Урок истории в 8 классе по теме





Скачать 129.09 Kb.
НазваниеУрок истории в 8 классе по теме
Дата публикации10.10.2013
Размер129.09 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Морозова Валентина Васильевна


Приложение 4.3

Урок истории в 8 классе

по теме:

« Аграрная реформа П.А. Столыпина: тихая революция»

Цели урока:

Ученик научится:
различать понятия: « альтернативы общественного развития России»,«аграрная реформа», «тихая революция», «отруб», «хутор», «кооперация»;

характеризовать условия и образ жизни различных слоёв общества в начале XX века;

взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы; вести диалог; аргументировать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:

излагать суждения о причинах, целях, основных направлениях и итогах правительственной программы, реформ П.А.Столыпина;

применять исторические знания и умения для раскрытия причин и оценки произошедших событий;

определять и аргументировать своё отношение к изучаемым событиям; находить нужную информацию для решения учебной задачи, извлекать информацию из документов.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы проведения урока: частично - поисковый, проблемный; индивидуальная , групповая форма организации познавательной деятельности.

Оборудование:

  1. Учебник: Н.В. Загладин; С.И. Козленко. История России ХХ век.

  2. Карта «Российская империя в конце Х1Х – начале ХХ века».

  3. Мультимедийная презентация, карточки заданий, документы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.





  1. Опрос. Тесты.

Первый вариант.

1. 1903 г. на втором съезде РСДРП сторонники В.Л. Ленина получили название «большевики» , потому что…

а) их было большинство на съезде,

б) они имели большинство в низовых партийных организациях;

в) получили большинство на выборах в центральные органы

партии.

2.Когда была пересмотрена аграрная часть программы РСДРП?

а) 1906г; б) 1907 г. в)1910г.

3. Председателем 1 Государственной Думы был избран:

а) Ф.А. Головин.

б) С.А. Муромцев

в) С.Ю. Витте.

4. Расположите в хронологической последовательности события 1905 года.

а) Шествие рабочих к царю с петицией, в которой содержалась информация об их нуждах.

б ) Восстание матросов на броненосце «Князь Потемкин- Таврический».

в) Стачка рабочих в Иваново-Воскресенске и создание первого в истории России Совета рабочих уполномоченных.

г) Восстание в Москве, в котором участвовало 6 тыс. рабочих
















5..Кто выдвинул проект «муниципализации» земли?

а) большевики; б) меньшевики; г) кадеты.

Второй вариант:

6. Выберете правильный ответ:

Что из названного относилось к результатам Русско-японской войны 19034-1905г.

а) переход под контроль Японии Китайско-Восточной дороги (КВЖД)

б) оккупация японскими войсками г. Владивостока.

в) переход к Японии Южного Сахалина.

г) создание российской военной базы в Порт-Артуре.

7. Установите соответствие между названиями партий и их лидерами.

Название партии.

Лидер.

А. «Союз 17 октября»

Б. РСДРП

В. Конституционно-демократическая партия.

Г. Партия социалистов революционеров.


1. В.И. Ленин.

2. В.М. Чернов.

3. П.Н. Милюков.

4. А.И. Гучков.



А

Б

В

Г













8. Раскройте содержание следующих понятий: « монополия», «синдикат», «модернизация»

9.Назовите имена известных представителей русской музыкальной культуры ХХ в. и русских художников, входивших в группу « Мир искусства».

10. Прочитайте отрывок из речи Николая 11 и назовите орган, к депутатам которого он обращался:

« Всевышним Промыслом врученное Мне ополчение о благе Отечества побудило меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России. Я приветствую в лице вашем тех людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстают вам.

Верю, что любовь Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

Объяснение нового материала.

План урока.

  1. Альтернативы общественного развития в России.

  2. Личность П.А. Столыпина.

  3. Меры по созданию в России правового государства.

  4. Суть аграрной реформы и её итоги.

  5. Одинокий реформатор, причины неудач.

Мотивация.

Учитель: Из восемнадцатого ряда двинулся по направлению к первому высокий черноволосый молодой человек в черном фраке. Он шел уверенно
прикрывая афишкой оттопырившийся карман брюк. Дойдя до второго ряда, когда его отделяло от Столыпина метра два, он вытащил браунинг.

Столыпин смотрел прямо на него.

По лицу молодого человека пробежала гримаса страха и напряжения. Он дважды выстрелил. Это произошло 1 сентября 1911 года. Пятого сентября вечером Петр Аркадьевич Столыпин умер. Так трагически оборвалась жизнь человека, целиком посвятившего себя служению России.

похороны столыпина.jpg

А сейчас давайте с вами перенесемся на несколько лет назад в 1906 год.

Россия аграрно-индустриальная страна, которая переживает переходный период; переход от аграрного к индустриальному обществу, который может идти двумя путями: революция или реформа. 1906 год Россия встретила на распутье. Ситуация в стране могла развиваться по трем направлениям.

Вопрос к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития событий в стране? Какая альтернатива представляется наиболее предпочтительной? Вместе с учащимися разбираем схему « Альтернативы общественного развития»

  1. я альтернатива: дальнейшее продолжение революции.

  2. я наступление контрреволюции.

  3. Я трансформация революции « снизу» в революцию « сверху»

т.е. разрешение поставленных революцией вопросов путем постепенного реформирования страны). А теперь, давайте, подумаем:

С каким из этих трех направлений можно соотнести тему нашего урока «Реформы Столыпина: тихая революция?

( Рассматриваются все точки зрения и записываются в тетрадь.)

  1. Дальнейшее продвижение революции;

  2. Наступление контрреволюции;

  3. Трансформация революции «снизу» в революцию «сверху» т.е. разрешение поставленных революцией вопросов путем постепенного реформирования страны.

  4. Россия избрала третий путь.

Самой острой проблемой по-прежнему оставалась аграрная. Все политические силы России понимали это и предлагали свои способы решения.

Политические силы

Проекты решения аграрного вопроса



1

Большевики

1

Муниципализация земли.

2

Меньшевики

2

Национализация земли после насильственного изъятия ее у помещиков.

3

Эсеры

3

Использование государственных и монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп.

4

Кадеты

4

Продажа крестьянам государственных и удельных земель.

5

Октябристы

5

Социализация земли.













Учитель: все эти проекты были отвергнуты государством.

Но растущее недовольство крестьян, усиление влияния левых партий в деревне, ее активное участие в начавшейся в 1905 г. революции требовали от правительства решительных действий. Попытка успокоить крестьянство , направить его недовольство в парламентское русло не удалось: в первой Государственной Думе думское большинство и сформированная из крестьянских депутатов трудовая группа не стали опорой правительства в решении аграрного вопроса. 9 июня Николай 11 царским указом распустил первую Государственную Думу, обвинив ее в революции. Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров. П.А.Столыпина- министр внутренних дел. Кто же он - П.А.Столыпин? Какие реформы он предлагал провести?

Сообщение.

Ученик: П.А. Столыпин – представитель старинного дворянского рода, к которому принадлежала так же бабушка М.Ю.Лермонтова Арсеньева Е.А.

В начале ХХ века П.А. Столыпин был губернатором в западных районах Российской империи, а с февраля 1903 по апрель 1906 года являлся саратовским губернатором. Отличившись в наведении порядка во время первой русской революции, был удостоен в повышении по службе. Его называли «последним римлянином».



По инициативе П.А Столыпина принимались меры, направленные на поиск путей преодоления раздиравших страну противоречий и обеспечения выживания российской монархии в создавшихся сложных условиях.

В частности - реформа крестьянского надельного землевладения, получившая название - аграрная реформа Столыпина.

Работа в группах:

На основании высказываний П.А. Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

Документ № 1. «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу»

(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).

Документ №2 «Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких собственников (основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».

(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.)

Документ № 3

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении)

(Цель: продолжение модернизации России).

Заслушиваем высказывания каждой группы

(1906 1911 гг. – аграрная реформа правительства во главе с П.А, Столыпиным. Цели реформы:

1 Решение проблемы малоземелья крестьян России.

2.Преодоление отсталости деревни – ликвидация феодально-крепостнических пережитков (разрушение общины).

3. Создание социальной опоры самодержавия – крестьян – собственников, фермеров (хуторян, отрубников).

4. Ликвидация социальной напряжённости.

Вопрос: Какие вы можете назвать реформы Столыпина.

Вместе с учащимися раскрываем реформы Столыпина:

1. Меры по наведению порядка в России;

-успокоение страны при помощи чрезвычайных мер;

-объявление в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов.

2. Основная цель: - отвлечь внимание крестьян от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель.

3. Социальный смысл: - создать широкий слой мелких буржуазных собственников.

4. Меры по созданию в России правового государства.

- о свободе вероисповедования;

- о гражданском равноправии;

- об улучшении быта рабочих;

- о реформе местного самоуправления;

- о реформе высшей и средней школы;

- о введении всеобщего начального обучения и улучшения материального обеспечения народных учителей.

- о подоходном налоге и полицейской реформе.

5. Аграрная реформа:





- право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина.

- поощрение образования отрубного и хуторского крестьянского хозяйства. ( Запись в тетрадях определения понятий- хутор, отруб )

- уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями;

- право продажи и залога крестьянских надельных земель;

- переселение малоземельных крестьян на казенные земли и малообжитые районы Сибири и Урала:

- Развитие крестьянской кооперации.

Цель: - ослабить земельный голод; сбить накал революционной борьбы.

Льготы: освобождение от налогов; земельная собственность (15 га на главу семьи + 45г); денежное пособие (2оо рублей на семью); освобождение от воинской повинности.

Работа с учебником (стр. 46. заполнить таблицу « результаты аграрной политики Столыпина»).

Создание новых форм землевладения и землепользования

Переселение крестьян

Положительные результаты.

Отрицательные результаты

Положительные результаты.

Отрицательные результаты.





























































Индивидуальная работа.

Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: кому выгодны были данные мероприятия? (правительству, чтобы решить не заселенность огромных пространств Сибири и Дальнего Востока).

А теперь назовите , какие результаты имела данная реформа?

Выслушиваются ответы и подводятся итоги.

Учитель: Почему же не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась судьба П.А. Столыпина? Почему он остался реформатором одиночкой?

(было дано опережающее задание)

После краткого высказывания ребят , нужно подчеркнуть: Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро.» Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».

Основные выводы:

Значение реформы:

    1. Рост сельскохозяйственного производства и улучшение культуры землепользования.

    2. Рост свободной рабочей силы за счёт выхода крестьян-бедняков из общины.

    3. Развитие предпринимательства сельской буржуазии.

    4. Реформа помогла частично снять социальную напряжённость в деревне.

Неудачи реформы:

      1. Не удалось создать широкий слой крестьян-фермеров (10% крестьян перешли на хутора и отруба).

      2. Не удалось разрушить крестьянскую общину (21% домохозяев оставили общину). Из 10 млн. крестьянских хозяйств2,5млн. закрепили надел в личную собственность. Остальные остались в общине.

      3. Не удалось уйти от малоземелья.

      4. Более 3.5 млн. крестьян переселились за Урал. Лишь 1,5 млн. стали крестьянами на новых землях. Около 1 млн. стали рабочими и батраками в новых местах.

Причины неудач:

1.Выход крестьян из общины не стал массовым

- непригодность некоторых земель к хуторскому хозяйствованию.

- живучесть общинных порядков

- начавшаяся война между хуторянами и общинниками

-проведение реформы административными методами.

- сохранение помещичьего землевладения.

2.Неудачная переселенческая плитика

- недостаточно хорошо организованный переезд

- болезни

-суровые климатические условия

- трудности в освоении новых приёмов земледелия

-убийство П.А.Столыпина 1 сентября 1911 года

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором – одиночкой.

Закрепление изученного материала:

Столыпин – кто он? «Вешатель» - реформатор - великий, истинный сын России? Может ли «вешатель» быть великим сыном России?

Учитель: Скажите, как вы считаете ,вопрос затронутый Столыпиным, актуален сегодня?

Высказывания ответов учащихся

Вывод: В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне , ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенция и предприниматели, считали их недостаточными.

Д/задание: Карточка № 1.

Можно ли согласиться с мнением монархиста В.В. Шульгина, что аграрная реформа П.А. Столыпина проходила под лозунгом «Все для народа- вопреки народу». Аргументируйте свой ответ.

Карточка № 2

Представьте себя на месте российского крестьянина периода реформ Столыпина. Как бы вы ответили на вопросы: почему вы не хотите выходить из общины? Почему возвратились назад из Сибири?

Карточка № 3.

«Столыпин нанес монархии, или, по крайней мере, династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые».

В.В.Вернадский. Согласны ли вы с В.В.Вернадским? Обоснуйте свой ответ.

Развитие крестьянской кооперации подготовить самостоятельно.

Индивидуальное задание: параграф 5 ; раздел 1 – составить план своего пересказа.

Рефлексия:

А теперь давайте отвлечемся от темы урока и представим, что реформу должен осуществить не Столыпин, а мы. Но не аграрную реформу, а реформу нашего урока истории. Что бы вы изменили в уроке, чтобы оставили?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 8 классе по теме iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок истории в 8 классе по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок истории в 11 классе по теме «Восстановление экономики ссср: от войны к миру»
...
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок истории в 8 классе по теме iconКонспект факультативного занятия в 11 классе по теме
«Перспективная начальная школа» и дополняющие учебник «Математика». Данный урок математики в 3 классе обеспечивает формирование умения...
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок истории в 10 классе по теме «Революция 1905-1907гг.»
Сегодня мы узнаем, как относились общественно-политические силы России к вопросу о власти
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок истории в 8 классе по теме iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок истории в 8 классе по теме iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок истории в 8 классе по теме iconИстории в 8 классе с использованием информационных технологий по...
Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей...
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Предмет – технология (Учитель Никифорова Г. Е.) Урок в 5 классе по теме «пришивание пуговиц»
Урок истории в 8 классе по теме iconУрок истории в 5-м классе по теме «Финикия»
Ребенок, который имеет представление о географическом положении Древней Финикии, занятиях и изобретениях жителей, ее вкладе в мировую...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск