Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение





Скачать 268.17 Kb.
НазваниеПрограмма курса для специальности №020900 Искусствоведение
страница1/2
Дата публикации14.04.2015
Размер268.17 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2
Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный гуманитарный университет

Факультет истории искусства

Кафедра всеобщей истории искусств

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

Программа курса

для специальности

№ 020900 - Искусствоведение

Москва 2001

Составитель : к.иск. О.Е. Этингоф

Программа утверждена на заседании

Кафедры Всеобщей истории искусств

23. 05. 2001

Российский Государственный Гуманитарный университет

Пояснительная записка
Курс «Искусство Византии» является общепрофессиональной (базовой) дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности № 020900 “искусствоведение”.

Предмет изучения данного курса – история развития изобразительного искусства и архитектуры на территории Византийской империи и сопредельных стран III-XV вв. Он является одним из этапов освоения учащимися истории мирового искусства, знание которого – фундамент профессионализма будущих специалистов-искусствоведов.

Основой средневековой культуры Европы и стран Восточного Средиземноморья было христианство. Эта новая религия, возникшая в Палестине, быстро распространилась по территории Римской империи и вскоре стала господствующей. В Византии она была принята как государственная при императоре Константине Великом. Христианство – мировая религия, которая объединила многочисленные народы и племена, до тех пор разделенные различными языческими культами. В эпоху средневековья конфессиональная общность явилась ядром этой цивилизации, она развивалась не столько как сумма местных национальных традиций, сколько как культура нескольких ветвей христианства: православия, монофизитства и других. В состав населения, которое образовывало ядро народов Средиземноморья, входили прежде всего римляне, греки, эллинизированные восточные народности. Восточно-христианский мир был окружен варварами: германцами, славянами, арабами. Культурная миссия восточного христианства заключалась в проникновении в эти этнические группы и приобщении к своей культуре: к римским политическим институтам, греческому античному наследию и христианской вере. Поэтому чрезвычайно важно представлять исторически распространение влияния Византии на славян, католиков и мусульман.

Искусство христианского средневековья было включено в общую картину мировоззрения и не мыслилось как самостоятельная сфера. Поэтому оно создало и художественную систему целостную и универсальную. Образ средневекового искусства есть прежде всего образ универсума, который вбирает в себя всю иерархию мира горнего и дольнего, божественного и человеческого, церковного и мирского. Универсализм оказался основой церковной архитектуры средневековья, так как всякий храм, независимо от структуры и типа, есть образ мира – космического универсума и дома Бога. Это проявилось и в изобразительном искусстве -–в книжных миниатюрах, иконах, церковных росписях. Подобный же универсализм нашел отражение и в скульптуре, украшавшей храмы, прикладном искусстве, и особенно в предметах церковного культа и ритуала.

Единый и всеохватывающий символизм понятий культуры, художественных образов имел в основании богословские христианские идеи о подобии “образа” божественному архетипу. В соответствии с христианской догматикой всякое изображение или образ (“икона”) представляет собой отблеск космической иерархии. Богословские идеи пронизывали художественное творчество. Предмет искусства, начиная с эпохи раннего христианства, служил прежде всего духовным свидетельством, его эстетическая ценность была чем-то вторичным. Это не противоречит высочайшему художественному совершенству византийского искусства, восхищавшего современников из всех стран Запада и Востока.

Средневековый зритель – верующий, т.е. не пассивный созерцатель, но участник религиозного процесса. Духовное познание вбирало в себя практическое участие в литургии как в коллективном богослужебном действе, в паломнических путешествиях к святым местам, в религиозных процессиях, в предстоянии алтарю и иконам. Художественные произведения оказываются частью церковного ритуала, возводя зрителя к божественным созерцаниям. Искусство было инструментом духовного познания, выполняя посредническую функцию между верующим и божественным архетипом.

Средневековое искусство традиционно и канонично по своей природе. Верность образцам, традиционным композиционным схемам служила своего рода гарантией истинности воспроизведения архетипа. Именно на стремлении к подлинному отражению архетипа была основана традиция копирования старых образцов. Такой принцип воспроизведения уже в эпоху ранних христиан привел к сложению устойчивой иконографии. Каждый сюжет, каждая сцена, каждый персонаж священной истории или позднее канонизированный святой имели четко обозначенные признаки, которые служили гарантией верности изображения первоначальному архетипу.

Вопреки такой жесткой традиционности византийское искусство чрезвычайно разнообразно. Каждый из местных художественных центров обладал своеобразием. На протяжении почти полутора тысяч лет оно претерпело заметную эволюцию. Поэтому курс строится как историческое изложение на основе стилистического анализа всех важнейших художественных явлений.

Цель курса: ознакомить студентов с историей, идеологией, религиозными воззрениями византийцев. В этом контексте рассматриваются сложная логика развития, география, особенности и специфика истории художественной культуры различных местных культур, входящих в понятие “византийского мира”, т.е. провинций бывшей Римской империи, Италии, балканских стран и даже Древней Руси, которые либо временно являлись провинциями Византийской империи, либо никогда не входили в ее состав политически, но в церковном отношении подчинялись Константинопольскому патриархату. Конкретным материалом лекций является изучение архитектуры, монументального искусства (храмовых мозаик и настенных росписей, напольных мозаик, скульптуры), декоративно-прикладного искусства, на протяжении почти полуторатысячелетней истории этой художественной культуры. При этом студенты познакомятся как с центральными и общими тенденциями и направлениями развития искусства и культуры, так и с особенностями местных, региональных вариантов стиля. В числе проблем рассматриваемых в рамках курса: основные хронологические этапы формирования, развития и завершения истории византийской художественной культуры, основные местные центры раннехристианского и византийского искусства, античное наследие в византийском искусстве и архитектуре, искусство придворное и монашеское, роль Константинополя как столицы империи, взаимодействие с искусством восточного (нехристианского) и западного средневековья.

Основная задача курса - изучение процессов формирования и изменения художественного языка произведений искусства в динамике исторического развития и в рамках различных стилистических направлений, определявшихся спецификой местных центров, а также историческими обстоятельствами, богословской полемикой, влиянием литургии и проч. При этом необходимым представляется максимально возможное в рамках столь краткого курса использование данных письменных источников для изучения памятников художественной и материальной культуры. В рамках курса предполагается дать студентам ясное представление о роли и значении искусства, материальной и духовной культуры Византии, некогда ведичайшей средневековой цивилизации, во многом определившей развитие культуры многих стран средневековья. В том числе и Древней Руси. Студенты должны научиться выявлять византийские традиции в художественной культуре стран средневековья, а также нового и новейшего времени, особенно православных.

Курс рассчитан на один семестр (32 лекционных часа). По итогам контроля в течение семестра студенты должны быть аттестованы отметкой по пятибалльной системе.

В течение семестра осуществляется комплексное тестирование:

А) 3-4 “угадайки” на 10-15 минут по 20-30 слайдов из материала лекций (с письменной отчетностью, как контрольные);

Б) одна письменная контрольная работа с развернутым ответом на один из вопросов по темам лекций (каждому студенту индивидуальное задание);

В) коллоквиум с устными ответами на два вопроса по темам лекций.

I. Введение

Общие понятия о культовом искусстве, которое, как часть церковного ритуала, возводит зрителя к божественным созерцаниям, о его специфике, каноничности, хронологии.

Эта художественная культура начала складываться в первые века нашей эры в эпоху раннего христианства. К началу IV в. относится образование Византийской империи, просуществовавшей до 1453 г. Хронология основных периодов истории Византии определяет главные хронологические вехи культуры всего восточнохристианского мира. Период с IV по VII вв. – эпоха окончательного формирования новой культуры. Этот процесс был осложнен периодом иконоборчества, когда фигуративное изобразительное искусство было значительно ограничено иконоборческими декретами, запрещавшими священные изображения как идолы. Эпоха с середины IX до конца XII вв. – время наивысшего расцвета и широкого распространения художественных форм этой культуры, в том числе и за пределами политических границ империи. XIII в. – время упадка империи после ее раздела в результате крестовых походов, трудностей в сфере культуры, широкой миграции мастеров на периферию и за пределы империи. Новым и последним расцветом явилась Палеологовская эпоха, период со второй половины XIII в. по середину XV в. Благодаря своему конфессиональному единству Восточно-христианский мир сохранил свою культурную общность и после падения Византии – это период со второй половины XV по XVII вв., в некоторых районах даже по XVIII в.

II. Раннехристианское и ранневизантийское искусство

1. Искусство III века

Общая трансформация всего позднеантичного искусства, независимо от конфессиональной принадлежности. Формирование нового художественного сознания. Памятники языческие, иудаистские и христианские. Портреты погребальные (живописные и скульптурные). Языческие саркофаги. Дура Европос, синагога и христианский дом-церковь, росписи синагоги и баптистерия. Преемственность христианских росписей от иудаистских. Катакомбы Рима и их росписи, основные сюжеты и мотивы, символика “спасения”, сложение отвлеченного художественного языка в росписях. Христианские саркофаги. Формирование христианской иконографии как в росписях дома-церкви в Дура-Европос, так и в римских катакомбах и на христианских саркофагах.

2. Искусство IV-V веков

Архитектура. Генезис, типология, функции христианских построек. Два основных типа архитектуры: а)базилики и б)центрические постройки (мартирии, мавзолеи, баптистерии и проч.) и особенности их структуры. Интерьер и экстерьер, роль внутреннего пространства. Традиции римской гражданской архитектуры, вторичное использование античных построек в качестве церквей, а также включение элементов (колонн) языческих храмов в христианские сооружения. Использование античного ордера в христианской архитектуре, его модификации и трансформация. Основные центры (Рим, Равенна, Фессалоники, Константинополь, Палестина, Сирия, Египет и Северная Африка, Малая Азия) и их особенности.

Иконография. Понятие о христианской иконографии и ее формировании, основные сюжеты из Ветхого и Нового заветов, синкретические мотивы, влияние на иконографию культа реликвий и святых мест Палестины.

Скульптура. Основные этапы эволюции и типология. Формирование отвлеченного художественного языка. Ренессанс конца IV века (Феодосиевский). Монументальная скульптура, статуи императоров и чиновников, христианские саркофаги, портреты, мелкая пластика. Упадок круглой скульптуры к концу V века.

Монументальная живопись и рукописи (включая эпоху Теодориха). Напольные мозаики светских помещений и церквей. Росписи катакомб, отличия от искусства III в., развитие собственно христианской тематики, стиль. Мозаичная декорация мавзолеев и церквей, сложение храмовой декорации и иконографические программы, повествовательные циклы, эволюция, стиль мозаик Рима, Равенны, Фессалоник, Милана и проч. Влияние богословской полемики на иконографию. Античные ветхозаветные повествовательные циклы в миниатюрах рукописей и их влияние на монументальные циклы.

3. Искусство VI века

Архитектура. Сложение типа купольных базилик. Основные типы и варианты купольных построек, структура, эволюция, символика купольных базилик и центрических храмов. Храм – образ космоса. Роль и влияние Константинополя. Собор Св. Софии в Константинополе. Значение архитектуры эпохи императора Юстиниана Великого.

Монументальная живопись. Искусство эпохи Юстиниана. Развитие программ храмовой декорации, новозаветные повествовательные и символические циклы, влияние литургии на иконографию храмовой декорации. Юстиниановский ренессанс. Перелом отвлеченного стиля во второй половине века. Мозаики Рима, Равенны, Константинополя, Синая, Кипра и проч. Античные традиции в декоративных мозаиках пола Большого дворца в Константинополе.

Иконы, рукописи, скульптура, прикладное искусство. Формирование моленной иконы, понятие об этом явлении и культе икон, влияние культа реликвий на культ икон. Ампулы из Святой земли и проч., воздействие ранней палестинской иконографии Святых мест на христианскуую иконографию в иконописи. Ранние иконы константинопольского и палестинского круга. Коптские иконы. Техника энкаустики.

Рукописи медицинского, ветхозаветного и новозаветного содержания. Иллюстрации маргинальные и листовые, таблицы канонов. Пурпуровые кодексы. Повествовательные иллюстративные циклы. Влияние монументальной декорации на иконографию миниатюр рукописей.

Последние образцы константинопольской круглой скульптуры VI века, портреты императриц.

Императорская и христианская иконография, византийская античность в предметах мелкой пластики и прикладного искусства. Консульские диптихи, литургическая утварь.

4. Искусство VII века

Монументальная живопись. Развитие остро спиритуалистического художественного языка, дематериализация образов. Новая интерпретация антикизирующих тенденций. Элементы храмовой декрации. Мозаики и росписи Фессалоник, Рима, о. Наксос, Никеи.

Иконы. Развитие иконописной иконографии и типов в памятниках константинопольского, палестинского и римского круга.

I. Искусство времени иконоборчества и средневизантийского периода.

1. Искусство периода иконоборчества

Архитектура. Формирование крестово-купольного храма, основного типа византийской культовой архитектуры, истоки структуры в доиконоборческих памятниках, влияние купольных базилик, развитие типа и его вариации в VII-IX веках. Памятники Никеи, Фессалоник, Малой Азии и проч.

Теология и история. Основы полемики об иконопочитании. Теория образа, теория иконопочитания: Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, патриарх Никифор. Краткая хронология полемики. Влияние ислама на аниконическое искусство.

Монументальная живопись. Искусство иконоборцев и иконопочитателей. Понятие об аниконическом искусстве. Аниконическая декорация иконоборцев в памятниках Константинополя, Фессалоник, Наксоса, Никеи.

Продолжение доиконоборческих традиций в искусстве иконопочитателей, дальнейшая спиритуализация образов в памятниках Рима и Кастельсеприо. Мозаики мечети Омейадов в Дамаске. Общий упадок монументального изобразительного искусства с середины VIII, монашеская традиция.

Иконы. Памятники палестинского круга. Монашеская традиция.

Рукописи. Светские и монастырские. Космологическая иконография. Монашеское искусство монастырская редакция псалтирей, полемика с иконоборцами в миниатюрах Псалтирей середины IX в.

Прикладное искусство. Пластинки слоновой кости палестинского круга, эмалевые кресты, ткани.

2. Искусство средневизантийского периода

Архитектура IX-XII вв.

Символика сводчатых конструкций. Развитие типа крестово-купольных храмов. Влияние литургии. Провинция и Константинополь, его роль в распространении крестово-купольной архитектуры. Памятники Скрипу, Кастории. Храм на четырех колонках, памятники константинопольского круга X в. и Фессалоник XI в.

Храмы октогонального типа на тромпах XI в. Два варианта: с обходом и без него. Бесстолпный тип храма. Тип восьмилепесткового храма. Основные памятники Константинополя, Фокиды, Хиоса, Афин, Дафни и проч.

Монастырские комплексы, комбинации храмов разных типов.

Дальнейшее развитие вариантов крестовокупольной архитектуры в конце XI и XII вв. Памятники Константинополя и провинции. Развитие дополнительных элементов: хоры над нартексом и угловыми частями здания, позакомарное покрытие. Увеличение масштабов построек, варианты опор. Варианты декорации храмов в Константинополе и провинции. Храмы Италии.

Изобразительное искусство Македонской династии.

Восстановление иконопочитания. Торжество православия. Основные письменные источники по системе храмовой декорации: проповедь патриарха Фотия, две проповеди Льва VI и проч. Символика.

Монументальная живопись. Мозаики Константинополя, Фессалоник и Никеи 1Х-Х вв. Росписи Каппадокии Х в.

Македонский ренессанс. Понятие о явлении, придворное культивирование античных традиций в Константинополе. Основа – копирование старых иллюстрированных рукописей. Константинопольские иллюстрированные рукописи 1Х-Х вв., их типы. Аристократическая редакция псалтирей. Преобладание листовых миниатюр. Константинопольские иконы Х в. Прикладное искусство: пластинки резной слоновой кости. Литургическая утварь, оклады Евангелий и проч.

Система декорации средневизантийского храма XI в. Основные храмовые ансамбли Х1 в. Архитектура и декорация. Зависимость типов декорации от структуры храмов, крестово-купольных и октогональных. Символика: космологическая, догматическая, литургическая, иерархическая, топографическая, календарная. Деление иконографической программы на три основные зоны: небо, Святая земля, земля. Константинополь и провинции. Росписи и мозаики. Использование мозаики на криволинейных поверхностях. Комбинация мозаик и мраморов. Световые, цветовые и пространственные эффекты. Пространство реальное и иллюзорное.

Эволюция монументальной живописи XI в. Кристаллизация и распространение трансцендентного средневизантийского стиля. Монашеская, аскетическая традиция. Константинополь и провинции. Памятники Константинополя, Фессалоник, Фокиды, Киева, Охрида, Хиоса, Никеи и проч. Развитие и вариации. Мозаики и росписи.

Рукописи конца X-XI вв. Типы иллюстрированных рукописей. Отход от неоклассицизма Македонского ренессанса. Трансцендентный стиль в миниатюрах и его развитие. Соотношение декорации и текста, каллиграфия, иллюстрации листовые, маргинальные, каноны, орнаменты. Преобладание маргинальных иллюстраций. Основные группы рукописей.

Изобразительное искусство Комниновской династии

Монументальная живопись. Центральная эпоха византийского искусства. Дальнейшее развитие системы росписей, ее варианты. Искусство придворное и монашеское. Широкое влияние Константинополя и на провинции и периферийные территории. Памятники Греции, Афона, Кипра, Болгарии, Македонии, Италии, Древней Руси. Формирование универсального спиритуалистического комниновского стиля, его основные направления, местные школы, вариации и география распространения. Линейная разделка, линейные приемы. Хронология этапов эволюции. Позднекомниновский маньеризм.

Иконы. Широкое распространение иконописи. Кристаллизация иконописного типа. Функции икон: иконы двусторонние процессионные, фрагменты темплона, складни, полиптихи, мозаичные и проч. Отражение общих тенденций стиля эпохи в иконописи. Основные местные школы.

Рукописи. Типы. Основные иллюстративные циклы. Приемы "линейной стилизации". Основные группы рукописей, "Коккиновафский мастер" (?).

Скульптура и прикладное искусство XI-XII вв. Мраморные рельефы, пластинки слоновой кости, ювелирное искусство и проч.

I. Поздневизантийское и поствизантийское искусство

1.Искусство Палеологовской эпохи (XIII – первая половина XV вв.)

Архитектура. Памятники периферийных школ: Трапезунда, Сербии, западные влияния. Видоизменения крестово-купольной системы. Памятники Арты, Фессалоник, Константинополя, Мистры. Монастырские комплексы. Влияния жилой архитектуры на храмовое строительство. Строительная техника, декоративные приемы кладки.

Монументальная живопись XIII в. Константинопольская традиция на периферии империи, формирование будущего стиля Палеологовской эпохи. Памятники Сербии, Греции, Македонии, Трапезунда и проч. Новые принципы церковной декорации. Пространственные тенденции и монументальность в стиле.

Иконы XIII в. Иконопись - массовая продукция. Памятники Греции, Сербии, других центров. Искусство крестоносцев.

Палеологовский ренессанс. Восстановление константинопольской школы. Придворное ученое искусство. Новое переживание антикизирующих традиций. Памятники Константинополя, Мистры, Фессалоник. Кахрие джами. Рукописи, копирование старых образцов македонского периода.

Монументальная живопись XIV – первой половины XV вв. Придворное и монашеское искусство. Влияние исихазма и толкования идей фаворского света на живопись. Константинополь и периферии. Памятники Мистры, Моравской школы, Грузии, Древней Руси. Знаменитые мастера: Феофан Грек, Мануил Евгеник.

Иконы XIV-XV вв. Массовая продукция, типы икон, миниатюрные мозаичные иконы и проч.

2.Поствизантийское искусство (вторая половина XV – XVII вв.)

Хронология. Общий упадок архитектуры и монументальной живописи в условиях турецкой и венецианской оккупации. Периодизация и география развития художественной культуры на Балканах и на островах.

Монументальная живопись. Художественные традиции Византии – почти догматическая истина. Православная церковь - наследница империи и ее художественной культуры. Роль константинопольской, архаической монастырской традиций палеологовской эпохи и западных влияний. Афонская школа, ее формирование, роль критского влияния. Местные центры на Балканах.

Иконопись. Традиция иконописания не прервана. Развитие многоярусного иконостаса на Балканах. Значение копирования образцов (рукописи с миниатюрами, своды рисунков, толковые иконописные подлинники, иконки - "таблетки", гравюры). Основные школы: Крит, Афон. Другие местные центры на Балканах и на островах.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconПояснительная записка. Назначение программы : Общепрофессиональная...
Назначение программы: Общепрофессиональная дисциплина для специальности 020900 Искусствоведение
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconУчебно-методический комплекс
Курс “Искусство Древнего Востока” является общепрофессиональным предметом и предназначен для I курса студентов, обучающихся по специальности...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconПрограмма курса зарубежное искусство XIX xx веков
Курс «Зарубежное искусство XIX-XX веков» предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 020900...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconПояснительная записка прохождение музейной практики студентами 3...
Прохождение музейной практики студентами 3 курса очного отделения, обучающихся по специальности 031501 «Искусствоведение» предусмотрено...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» Тюменской государственной...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Искусствоведение»
Целью данного курса является изучение культуры и искусства античности. В числе задач курса важнейшей является знакомство с античной...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconПрограмма курса для специальности: (перечень специальностей, для...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconРабочая программа дисциплины дв2 Искусствоведение

Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconМетодическое пособие разработано в соответствии с программой курса,...
России к учебной дисциплине для специальности «Дизайн» применительно к условиям вгуэс. В основу положен практический опыт преподавателя...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconПрограмма курса. План семинарских занятий Методические рекомендации...
Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconРабочая программа курса "История и методология наук о Земле" для...
Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconПояснительная записка 1 Место курса в профессиональной подготовке...
Ф. 08) для специальности «Финансы и кредит» и региональный компонент для специальности «Мировая экономика» (Р. 09), для специальности...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconУчебно-методический комплекс для студентов II курса одо по специальности...
Программа предназначена для студентов 2 курса нормативного обучения английскому языку для специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»...
Программа курса для специальности №020900 Искусствоведение iconПрограмма дисциплины «Макроэкономика» для направления 080100. 62...
Охватывает один модуль. Тематика каждого блока охватывает определенный раздел макроэкономики. Базовый курс, таким образом, рассчитан...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск