Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков





НазваниеПрограмма курса зарубежное искусство XIX xx веков
страница1/5
Дата публикации23.02.2015
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВ

ПРОГРАММА КУРСА
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX - XX ВЕКОВ


Для специальности 020900 Искусствоведение

Москва, 2001


Составитель: канд. искусствоведения К. Л. ЛУКИЧЕВА


Программа утверждена на заседании

Кафедры Всеобщей истории искусств

Протокол № от
Российский Государственный

Гуманитарный Университет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Зарубежное искусство XIX-XX веков» предназначен для студентов факультета Истории искусства, обучающихся по специальности 020900 Искусствоведение. Он является общепрофессиональной дисциплиной и завершает изучение истории зарубежного искусства.

Предмет курса – история изобразительного искусства и архитектуры Западной Европы и Америки от неоклассицизма и романтизма до 90-х годов XX столетия. Центральной проблемой становится выявление внутренней логики развития художественного процесса, объективных закономерностей, приведших к радикальным переменам в формах, целях, функциях искусства, а также - отражение влияния крупнейших мастеров XIX - XX на те или иные итоги художественной жизни.

В истории изучаемого периода не раз имел место фундаментальный пересмотр самой сущности искусства: и в рамках эпохи романтизма, и на рубеже XIX - XX веков, (что привело к возникновению многоликих форм искусства модернизма), и в 70-е годы прошлого столетия, в рамках новой культурной парадигмой, рожденной эпохой постмодернизма. Изучение конкретных исторических феноменов, в которых обрели форму эти процессы, исследование ключевых художественных явлений - задача этого курса.

Изучение зарубежного искусства XIX-XX ставит перед исследователями много остро дискуссионных проблем. Среди ученых нет единого мнения о хронологических рамках этого периода, о его типологической характеристике, о качественной оценке явлений, с ним связанных. Феномен современного искусства, составляющий содержание и смысл эпохи, как и полстолетия назад остается семантически достаточно неопределенным. Споры вызывают содержание таких терминов как «авангард» и «модернизм», необходимость провести четкую смысловую грань между понятиями “contemporary art” и “modern art”, переводимых на русский язык одним и тем же термином, вопрос о том, с какого художественного явления начинать отсчет развития современного искусства. В науке практически отсутствует достаточно общепринятая, хорошо аргументированная точка зрения о судьбах эпохи постмодернизма.

Суть этих проблем, перечень которых может быть легко продолжен, лежит в методологической области. Развитие художественной культуры Новейшего времени опрокинуло многие научные стереотипы, сложившиеся на основе изучения более ранних художественных эпох. Разрушенными оказались категории и критерии, позволяющие до сих пор интерпретировать смысл и направленность исторического художественного процесса. Прежде всего это касается понятия стиля, с помощью которого искусствознание не только упорядочивало историю европейской художественной культуры, но и экстраполировало выведенные на этом основании закономерности на культуры, типологически принципиально от нее отличающиеся. В частности европоцентризм в представлениях научной истории искусства основывался во многом именно на этой процедуре. Точно также были опровергнуты доминанта эстетических критериев в оценках произведений искусства, а также тезис о подражании форм природы как ключевой фактор формотворчества.

Возникла острая необходимость пересмотра методологических позиций искусствоведения, выработки новых эффективных и адекватных методологических процедур, принципиального расширения междисциплинарных контактов истории искусства с другими гуманитарными дисциплинами, обогащения и углубления теоретических представлений в изучении и интерпретации феноменов искусства.

Все эти обстоятельства осложняют изучение современного искусства. Работая с этим материалом, преподаватель должен постоянно опираться на знаниях студентов в области методологии и теории искусства, на их владении современными методами интерпретации. Важнейшей предпосылкой понимания современного искусства является также твердое и четкое представление о типологических характеристиках и теоретических основаниях художественных культур прошлого, изучаемых в рамках всеобщей истории искусства.

