Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»





НазваниеУрок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части»
Дата публикации06.08.2014
Размер79.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок


МОУ “Лицей-интернат (школа для одаренных детей)”

г. БУИНСКА РТ


Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей математики, физики и информатики по теме: «Рразвитие и формирование творческой личности».

Зайнуллина Гузаль Зуфаровна

учитель математики

первой квалификационной

категории

2008 – 2009 учебный год


ТЕМА: «Нахождение части от целого и целого по его части»

ТИП: Комбинированный (усвоение новых знаний, формирование умений и навыков).
МЕТОДЫ: Объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, репродуктивный.
ЦЕЛИ: 1. Познакомить с задачами на нахождение дроби от числа и решением их с помощью умножения; сформулировать правило нахождения дроби от числа.
2. Совершенствовать вычислительные навыки, развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление учащихся через игровые моменты.

3. Воспитывать активность стремления к учебе, уважение друг к другу; формировать бережное отношение учащихся к своему здоровью.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
ЗНАТЬ:

1. Правило умножения обыкновенных дробей.

2. Правило умножения смешанных чисел.

  1. Исторические сведения.

  2. Правило нахождения дроби от числа.

  3. Практическое применение этой темы.

УМЕТЬ:

1. Выделять целую часть дроби.

2. Записывать смешанные числа в виде неправильных дробей.

3. Складывать, вычитать и умножать смешанные числа.

4. Находить дробь от числа.

ПОВТОРЕНИЕ: Выражение процента через обыкновенную дробь, сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей.
ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Все приемы работы с обыкновенными дробями (этапы отработки и применения), приемы работы с учебником (этапы отработки и применения), приемы нахождения дроби от числа (этапы отработки и применения), приемы самоконтроля.
ОБОРУДОВНИЕ: Плакат с девизом урока: («Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает добра в людях» Б. Паскаль), плакат с правилом в виде стиха, плакат с задачей Незнайки, плакат с софизмами, часы, индивидуальные карточки, наглядная занимательность, яблоко.

ХОД УРОКА.


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ.

1) Сообщение ученика: Есть у нас поговорка «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит, «попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», попал в очень трудное положение.

Поговорка эта напоминает нам о тех временах, когда дроби считались самым трудным и самым запутанным отделом математики. Освоить же дроби было тяжело. Даже самые образованные люди считали действия с дробями весьма трудными. Это происходило потому, что общих приемов действия с дробями и записи дробей не было.

Учитель: Интересно отметить, что в древности даже ученые не умели работать с дробями, например, армянский ученый Ананий Ширакаци умел складывать до восьми дробей с разными знаменателями. А вы ребята – ученики 6 класса, уже умеете складывать, вычитать и умножать смешанные числа. Давайте вспомним:

1 ученик выполняет задание похожее на домашнее задание. Выразить проценты в виде обыкновенных дробей: 18%, 3%, 67%, 150%.

2 ученик выполняет действия:



3 ученик выполняет задание по карточке:

Дано число

1) напиши число, больше данного,

2) напиши число, меньше данного,

3) представь данное число в виде суммы двух равных слагаемых,

4) представь данное число в виде суммы трех разных слагаемых,

5) представь данное число в виде разности,

6) представь данное число в виде произведения,

7) напиши дополнение данного числа до 1.

Остальные ученики пишут диктант:

На доске записаны дроби:



    1. напишите правильные дроби,

    2. напишите числители,

    3. напишите знаменатели,

    4. напишите неправильные дроби,

    5. выделите целую часть у неправильных дробей,

    6. найдите произведение первой и второй дробей,

    7. найдите произведение первой и последней дробей.




  1. РАБОТА НАД ТЕМОЙ.


Учитель: Дениска, герой рассказа В. Драгунского, задал однажды приятелю Мишке задачу: как разделить два яблока на троих? И когда Мишка, наконец, сдался, торжествующее объявил ответ: «Сварить компот!» Мишка с Денисом еще не проходили дробей и твердо знали, что 2 на 3 не делится.

Собственно говоря, «сварить компот» - это действия с дробями. Ребята, вспоминайте, мы еще в 5 классе научились делить 1 яблоко на 3 и т. д. У меня есть яблоко. Сергей, возьми себе 1 \ 4 этого яблока.

Какая часть яблока осталась?

- что показывает знаменатель дроби?

- что показывает числитель дроби?

Учитель: Иду я сегодня на работу. Мальчик, вашего возраста, на улице у меня спросил: «Который час?» Я ответила: « Без четверти восемь». На часах у доски покажите, что показывали мои часы. А четверть девятого?

– половина, – треть, – четверть.

Фронтальная устная работа по карточкам:

1.

от 40 от 81 от 60

2.



Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

  1. Какая фигура изображена?

  2. Какой дробью можно представить закрашенную часть?

  3. Сколько можно представить таких дробей?

  4. На основании чего это можно сделать?

Решим такую задачу. Путешественник за 2 дня прошел 20 км. В первый день он прошел этого расстояния. Сколько километров турист прошел в первый день?

Решение. 1 – й способ. 1) 20 : 4 = 5 (км); 2) 5 • 3 = 15 (км).

2 – й способ . 20 • = 20 • = 15 (км), т. е. 20 • = 15.

Ответ: 15 км.

Правило. Чтобы найти дробь от числа, нужно число умножить на эту дробь.

Стр. 81 – прочитать (работа с учебником)

Выучить: Дробь от числа хотим найти,

Не надо никого тревожить.

Нам надо данное число

На эту дробь умножить.

Применим это правило № 471 (а, б, в, г).

Появляется задача с Незнайкой.

Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки:

1 \ 6 часть суток – чтение умных книг;

3 \ 8 часть суток - совершение добрых дел;

1 \ 12 часть суток - на прием пищи (завтрак, обед, ужин);

2 \ 8 часть суток с – занятия спортом;

8 часов на сон.
Сможете ли вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли его план?

Решение. 1 – способ.

    1. 24 • 1 \ 6 = 4 (ч);

    2. 24 • 3 \ 8 = 9 (ч);

    3. 24 • 1 \ 12 = 2 (ч);

    4. 24 • 2 \ 8 = 6 (ч)

    5. 4 + 9 + 2 + 6 + 8 = 29 (ч).

Ответ: План Незнайки невыполним.

2 способ решить дома.

IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сели удобно, почувствовали спинку стула, взглядом пишем сегодняшнюю дату, не отрывая взгляда от бумаги и не проводя по одной линии дважды, обведите следующие фигурки. (Плакаты)


Наглядная занимательность (Плакат)

























































Сообщение ученика:

Запись дроби чертой установилась не сразу. В индийской рукописи, написанной. Вероятно, около IVв. Н.э. , дробь записывается так: Это очень похоже на нашу запись, не хватает только горизонтальной черты.

Таджикский ученый ал – Насави (из г. Наса, ныне г. Ашхабад туркменской ССР, умер около 1030 г.) смешанное число писал так: т.е. , а дробь записывал . Ученый ал – Хассар одним из первых применил черту, а итальянский ученый Леонардо Пизанский применял эту черту регулярно. После Леонардо горизонтальная черта для дроби вошла во всеобщий обиход.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА,

№ 475 на доске и в тетрадях.

I ком. – 21 м2

II ком. –

Решение.

    1. 21 • = 9 (м2) пл. II ком.

    2. 21 + 9 = 30 м2. пл двух ком.

Ответ: 30 м2.

№ 485 (объясняет учитель).

Решение.

Целая книга – 1.

I день – 1 \ 3 книги.

II день – ? - 1 \ 4 оставшейся части
(части) осталось прочитать после I дня.

(часть) прочитала Ира во II день.

(часть) прочитала за два дня.

Ответ: часть, часть.

На последнем этапе урока проводится самостоятельная работа. Предлагается три уровня сложности. Ученик сам выбирает уровень по силам.



Самостоятельная работа выполняется учащимися на листочках один вариант сдается учителю, а другой предназначен для того, чтобы учащиеся смогли проверить свое решение, найти ошибки с помощью ответов, которые выводятся на экран .

В конце урока задается домашнее задание, подводятся итоги работы на уроке.
VI. ИТОГИ УРОКА

- повторить правило нахождения дроби от числа;

- по плакатам найти дробь от числа



- найди ошибки





- В городе Буинске 50 000 жителей. Из них

Сколько татар, русских, чуваш и людей других национальностей?
VII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ,

П. 14 (1), № 507,517,518 (а), второй способ задачи Незнайки.

Литература:

  1. Энциклопедия “Я познаю мир”
    2. Н.Я. Виленкин “Математика 6

3.К.А.Малыгин «Элементы из историзма в преподавании математики»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древней Греции, которые предлагают им различные задания. К данному уроку учащиеся знакомы со всеми действиями с дробями и умеют решать...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconКонспект литературного чтения во 2 классе. Учитель начальных классов...
«Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconКонспект литературного чтения во 2 классе. Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
«Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconКонспект урока по математике числа 0-10. 1 Класс (Образовательная система «Школа 2100») Урок
Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconУрок с использованием игровых технологий по теме «обыкновенные дроби»
Повторение правил нахождения части от числа, числа по его части, сравнения дробей
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconАмпутации и экзартикуляции
Ампутация усечение конечности на протяжении кости (или нескольких костей). Термин ампутации применяют также к усечению периферической...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Развивать внимание, мышление, математические представления (соотношение целого и части), творческие способности (умение осуществлять...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Разобрать понятие «целое» и «части», установить между ними соотношения (целое состоит из частей; если убрать часть из целого,...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconИркутский Государственный Университет Сибирско-Американский Факультет...
В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconТаблица сложения
Образовательные: Закрепить знания табличных случаев сложения в пределах 20 с переходом через десяток, состав чисел второго десятка....
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconУрока географии в 6 классе тема«Части Мирового океана»
Цель урока: сформировать представление о Мировом океане, о его главной части море
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconНахождение части от числа и числа по его части
Саади «Ученик, который учится без желания это птица без крыльев» (слайд 1). И мне хотелось бы, чтобы было у вас желание учиться,...
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconУрок математики в 6 классе по теме: «Решение задач на нахождение...
Проверить знания и умения учащихся по теме в ходе дифференцированной самостоятельной работы
Урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» iconУрок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений"
Развить навыки решения целого уравнения высших степеней, графическое решение систем уравнений


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск