Скачать 78.91 Kb.
|
Урок математики в 5 классе «Восхождение на Олимп или ещё раз об обыкновенных дробях» Цели урока:
- содействовать закреплению понятия «Обыкновенные дроби» - отработать навыки основных действий с дробями - закрепить умение решать задачи на части
- способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти
- развивать познавательный интерес к предмету через использование межпредметных связей - способствовать развитию коммуникативной культуры - показать практическую направленность математических знаний Ход урока:
Весь урок построен по типу «путешествия». На своем пути учащиеся встречаются с математиками Древней Греции, которые предлагают им различные задания. К данному уроку учащиеся знакомы со всеми действиями с дробями и умеют решать задачи трех типов на части: нахождение части от целого, целого по его части и какую часть составляет одно от другого. На доске задача, написанная в форме папируса Учащимся предлагается, посмотрев на задачу, назвать тему и цель урока. Совместными усилиями выясняется, тема - «Обыкновенные дроби», цель – повторение и закрепление ранее изученного. Наш сегодняшний урок – один из последних в этой теме. С дробями люди познакомились очень давно, а т.к. самые знаменитые математики были греками, мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, где встретимся с некоторыми математиками. Вспомните, пожалуйста, самое высокое место в Древней Греции – ОЛИМП. И мы отправляемся на «Математический Олимп». Путь наш не короткий, но и не длинный, потому что об обыкновенных дробях вы знаете достаточно много, но ещё и не все; не простой, но и не очень сложный, потому что многие из вас без труда решает сложные задачи. Доска открывается и на ней портреты математиков: Пифагора, Евклида, Фалеса и Архимеда.
Пифагор первым разделил числа на четные и нечетные, простые и составные. Пифагор предлагает вам отгадать его кроссворд, заодно и вспомним некоторые правила действий с дробями.
1. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое
А сколько стихов было написано в Пифагорийской школе… Я начинаю, а вы мне в рифму отвечайте: Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель, знайте, Под чертою – знаменатель. Дробь такую непременно Надо звать обыкновенной. Посмотрите, что за дробь – Дробь обыкновенная. Проведем сегодня с ней Действия мгновенные Одна вторая плюс две пятых Сколько будет? … Действие неверное – Действие мгновенное. Ну а правильный ответ Кто мне даст? Чтобы дроби вычесть или сложить Надо общий знаменатель получить Дробь на дробь просто умножить Надо числители и знаменатели перемножить Несложно дроби и разделить: Стоит лишь вторую заменить Дробью для нас приятной, Называется – обратной. Мы с вами повторили все правила действий с дробями, продолжаем путь дальше.
Евклид предлагает вам решить несколько задач (по вариантам)
Говорят, что Фалес первым посоветовал морякам ориентироваться по Полярной звезде. Давайте и мы с вами посмотри на «наше» небо. Учитель лазером рисует на потолке разные цифры – для учащихся это разминка для глаз. А Фалес предлагает вам посчитать. Предлагаются цепочки вычислений, задания к которым разложены на партах заранее. Смысл задания: У каждого ученика карточка с порядковым номером и заданием, которое необходимо выполнить с ответом предыдущего участника. У первого номера пример целиком. Весь класс разбит на три группы (по рядам). Ответы выписываются на доске. Каждый ученик будет выходить для этого к доске – хорошая физическая разминка.
И я вам предлагаю сделать небольшое открытие. Одним из самых загадочных образов математики является магический квадрат, его «волшебность» заключается в том, что по всем вертикалям, горизонталям и диагоналям сумма чисел одинаковая. Я вам предлагаю его заполнить. Одно число я уже записала, три вы впишите, решив задачи, а остальные посчитаете.
Нужно вписать ответы в соответствующие клетки квадрата и заполнить его до конца. Итак, мы с вами преодолели не простой путь и взобрались на вершину горы, которую образно в начале урока назвали «Математический Олимп». Давайте определим, все ли успешно совершили восхождение. Кто считает, что его вершина достигнута и нечего больше делать? Современную систему записи дробей с числителями и знаменателями создали в Индии, только там писали наоборот – числитель внизу, а знаменатель – наверху. Записывать дроби в точности, как сейчас, стали арабы, но с ними мы встретимся в следующий раз. |