Скачать 79.8 Kb.
|
МОУ “Лицей-интернат (школа для одаренных детей)” г. БУИНСКА РТ Открытый урок в 6а классе по теме: «Нахождение части от целого и целого по его части» на заседании методического объединения учителей математики, физики и информатики по теме: «Рразвитие и формирование творческой личности». Зайнуллина Гузаль Зуфаровна учитель математики первой квалификационной категории 2008 – 2009 учебный год ТЕМА: «Нахождение части от целого и целого по его части» ТИП: Комбинированный (усвоение новых знаний, формирование умений и навыков). МЕТОДЫ: Объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, репродуктивный. ЦЕЛИ: 1. Познакомить с задачами на нахождение дроби от числа и решением их с помощью умножения; сформулировать правило нахождения дроби от числа. 2. Совершенствовать вычислительные навыки, развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление учащихся через игровые моменты. 3. Воспитывать активность стремления к учебе, уважение друг к другу; формировать бережное отношение учащихся к своему здоровью. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ: ЗНАТЬ: 1. Правило умножения обыкновенных дробей. 2. Правило умножения смешанных чисел.
УМЕТЬ: 1. Выделять целую часть дроби. 2. Записывать смешанные числа в виде неправильных дробей. 3. Складывать, вычитать и умножать смешанные числа. 4. Находить дробь от числа. ПОВТОРЕНИЕ: Выражение процента через обыкновенную дробь, сложение, вычитание и умножение обыкновенных дробей. ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Все приемы работы с обыкновенными дробями (этапы отработки и применения), приемы работы с учебником (этапы отработки и применения), приемы нахождения дроби от числа (этапы отработки и применения), приемы самоконтроля. ОБОРУДОВНИЕ: Плакат с девизом урока: («Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает добра в людях» Б. Паскаль), плакат с правилом в виде стиха, плакат с задачей Незнайки, плакат с софизмами, часы, индивидуальные карточки, наглядная занимательность, яблоко. ХОД УРОКА.
1) Сообщение ученика: Есть у нас поговорка «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит, «попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», попал в очень трудное положение. Поговорка эта напоминает нам о тех временах, когда дроби считались самым трудным и самым запутанным отделом математики. Освоить же дроби было тяжело. Даже самые образованные люди считали действия с дробями весьма трудными. Это происходило потому, что общих приемов действия с дробями и записи дробей не было. Учитель: Интересно отметить, что в древности даже ученые не умели работать с дробями, например, армянский ученый Ананий Ширакаци умел складывать до восьми дробей с разными знаменателями. А вы ребята – ученики 6 класса, уже умеете складывать, вычитать и умножать смешанные числа. Давайте вспомним: 1 ученик выполняет задание похожее на домашнее задание. Выразить проценты в виде обыкновенных дробей: 18%, 3%, 67%, 150%. 2 ученик выполняет действия: 3 ученик выполняет задание по карточке: Дано число 1) напиши число, больше данного, 2) напиши число, меньше данного, 3) представь данное число в виде суммы двух равных слагаемых, 4) представь данное число в виде суммы трех разных слагаемых, 5) представь данное число в виде разности, 6) представь данное число в виде произведения, 7) напиши дополнение данного числа до 1. Остальные ученики пишут диктант: На доске записаны дроби:
Учитель: Дениска, герой рассказа В. Драгунского, задал однажды приятелю Мишке задачу: как разделить два яблока на троих? И когда Мишка, наконец, сдался, торжествующее объявил ответ: «Сварить компот!» Мишка с Денисом еще не проходили дробей и твердо знали, что 2 на 3 не делится. Собственно говоря, «сварить компот» - это действия с дробями. Ребята, вспоминайте, мы еще в 5 классе научились делить 1 яблоко на 3 и т. д. У меня есть яблоко. Сергей, возьми себе 1 \ 4 этого яблока. Какая часть яблока осталась? - что показывает знаменатель дроби? - что показывает числитель дроби? Учитель: Иду я сегодня на работу. Мальчик, вашего возраста, на улице у меня спросил: «Который час?» Я ответила: « Без четверти восемь». На часах у доски покажите, что показывали мои часы. А четверть девятого? – половина, – треть, – четверть. Фронтальная устная работа по карточкам: 1. от 40 от 81 от 60 2. Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:
Решим такую задачу. Путешественник за 2 дня прошел 20 км. В первый день он прошел этого расстояния. Сколько километров турист прошел в первый день? Решение. 1 – й способ. 1) 20 : 4 = 5 (км); 2) 5 • 3 = 15 (км). 2 – й способ . 20 • = 20 • = 15 (км), т. е. 20 • = 15. Ответ: 15 км. Правило. Чтобы найти дробь от числа, нужно число умножить на эту дробь. Стр. 81 – прочитать (работа с учебником) Выучить: Дробь от числа хотим найти, Не надо никого тревожить. Нам надо данное число На эту дробь умножить. Применим это правило № 471 (а, б, в, г). Появляется задача с Незнайкой. Незнайка решил начать новую жизнь. Он составил себе такое расписание на сутки: 1 \ 6 часть суток – чтение умных книг; 3 \ 8 часть суток - совершение добрых дел; 1 \ 12 часть суток - на прием пищи (завтрак, обед, ужин); 2 \ 8 часть суток с – занятия спортом; 8 часов на сон. Сможете ли вы помочь Незнайке и сказать, выполним ли его план? Решение. 1 – способ.
Ответ: План Незнайки невыполним. 2 способ решить дома. IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Сели удобно, почувствовали спинку стула, взглядом пишем сегодняшнюю дату, не отрывая взгляда от бумаги и не проводя по одной линии дважды, обведите следующие фигурки. (Плакаты) Наглядная занимательность (Плакат)
Сообщение ученика: Запись дроби чертой установилась не сразу. В индийской рукописи, написанной. Вероятно, около IVв. Н.э. , дробь записывается так: Это очень похоже на нашу запись, не хватает только горизонтальной черты. Таджикский ученый ал – Насави (из г. Наса, ныне г. Ашхабад туркменской ССР, умер около 1030 г.) смешанное число писал так: т.е. , а дробь записывал . Ученый ал – Хассар одним из первых применил черту, а итальянский ученый Леонардо Пизанский применял эту черту регулярно. После Леонардо горизонтальная черта для дроби вошла во всеобщий обиход. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА, № 475 на доске и в тетрадях. I ком. – 21 м2 II ком. – Решение.
Ответ: 30 м2. № 485 (объясняет учитель). Решение. Целая книга – 1. I день – 1 \ 3 книги. II день – ? - 1 \ 4 оставшейся части (части) осталось прочитать после I дня. (часть) прочитала Ира во II день. (часть) прочитала за два дня. Ответ: часть, часть. На последнем этапе урока проводится самостоятельная работа. Предлагается три уровня сложности. Ученик сам выбирает уровень по силам. Самостоятельная работа выполняется учащимися на листочках один вариант сдается учителю, а другой предназначен для того, чтобы учащиеся смогли проверить свое решение, найти ошибки с помощью ответов, которые выводятся на экран . В конце урока задается домашнее задание, подводятся итоги работы на уроке. VI. ИТОГИ УРОКА - повторить правило нахождения дроби от числа; - по плакатам найти дробь от числа - найди ошибки - В городе Буинске 50 000 жителей. Из них Сколько татар, русских, чуваш и людей других национальностей? VII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, П. 14 (1), № 507,517,518 (а), второй способ задачи Незнайки. Литература:
3.К.А.Малыгин «Элементы из историзма в преподавании математики» |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Древней Греции, которые предлагают им различные задания. К данному уроку учащиеся знакомы со всеми действиями с дробями и умеют решать... | Конспект литературного чтения во 2 классе. Учитель начальных классов... «Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным... | ||
Конспект литературного чтения во 2 классе. Тема: В. Осеева «Волшебное слово» «Волшебное слово», создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «вежливость» при работе с художественным... | Конспект урока по математике числа 0-10. 1 Класс (Образовательная система «Школа 2100») Урок Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим... | ||
Урок с использованием игровых технологий по теме «обыкновенные дроби» Повторение правил нахождения части от числа, числа по его части, сравнения дробей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим... | ||
Ампутации и экзартикуляции Ампутация усечение конечности на протяжении кости (или нескольких костей). Термин ампутации применяют также к усечению периферической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторим приём нахождения части и целого, порешаем примеры, составим выражения по рисункам, сравним буквенные выражения, составим... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Развивать внимание, мышление, математические представления (соотношение целого и части), творческие способности (умение осуществлять... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Разобрать понятие «целое» и «части», установить между ними соотношения (целое состоит из частей; если убрать часть из целого,... | ||
Иркутский Государственный Университет Сибирско-Американский Факультет... В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать на благо целого; в противном случае общество... | Таблица сложения Образовательные: Закрепить знания табличных случаев сложения в пределах 20 с переходом через десяток, состав чисел второго десятка.... | ||
Урока географии в 6 классе тема«Части Мирового океана» Цель урока: сформировать представление о Мировом океане, о его главной части море | Нахождение части от числа и числа по его части Саади «Ученик, который учится без желания это птица без крыльев» (слайд 1). И мне хотелось бы, чтобы было у вас желание учиться,... | ||
Урок математики в 6 классе по теме: «Решение задач на нахождение... Проверить знания и умения учащихся по теме в ходе дифференцированной самостоятельной работы | Урок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений" Развить навыки решения целого уравнения высших степеней, графическое решение систем уравнений |