В итоге, в конце обучения студенты должны составить представление о коренных отличиях между искусством Нового времени и художественной жизнью и художественной деятельностью XIX - XX веков, об основных тенденциях в развитии искусства указанного периода:

- отсутствие в нем четко выраженных стилевых характеристик;

- перемещение ценностных акцентов с категории изобразительности на категорию выразительности;

- стремление к максимальному раскрепощению и освобождению специфических выразительных возможностей изобразительного искусства;

- желание дойти до максимальных пределов самовыражения, которое стимулировало появление целого ряда новых направлений и доминировало в творчестве многих выдающихся мастеров;

- поиски новых способов познания и раскрытия подлинного смысла действительности средствами искусства, попытка встать в гносеологической сфере вровень или даже выше науки, благодаря потенциально заложенным в творчестве познавательным возможностям;

- поиск новых форм самого искусства;

- и в итоге - экспериментаторство с художественной формой, по масштабам, новизне и смелости немыслимое ранее в истории искусства Нового времени.

Студенты должны знать и понимать варианты периодизации современного искусства и их научное обоснование, основные художественные стили, направления, группировки, характеристику принципиальных художественных феноменов, творчество ведущих мастеров архитектуры, живописи, скульптуры, графики, визуально помнить и узнавать ключевые, выдающиеся произведения зодчества и изобразительного искусства.


ТЕМЫ И РАЗДЕЛЫ КУРСА:
Раздел I. Вводный.

Тема 1. Философско-эстетические основания культуры Новейшего времени.

Формирование новой культурной парадигмы в истории западноевропейской цивилизации и ее основные параметры: типологическая характеристика. Неклассическая европейская философия и эстетическая традиция, связанная с ней. Основные эстетические направления и их влияние на художественный процесс. Разрушение аксиологических принципов и критериев новоевропейской культуры и складывание новой системы ценностей в сфере искусства. Смена онтологических оснований европейской культуры от Нового к Новейшему времени. Визуализация трансформации аксиологических и онтологических аспектов культуры в творческом акте и художественном произведении.

Место художественной культуры новейшего времени в историческом развитии искусства.

Тема 2. Периодизация современного искусства.

Дискуссия в науке о хронологических рамках, о начале и конце современного искусства. Разрушение классических для европейского искусства критериев и принципов периодизации (прежде всего стилевых) и поиск новых. Теоретические и методологические проблемы замены одной парадигмы развития искусства (эволюционной, однолинейной) другой, для которой характерно сосуществование разнонаправленных движений.

Локальные периодизации в некоторых национальных школах как пример коррелятивных связей между художественными и культурно-историческими процессами: Франция: (Директория, Консульство, Империя, Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика и Вторая Империя, Третья республика); Англия (георгианская эпоха, викторианская эпоха). Отражение этих периодизаций в историографии искусства XIX века.

Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма.

Тема 1. Неоклассицизм в изобразительном искусстве конца XVIII – начала XIX веков.

Социокультурные причины, способствовавшие возрождению классицистических идеалов в искусстве. Роль Рима в «оформлении» классицистических идей и их распространении в европейские школы.

Творчество Ж.-Л. Давида (1748-1825) на рубеже столетий. Характеристика его стиля «революционного классицизма» – истоки, композиционные и колористические решения, риторика и нарратив его художественного языка, сюжеты, произведения. Судьба и творчество художника после Великой Французской Революции. Давид и наследие Н. Пуссена в искусстве XIX века.

Школа Давида: принципы обучения, эстетический идеал. Роль школы и учеников Давида в развитии французского искусства XIX века. Группа «примитивов» в мастерской Давида – первый пример «бунта» в искусстве XIX века.

Проблема академизма. Академия как социокультурный институт, ее цели и средства социализации искусства. Академизм как официальная государственная нормативная доктрина, защищающая интересы государства и его институтов в искусстве.

Роль национальных академий в развитии художественного процесса в XIX веке. Отличия, существующие в культурной политике между академиями разных стран и их причины. Художественная политика Академии изящных искусств и Школы изящных искусств во Франции.

Творчество Ж.-О. Д. Энгра (1780-1867) – академическая основа стиля, темы и жанры. Влияние Энгра на французское искусство, ученики. Отражение в его живописи судеб академизма в романтическую эпоху. Творчество А.Л. Жироде-Триозона (1767-1824), Ф. Жерара (1770-1837), П.Н. Герена (1774-1833).

Скульптура. Творчество А. Кановы.

Тема 2. Творчество Ф. Гойи (1746-1828).

Ученичество и сложение стиля. Периодизация творчества. Гойя при королевском дворе, в качестве официального живописца испанского короля Карла IV. Творчество во время наполеоновских войн и оккупации Испании. Творчество при Фердинанде VIII и фактическая эмиграция во Франции.

Графическое наследие Гойи. Место графики в его собственном творчестве и в развитии этого вида изобразительного искусства. Графические серии: «Капричос», «Дезастрес де ла герра», «Диспаратос»: характеристика техники, тематика, состав. Эволюция соотношения изображения и слова. Проблемы толкования смысла. Серия «Тавромахия».

Гойя как монументалист: формирование и развитие стиля. Роспись Сант Антонио делла Флорида в Мадриде. Роспись «Дома глухого»: реконструкция живописного ансамбля, проблема истолкования смысла отдельных сцен и ансамбля в целом. Место росписей «Дома глухого» в европейском искусстве.

Проблема определения стиля Гойи в целом. Гойя в контексте романтизма. Значение его искусства: линии сопряжения с творчеством Веласкеса и Рембрандта. Новые аспекты в его живописи и графике, влияние Гойи на искусство XIX и XX веков.

Тема 3. Теория искусства романтизма.

Значение трудов немецких романтиков и, особенно, философии Ф. Шеллинга, для сложения теории искусства романтизма. Философско-эстетическое обоснование новой ценностной ориентации и распад системы классического искусства. Основные черты романтического мышления. Место искусства, образ и роль художника в системе романтического Универсума, романтических ценностей.

Истоки и формирование нового живописного и пластического языка искусства, новых архитектурных форм. Полемика романтизма и академизма. Феномен неравномерного развития видов и жанров, новые принципы ценностной иерархии в искусстве. Концепция нормы и понимание творческой свободы и гения в романтизме. Специфика преломления романтических идей и ценностей в разных национальных школах: Германии, Англии, Франции.

Тема 4. Предромантизм и ранний романтизм. Г. Фюсли. У. Блейк. Предромантические явления в европейской культуре второй половины XVIII века. Сентиментализм в литературе и живописи. Начало преодоления нормативной интерпретации античной культуры и ее образов. Творчество Асмуса Якоба Карстенса (1754-1798). Перьевые рисунки Дж. Флаксмана. Литературное движение «Буря и натиск» – опыт разрушения нормативности творческого процесса как на содержательном, так и на формальном уровне, путь к свободной выразительности, экспрессивной характерности художественных средств и образов.

Генри Фюсли (1741-1825): противоречивые слагаемые его стиля и переходный характер творчества. Интерес к мифологии Северной Европы, антиклассицистическая интерпретация темы сна и сновидений.

Уильям Блейк (1757-1827). Классические и средневековые истоки его творчества, поэтическое и живописное начала. Эволюция соотношения текста и иллюстрации в его книгах. Профетический и мистический аспект. Синтез новых смыслов в интерпретации Божественной и человеческой истории. Выработка адекватного художественного стиля. Роль цвета и специфика техники гравюры.

Тема 5. Романтизм в Германии. Ф.-О. Рунге. К. Д. Фридрих.

Теория и практика романтизма в литературе, философии, эстетике: круг иенских романтиков, «Философия искусства» Ф.В.И. Шеллинга. Новые темы, герои и символы в творчестве Ф. Новалиса. Л. Тика, В. Вакенродера. Развитие идей романтизма у гейдельбергских романтиков. Творчество Э.Т.А. Гоффманна.

Гете и романтики: парадокс взаимоотношений. Категорическое неприятие писателем идей и творчества романтизма; творчество Гете как источник вдохновения, тем и образов для романтиков. Традиция романтической интерпретации «Фауста».

Пантеизм романтического мировоззрения и его художественно-эстетический коррелят – идея “Gesamtkunstwerk”. Попытка Ф.О. Рунге (1777-1810) воплотить эту идею в цикле «Времена суток». Другие произведения Рунге и его место в становлении немецкого романтизма.

К. Д. Фридрих (1774-1840) и символическое направление в романтической пейзажной живописи. Пути и средства обновления традиционного с эпохи Ренессанса символико-аллегорического языка искусства, трансформация классических «иконографических схем» символико-аллегорических тем (Ванитас, Цикл времен года, времен суток, возрастов человеческой жизни, Тема кораблеплавания и др.). Семантика «готической темы». Техника живописи Фридриха. Графика. Влияние художника на современное ему искусство.

Назарейцы – «романтический бунт» против академизма. «Братство св. Луки» - вариант христианского романтизма. Два направления в их искусстве: «средневековое, немецкое» и «классическое, итальянское». Монументальное искусство назарейцев. Графика. Ф. Пфорр (1788-1812). Ф. Овербек (1789-1869), переход в католицизм, идеи католического обновления, «принц христианских художников» (Пюгин). П. Корнелиус (1783-1867).

Последовательное обращение романтиков к национальной («северной») средневековой и более древней культуре в противовес классической античной и итальянской – общая черта романтических направлений в Германии. Ее значение в дальнейшем развитии искусства в Германии и Северной Европе. Проблема «классицистического» романтизма.

Тема 6. Романтизм в Англии. У. Тернер. Дж. Констебль.

Параллельное развитие романтизма в английской литературе и изобразительном искусстве. Значение творчества Байрона для всех национальных школ, отражение в живописи и графике его тем и образов. Пейзаж – ведущий жанр английского романтизма. Два направления развития пейзажной живописи: 1) в искусстве Дж. Констебля (1776-1837). Тип английского национального пейзажа. Образ «естественной природы» и его корни в английской культуре XVIII столетия. Возникновение проблемы плэнерной живописи как творческого метода. Передача атмосферных эффектов и проблема живописной техники. Значение этюдов. Точность в детализации. Влияние творчества Констебля на современное ему искусство и, особенно, импрессионистический пейзаж. 2) в искусстве У. Тернера (1775-1851). Эволюция творчества и живописной техники. Проблема света и цвета, передача смыслообразующих функций этим важнейшим категориям. Точность в передаче общего впечатления. Место натурного наблюдения и тип натурного этюда. Теоретические исследования в области цвета. Провидческий характер творчества Тернера, его влияние на современников.

Прерафаэлиты – еще один вариант христианского романтизма с религиозно-этическим уклоном. Продолжение традиций назарейцев. Проблемы позднего романтизма и смыкания с символизмом и ар-нуво. Д.Г. Россетти (1828-1882), У.Х. Хант (1827-1910), Д. Э. Миллес (1826-1896), Ф. М. Браун (1821-1893)

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconПрограмма дисциплины Правила чтения: техники понимания и интерпретации...
Интеграция с предметами: курс„Человек и мир,,,литературное чтение,музыка,изобразительное искусство
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconXvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX – XX веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconПроисхождение русского языка. Русский язык XVIII-XIX веков
Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским, который выделился несколько тысячелетий назад из индоевропейского...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconПрограмма вступительных испытаний по направлению «Зарубежное регионоведение»
«Зарубежное регионоведение» предусмотрен вступительный профессионально ориентированный междисциплинарный экзамен, который устанавливает...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconЮ. А. Матвеева История русской литературы
Ю. А. Матвеева История русской литературы XIX – XX веков. Планы семинарских занятий для студентов I курса дневного обучения по специальности...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconДиссертации: Идея федерализма в русской политической и правовой мысли...
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconПрограмма дисциплины «Правила чтения: техники понимания и интерпретации...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconЛитература на базе среднего (полного) общего образования (11 классов)
Охватывает: 1 рубеж XIX – ХХ веков
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconИстория культуры и искусств (зарубежное искусство)
История искусства является одной из обязательных учебных дисциплин в системе профессионального художественного образования. Это объясняется...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconИстория образования деревни Алдарак
Повествование о жизни жителей Алдарака конца XIX середины XX веков. С. 8-10
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconКонспект Итогового мероприятия по творчеству
Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconУрок истории в 8 классе по теме
Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков iconПрограмма вступительного испытания по направлению 032000. 68. Зарубежное...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032000. 68 «Зарубежное...
Программа курса зарубежное искусство XIX xx веков icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск