заказу педагогов других объединений (изготовление действующих лиц для кукольного театра). Участие в выставках различного уровня.




Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

3 год обучения

Первое полугодие

Изготовление изделий, основой которых являются сложные схемы. Закрепление знаний, умений и навыков чтения и выполнения сложных схем. Проектировочная деятельность.

Выполнение изделий для выставочного и методического фонда. Выполнение самостоятельной работы по своим эскизам. Демонстрация лучших работ на родительском собрании. Участие в итоговой выставке за первое полугодие.

Второе полугодие

Отшлифовка знаний, умений и навыков, полученных ранее. Использование при изготовлении изделий разных техник вязания крючком. Изготовление изделий по усложненной схеме, по вязаному узору, по своему эскизу, по заказу. Повышение требований к проектировочной деятельности.

Самооценка и самоконтроль по изготовлению творческих заданий. Тестирование теоретических знаний. Участие в выставках различного уровня.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconПрограмма работы объединения «Умелые руки»
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический...
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Учреждения дополнительного образования – центр творческого развития личности, ее самореализации и профессионального самоопределения....
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconБрянской области государственное образовательное учреждение дополнительного...
Мы предлагаем авторский вариант программы, которая может стать основой работы кружка «Комнатное цветоводство». Программа также может...
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconДополнительного образования детей «амурский областной дворец творчества...
В докладе содержится информация о деятельности государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования...
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconДоклад муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного...
Вашему вниманию предлагается публичный доклад об основных итогах деятельности муниципального автономного образовательного учреждения...
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconДополнительного образования детей «амурский областной дворец творчества...
Предлагаем Вашему вниманию открытый информационный публичный доклад. В докладе содержится информация о деятельности государственного...
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconПоложение об областном конкурсе «Юные таланты за безопасность!» I
Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», министерство образования Саратовской области...
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 icon«Развитие речи и мышления у детей с нарушениями в развитии на занятиях...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей эколого-биологический центр города Ейска
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconОтчет о результатах самообследования Государственного автономного...
Государственного автономного образовательного учреждениЯ среднего профессионального образования
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconПриложение к публичному докладу
Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр №14»
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного...
Случается, что они неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той доброты, того чуткого и деликатного отношения...
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconПубличный отчет муниципального автономного образовательного учреждения...
Цель деятельности учреждения, особенности организации образовательного процесса маоу дод цдт «Юность»
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
Название общеобразовательного учреждения: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр...
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» I историческая правка стр. 2 iconОтдел образования Администрации зато г. Железногорск Муниципальное...
Формат (рекомендуемый) разработки урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск