1.Рабочая программа Предлагаемый курс является общепрофессиональной дисциплиной для студентов психологических факультетов.
Оригинальная рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины (Н.Н. Мешкова, Е.Ю. Федорович), рекомендованной Советом по психологии Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию в РФ при МГУ им. М.В. Ломоносова.
Рабочая программа адаптирована к условиям образовательного процесса в ИМТП и включает как все представленные в примерной программе основные разделы и темы, так и отраженные в ГОС ВПО ОПД.Ф.06.
1.1. Цели освоения дисциплины В соответствии с государственным образовательным стандартом преподавание предмета «Зоопсихология и сравнительная психология» преследует следующие цели:
1. Сформировать у студентов научное представление о психической деятельности животных и современном состояние изучения данной проблемы, в частности, о происхождении и эволюции психического отражения, субъективной представленности мира в субъективных переживаниях, истоках специфически человеческих форм психического отражения и структуры деятельности, их филогенетическом и онтогенетическом развитии.
2. Развить у студентов способность к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Вместе с тем эта дисциплина имеет свои непосредственные, конкретные задачи. К ним относится:
изучение закономерностей развития психики животных в онто- и филогенезе;
рассмотрение соотношения врожденного и приобретенного в психическом развитии животного путём изучения процесса онтогенеза;
знакомство с условиями и предпосылками возникновения и развития психики человека;
рассмотрение на конкретных примерах возможности объективного изучения психического отражения животных на основе анализа их поведения;
развитие навыков самостоятельной работы с литературой и умение ориентироваться в современных направлениях развития комплекса наук о поведении и психике животных.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» входит в блок общепрофессиональных дисциплин. Место курса определяется фундаментальной ролью, которая отводится знаниям о возникновении, развитии и закономерностях функционирования психического отражения на уровне животных в научном познании психики человека.
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами, как: анатомия и физиология ЦНС, введение в специальность, общая психология.
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: а) общекультурные (ОК):
- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
- понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
- восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
- нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
- проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);
- профессионально профилированное использование современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);
б) профессиональные (ПК):
- реализация стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
- отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
- описание структуры деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
- осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
- выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
- проведение психологической диагностики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
- прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
- ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- основные понятия, использующиеся в зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школах изучения поведения и психики животных;
основы положений классических теоретических работ по поведению и психологии животных;
- основные классические эмпирические исследования, проведенные в рамках зоопсихологии и других подходов к изучению психики и поведения животных.
уметь:
- ориентироваться в различных классических и современных направлениях изучения психики и поведения животных;
- пользоваться научной литературой,
- читать и анализировать научные тексты;
- анализировать и сопоставлять между собой факты и их теоретические интерпретации, выявлять причинно-следственные связи между психологическими и поведенческими явлениями или их отсутствием;
- соотносить исследовательские задачи и методы организации наблюдений и
- экспериментов с разными видами животных;
- организовывать и проводить наблюдения за поведением животных.
владеть:
- понятийным аппаратом научной зоопсихологии и других отечественных и зарубежных школ изучения поведения и психики животных;
- умением организации и проведения наблюдения за поведением животных, объяснения поведения животных и его нарушений, избегая антропоморфизма, опираясь на изученный материал, исходя из научных представлений о психике и поведении животных.
|