Скачать 260.64 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Моргаушского района Чувашской Республики Принято «Утверждаю» Педагогическим советом Директор МБОУ ДОД «Дом детского МБОУ ДОД«Дом детского творчества» творчества» Моргаушского района Моргаушского района Чувашской Чувашской Республики Республики А.В.Рожкова № от « » 2013 г. Приказ от « » 2013 № Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей объединения «Юный эколог» Для детей 11 – 16 лет Срок реализации – 1 год Автор программы: педагог дополнительного образования Кадыкова Елена Ивановна с. Моргауши - 2013 Пояснительная записка 1. Актуальность Данный элективный курс предлагается как курс по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения с целью предпрофильной подготовки. В процессе освоения программы изучается целостная картина жизни растений и животных, взаимосвязь окружающих условий среды со строением организмов. Программа формирует прочные знания, умения в результате изучения жизни растений и животных с использованием натуральных объектов. Программа способствует: - углублению, расширению и обогащению знаний, полученных в школе по биологии и экологии -развитию представлений учащихся об экологии растений и животных -формированию целостного представления о приспособлении растений и животных к окружающей среде; - знакомству с разнообразием растительного и животного мира. 2. Новизна Если многие известные формы природоохранной деятельности предусматривают единичные мероприятия, а работы по исследованию объектов окружающей среды школьников позволяют лишь обозначить или подтвердить существование проблем, то эта программа предусматривает и позволяет сделать шаги по их преодолению. Программа организована как экологический марафон, то есть предусматривает непрерывное экологическое воспитание и образование, одним из важных результатов ее реализации должно стать выявление и широкое освещение экологических проблем, привлечение к их решению населения. 3. Педагогическая целесообразность Содержание программы по возможности максимально адаптировано к местным природным условиям. В первую очередь при ознакомлении с животными и растениями, сезонными явлениями природы, климатом. Это тесно привязывает программу к национально-территориальному компоненту. Программа предусматривает привлечение родителей в учебный процесс, (собрания, совместное участие в экскурсиях), пропаганду здорового образа жизни. Изучение природоохранного законодательства формирует правовое самосознание, а участие на разных экологических акциях - элементы детского самоуправления. 4. Формы и методы, технологии обучения Основные методы и формы организации изучения курса – рассказы, беседы, семинары, экскурсии, лабораторные и практические занятия, проектирование, составление отчетов, самооценка деятельности. 5. Отличительные особенности программы Значительное место в курсе занимает организация самостоятельной познавательной, исследовательской и проектной деятельности учащихся. Поэтому большое внимание уделено самостоятельным работам учащихся и лабораторному практикуму, в который включена деятельность по наблюдению, проведению опытов. Эти занятия расширяют общебиологический кругозор учащихся, дают хорошие навыки в постановке лабораторного эксперимента, без которого невозможно активное изучение жизни растений. В программе выделены направления, цели и задачи курса, перечислены практические навыки и умения, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе, приводится рекомендательный список практических занятий, перечень рекомендованной литературы для педагогов и учащихся. Все разделы программы взаимосвязаны между собой, имеют преемственность на каждом этапе обучения. Содержание программы скоординировано с содержанием других школьных предметов, и прежде всего с литературой и историей, природоведением и биологией, химией, без дублирования. 6. Цели и задачи программы:
7. Структура и сроки реализации рабочей учебной программы Программа рассчитана на 1 год обучения. Контроль усвоения знаний учащихся осуществляется в основном косвенно посредством анализа итогов проводимых конкурсов, викторин, практических работ. Иногда проводится устный опрос. Учитывается и степень участия детей в различных мероприятиях, в том числе экологичесих акциях, анализ их поведения в природе. Такие формы, как зачеты, письменные и контрольные работы, используются очень редко, детям они не нравятся, от этого они и в школе устают. 8.Ожидаемые результаты после изучения 1 года обучения Что должен знать ребенок после 1 года изучения программы Неживая природа.
3. Воздух и его свойства. 4. Иметь представления о строении Вселенной. 5. Полезные ископаемые Родного края (торф, песок, глина, гравий, известняк). Знать самые распространенные полезные ископаемые (каменный уголь, нефть, природный газ, железная руда). Живая природа. Растительный мир. 1. Названия 10 - 15 видов деревьев (береза, дуб, клен, ясень, рябина, осина, ива, сосна, ель, липа). Уметь различать деревья по плодам, коре, листьям, кроне. Плодовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня).
Животный мир. Представителей каждого класса: 1. Черви (дождевой, нематоды и др.); 2. Рыбы (рыбы местных водоемов); 3. Земноводные (лягушки, жабы, тритоны); 4. Пресмыкающиеся (змеи ядовитые и неядовитые, черепаха, крокодил, ящерицы); 5. Птицы зимующие 5 - 7 видов; перелетные 5 - 7 видов. 6. Звери (белый медведь, тюлень, морж, олень; волк, бурый медведь, лиса, заяц, еж, лось, мышь, крот, суслик; лев, тигр, жираф, слон, обезьяна, зебра, носорог и др.). Форма контроля деятельности учащихся в летнее время является анализ подготовленных каждым ребенком самостоятельных исследовательских работ. 9. Формы итогового отчета. • Сообщения, отчеты о результатах своих наблюдений; • Результаты выставок, конкурсов. • Результаты эколого-биологических олимпиад • Результаты научных конференций, защита проекта, исследовательской работы. • Проведение массовых мероприятий Критерии эффективности курса Теоретическая часть. • Знание основных понятий материала курса; • Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты; • Знание правил техники безопасности, при практических исследованиях и работах Практическая часть. • Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе • Умение ухаживать за комнатными растениями, животными; •Умение подготовить реферат и научно- исследовательскую работу ,.защитить их. Учебно-тематический план
|
Пояснительная записка Актуальность Л. Я. Гайдаржийская; зав экспериментальным дошкольным учреждением №41 км. Вахтель | Пояснительная записка. Актуальность темы Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода | ||
Пояснительная записка: актуальность программы Человека к духовному наследию культуры России и других стран, должна дать положительные результаты | Пояснительная записка Актуальность Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция) стр1-4 | Пояснительная записка Актуальность программы Образовательный и воспитательный процесс в экологическом образовании на современном этапе строится в парадигме развивающего обучения,... | ||
Пояснительная записка актуальность программы Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется... | Пояснительная записка актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж) | ||
Пояснительная Записка Актуальность Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает... | Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... | ||
Программа «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:... Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,... | Пояснительная записка Направление кружка : естественно-научное. Актуальность,... Рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления у учащихся | ||
Пояснительная записка. Актуальность и содержательная новизна курса Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие... | Пояснительная записка Направленность Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный... | ||
1. Пояснительная записка Актуальность программы Наличие материально- технической базы, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать в детском... | Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной... Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни |