УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАОУДОД «Брянский областной эколого-биологический центр»
_________________ Н.А.Калиничев
Образовательная программа Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр»
I ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВКА………………………………………………………стр.2
II. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ………………………………………………………..стр.4
III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ….. …………………………………………………………………стр.5
IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ …...…………………………………………………………..стр.5
V. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА..........................................................................стр.6
VI. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ……………………………………………………………………….стр.6
VII. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЦЕНТРА...................................................................................стр.7
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГО- БИОЛОГИЧЕСКОГООБРАЗОВАНИЯ…………………………………………..стр.12
ПРИЕМ И ОТЧИСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ……………………………….…стр.154
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА……………………………………………………… стр. 155
ВАРИАНТЫ ВЫБОРА ДАЛЬНЕЙШЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА………………………………………………………………………..стр.156
I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» расположен в Советском районе г. Брянска. Имеет постоянный контингент учащихся (500 человек), стабильный коллектив педагогических работников.
В образовательное учреждение принимаются дети, проживающие в непосредственной близости, а также учащиеся и других районов города и области. В 1947 году была организована Брянская областная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства. Тогда, в тяжелых условиях, сформировались юннатские отряды школьников, силами которых была благоустроена и озеленена Брянщина. Уже в 50-60 годы школьниками области заложены сады, парки, аллеи в населенных пунктах. В настоящее время Центр создан как государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» в результате реорганизации и переименования областной станции юннатов и опытников сельского хозяйства в государственное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр учащихся», а затем переименованный в государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр». Центр является правопреемником вышеперечисленных образовательных учреждений. Учредитель – департамент общего и профессионального образования Брянской области. С начала 50 г. и по настоящее время станция юннатов, а ныне эколого-биологический центр является координатором всей юннатской и эколого-биологической работы в области. Одним из значимых направлений работы центра является вовлечение дошкольников, школьников, студентов в различные массовые мероприятия эколого-биологической направленности, пропаганда и развитие дополнительного эколого-биологического образования и другие форма работы с учащимися и педагогическими работниками области. В области создана система непрерывного экологического образования, включающая в себя работу с учащимися от 6 до 18 лет.
Экологическое образование в области осуществляется по направлениям:
- базовое экологическое образование: в муниципальных городах и районах области в школах ведутся экологические занятия, факультативы, кружки; в общеобразовательных учреждениях – 231 объединения с охватом 4465 учащихся, что составляет 4% от общего количества обучающихся;
С 2012 года в школах области проводится эксперимент по апробации модели непрерывного экологического образования «Экология в системе культуры». Координатором выступает Центр. В прошедшем году в эксперимент активно включились 89 образовательных учреждений из 18 муниципальных образований области. Преподавание осуществляется 98 учителями в 75 средних и 14 основных общеобразовательных школах. Экспериментом охвачено 4458 учащихся 5-7 классов.
- ССУЗы и ПУ: введен курс «Экология» (биология с основами экологии); в дошкольных образовательных учреждениях проводятся занятия экологической направленности;
- - в учреждениях дополнительного экологического образования работает 74 объединения с охватом 1200 учащихся, в том числе 30 в ГАОУДОД «Брянский областной эколого-биологический центр», что составляет 11% от общего контингента обучающихся.
Система дополнительного экологического образования; на территории области включает в себя работу 285 объединений с охватом 5432 учащихся, т.е. 5% учащихся области охвачено дополнительным эколого-биологическим образованием. Новые формы дополнительного образования: 48 детских экологических организаций, объединяющих 2543 учащихся и 57 научных обществ учащихся с охватом 1650 учащихся.
Центр успешно сотрудничает с высшими учебными заведениями Брянска, управлением лесами области, информационно-экологическим центром Брянской областной научной библиотеки им.Ф.И.Тютчева, краеведческим музеем, ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес» и другими заинтересованными организациями. Посредством региональных предметных олимпиад, конкурсов, слетов, организуемых и проводимых центром, учащиеся приобщаются к научно-исследовательской, опытнической и природоохранной деятельности.
В январе 2010 года центр прошел государственную аккредитацию по результатам которой ему установлен статус государственного автономного образовательного учреждения высшей категории. II ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ Центр стремится к тому, чтобы учащиеся центра были думающими людьми, развивали свой духовный и нравственный потенциал. Могли осуществить выбор жизненного и образовательного маршрута. Образовательные программы направлены на формирование личности образованной, нравственной. Активно-творческой, инициативной, ответственной, ориентированной на понимание и уважение самой себя и другого лучшими образцами отечественной и мировой культуры; правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, готовой к дальнейшему образованию.
Образовательные программы эколого-биологического дополнительного образования направлены на практическую реализацию социального заказа, сформулированного в Законе РФ «Об образовании», Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом Центра и направлены на:
- формирование интереса к биологической науке, опытнической и исследовательской деятельности;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития и укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
- социальная адаптация, формирование общей культуры, организация содержательного досуга и обеспечение необходимых условий для реализации прав детей, подростков и юношества на дополнительное образование;
- социализация, адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям жизни;
- создание условий для допрофессиональной подготовки подростков и юношества; - родителей учащихся – в оправдании их надежд на качественное образование, воспитание и развитие детей, которые обеспечат им успешное включение во взрослую жизнь.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗУЮТ ИДЕИ :
-целостного гармоничного развития личности обучающегося, формирования общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;
- триединства обучения, воспитания и развития личности при активности и ответственности самой личности;
- воспитания любви к труду разумному, творческому, самостоятельному;
-ценности традиционных и современных технологий обучения и воспитания для развития личности.
На современном этапе развития общества необходимо учесть и применить все лучшее, что было накоплено предшествующими поколениями, широко использовать существующий опыт и достижения в образовании, разрабатывать и внедрять педагогические технологии для решения задач обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, поставленных самой жизнью .Программы предполагают, что педагоги и родители смотрят на ребенка не как на обучаемый компонент системы, с которым возможны различные манипуляции, а как на личность, для которой характерны самостоятельность, самодеятельность и свобода по отношению к возможному пространству деятельности и общения.
Анкетные данные, которые периодически проводятся в центре среди учащихся и родителей о возможных вариантах дальнейшего самоопределения обучающихся, свидетельствуют, что почти 98% обучающихся желают получить и , как правило получают высшее образование в вузах.. Ш ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ В системе образования сложились определенные предпосылки, когда базовое и дополнительное образования должны и реально могут стать равноправными и дополняющими друг друга компонентами, создавая тем самым единое образовательное пространство, так необходимое для полноценного личностного, интеллектуального развития каждого ребенка.В этом случае есть условия создать основу для успешной адаптации ребенка в обществе.
Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием.
В связи с этим модернизация российской системы образования предполагает интеграцию учреждений дополнительного и общего основного образования в систему непрерывного образования.
Определение концептуальной сущности и содержания системы дополнительного образования как «непрерывного образования» должно содействовать дальнейшему развитию Российского образования, а также совершенствованию качества дополнительного образования детей на региональном уровне.
Непрерывное образование способствует преемственности в развитии и воспитании личности.
Система непрерывного экологического образования составляет:
- совокупность преемственных экологических образовательных программ (основных и дополнительных) и государственных образовательных стандартов различного уровня направленности;
- сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов и информационных эколого-образовательных пространств;
- система управления непрерывным экологическим образованием
В основе Концепции и стратегии развития системы экологического образования должгы быть заложены принципы, ведущие к достижению главной цели: формированию экологической культуры граждан (И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина).
Только внутренняя экологическая культура граждан способна привести к возникновению и развитию новых экологически оправданных типов форм организации жизни и деятельности людей и их взаимоотношений, также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Главной целью концепции непрерывного экологического образования школьников является формирование у учащихся экологической культуры поведение и мировоззрения, которые включают в себя комплекс нравственно-этических принципов, норм поведения и взаимодействия в системах человек-природа-человек, К принципам,отражающим специфику данной проблемы относятся: принцип научности, гуманизации, заинтересованности, комплексности и взаимосвязи, непрерывности, направленности, преемственности, интеграции, доступности, наглядности, региональности и полноты информации. IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ Основная цель деятельности учреждения – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ олого-биологического направления и услуг в интересах личности, общества и государства. Для достижения данной цели необходимо:
- формирование интереса к биологической науке, опытнической и исследовательской деятельности;
- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье через различные формы эколого-биологического образования;
- изучение экологических явлений, процессов, взаимосвязей и путей решения назревших экологических проблем;
- воспитание чувства ответственности за окружающую среду;
- изучение местных экологических условий и ситуаций;
- непрерывность процесса экологического образования на протяжении всего периода обучения с учетом эмоционально-интеллектуальных особенностей учащихся разных возрастных групп.
V.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Концептуальную основу воспитательной системы центра составили ведущие положения: Концепции модернизации Российского образования, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Закона об образовании РФ.
Используя возможности социокультурного пространства города и области необходимо:
- воспитывать личность, удовлетворять и развивать ее духовные потребности в изменяющейся социокультурной ситуации; создавать условия, при которых воспитание как гуманистическая практика направлено на приобщение людей к национальной культуре, культуре нашего города, содействует возрождению культуры и нравственности;
- воспитание строить как ценностно-смысловой диалог ребенка с объектами окружающего мира на педагогической культуре как культуре отношений к себе, миру, другим людям, к природе, науке и т.д.;
- при воспитании личности в учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать стремление работать над собой, системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека, знания, способности и привычки, формы поведения, привычные для общности людей, социума.
Концепция воспитания в центре строится на овладении личностью общей и педагогической культурой. Педагогическая культура дает возможность человеку испытывать удовлетворение от контактов с другими людьми, стремиться к самосовершенствованию, определять свое место в жизни.
VI. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Нормативно-правовой базой разработки образовательных программ являются:
- Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года);
- Закон об образовании;
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470, от 7.12.2006 № 752);
- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей, введенным 20 июня 2003 года Постановлением Главного санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. № 27 Д;
- Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 № 06-1844.
Образовательные программы определяют:
- цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через педагогические технологии;
- учебно-методическую базу для реализации дополнительных образовательных программ;
- организационно-педагогические условия реализации и освоения дополнительных образовательных программ;
Содержание программ имеет вариативный характер и определяется образовательными запросами учащихся и кадровыми ресурсами центра.
VII. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЦЕНТРА Пояснительная записка При составлении учебного плана ориентировались на основные цели и задачи дополнительного образования, сформулированные в основополагающих документах по дополнительному образованию детей.
Учебный план предполагает работу в режиме очного и очно-заочного обучения, в режиме 5-6 дневной рабочей недели.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 35-45 минут (п.10.140Устава), (приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. № 69 « О особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»). При объединении двух академических часов («сдвоенный урок») устанавливается занятие продолжительностью 80 минут (1 час 20 минут) с перерывами между ними 10-15 минут.
Педагоги реализуют дополнительные образовательные программы, прошедшие необходимые процедуры апробации и утверждения, изданные или авторские, рассчитанные на 72-288 часов в год. При этом программы первого года обучения как правило рассчитаны на 72-216 часов, а второго и последующих – 216-288 часов.
Недельная нагрузка на одного обучающегося не должна превышать 12 академических часов (посещение не более двух объединений одновременно). При обучении по программам первого года обучения два раза по два-три академических часа и при обучении по программам второго года обучения два раза по три-четыре академических часа. Исходя из педагогической целесообразности педагог может проводить 4-8 часовые (объединенные) занятия, предусмотренные учебными планами и программами (в основном при организации экскурсий, практических работ и лекционно-семинарских занятий при очной форме работы и очно-заочной системе образования.
В государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр» реализуются дополнительные образовательные программы эколого-биологического профиля по следующим направлениям:
- прикладная экология:
«Теоретическая биология» - срок обучения 3 года
цель: расширение кругозора по биологии, подготовка к сдаче ЕГЭ по данному предмету в рамках общеобразовательного курса.
Возрастной диапазон учащихся, участвующих в реализации данной программы 15-16 лет.
1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут.
2 год обучения- 216 учебных часов в год, 6 учебных часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут.
«Эколог-краевед» - срок обучения 2 года
цель: формирование знаний, умений и навыков экологически грамотного поведения, изучение основ экологического краеведения, формирование навыков практических исследований.
Возрастной диапазон учащихся, участвующих в реализации данной программы 7-10 лет.
1 год обучения -144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут.
2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут. «Экологическая азбука» - срок обучения 2 года
цель: расширение знаний учащихся об окружающем мире, способствовать развитию любознательности, творческих способностей учащихся.
Возрастной диапазон учащихся, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.
1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа
в неделю (для детей шестилетнего возраста: 35 мин. + перерыв + 35 минут)
2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 2 часа в день продолжительностью 35 минут.
«Экологическая азбука» - срок обучения 1 год
цель: формирование научной картины мира, становление экологической культуры личности, формирование здорового образа жизни.
Возрастной диапазон - 14 – 16 лет
1 год обучения - 33 учебных часа в год, 1 час в неделю
«Экологическое краеведение» - срок обучения 2 года
цель: формирование научно-практических норм отношения к окружающей среде, расширение контактов учащихся с природой с целью исследования экологического сочетания окружающей среды своей местности.
Возрастной диапазон учащихся 12-16 лет.
1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут
2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут. Природоведение. Естествознание. «Юный эколог»- срок обучения 2 года
цель: углубление знаний учащихся по экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, включение учащихся в природоохранную деятельность.
Возрастной диапазон учащихся 7-10 лет.
1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут
2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут.
«Занимательная биология»- срок обучения 1 год
цель: создание условий для реализации способностей, интересов, творческого потенциала учащихся в области биологии.
Возрастной диапазон – 14-16 лет
1 год обучения – 38 учебных часов в год, 1 час в неделю
Растениеводство «Декоративное растениеводство»- срок реализации 3 года
цель: изучение биологии декоративных культур и использование их видового разнообразия в практическом озеленении и создание предпосылок к ранней профессиональной ориентации.
Возрастной диапазон учащихся 13-16 лет.
1 год обучения – 144 учебных часа в год, 4 учебных часа в неделю по 2 часа в день продолжительностью 45 минут
2 год обучения – 216 учебных часов в год, 6 часов в неделю по 3 часа в день продолжительностью 45 минут.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ГАОУ ДОД «БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
НА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
(составлен в соответствии с заявленными образовательными направленностями)
Направленности
образовательных
программ
| Наименование
программы
| Ф.И.О.
педагога
| Год обуче
ния
| Кол-во часов в неделю на
одно объединение
| Количество
объединений
| Количество
учащихся
| Общее
количество
часов
| Эколого-биологическая
| Юный эколог
| Ивченко Л.Ф.
Зерина Е.Ю.
| 1
1
| 4
4
| 3
1
| 52
15
| 12
4
|
| Экологическая азбука
| Кузнецова Т.В. Терешина С.А.
Ничепоренко О.А.
Ефименко Н.Е.
| 1
1
1
1
1
| 4
2
4
1
1
| 1
2
2
1
1
| 36
18
34
17
17
| 4
4
8
1
1
|
| Экологическое краеведение
| Янченко И.А.
Поклонская Н.В.
| 1
1
| 4
2
| 2
1
| 34
16
| 8
2
|
| Экологические проблемы современности
| Поклонская Н.В.
| 1
| 2 -
| 1
| 19
| 2
| ВСЕГО
|
|
|
|
| 15 -
| 258
|
| Естественно-научная
| Теоретическая биология
| Калиничев Н.А
.
Ничепоренко О.А.
| 1
2
1
| 4
4
2
| 13
1
1
| 105
20
17
| 8
4
2
|
| Охрана природы
| Пальтова В.Е.
| 1
| 2
| 1
| 20
| 2
|
| Декоративное растениеводство
| Янченко И.А.
| 4
| 1
| 1
| 17
| 4
|
| Фенологи
| Ефименко Н.Е.
| 1
| 2
| 1
| 17
| 2
| ВСЕГО
|
|
|
|
| 18
| 196
|
| Социально-педагогическая
| Ребенок открывает мир природы
| Клиндух А.Ю.
| 1
| 2
| 2
| 42
| 2
| ВСЕГО
|
|
|
|
| 2
| 42
|
| Культурологическая
| Умелые руки
| Калиничева Н.В.
| 1
2
3
| 4
6
6
| 1
1
1
| 17
15
15
| 4
6
6
| ВСЕГО
|
|
|
|
| 3
| 47
|
| ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ Для реализации дополнительных образовательных программ эколого-биологического профиля используются:
- типовые программы дополнительного образования по профилю работы центра;
- авторские программы, разработанные педагогическими работниками центра, утвержденные педагогическим советом учреждения;
Педагогические технологии, направленные на реализацию образовательных программ, обеспечивают стратегию развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного и интегрированного обучения. В учебно-воспитательном процессе используются: технологии самостоятельной познавательной и поисковой деятельности, коммуникативные технологии, проектные технологии, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные технологии, технологии на основе активизации познавательной деятельности, разноуровнего обучения, коллективного взаимообучения.
VIII. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр»
авторская дополнительная общеобразовательная программа
«Умелые руки» Срок реализации – 3 года.
Автор:
Калиничева Наталья
Вениаминовна,
педагог дополнительного
образования
Пояснительная записка Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития личности ребенка. Более глубокое познание природы через рукоделие позволяет детям развивать мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, формировать правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Делая что-либо своими руками, дети приучаются к аккуратности, настойчивости, терпению, развивают внимание и память. Каждая поделка несет в себе отпечаток индивидуальности, неповторимости и многогранности природы и развивает грани творчества и личностные качества детей. Если творческий труд приносит удовлетворение, то у детей возникает чувство гордости, уважения, уверенности в собственных силах, а это необходимо, чтобы ребенок был по настоящему счастлив.
Создание настоящей программы будет способствовать интеграции объектов природы с культурой труда и народного творчества, средствами техники вязания.
Цель создания кружка «Умелые руки» - научить детей познавать окружающий мир через творческий труд посредством техники вязания. Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач. Задачи:
Обучающие:
- овладение приемами и основными техниками вязания крючком;
- умение пользоваться схемами и образцами для выполнения поделок;
- освоение приемов работы с различными материалами и инструментами;
- обучение правилам безопасного поведения на природе (в лесу, поле, на водоеме);
- научить видеть красоту окружающего мира. 2. Развивающие:
- способствовать развитию художественного вкуса, творческого мышления, воображения, мелкой моторики рук;
- совершенствование мастерства, развитие творческих способностей и эстетического вкуса;
- развитие любознательности о природных объектах и явлениях;
- развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать полученные знания. 3. Воспитательные:
- формировать высокие эстетические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека и природы;
- воспитание эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, самостоятельность, трудолюбие.
Общие положения Программа работы объединения «Умелые руки», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение основными приемами и техникой вязания крючком, для изготовления сувениров и поделок. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению, развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности. Обучаясь по данной программе, учащиеся приобретают углубленные знания о природе и умения их применять при изготовлении моделей.
Данная программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста (8-14 лет). Практика показала, что мальчики 9-14 лет успешно и с интересом занимаются в объединении. Учитывая это, данная образовательная программа предусматривает обучение мальчиков.
Программа рассчитана на 3 года обучения (114, 216, 216 часов учебного времени).
Режим занятий: 1 год - 2 раза в неделю по 2 часа;
2 и 3 год – 2 раза в неделю по 3 часа.
Предусмотрена групповая форма проведения занятий, количество детей в группе 12-15 человек.
Данная программа предполагает, что группы могут быть разновозрастные с разноуровневой подготовленностью детей, предусмотрено участие в учебном процессе и мальчиков. Некоторые темы предполагают вариативные задания, учитывая заинтересованность учащихся к той или иной теме занятий.
Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков.
Практическое обучение происходит при непосредственном изготовлении изделия (от самого простого к сложному) при участии учителя и самостоятельно. Структура программы Структура программы представлена тремя этапами, соответствующими логике художественно-эстетической деятельности и совпадающими с годами обучения. 1 этап – (1 год обучения) – знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение основных элементов вязания крючком; знакомство с простейшими технологическими картами; введение элементов самостоятельной деятельности. 2 этап – (2 год обучения) – повторение и закрепление полученных ранее знаний в тесной связи с окружающим миром; активизация самостоятельной деятельности во время практических работ по изготовлению того или иного изделия; усложнение при работе со схемами, технологическими картами, творческими проектами; создание вязаных динамических моделей и приобщение к театральной и игровой культуре. 3 этап – (3 год обучения) – творческая мастерская – повышение требований к самостоятельной деятельности как во время работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятии создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий (сбор изделий, вязанных крючком мастерицами старших поколений, реставрация кружев), проектов.
Особенности программы - теоретический материал тесно связан с практическим, его применением и преподается с опорой на житейский опыт учащихся; - в течение всего курса осуществляется интегрированная связь с окружающим миром, ботаникой, зоологией, черчением, геометрией, изобразительной деятельностью, математикой;
- при проведении учебных занятий активно используются технологии дифференцированного, игрового обучения. Широкое использование материала поэтапного изготовления поделок. Использование игровых заданий повышает активность детей, развивает познавательную любознательность;
- включены уроки, где в роли помощника или руководителя выступают сами ребята. Экспериментальная работа заставляет их искать различные технологии изготовления заданного изделия, как во время занятий, так и вне занятий (домашнее задание), (2 или 3 год обучения);
- организация тематических бесед, наблюдений развивают у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира и включать их в свои практические поделки.
Психологическое обеспечение программы
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретенных знаний, умений, навыков;
- побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
- формирование знаний на разных психологических уровнях;
- применение индивидуальных, групповых, массовых форм обучения;
- разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся и их дополнительного расширения кругозора;
- развитие психических процессов и зрительно-моторной координации, мелких мышц костей рук, сокращение перегрузки детей. Ожидаемые результаты Основные требования к знаниям и умениям учащихся К концу первого года обучения дети должны:
Знать (теория)
| Уметь (практика)
| Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом.
| Самостоятельно подобрать крючок, нитки, узор для изделия.
| Название и назначение различных материалов.
| Аккуратно зарисовать схему узора и грамотно читать ее.
| Названия и назначения ручных инструментов (ножницы, крючок, булавка, сантиметровая лента и т.д.).
| Создавать несколько вариантов узора из одних и тех же элементов (мотивов), находить гармоничные сочетания цветов в изделии.
| Термины, употребляемые при выполнении основных элементов вязания крючков.
| Самостоятельно пользоваться справочной литературой.
| Простейшие условные обозначения, используемые в схемах
| Оформить готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового изделия.
|
| Освоить технику вязания несложных образцов с использованием готовых схем, выкроек.
|
К концу второго года обучения дети должны:
Знать (теория)
| Уметь (практика)
| Название изученных инструментов, их назначение.
| Правильно использовать инструменты в работе.
| Правила техники безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда.
| Строго соблюдать правила техники безопасности, организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.
| Разные техники вязания крючком.
| Самостоятельно разработать схему узора, изготовить по образцу, по эскизу простейшие виды изделий
| Условные обозначения, используемые в схемах.
| Вязать сложные элементы (все виды столбиков).
| Основные понятия об окружающем мире.
| Самостоятельная работа с литературой о природе, выбор цветовой гаммы для изделия, работать по индивидуальному выбору.
| Разнообразие игровых кукол, понятие о спектаклях.
| Самостоятельно подбирать декорации, оформление кукол.
|
К концу третьего года обучения дети должны:
Знать (теория)
| Уметь (практика)
| Название изученных инструментов, их назначение.
| Правильно использовать инструменты в работе.
| Правила техники безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда.
| Строго соблюдать правила техники безопасности, организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.
| Разные техники вязания крючком.
| Самостоятельно разработать схему узора, изготовить сувениры. Разработать модели для кукол.
| Планирование проектировочной деятельности.
| Самостоятельно восстановить схему узора по кружеву изделий «из будущего сундучка», реставрировать утраченный узор, самостоятельно изготавливать различные виды изделий по своему эскизу, по эскизу заказчика.
|
Оценка и контроль результатов
Сроки
| Виды деятельности
| Формы контроля и оценки результатов
|
| 1 год обучения
|
| Первое полугодие
| Приобретение знаний, умений и навыков вязания крючком. Изготовление простейших предметов быта (игольница, прихватка и т.д.), основой которых являются простейшие базовые формы (круг, квадрат).
| Выполнение самостоятельной работы по образцам. Фронтальный опрос и использование индивидуальных карточек.
|
| Второе полугодие
| Получение знаний и приобретение навыков вязания кружева по выбранной схеме. Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление.
| Беседа, в ходе которой проходит коллективное обсуждение, сравнение, анализ работ, принимающих участие в плановых мини-выставках. Участие в итоговой выставке за год.
|
| 2 год обучения
|
| Первое полугодие
| Отшлифовка знаний, умений и навыков, полученных ранее. Продолжение знакомства с техниками вязания крючком. Изготовление изделий по усложненной схеме или по своему эскизу, окунувшись в окружающий мир природы.
| Выполнение изделий для выставочного и методического фонда. Выполнение самостоятельной работы по эскизам. Демонстрация лучших работ на родительском собрании. Участие в итоговой выставке за первое полугодие.
|
| Второе полугодие
| Приобретение элементарных знаний, умений и навыков рукоделия с учетом окружающего мира. Изготовление изделий, основой которых являются сложные схемы. Закрепление знаний, умений и навыков чтения, выполнения кукол.
| Самооценка и самоконтроль. Тестирование теоретических знаний. Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся, по заказу педагогов других объединений (изготовление действующих лиц для кукольного театра). Участие в выставках различного уровня.
|
| Сроки
| Виды деятельности
| Формы контроля и оценки результатов
| 3 год обучения
| Первое полугодие
| Изготовление изделий, основой которых являются сложные схемы. Закрепление знаний, умений и навыков чтения и выполнения сложных схем. Проектировочная деятельность.
| Выполнение изделий для выставочного и методического фонда. Выполнение самостоятельной работы по своим эскизам. Демонстрация лучших работ на родительском собрании. Участие в итоговой выставке за первое полугодие.
| Второе полугодие
| Отшлифовка знаний, умений и навыков, полученных ранее. Использование при изготовлении изделий разных техник вязания крючком. Изготовление изделий по усложненной схеме, по вязаному узору, по своему эскизу, по заказу. Повышение требований к проектировочной деятельности.
| Самооценка и самоконтроль по изготовлению творческих заданий. Тестирование теоретических знаний. Участие в выставках различного уровня.
| |