Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов





НазваниеКурс лекций для студентов психологических факультетов вузов
страница1/10
Дата публикации20.08.2013
Размер1.02 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Маркетинг > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
УДК

М92

Мухрыгина, Ольга Ивановна.

Психология маркетинга: Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов.
Данный курс ориентирован на рассмотрение психологических аспектов маркетинга. Психологические особенности представлены в контексте проблем маркетинга, возникающих перед продавцами в условиях рынка покупателя. Показана психологическая специфика маркетингового анализа, где основой является классическая триада исследования рынка - оценка состояния рынка, собственных возможностей (организации-продавца) и поведения конкурента. Поведение потребителей рассмотрено через призму наиболее известных концепций личности, в том числе в мотивационном и ценностном аспектах.

Целевой аудиторией курса могут быть студенты 4-5 курса факультетов психологии. Курс может быть использован также в системе повышения квалификации при том, что основой будет являться совокупность знаний, умений и навыков, полученных из предыдущих курсов («Основы маркетинга», «Психология менеджмента» и др.).
Содержание курса

Введение

Тема 1. Психологические основания маркетинга

1.1 Сущность маркетинга с психологической точки зрения

1.2 Проблема управления маркетингом

1.3 Фазы развития маркетинга как основа понимания его психологических аспектов

Контрольные задания и вопросы.

Рекомендуемая литература по теме «Психологические основания маркетинга»

Тема 2. Маркетинг-микс: компоненты и инструменты

2.1 Использование инструментов маркетинга

2.2 Проблемы политики продукта

2.3 Ценовая политика: ценовой порог, соотношение цены и качества

2.4 Организация проведения процессов обмена (политика дистрибьюции)

2.5 Политика коммуникации

Контрольные задания и вопросы.

Рекомендуемая литература по теме «Маркетинг-микс: компоненты и инструменты»

Тема 3. Психологические особенности маркетингового анализа

3.1 Проблема выделения уровней в комплексном анализе ситуации

3.2 Конкуренты и другие партнеры по рынку: психологические аспекты взаимодействия

3.3 Мотивационный менеджмент как практическая возможность управления маркетингом на основе анализа и оценки ситуации

Контрольные задания и вопросы.

Рекомендуемая литература по теме «Психологические особенности маркетингового анализа»

Тема 4. Психология потребителя

4.1 Поведение потребителей как наука

4.2 Применение различных концепций личности к маркетингу

4.3 Психологические аспекты мотивации потребителя

4.4 Персональные ценности потребителя как основа психологической сегментации

Контрольные задания и вопросы.

Рекомендуемая литература по теме «Психология потребителя»

Тема 5. Брендинг как многоуровневое создание устойчивых предпочтений потребителя

5.1 Бренд: торговая марка, имя, тавро

5.2 Бренды как источники и проводники эмпирических переживаний

5.3 Концепция управления проактивными взаимоотношениями с потребителем

Контрольные задания и вопросы.

Рекомендуемая литература по теме «Брендинг как многоуровневое создание устойчивых предпочтений потребителя»

Тема 6. Психологический инструментарий эмпирических исследований в маркетинге

6.1 Специфика и виды маркетингового исследования

6.2 Психографические инструменты исследования сегментации рынка

6.3 Психологические возможности семантического дифференцирования в маркетинговых исследованиях

6.4 Общая характеристика использования группового и индивидуального интервью

Контрольные задания и вопросы.

Рекомендуемая литература по теме «Психологический инструментарий эмпирических исследований в маркетинге»

Тема 7. Перспектива изменения рынка и потребителя

7.1 Особенности новой маркетинговой эры

7.2 Специфика маркетинга в Интернет-среде

Контрольные задания и вопросы.

Рекомендуемая литература по теме «Перспектива изменения рынка и потребителя»

Заключение

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1. Основные вопросы маркетинга в соотнесении с их психологическими особенностями

Приложение 2. Предмет маркетингового анализа

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Концепции личности в применении к маркетингу

Приложение 4. Ценности и стили жизни как основа сегментирования

Приложение 5. Примерные темы для курсовых работ

Глоссарий

*** полную версию курса можно прочитать, приобретя печатное издание***

http://www.psycho-state.ru/muhrygina.html

olga@psycho-state.ru

Введение


Вначале были продажи… Маркетинг появился позже, чтобы помочь продавцам… Психологические особенности маркетинга трудно оспорить, хотя информация по этому поводу довольно разрознена, а нередко и противоречива. Психологическим в маркетинге можно считать как человеческий фактор, так как он является неотъемлемой частью маркетинга, так и способы планирования продаж, их анализ, манипуляции в предоставлении информации по продвижению товара и т.п..

Во все времена дальновидные коммерсанты понимали, что игра стоит свеч, и не скупились, когда требовалось найти нужную информацию. Методология исследований рынка своими корнями уходит в глубину веков. Русский купец XVII века, посылавший своего приказчика на Нижегородскую ярмарку, давал ему инструкции, которые в переводе с древнего на современный русский язык содержали указания изучать и сравнивать с прошлым годом цены, высматривать товары, которые более других спрашивают и т.д. Голландские купцы того же времени располагали учебниками по коммерции, значительная часть содержания которых была отведена приемам оценки и характеристики рынка. К XVII веку в Италии и Франции начали складываться основы социально-экономической статистики, и в первую очередь — индексы цен.

Конечно, рынок начала ХХI века - явление во много раз более сложное, многоструктурное, динамичное и по своим масштабам далеко превосходящее торги далекого прошлого. Многократно усложнились и методы изучения рыночной ситуации, органично впитывая достижения математического, статистического и социально-экономического анализа. Но любопытно, что триада исследования рынка - оценка состояния рынка, собственных возможностей и поведения конкурента - прошла сквозь века неизменной.

Именно эти три компонента рассмотрены как актуальная психологическая основа маркетинга. Необходимость конкурировать, учитывать интересы покупателей, их потребности, постоянно изменять подходы в своей работе делает важной для предпринимателей, специалистов в сфере маркетинга.

Сегодня развитие традиционного маркетинга от четырех «пи» («4P» – product, price, place, promotion – товар, цена, распределение, продвижение) устремилось к холистическому и латеральному маркетингу как к более психологически продвинутым формам маркетинга.

В этом случае подразумевается активная командная работа и определенный стиль мышления и упражнения, а задача маркетолога - исследовать новые возможности для компании и, умело применяя сегментацию, фокусирование и позиционирование, указать бизнесу правильное направление движения.

Знание психологических составляющих этих процессов, безусловно, дают им возможность видеть общие тенденции и понимать смысл происходящих перемен, находить причины возникающих проблем и разрешать практически любую из них; позволяют разглядеть новые возможности и помочь клиенту воспользоваться ими.

Таким образом, говоря о психологии маркетинга, необходимо отметить, что данная сфера является сегодня актуальной и довольно активно развивающейся ввиду изменившихся условий рынка.

Целью учебного курса «Психология маркетинга» является комплексное рассмотрение основных психологических проблем и инструментов маркетинга.

Освоение данного курса студентами-психологами может способствовать:

    • ознакомлению с психологической спецификой экономической культуры маркетинга;

    • изучению психологических основ маркетинговых проблем;

    • использованию современного психологического знания в реализации маркетинговых стратегий.

Задачами курса являются:

    • ознакомление с психологическим содержанием направлений развития теории и практики маркетинга;

    • овладение психологической спецификой понятийного аппарата современного маркетинга,

    • освоение студентами психологических специальностей азов маркетинговых технологий.

С этой целью мы выдели семь тем, которые, на наш взгляд, отражают наиболее значимые аспекты психологических граней маркетинга.

В основной текст курса включены 10 рисунков и 7 таблиц, а также четыре приложения, в которых в обобщенном виде представлены сведения по изучаемой дисциплине. В пятом приложении предлагаются темы для курсовых работ. Тематика задана в общем виде, конкретизация предполагается за счет уточнения объектов и предметов исследования.

В глоссарии приведены наиболее значимые узкоспециализированные маркетинговые и психологические термины в современном толковании. Глоссарий позволит студентам и слушателям освоить терминологическую базу курса и оперативно ориентироваться в наиболее важных дефинициях.

Итак, в данном курсе поступательно рассмотрены психологические особенности возможных элементов комплекса маркетинга.

Курс ориентирован на студентов 4-5 курсов факультетов психологии, а также может быть использован в системе повышения квалификации. Курс опирается на совокупность знаний, умений и навыков, полученных из предыдущих курсов («Основы маркетинга», «Психология менеджмента» и др.).
  1. Психологические основания маркетинга



Предложенный товар уже наполовину продан.

Ноэль Дю Файль,

французский писатель

1.1 Сущность маркетинга с психологической точки зрения


Для того чтобы понять, что же такое маркетинг в психологическом его ракурсе, можно привлечь множество мнений различных специалистов, однако в данном курсе мы делаем акцент на проблемах маркетинга, возникающих перед продавцами в условиях рынка покупателя. Именно из такого понимания исходит признанный классик маркетинга Ф.Котлер, который отмечает, что с начала 50-х годов предложение товаров стало обгонять рост спроса на них и маркетинг стали ассоциировать с продавцами, пытающимися отыскать покупателей [5].

Конечно, о маркетинге в России можно и нужно говорить, учитывая особенности исторические и даже политические. В данном курсе за точку отсчета мы принимаем начало второго десятилетия XXI века, так называемое время кризиса, когда обострились многие психологические проблемы.

В качестве примера можно рассмотреть сложившиеся в силу массы обстоятельств маркетинговую и психологическую проблему в сфере образовательных услуг. Ф.Котлер приводит пример, который говорит о том, что в США, начиная с 1965 года, из-за недобора студентов, недостатка средств или того и другого вместе закрылось более 170 частных колледжей. Обучение одного студента в лучших частных университетах обходилось в 1980-е годы более чем в 8000 долларов. Котлер предполагал, что, если цены и дальше будут расти такими темпами, родителям новорожденного пришлось бы откладывать на будущее 83 тыс. долларов, чтобы их ребенок мог получить степень бакалавра в любом из ведущих частных кол­леджей.

Такого рода проблема стала явной для России лишь в последние несколько лет, когда долетело эхо спада рождаемости в постперестроечные 1990-е годы. Эту и другие подобные проблемы маркетингового и психологического характера еще предстоит проанализировать и решить, именно поэтому в данном курсе мы преследуем цели обобщающего порядка:

    • соотнести основные проблемы и задачи маркетинга с психологическими их особенностями;

    • показать прикладные возможности и ограничения психологических подходов, оставляя в качестве приоритета проблемы, в основе которых лежат человеческие потребности.

То, что проблема человеческих потребностей связана в психологии с традиционными, неоднозначно трактуемыми, часто взаимоисключаемыми подходами и задачами, – это, видимо, остается принять как особенность психологического подхода.

Однако в маркетинге по этому поводу есть более четкие ответы, соотносящиеся с его целями:

    • достижение максимально возможного высокого потребления;

    • достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

    • предоставле­ние максимально широкого выбора;

    • максимальное повышение качества жизни.

Ввиду этого мы предполагаем обсудить некоторое взаимообогащение маркетинга и психологии хотя бы на инструментальном уровне. Начать стоит с того, что традиционная житейская трактовка маркетинга довольно часто сводится к сбыту.

Стоит согласиться с Ф.Котлером в том, что сбыт – это лишь верхушка маркетингового айсберга. Наиболее психологичным, на наш взгляд, является предложенное Ф.Котлером классическое определение маркетинга: «Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [5, с.21]. Данное определение соотносится с аргументами, предлагаемыми одним из ведущих теоретиков в сфере управления П.Друкером, который говорит о том, что «цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» [цит. по: 55, с.21].

Это вовсе не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют свое значение. Сбыт - всего лишь одна из многих функций маркетинга, причем зачастую не самая существенная. Товары наверняка пойдут легко, если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как:

    • выявление потребительских нужд;

    • разработка подходящих товаров;

    • установление на них соответствующей цены;

    • налаживание системы их распределения;

    • эффективное стимулирование.

Речь идет о том, что усилия по сбыту продукции становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга», т.е. набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок.

Психологические особенности возможных элементов комплекса маркетинга мы поступательно рассмотрим в данном курсе.

Для пояснения ключевых терминов маркетинга в Таблице 1 со ссылкой на взятый за основу подход Ф.Котлера рассмотрим следующие понятия:

    • нужды,

    • потребности,

    • запросы,

    • товар,

    • обмен,

    • сделка,

    • рынок [5, с.21-29].

Таблица 1.

Терминологическая основа маркетинга в соотнесении с ее психологической трактовкой

Основные понятия маркетинга и их

определение

Психологическая

трактовка

Нужда

- чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо


Ближе всего категория

потребности



Потребность

- нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида


Запрос

- это потребность, подкрепленная покупательной способностью



Товар

- все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Прямого аналога нет,

т.к. товаром, помимо изделий и услуг, могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи



Обмен

основное понятие маркетинга как научной дисциплины:

- акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен


Прямого аналога нет, но наиболее близкой можно считать категорию отношений



Сделка

основная единица измерения в сфере маркетинга:

- коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами


Рынок

- совокупность существующих и потенциальных покупателей товара

Социум

(в самом общем его понимании)

Анализируя таблицу 1, можно говорить о сходстве маркетинговых и психологических трактовок, но более – о трудностях их прямого сопоставления. Так, исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды не создаются усилиями маркетологов и продавцов, а являются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездо­ленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает ее неудовлетворение. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее [5, с.22].

Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. Как и психологи, продавцы часто не дифференцируют потребности и нужды. Ф.Котлер отмечает: «Производитель буровых коронок может считать, что потребителю нужна его коронка, в то время как на самом деле потребителю нужна скважина. При появлении другого товара, который сможет пробурить скважину лучше и дешевле, у клиента появится новая потребность (в товаре - новинке), хотя нужда и останется прежней (скважина)» [5, с.22].

Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар, таким образом, - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внима­ния, приобретения, использования или потребления. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, в маркетинге называют товарным ассортиментом выбора. Ф.Котлер ссылается на авторитетное мнение К.Ланкастера, который отмечает, что товары - это, по сути дела, наборы свойств, и люди останавливают выбор на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей [5, с.23]. Более того, чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду: товаром могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. И если использование термина «товар» временами кажется неестествен­ным, его можно заменить другими - «удовлетворитель потребности», «средство возмещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.

Обмен является одним из четырех способов, посредством которых от­дельные лица могут получить желаемый объект: самообеспечение, «отъем», попрошайничество и, наконец, - обмен. Из этих четырех способов удовлетворения нужд наибольшими преимуществами обладает обмен. При нем людям не приходится посягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотворительности. Обмен является основным понятием маркетинга как научной дисциплины.

Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

1. Сторон должно быть как минимум две.

2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны.

3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять ком­муникацию и доставку своего товара.

4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в при­нятии или отклонении предложения другой стороны.

5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Эти пять условий создают всего лишь потенциальную воз­можность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду (или по крайней мере не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен либо отклонить, либо принять предложение.

Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисци­плины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Таким образом, основное психологическое содержание маркетинга слагается из действий, предпринимаемых с целью добиться в любой форме желаемой ответной реакции целевой аудитории в отношении какого-либо объекта, услуги или идеи [5, с.26-27]. Можно говорить о том, что обратная связь – вот то, что является индикатором завершенности тех или иных действий в маркетинге.

Чтобы разобраться в природе рынка как одной из категорий маркетинга, представим себе примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбака, охотника, гончара и фермера, как предлагает Ф.Котлер [5, с.28]. На рис.1 представлены три разных способа удовлетворения этими людьми своих нужд.


Рисунок 1. Становление централизованного обмена
Первый способ, как показано на рисунке 1, - самообеспечение, когда каждый из субъектов может самостоятельно добыть для себя все необходимое. Так, рыбак, проводя большую часть времени за ловлей рыбы, в остальное время и охотится, и гончарит, и занимается сельским хозяйством, чтобы обеспечить себя всем, что ему нужно. При том эффективность его занятий рыбной ловлей снижается так же, как и эффективность занятий своим основным делом у других. Второй способ - децентрализован­ный обмен, когда каждый рассматривает трех других в качестве своих потенциальных «покупателей», составляющих его рынок. Рыбак может посещать охотника, гончара и фермера (каждого в отдельности), чтобы обменять свою рыбу на их товары. Третий способ - централизованный обмен, при котором на сцене появляется новое лицо, именуемое купцом и находящееся где-то в центре между ними, в месте под условным названием «рыночная площадь». Каждый из четырех везет свои конкретные товары купцу и там обменивает их на все, что ему необходимо. Таким образом, для приобретения товаров, предлагаемых другими, рыбак имеет дело с одним «рынком», а не с тремя отдельными лицами. Появление купца резко снижает общее число сделок, необходимых для осуществления обмена в каких-то заданных объемах. Другими словами, купец и центральный рынок повышают торгово-операционную эффективность экономики [1].

По мере увеличения числа лиц и сделок растет и число купцов и рынков. В развитом обществе рынок - это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляют сделки покупатели и продавцы. При наличии современных средств связи и транспорта купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов от клиентов по телефону и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателями.

Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учреждения типа контор и консультационных фирм по трудоустройству. Денежный рынок ― еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих организаций, дабы они могли продолжать свою деятельность.

Понятие «рынок» венчает понимание маркетинга как человеческой деятельности, так или иначе имеющей отношение к рынку. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Процесс обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т.д. Основу деятельности маркетинга составляют такие занятия, как:

    • разработка товара,

    • исследования,

    • налаживание коммуникации,

    • организация распределения,

    • установление цен,

    • развертывание службы сервиса.

Хотя обычно считается, что маркетинг - удел продавцов, занимаются им и покупатели. Домохозяйки осуществляют собственный «маркетинг», когда занимаются поисками нужных им товаров по ценам, которые они готовы заплатить. В поисках дефицитного товара снабженцу фирмы приходится выискивать продавцов и предлагать им заманчивые условия сделки. Рынок продавца - это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям. Рынок покупателя - это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть продавцам.

Уясним основные понятия маркетинга, обратим внимание на проблему управления маркетингом.

1.2 Проблема управления маркетингом


Если в житейском «формате» маркетинг ассоциируется скорее со сбытом, то управление этим процессом соотносится в первую очередь с управлением продажами, назойливыми акциями по распространению, как правило, никому не нужных товаров и материалов, c постоянной рекламой на телевидении и прочим. Таким образом, в глазах потребителей продукции, маркетинг – это, очевиднее всего, некая совокупность мероприятий, направленных на распространение того или иного типа товара или услуги.

Однако маркетинг является системой мероприятий, которые предпринимаются организациями для сбыта и распространения своей продукции на различных рынках. Причем под «сбытом» продукции мы теперь подразумеваем и ее разработку, и организацию производства, и доставку, и систему гарантийного обслуживания и прочее.

По словам Ф.Котлера, за последние десятилетия маркетинг прошел четыре стадии. Первая характеризовалась преимущественной ориентацией на продукт. В тот период производство товаров было еще ограничено, они пользовались спросом, и усилия по маркетингу сводились к минимуму. Вторая стадия - ориентация на продажи - наступила, когда рынок наполнился товарами, а компании начали вести активную торговлю. Третья - сегментная ориентация - ознаменовала переход к продажам, направленным не на весь рынок, как это было раньше, а на определенные сегменты с совершенно конкретными задачами. Компании адаптировали товары, услуги и методы взаимодействия с потребителями к конкретным целевым сегментам рынка. Четвертая стадия - ориентация на потребителя - наступила, когда компании решили собрать и максимально полезно использовать информацию о каждом участнике целевого сегмента рынка [17].

Х.Хершген, ссылаясь на Ф.Котлера в части управления маркетингом, определяет маркетинг-менеджмент как «социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми [17].

Таким образом, в определении маркетинга можно выделить следующие компоненты, о которых важно помнить, если необходимо решать маркетинговые проблемы и задачи:

    • социальный процесс как система мероприятий, которая включает работу и взаимодействие различных видов социальных групп и социальных единиц;

    • процесс обмена в виде сделок, обмена товарами или процесс продаж, то есть предоставления определенных благ для различных категорий потребителей.

Следовательно, маркетинг всегда включает процесс образования цены, политику ценообразования, разнообразные механизмы согласования цены с потребностями различных категорий клиентов. Это система мероприятий, которая связывает работу каждой организации с тем, что определяет ее существование, а именно с клиентами, которые обеспечивают потребление организационных товаров и услуг.

Другими словами, маркетинг - это то, вокруг чего всегда строится работа каждой организации, потому что ее продажи обеспечивают организационные доходы, прибыль, инвестиционную привлекательность и в целом ее надежное функционирование.

Таким образом, в первоначальном смысле под маркетингом понималась продажа товаров, для которых имелся достаточный рынок сбыта, так что усилия по сбыту в основном ограничивались работой в области распределения. По мере насыщения рынка предприятия стали вынуждены проводить более систематическую работу по сбыту. Понимание маркетинга изменилось. И тем не менее маркетинг, по мнению Ф.Котлера, сейчас пребывает в очень плохом состоянии. Причина кроется в том, что теория маркетинга фундаментально разработана, но плохи дела с практикой. Семьдесят пять процентов новых продуктов, услуг и компаний терпят неудачу [17].

Одним из вариантов усиления маркетинга является объемное его рассмотрение, позволяющее учитывать наиболее важные аспекты в управлении маркетингом, в реализации его основных целей по получению преимуществ у потребителей и в осуществлении маркетингом функции исследовательского инструмента (см. Табл.2).

Таблица 2.

Современное понимание управления маркетингом [16, с. 5-7]

Маркетинг

как принцип управления

Маркетинг

как средство

Маркетинг

как метод

Принцип поведения предприятия, который заключается в последовательном направлении всех касающихся рынка решений на требования и нужды потребителей и покупателей

Усилия по получению преимуществ у потребителей по сравнению с конкурентами с помощью комплекса специальных рыночных мероприятий

Систематический, опирающийся на современный инструментарий поиск решений

Предметы и критерии анализа

- производство

- развитие

- сбыт

- кадры

- финансы.

- потребители;

- конкуренты и прочие партнеры по рынку.

- методы исследования рынка,

- методы получения данных;

- методы прогнозирования.

Таким образом, важно усвоить, что маркетинг - единый процесс, включающий в себя целый ряд обязательных принципов и шагов (см. Приложение 1). И в психологии системность признается основой успеха, однако многие компании действуют бессистемно: одни люди разрабатывают стратегии, другие - продукты, третьи считают затраты.

Возможно, психологическое обоснование как минимум трех аспектов маркетинга позволит усилить каждую из его составляющих и весь процесс в целом. В этом обосновании важно учитывать и фазы развития маркетинга.

1.3 Фазы развития маркетинга как основа понимания его психологических аспектов


*** полную версию можно прочитать, приобретя печатное издание*** http://www.psycho-state.ru/muhrygina.html


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconКурс лекций
Книга предназначена для студентов старших курсов социологических и экономических факультетов вузов, для аспирантов, преподавателей...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconУчебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб....
Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconУчебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое...
Руководство предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconУчебник для вузов. Под ред чл корр. Ран, профессора Р. В. Камелина....
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconКурс лекций для вузов. Спб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. 224 с
Михайловский В. Н. Концепции современного естествознания( курсов лекций для вузов [Текст]). – Спб.: Ивэсэп, Знание, 1997. – 157 с....
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconТема: Зелёная аптека (2-й урок)
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconМетодические рекомендации по подготовке рефератОВ, эссе, курсовых...
Мгппу зав кафедрой О. Б. Крушельницкой и доцентом кафедры В. А. Орловым. Рекомендации адресованы студентам психологических факультетов...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconУчебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»)
...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconВ. Л. Кочетков лекарственные растения в традионной китайской медицине. Содержание. Глава 1
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconУчебное пособие Москва 2014 министерство образования и науки российской федерации
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей исторических факультетов, обучающихся по специальности «История», а...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconЭкологическая игра «Охранять природу – значит охранять Родину». Цели
Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов icon1. рабочая программа Предлагаемый курс является общепрофессиональной...
Оригинальная рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины (Н. Н. Мешкова, Е. Ю. Федорович), рекомендованной...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconКурс лекций для студ вузов / под общ ред. А. В. Овруцкого. Спб. Питер,...
Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconГосударственный стандарт республики Беларусь
Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике...
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconУчебное пособие для студентов (контрольные вопросы, задачи и домашние...
В пособии даны рекомендуемые темы рефератов, примерный перечень вопросов к экзамену и тематика курсовых и квалификационных работ
Курс лекций для студентов психологических факультетов вузов iconУчебное пособие для студентов (контрольные вопросы, задачи и домашние...
В пособии даны рекомендуемые темы рефератов, примерный перечень вопросов к экзамену и тематика курсовых и квалификационных работ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск