Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний.





Скачать 375.59 Kb.
НазваниеПояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний.
страница1/4
Дата публикации08.03.2016
Размер375.59 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний.

Актуальность курса объясняется как профессиональной необходимостью, так и социо-культурными реалиями современной жизни.

Серьезные проблемы, возникшие в обществе во второй половине 80-х г.г. в области межнациональных отношений, в частности, большое количество межэтнических конфликтов, потребовали внесения определенных корректив и в практику подготовки дипломированных специалистов психологов: а именно, в решение проблемы получения ими глубоких этнопсихологических знаний. Кроме того, национальные особенности жизни, необходимость межкультурных контактов как на профессиональном, так и на обыденном уровнях, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека более важную роль, чем это было 10-15 лет назад.

Цель курса – просвещение в области психологических закономерностей межнационального общения, этностереотипов поведения, традиций, обычаев, социально-психологических механизмов межэтнических конфликтов, что несомненно будет способствовать организации психологических исследований на более высоком методологическом и методическом уровнях.

Задачей курс является углубление знания и понимания студентами многообразия этнопсихологических явлений во всей их сложности, особенностях природы, специфики проявления во всех сферах жизнедеятельности.

В результате изучения курса психолог должен знать основные вопросы, относящиеся к комплексу теоретико-методологических проблем этнической психологии, ее роль и место в системе научных знаний, связь с другими науками, методологические принципы и основные направления этнопсихологических исследований, сущность этнопсихологических феноменов и специфику их проявления в поведении и деятельности представителей этнических общностей.

Предлагаемый курс включает в себя как лекционные, так и семинарские занятия. Последние предполагают вопросы, направленные на углубление лекционного материала, а также применение этнопсихологических диагностических экспресс-методик (выявление особенностей этнического самосознания, авто- гетеростереотипов и т.д.), что способствует интеграции знаний, формированию устойчивого интереса к этнопсихологическим проблемам.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.


  1. Введение в этнопсихологию.

Многообразие этнических факторов в современной жизни российского и западного общества. Возможности этнопсихологии в анализе этнических, исторических, политических проблем. Феномены снижения объективной этничности (внешняя культурная ассимиляция), актуализация субъективной этничности (возрождение национального самосознания). Примеры и причины актуализации национального самосознания в странах Европы, США, бывшего СССР (глубинность, эффективность, парадоксальность этнического самосознания).

Этничность как предмет исследования различных наук: истории, этнографии, психологии, педагогики, философии, социологии. Этнопсихология как отрасль социальной психологии, изучающая особенности психического склада и поведения людей, обусловленных их национальной принадлежностью.


  1. Предмет, методы, методологические принципы этнопсихологии.

Особенности этнопсихологического тестирования. Понятие культурно-независимого теста. Источники этнопсихологического знания.

Древнейшие философские, географические, исторические сочинения, обнаруживающие основы этнопсихологии.

Особенности развития этнопсихологии в 19 веке. Лацарус, Штейнталь, В.Вундт как основоположники этнопсихологии. Развитие этнопсихологии в России. Основные направления в развитии этнопсихологии в Америке в 20 веке.


  1. Основные понятия этнопсихологии.

Соотношение понятий гация и этнос. Определение этноса Ю. Бромлеем, Л. Гумилевым, С.А. Арутюновым, Н.Н. Чебоксаровым. Критерии определения этничности. Понятие этноинтегрирующих, этнодифференцирующих признаков. Этнолингвистические классификации народов. Роль мировых и национальных религий в этнической классификации.

Этническое самосознание как этноинтегрирующий признак.

История исследования этнического самосознания. Структура самосознания (этноним, этностереотипы, эмоциональное отношение к факту этнической принадлежности, поведенческие установки). Развитие этнического самосознания в онтогенезе. Познавательная структура этнического самосознания в онтогенезе. Познавательная структура «Мы» - «Они» как универсальный социально-психологический механизм формирования этнического самосознания.
4. Понятие этноцентризма.

У. Сампнер о сущности этноцентризма. Исследование явления этноцентризма. Современное понимание этноентризма как результата этнокультурных особенностей социализации. Примеры проявления этнокультурных тенденций в восприятии особенностей других культур.


  1. Этнопсихологические детерминанты становления личности.

Методологические принципы изучения личности в рамках этнопсихологии. Личность как носитель образа «Я» и образа «Мы». Понятие базовой и модальной личности в западной этнопсихологии. Имплицитные теории личности.

Понятие социализации. Структура процесса социализации (цели и задачи, средства и методы, агенты и институты социализации, результаты и эффективность). Этнокультурные особенности и универсалии в процессе социализации личности. Влияние религии на процессы социализации. Роль православия в формировании некоторых особенностей национального характера русских.

Национальный характер – миф или реальность.Истоки формирования национального характера: истории, традиции, особенности социализации.Прикладные исследования особенностей национального характера в западной и отечественной психологии.

Исследования русского национального характера. Г. Бердяев о национальности и русском национальном характере. Особенности целеподагания, и отношений к окружающей действительности как отличительные черты национального характера. К. Касьянова о понятии «социальный архетип» и национальный характер.


  1. Этнокультурные особенности познавательных процессов.

Кросскультурные исследования познавательных процессов. Методологические принципы в анализе межкультурных различий в познавательной сфере. Основные подходы в анализе этнокультурной детерминации познавательных процессов (биологический, социологический, психологический). Гипотеза лингвистической относительности Сепира Уорфа и гипотеза универсалий в познавательной деятельности Ч. Осгуда.

Исследования в области восприятия, памяти, мышления. Понятие интеллекта в этнопсихологии, имплицитные теории интеллекта и их роль в углублении общепсихологического знания в области мышления и интеллектуальной деятельности.

7. Социально-психологические закономерности межнационального общения.

Роль знания, понимания ритуалов, обрядов, обычаев, традиций как этнического стереотипизированного поведения в межличностном общении. принципы культуры межнационального общения. Современные исследования особенностей и обычаев в различных культурах.

Особенности межнационального общения на макро- и микроуровне. Понятие конфликта, уровни конфликта, межгрупповой конфликт. Социально-психологический механизм зарождения, развертывания и углубления национального конфликта (аутогрупповая агрессия, ингрупповой фаворитизм, формирование этноцентризма и негативных этностереотипов).

Предупреждение, прогнозирование и пути урегулирования межэтнических конфликтов.


8. Современные проблемы этнопсихологии.

Роль этнопсихологического знания в формировании профессионального мышления и самосознания будущих психологов.

Современные проблемы этнопсихологии и перспективные направления этнической психологии.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. icon1. рабочая программа Предлагаемый курс является общепрофессиональной...
Оригинальная рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины (Н. Н. Мешкова, Е. Ю. Федорович), рекомендованной...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconПояснительная записка Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов»
Предлагаемый курс «Химия биогенных элементов» адресована учащимся 11 класса естественнонаучного профиля. Продолжительность курса...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconПрограмма системы отображения информации Для специальностей: 014000...
Данный специальный курс является учебной дисциплиной и одной из основных частей в подготовки специалистов – физиков в области оптики,...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconИстория философии (для поступающих в аспирантуру)
Курс «История философии» является одним из основных в системе подготовки специалистов для поступления в аспирантуру. Дисциплина «Истории...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconПояснительная записка Дисциплина «Страхование»
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов современных фундаментальных знаний в области теории страхования...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconРабочая программа по дисциплине С. В психологическая устойчивость в чс
Целью освоения дисциплины является формирование базовых знаний и умений в области практической психологии. Обеспечение психологического...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
Составлена из расчета 4 часа в неделю (расширенный профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconКурс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса
Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconКурс имеет целью познакомить студентов с основами межкультурной коммуникации. Задачи курса
Курс «Межкультурная коммуникация» является дополнительной дисциплиной в профессиональной подготовке студентов и связан с такими курсами,...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
С. И., Гольцова Н. Г.) и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом и профильном уровне. Составлена из...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconПояснительная записка Курс «География Иркутской области»
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию
«Методика обучения конструированию» является специальной дисциплиной вуза. Данный курс направлен на подготовку квалифицированных...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconПояснительная записка Сложная многоуровневая структура таможенных...
Целью изучения дисциплины является получение студентами знаний и приобретение практических навыков по предметно-ориентированным информационным...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Пояснительная записка предлагаемый курс является дисциплиной, предназначенной для профессиональной подготовки специалистов в области психологических знаний. iconПояснительная записка рабочая программа «Русский язык 10-11 класс»
Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень) и 3 часа в неделю (профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск