Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия»





Скачать 106.26 Kb.
НазваниеУрок истории в 5-м классе по теме «Финикия»
Дата публикации26.08.2014
Размер106.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок

Циркуль Евгений Валерьевич.

Учитель истории и обществознания

МАОУ «СОШ № 115»

Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия»



Цель:

  • Ребенок, который имеет представление о географическом положении Древней Финикии, занятиях и изобретениях жителей, ее вкладе в мировую историю и культуру

  • Умеет продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты, формулировать выводы, работать с текстом, выделять главное.

Оборудование урока:

  1. Карта «Передняя Азия в древности».

  2. Конверты с набором текстов

  3. Мультимедиа-презентация

  4. Финикийский алфавит с заданиями

Ход урока

Здравствуйте, ребята.


Предлагаю Вам продолжить наше путешествие по странам Древнего мира.

Что же нам помогает в наших путешествиях? Помогает не заблудится, и прибыть в нужное место? (карта)

Откроем карту и проложим наш маршрут. (стр 31.Уч. «Ист Др мира» Вигасин, Годер)

В какой стране мы с вами побывали в прошлый раз? (Междуречье)

Отсюда и отправимся в путь.

Судя по нашей погоде, куда бы вам сейчас хотелось попасть?

Сегодня предлагаю отправиться к Морю. Какие моря мы видим на карте? (Красное, Средиземное)

В каком направлении нам нужно двигаться, чтобы выйти к Средиземному морю? (Запад)

Мы пойдем важнейшими торговыми путями, как и все путешественники Др. мира. Через какие территории проходит наш путь?

Ну вот мы и дошли. Как вам погода?

Какие три города мы видим на побережье моря?. Назовите их (Библ, Тир, Сидон)

А в какой стране находятся эти города? (Финикия)

Тема урока на слайде.

Добро пожаловать!

Финикия – красивое название, на мой взгляд.

А как вы думаете, почему так назвали эту страну? Версия – финики.

Это одна версия. Есть еще несколько версий-загадок. Мы попробуем разгадать их сегодня.

А, что еще необычное вы заметили на доске?

– Да, тема урока записана как-то странно. Это еще одна из загадок, ответ на которую мы найдем на уроке.
Предлагаю вам оказаться в роли потомков жителей Финикии и рассказать туристам, посетившим вашу страну о себе.

Что может быть интересно гостям в новой стране? Чем вы, как жители, можете заинтересовать гостей?

Дети отвечают: занятия, особенности, культура

В первую очередь, чтобы без проблем добраться до новой страны, о чем должны знать туристы? (Географическое положение)

Здесь нам опять поможет карта или текст учебника. стр 70

Опишите, пож-та, географическое положение Финикии одним предложением.

Ученик у карты отвечает.

А как вы думаете, есть ли сейчас на земле страна с этим названием? Нет.

На этом месте сейчас расположены страны Сирия и Ливан.

И вот однажды археологи здесь нашли странные находки и передали их вам , потомкам.

Что это может быть? Финикийский Алфавит.

Да, финикийцы первыми придумали алфавит.

Чем он отличается от иероглифов и клинописи?

А в чем его недостатки?

Давайте попробуем расшифровать, что же за послания оставили вам древние финикийцы.

О чем вам говорят эти надписи? О занятиях жителей

Вся информация о финикийцах от старости перепуталась.

Ваша задача, как потомков разобраться в записях и рассказать нам, туристам о ваших, финикийцев, занятиях.
Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе:

1. Каждый может высказать свою точку зрения

2. Слушаем всех внимательно и доброжелательно

3. Решение принимаем совместно

4. Никаких лишних дел!

5 Время на подготовку и на выступление

Работа в группах: Детям раздаются конверты с разной информацией о занятиях финикийцев. Задача детей выбрать наиболее важную, и в любой форме представить информацию.

Участники групп задают др. другу вопросы.

Дети работают в группах.

Представление групп.
Рефлексия: 1. Что мы сегодня узнали на уроке

2. Что вас поразило?

3. Для чего нам все это было нужно?

Д.з: оставить свое послание финикийцам на их языке. Финикийский алфавит есть на сайте школы, на страничке «История и обществознание»
Работа в группах

1-я группа – садоводы-земледельцы

Иногда эти места называли землей обетованной. Что дало право называть небольшую территорию, столь громким и звучным названием?

«Это была земля прекрасная, имя ее – Иаа. Фиги были там и виноград, а вина (тут) было больше, чем воды, в изобилии мед и много оливкового масла, плоды всевозможные на деревьях ее. Были там ячмень и пшеница.
Главным богатством Финикии были ее корабельные леса. Египтяне задолго до основания Древнего царства направляли сюда экспедиции за древесиной (кипарис, пиний и, конечно, кедр). Кедр был прекрасным строительным материалом, «золотым запасом» страны.
Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы, виноград и др.

Кроме садоводства важнейшую роль играло рыболовство. Причём, если «во II тысячелетии до н.э. Финикия была сообществом городов-государств, владевших сельскохозяйственной территорией, на которой жило подавляющее большинство населения», то в последующую эпоху уже «собственное сельскохозяйственное производство Финикии играло второстепенную роль.
Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Здесь преобладало садоводство, разводили оливковые деревья, финиковые пальмы. Большую роль играло разведение винограда и изготовление вина. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Из оливок они выдавливали душистое масло или просто употребляли их в пищу.
Возможность заниматься земледелием из-за недостатка хороших земель и отсутствия полноводных рек была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, выращивались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов — Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.
Три-четыре тысячи лет тому назад развитию садоводства способствовало и то, что климат был более влажным, чем сейчас. Средиземноморье в то время изобиловало обширными лесами, которые впоследствии были вырублены.
2-я группа – торговцы

Одним из главных занятий финикийцев стала торговля… Страна эта была неудобна для земледелия, земли тут все же было маловато. Природа сама подсказала людям, чем им следует заниматься. Финикия, стала важнейшим центром торговли благодаря имевшимся тут превосходным гаваням, мореходным навыкам народа и изобилию леса и металлов. Видимо, именно по этой причине «торговля и развилась во всем своем величии именно здесь, где восточный материк приближается к далеко раскинувшемуся, богатому островами и гаванями Средиземному морю».
Финикийцев можно было встретить везде и всюду. Уже в незапамятные времена их корабли достигали Кипра и Египта, Греции и Сицилии, Африки и Испании, и даже, как некоторые уверяют, Атлантического океана и Немецкого моря (или, точнее, вод Балтики).
Через руки финикийских купцов проходили золото и жемчуг с востока, пурпур, слоновая кость, львиные и леопардовые шкуры из глубин Африки, льняные изделия из Египта, глиняная посуда и тонкие вина из Греции, медь с острова Кипра
Финикийцы вели интенсивную торговлю с Египтом, Ассирией, Вавилоном, Индией и даже с африканскими племенами.
«Главные города Финикии - Тир, Сидон и Библ богатели за счёт торговли, продавая египетские и вавилонские товары в Грецию, а греческие - на Восток. По-прежнему вывозились в знаменитые ливанские кедры.

Особое значение приобретает вывоз ремесленных изделий.
Финикийцы были особенно известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.
Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана, о чем уже упоминалось. Леса давали отличнейший кораблестроительный материал. Из дерева изготовляли и саркофаги, в которых помещались мумии египетских вельмож. Город Библ являлся центром торговли строевым лесом. Египетские папирусы донесли до нас сообщения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.


3-я группа – ремесленники

Тир славился своими красильными мастерскими, где привозная шерсть окрашивалась пурпурной краской, выжимаемой из моллюсков, добывавшихся в самой Финикии на дне Средиземного моря.

Финики́я (от греч. Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура», возможно связано с производством пурпурной краски)
Сидон был главным центром по изготовлению стеклянных изделий. По словам историков, само стекло придумали в Финикии и там же, в Сидоне, впервые изобрели стеклянные зеркала.
Высоко ценились на Востоке ювелирные изделия финикийских мастеров: золотые и серебряные чаши, ожерелья, рельефы на пластинках из слоновой кости и др.
Города жили ремеслом (резьбой по дереву, производством стекла, ткацким ремеслом и последующей окраской, созданием ювелирных изделий).

В городах проживали литейщики, чеканщики, строители, ткачи и люди многих других профессий.
Славились финикийцы и добычей пурпура, естественного красителя извлекавшегося из раковины улитки-багрянки. Красителю могли придавать различные тона, но саму краску из Финикии не вывозили, а продавали окрашенные ею шерстяные ткани.
В горах имелись залежи железной руды, которые с успехом осваивались финикийцами.
Некоторые изделия финикийского ремесла отличались высоким художественным совершенством. Среди добычи фараона Тутмоса III были золотые и серебряные вазы, украшенные головами разных животных.
Предметы финикийского художественного ремесла представляли большую ценность. Спустя некоторое время, уже в I тысячелетии до н.э., стали славиться финикийские стеклянные сосуды, которые изготовлялись при помощи стеклодувной техники.

Во времена египетского владычества в долину Нила вывозились финикийские ткани. Финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивали ею шерстяные и льняные ткани.

4 группа - мореходы

Финикийцам приписывали изобретение кораблей, парусов и даже самой науки мореходства. Согласно легенде произошло это якобы так. Первым человеком, решившим покорить море, был Усос. Однажды в лесах Ливана его застиг пожар, а огненный смерч загнал на берег моря. Казалось, он обречен на гибель и уже не оставалось никакой надежды на спасение. Тут взгляд его упал на обгоревшее бревно. Ухватившись за него, он отплыл от берега и спасся. Так перед обитателями Финикии открылось море.
 Их корабли были для того времени прекрасно оснащены, а экипажи отличались большой ловкостью и сноровкой. За свою легкость и быстроту финикийские корабли даже назывались «морскими конями»
Финикийцы, будучи родоначальниками корабельной специализации, строят превосходные торговые, как, впрочем, и военные корабли – узкие, длинные галеры с острым носом для тарана. Корабли были оснащены парусом и веслами
Финикийцы — замечательные мореплаватели и умелые торговцы, обживали и более отдаленные участки побережья Средиземного моря, вплоть до Испании и Марокко. Одной из финикийских колоний был Карфаген. Вступая в торговые контакты с многими народами, финикийцы перенимали и их культурные традиции, а также распространяли свою культуру.
Знаменитые корабли финикийцев, имя которых «галера» вошло во все европейские языки. Они заложили основы всего последующего мирового кораблестроения. «В искусстве мореплавания финикийцы были ведущими… Они были первыми из народов Средиземноморья, кто перешел к плаванию в открытом море.
В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения – колонии. Это способствовало развитию торговли и поддерживало отношения с другими народами Средиземноморья.
Но самым грандиозным путешествием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского фараона. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись обратно, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.
Существует версия, что название страны происходит от египетского слова «фенеху» — «строитель кораблей», так как финикийцы занимались мореплаванием и кораблестроением.

5 группа – изобретатели

Великим достижением финикийцев стало создание военных машин. Собственно, машинами сначала назывались именно первые созданные в древности осадные и метательные машины.
«Говорят, таран впервые был изобретен финикийцами при осаде города. Когда они, еще до осады города, пытались захватить одну крепость и хотели разрушить до основания ее стены, какие-то молодые люди не имея ничего подходящего, схватили бревно, и ударяя им в стену, разрушили ее без особого затруднения на большом протяжении. Позже, во время осады другого города финикиец поставил мачту, а сбоку от нее повесил поперек другое бревно в наклонном положении, наподобие коромысла висячих весов, и ударял им в стену, приводя бревно в движение. Осажденные не знали, как защищаться от такой незнакомой им машины, и случилось так, что стены скоро обрушились. 
Финикийцы впервые изобрели бетон: «Заслуживает внимания то, что финикийцы, возводя стены, наполняли деревянную форму уже не землёй или глиной, а смесью извести и песка, т. е. уже применяли принцип бетона».

В «Энциклопедии» о бетоне даётся такая историческая справка: «При возведении массивных сооружений и таких конструкций, как своды, купола, триумфальные арки ещё древние римляне использовали бетон и в качестве вяжущих материалов применяли гипс, глину, известь, асфальт. Нет сомнений, что римляне в своё время позаимствовали бетон у финикийцев.
Очевидно, что финикийцы внесли большой вклад и в развитие географии: «Предполагают, что финикийцы уже тогда пользовались какими то картами. Вавилонянам было присуще представление об океане, кругом обтекающем всю землю, которая, по их мнению, имела вид идеального круга. То же самое полагали и греки. Почерпнули вавилоняне и греки эти представления от финикийцев.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок по истории в 6 классе. Тема : повторительно- обобщающий урок по теме «Киевская Русь»
Воспитывать у учащихся интерес к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок истории в 11 классе по теме «Восстановление экономики ссср: от войны к миру»
...
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок истории в 8 классе по теме
Творческое название: Выдающиеся представители татарского национального движения XIX – XX веков
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок в 5 классе по теме «Степень числа»
Урок в 5 классе по теме «Степень числа» разработан по учебнику В. Г. Дорофеева «Математика 5»--м.: Просвещение: Дрофа,2003
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconКонспект факультативного занятия в 11 классе по теме
«Перспективная начальная школа» и дополняющие учебник «Математика». Данный урок математики в 3 классе обеспечивает формирование умения...
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок истории в 10 классе по теме «Революция 1905-1907гг.»
Сегодня мы узнаем, как относились общественно-политические силы России к вопросу о власти
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок в 5 классе по теме «Красота родной природы»
Проведённый урок в 5 классе по теме «Красота родной природы» рисование с натуры или по памяти деревьев: берёзы, тополя, дуба, сосны,...
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconПлан-конспект открытого урока по истории. Учитель: Самсонов А. А....
А образовательные цели: познакомить учащихся с географическим положением Финикии
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconИстории в 8 классе с использованием информационных технологий по...
Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок истории в 5-м классе по теме «Финикия» iconУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск