Пояснительная записка Актуальность





Скачать 123.21 Kb.
НазваниеПояснительная записка Актуальность
Дата публикации30.06.2013
Размер123.21 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Цели курса:

  1. Расширить кругозор, развивать логическое мышление, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  2. Активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся.

  3. Поддержать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для дальнейших личных успехов.

  4. Воспитывать у учащихся потребность в самостоятельном поиске знаний и их приложений.

Задачи курса:

  1. Закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;

  2. Формировать умение по проведению исследовательской деятельности, учить проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;

  3. Вовлечение учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач.

  • уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;

  • успешно выступать на математических соревнованиях

Объём курса: 4 класс - 32 часа(1 час в неделю). Продолжительность каждого занятия 45 минут.
План реализации

программы курса « Решение задач повышенной трудности » в 4 классе (32 часа)

№ п/п

Дата

Тема

1




Вводное занятие «Математика – царица наук»

2




Происхождение чисел. Старинные русские меры длины.

3




Решение задач с использованием старинных мер.

4




Интересные приемы устного счета.

5




Числовые множества.

6




Числовые головоломки.

7




Решение ребусов и логических задач.

8




Магические квадраты.

9




Математические закономерности.

10




Решение логических задач.

11




Решение задач на восстановление знаков действий и цифр натуральных чисел.

12




Числовые ребусы.

13




Задачи на разрезание.

14




Задачи на переливание.

15




Задачи на переливание из бесконечного по объёму сосуда.

16




Задачи на перевозки.

17




Разные способы решения задач: способ подбора, арифметический, алгебраический.

18




Задачи с многовариантными решениями.

19




Задачи с многовариантными решениями.

20




Задачи на взвешивание.

21




Логические задачи.

22




Задачи, решаемые с конца.

23




Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

24




Комбинаторные задачи.

25




Решение задач международной игры «Кенгуру».

26




Решение задач международной игры «Кенгуру».

27




Решение олимпиадных задач.

28




Решение олимпиадных задач.

29




Решение нестандартных задач.

30




Решение нестандартных задач.

31




Математический КВН.

32




Итоговое занятие. Олимпиада.


Литература для учащихся:

  1. Всероссийские математические олимпиады школьников: Книга для учащихся / Г.Н. Яковлев, Л.П. Купцов, С.В. Резниченко, П.Б. Гусятников: - М.: Просвещение, 1992.

  2. Е.В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Алгебра: учеб. Пособие для учащихся 7 – 11 кл. – Челябинск: «Взгляд»,2004

  3. Е.В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами:: Учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. Челябинск: «Взгляд», 2005.

  4. Д.В. Клименченко. Задачи для любознательных: Кн. для учащихся 5 – 6 кл. ср. шк.-М.: Просвещение, 1992.

  5. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск №12. Санкт-Петербург,2005г.

  6. Математический клуб «Кенгуру». Выпуск №17. Санкт-Петербург,2007г.

  7. А.Р. Рязановский, Е.А. Зайцев. Математика 5 – 11 кл.: Дополнительные главы к уроку математики. – М.: Дрофа, 2001.

  8. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1984.

Литература для учителя:

  1. Н.Б.Васильев, А.А. Егоров. Задачи Всесоюзных математических олимпиад. – М.: Наука, 1988.

  2. Все задачи «Кенгуру».-СПб., 2003

  3. Газета «Математика» (приложение к «Первое сентября»). и др

  4. Журнал «КВАНТ», с1970г.

  5. Журнал «Математика в школе».

  6. Карасева Е.И. решение нестандартных задач на внеклассных занятиях по математике. В 5-6 классах: учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, МаГу, 2005

  7. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике - М.:Просвещение, 1995.

  8. И.С. Петраков. Математические олимпиады школьников: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1982.

  9. Петраков И.С. Математические кружки в 8-10 классах. Кн. Для учителя-М. Просвещение,1987

  10. Соросовские олимпиады школьников. – М.: МЦНМО, 1995.

  11. А.В. Фарков Математические олимпиады: метод., пособие. М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004

  12. Шарыгин И.Ф. Решение задач.-М.: Просвещение, 1994.

ЦОР:

  1. ИИСС «Математика на компьютерах» МОУДОД «Центр информационных технологий» 2008год

  2. «Учим дроби», 1С Образовательная коллекция, Интерграфика.

  3. «Математика 5-11класс». Практикум под редакцией Дубровского В.Н. Институт новых технологий



Пояснительная записка.


Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка “Смекалка”.

Цель кружка: Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.

Задачи кружка:

  • сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;

  • развить комбинаторные способности учащихся;

  • научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Всего 34 часа. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с содержанием УМК “Математика. 4 класс” под редакцией Н. Б. Истоминой.

Основные направления и содержание деятельности.


Основное содержание курса математики 4 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном УМК отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

В практике работы кружка возможны следующие формы: решение занимательных и комбинаторных задач, задачи на разрезание, перекладывание, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с великими математиками, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет, работа с ЦОР «Виртуальные лаборатории: «Перекладывания», «Взвешивания», «Переправы» и др.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, в международном математическом конкурсе-игре “Кенгуру». Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру”.

Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Дополнительные занятия по математике создаются на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Цель, задачи и принципы программы:

Цель:

  • развивать математический образ мышления

Задачи:

    • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

    • расширять математические знания в области многозначных чисел;

    • содействовать умелому использованию символики;

    • учить правильно применять математическую терминологию;

    • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

    • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 32 занятия.

    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Актуальность
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка. Актуальность темы
Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической культуре на основе реализации личностно-ориентированного подхода
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка: актуальность программы
Человека к духовному наследию культуры России и других стран, должна дать положительные результаты
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Актуальность
Планирование составлено на основе : «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В гербовой,...
Пояснительная записка Актуальность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цель, задачи, актуальность, новизна, концепция) стр1-4
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Актуальность программы
Образовательный и воспитательный процесс в экологическом образовании на современном этапе строится в парадигме развивающего обучения,...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка актуальность программы
Охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка актуальность изучения предмета «Основы православной культуры»
Дополнительную информацию можно получить в рабочие дни с 10 до 18 часов в здании Воскресной школы Данилова монастыря (2 этаж)
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная Записка Актуальность
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает...
Пояснительная записка Актуальность iconСтепанова Елена Ивановна Санкт-Петербург, 2012 Пояснительная записка. Актуальность
Учебная деятельность в этом классе приобретает практико-преобразующий характер, развивает у обучающихся самостоятельность и способности...
Пояснительная записка Актуальность iconПрограмма «Кукольный домик» (4 года обучения) 1-5 классы Учитель:...
Актуальность программы Программа кружка «Кукольный домик» «Основы кукольного театрального творчества» рассчитана на 4 года обучения,...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Направление кружка : естественно-научное. Актуальность,...
Рассмотрение более сложных заданий олимпиадного характера, способствует развитию логического мышления у учащихся
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка. Актуальность и содержательная новизна курса
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка Направленность
Направленность программы художественно-патриотическая и информационно-образовательная. Программа представляет из себя интегрированный...
Пояснительная записка Актуальность icon1. Пояснительная записка Актуальность программы
Наличие материально- технической базы, соблюдение техники безопасности и комплекса воспитательных мер позволяет создать в детском...
Пояснительная записка Актуальность iconПояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной...
Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск