Скачать 185.51 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы 1.2. Педагогические принципы 1.3. Цели и задачи 1.4. Продолжительность и условия реализации программы 1.5. Прогнозированные результаты обучения. 2. Учебно-тематический план 3. Содержание программы 4. Методическое обеспечение программы 4.1. Учебная деятельность 4.2. Воспитательная деятельность 4.3. Развивающая деятельность 5. Список литературы 1. Пояснительная записка Исходными предпосылками разработки данной программы явились факторы негативного влияния на процесс развития личности подростка, а именно: удаленность его от культурных центров, нереализованные интересы ребенка, эмоциональная депривация, неблагополучное влияние окружающей социальной среды. В основе программы систематизирован опыт создания детского коллектива на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию, развитию творческой личности, способной адаптироваться в современных условиях. Наличие материально- технической базы, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать в детском доме свой вокально-инструментальный ансамбль, который обеспечит развитие творческой личности подростка. Программа лабильна и имеет четкую художественно-эстетическую направленность. Интерес воспитанников к деятельности ВИА позволяет привлекать подростков девиантного поведения, заполнить активным содержанием их свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную значимость. Педагогическая деятельность по программе строится так, чтобы в интересной дружественной атмосфере формировался активный, устойчивый к стрессам, самостоятельный, востребованный в обществе гражданин. Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, практические и репетиционные занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают естественное побуждение подростка к творческому самовыражению, дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками владения музыкальными инструментами. В теоретическом разделе программы отражены принципы взаимодействия основного и дополнительного образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и идеи личностно-ориентированного образования, создание условий для формирования опыта творческой самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства. Последовательность разделов учебного материала имеет логическую завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются практическими занятиями. Прогностичность: реализация данной программы создает условия для развития творческой личности подростка, способного адаптироваться в социуме. Рациональность: программа позволяет получить максимально полезный результат в развитии художественно-эстетического вкуса подростков. Реалистичность: цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее достижения. Контролируемость: диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способностей подростков. Программа рассчитана на воспитанников 12 - 18 лет. В коллектив принимаются все желающие. Программа предполагает овладение музыкальными инструментами и вокально-ансамблевыми навыками, и составляют 72 часа. Срок реализации программы - 3 года. Программа занятий каждого года обучения составлена в соответствии с возрастными психолого-педагогическими особенностями подростков. Программа важна тем, что социальная и личностная адаптация, самореализация и самовыражение, развитие уверенности в себе являются необходимой основой для реализации своих творческих способностей. 1.1 Актуальность программы. Актуальна работа по созданию данной программы именно для воспитанников детского дома. Для них ансамбль - это возможность реализации стремлений утвердиться в жизни. Способность приносить радость людям помогает им почувствовать себя нужными. Концертные выступления показывают, насколько уверенней чувствуют себя дети в обществе. Они общительны, смело держатся на сцене, начинают импровизировать, высказывают суждения, пытаются оценить выступление свое и товарищей. Систематические занятия творческой деятельностью развивают положительные черты характера: настойчивость, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Дети становятся мягче, отзывчивей, повышается культура общения и поведения. Душа и мысли становятся чище. В жизни они начинают видеть больше прекрасного, чем «темного». Особенностью программы является внедрение в процесс обучения компетентностного подхода, позволяющего педагогу выстроить профессиональную деятельность на основе принципов системности, научности, индивидуального подхода к ребенку, привить способность к осмыслению и самостоятельному освоению музыкального материала. Важными компетенциями являются: -ценностно-смысловая компетенция – формирование ценностных ориентаций, личностных качеств, индивидуальной позиции, социальной значимости; -образовательная компетенция – информационная, техническая, культорологическая, исполнительская грамотность; формирование коммуникативной, творческой личности. -нравствено-регулятивная компетенция – формирование способности коррекции жизненных позиций, нравственных идеалов, норм поведения. Компетенция выпускника ансамбля - мотивированная потребность к реализации личностной стратегии на саморазвитие и самосовершенствование. 1.2. Педагогические принципы. В работе с детским ансамблем педагог руководствуется следующими принципами: - единства обучения, воспитания и развития – комплексный подход к формированию личности; - доступности и ясности – от простого к сложному; -систематичности и последовательности – постепенное усложнение музыкального материала; - креативности – стимулирование самостоятельной творческой активности; -индивидуализации - сохранение индивидуальных способностей при коллективном музицировании; - культуросообразности – использование особенностей нахождения в детском доме; - демократизации – предоставление свободы саморазвития, самообучения, самоопределения; - гуманизации – уважительного отношения к воспитаннику. 1.3 Цели и задачи программы. Цель программы – создание условий для развития у воспитанников способностей к осмыслению, пониманию, самостоятельному техническому освоению и творческому исполнению музыкальных произведений в ансамбле и сольно, для формирования музыкальной культуры личности, как неотъемлемой части духовной культуры исполнителя. Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи: Развивающие - развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти, музыкального слуха, мышления, воображения, устойчивого, глубокого интереса и любви к исполнительству. Воспитательные – воспитание необходимых для жизни духовно – нравственных качеств, нравственных установок; привитие воспитанникам навыков культуры поведения, творческой дисциплины, внимательности и сосредоточенности; формирование личности, способной творчески реализовать себя в социуме. Обучающие - овладение обучающимися разнообразными техническими приемами игры на инструментах, вокальному мастерству; обучение воспитанников основам музицирования и импровизации. 1.4. Продолжительность и условия реализации программы. Образовательная программа рассчитана на 9 часов в неделю: 72 часа в год). Данная программа рассчитана на 3 года обучения для детей 12 – 18 лет. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое строится на основе индивидуального подхода к ребенку и предполагает взаимодействие между преподавателем и обучающимися. Формы работы - групповая, индивидуальная, в малых группах. На индивидуальных занятиях разучиваются партии, проходит работа над трудными местами, получение необходимых теоретических знаний. На групповых занятиях работа ведётся над освоением темпа, формы, динамики, характером, образным содержанием исполняемых произведений. В малых группах, а это работа в паре с преподавателем, другим учащимся, отрабатываются ансамблевые моменты, трудные места. Средства, необходимые для реализации программы: - информационно-методические (учебно-методические пособя, аудиозаписи, дидактические материалы); - технические (звукоусилительная аппаратура( усилитель, колонки, микшерский пульт, компрессор), микрофоны, электрогитары, синтезаторы звука; - организационные (репитиционная комната, зрительный зал). 1.5. Прогнозированные результаты обучения. Прогнозируемые результаты после 1-го года обучения: дети должны знать: - устройство инструмента, приёмы извлечения звука; - правильная посадка и аппликатура; - основы нотной грамоты и нотного письма; - первичный навык чтения нот; - первичные навыки пения в сопровождении ансамбля или фонограммы - минус;. - правила техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой. Дети должны уметь: - читать ноты с листа в пределах одной октавы; - играть аккорды по буквам; - исполнять нетрудные пьесы в составе ансамбля; Прогнозируемые результаты после 2-го года обучения: Дети должны знать: - основы нотной грамоты; - первичные навыки аккомпанемента; - навыки сценического поведения; - понятия гигиены голоса и слуха; - правила техники безопасности при работе с электромузыкальным инструментом, усилительной аппаратурой. Дети должны уметь: - играть совместно с ансамблем солирующие партии; - играть произведения по табулатуре; - применять приемы двухголосия; Прогнозируемые результаты после 3-го года обучения: Дети должны знать: - основы нотной грамоты; - основы звукоизвлечения и вокального искусства; - настройку инструментов; - сольное исполнение на инструменте. Дети должны уметь: - играть выразительно солирующие партии и ансаьмблевые партии; - выразительно исполнять вокальные произведения; - применять сценические навыки на выступлении. 2. Учебно — тематический план. I год обучения.
II год обучения.
III год обучения
3. Содержание программы. I год обучения.
II год обучения.
III год обучения.
4. Методическое обеспечение программы. Занятия в ансамбле проводятся 2 раза в неделю: индивидуальные и групповые занятия, общие репетиции. Время, отводимое на групповые занятия – 1 академических часа, на индивидуальные и занятия–1 час. Общие репетиции – 1 часа. В составе могут заниматься дети разного года обучения. Количество детей колеблется от 4 до 8 человек. 4.1 Учебная деятельность. Учебо-методический комплекс обеспечения программы составляют: 1.Учебно-методические пособия: - специальная, методическая литература; - нотная библиотека. 2.Дидактические материалы: - аудиозаписи; - видеозаписи; - табулатура; - клавиатура. Учебная деятельность в ансамбле направлена на формирование и развитие предметных и ключевых компетенций. Культурологическая - знание терминов, понятий, культурное взаимодействие с окружающим миром, наличие духовных потребностей, создание ситуаций в которых воспитанник приобретает опыт саморегуляции и самоконтроля (проводятся занятия-беседы, викторины, посещение концертов,фестивалей). Методы диагностики - педагогическое наблюдение, тесты. Техническая - владение приёмами игры на инструменте, вокального исполнения, сценического мастерства (упражнения, творческие задания, сольфеджирование, слушание музыки). Методы диагностики – педагогическое наблюдение, обсуждение, викторины, поурочный контроль. Исполнительская - умение держаться на сцене, контролировать процесс исполнения. Методы диагностики - педагогическое наблюдение, обсуждение. Аналитическая - умение анализировать свою собственную деятельность, уметь видеть собственные недостатки и находить способ их преодоления). Методы диагностики - педагогическое наблюдение, коррекция. Здоровьсберегающая – умение расслабиться, ориентация на здоровый образ жизни. Методы диагностики - педагогическое наблюдение, учет заболеваемости. 4.2. Воспитательная деятельность Воспитательная деятельность направлена на становление у воспитанников ценностно-смысловой компетенции – отзывчивости , доброты, толерантности, ответственности, гражданственности, патриотизма. Методами организации воспитательной деятельности являются: - беседы, посещение концертов с последующим обсуждением; - участие в мероприятиях, концертах; - стимулирование, поощрение; - разучивание и слушание художественных произведений; - совместное обсуждение поступков, ситуаций. 4.3. Развивающая деятельность Все виды деятельности в коллективе носят развивающий характер,что способствует общему развитию ребёнка, его способностей, воображения, представлений, мышления, внимания. Важным является нахождение своего места в социокультурном пространстве; овладение инструментом, сценическим и вокальным мастерством; быть самостоятельным, инициативным, творческим без комплексов человеком. 5. Список литературы. 1.Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1987. 2.Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1974. 3.Важов С. Школа игры на синтезаторе. Спб:. Композитор, 1998. 4.Володин А. Электромузыкальные инструменты. М., 1979. 5.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: «Просвещение», 1989. 6.Пешняк В. Уроки игры на синтезаторе. Вып. 1. М.: Композитор, 1998 7.Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе.- Спб.: Композитор, 1997 Государственное образовательное учреждение Ярославской области детский дом «Русская усадьба»УТВЕРЖДАЮ Директор детского дома ___________ Н.С. Конюхова Дополнительная образовательная программа вокально – инструментального ансамбля Возраст детей: 12 - 18 лет Срок реализации: 3 года Автор: Шашков Николай Викторович, музыкальный руководитель Вощиково 2013 г. |
Пояснительная записка: актуальность программы Человека к духовному наследию культуры России и других стран, должна дать положительные результаты | Пояснительная записка Актуальность Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,... | ||
Пояснительная записка Направленность Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный... | Программа «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:... Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,... | ||
Пояснительная записка Актуальность программы Образовательный и воспитательный процесс в экологическом образовании на современном этапе строится в парадигме развивающего обучения,... | Пояснительная записка актуальность программы Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется... | ||
Пояснительная записка Актуальность Л. Я. Гайдаржийская; зав экспериментальным дошкольным учреждением №41 км. Вахтель | Пояснительная записка Актуальность Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» | ||
Пояснительная записка. Актуальность темы Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода | Программа дополнительного образования Автор составитель Н. А. Спирина... Она особенно возрастает в условиях современной разобщённости юных и взрослых членов общества | ||
Пояснительная записка Актуальность дополнения школьной программы курса «Общая биология» Кроме этого, значительное место в программе отводится «Проблемной мотивации ученика» через самостоятельную работу при формулировке... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция) стр1-4 | ||
Пояснительная записка актуальность изучения предмета «Основы православной культуры» Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж) | Литература пояснительная записка з нать мало. Научите ребенка мыслить!... Одно их них обще-интеллектуальное, которое в условиях современной школы приобретает доминирующее значение, так как способствует удовлетворению... | ||
Пояснительная Записка Актуальность Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает... | Степанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности... |