Скачать 0.7 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНИНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ КАФЕДРА БИОЛОГИИ С КУРСОМ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ ПРАКТИКУМ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО БОТАНИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА (ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ) РАЗДЕЛ 3 СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ Студент ___________________________ 1 курс, группа № ____ Краснодар 2003 Методические указания составлены в соответствии с «Программой по ботанике для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов» (М.2000). Предназначено для студентов 2 курса очной формы обучения фармацевтического факультета Кубанской государственной медицинской академии (г. Краснодар). В него включены 17 тем практических занятий, дан перечень контрольных вопросов к итоговым занятиям, рекомендованы литературные источники для самостоятельной подготовки с указанием соответствующих страниц, в конце каждого занятия представлены вопросы для контроля полученных знаний. Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники представлены двумя разделами: основная (1) и дополнительная (II) литература. Составители: кандидат биологических наук, ассистент Обухова Н.А.; кандидат медицинских наук, доцент кафедры Нефедова Л.В. ассистент кафедры биологии Мороз А.Н. Под редакцией: заведующего кафедрой биологии с курсом мед. генетики, доктора медицинских наук, профессора Голубцова В.И. Рецензенты: доцент кафедры ботаники Кубанского государственного университета, кандидат биологических наук Сергеева В.В. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ I. ОСНОВНАЯ: 1.Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. Учебник для ВУЗов. (Под ред.чл.-корр. РАН, профессора Р.В.Камелина. – СПб.:СпецЛит., Издательство СПХФА, 2001.- 680 с. II. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1.Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника высших или наземных растений. М.2000 г. 2.Жизнь растений. Под ред. чл.-корр. АН СССР А.А. Федорова. – М., 1974-1982. т.1-6. 3.Косенко И.С. Определитель высших растений Северо-Западного Кавказа и Предкавказья. М., 1970. 4. Харакоз М.Ф. Лекарственные растения Краснодарского края. Краснодар: Кн.изд-во,б 1980. 5. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. Москва, 1983. «____» ____________ 200__г. ЗАНЯТИЕ № 1ТЕМА: Введение в систематику. Подимперия Доядерные организмы (Procaryota). Царство Бактерии (Bacteria). Отдел Цианобактерии (Cyanobacteria). ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомиться с основами систематики и классификации растительного мира, изучить особенности морфологического строения бактерий и синезеленых водорослей. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Осциллятория (Оscillatoria), носток (Nostoc) и другие сине-зеленые водоросли: анабена (Anabaena), спирулина(Spirulina), хроококк (Chroococcus) в банках с водой и илом, постоянные препараты этих же водорослей. Микроскоп МБР-1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
ЛИТЕРАТУРА: 1. с. 232 – 260. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Таблица 1. Классификация живых организмов.
1.2.Схематично изобразить строение клетки цианобактерий, сделать подписи к рисунку. 1. клеточная стенка 2. нуклеоид 3. плазматическая мембрана 4. фикобилисомы 5. рибосомы 6. цитоплазма 7. чехол клетки 8. газовые вакуоли Рис. 1. Схема строения клетки цианобактерий. 1.3. Рассмотреть в микроскоп осциллаторию и другие сине-зеленые водоросли. Препаровальной иглой поддеть кусочек пленки, образуемый цианобактериями в стоячей воде водоемов, приготовить временный препарат и рассмотреть его сначала при малом, а затем при большом увеличении. При большом увеличении рассмотреть клетки, лишенные ядер и хроматофоров. Обозначить цитоплазму и толстую оболочку, слизистый чехол. В цитоплазме присутствуют мелкие зернышки гликогена. Найти и обозначить крупные азотфиксирующие клетки – гетероцисты. Зарисовать рассмотренные водоросли и сделать обозначения. 1- 2- 3- 4- Рис. 2. Хроококк Рис. 3. Осциллятория ________________ _________________ Рис. 4. Анабена ___________________
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ: Акинеты- Бинарная номенклатура – Генеалогические системы – Гетероцисты – Генофор – Искусственные системы – Классификация – Систематика – Таксоны – ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ (дать короткий письиенный ответ): 1.Какое место в эволюции занимают сине-зеленые водоросли? 2.В чем заключаются особенности строения цианобактерий? 3.Каковы особенности ядерного и фотосинтетического аппарата сине-зеленых водорослей? 4.Наличие каких пигментов обусловливает их разнообразную окраску? 5.Как размножаются сине-зеленые водоросли? 6.В какой среде они обитают и каковы способы их питания? 7.Каково значение цианобактерий в природе и жизни человека? Студент _________________ Преподаватель __________________ «____ »______________200__г. ЗАНЯТИЕ № 2ТЕМА: Особенности строения и размножения водорослей. ЦЕЛЬ: Изучить систематическое положение, особенности строения и размножения основных представителей отделов зеленые, красные, диатомовые и бурые водоросли, лекарственных представителей. МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Живые препараты хламидомонады (Chlamydomonas), спирогиры (Spirogyra) и других водорослей, выращенных в банке с водой и илом. Постоянные микропрепараты процесса конъюгации у спирогиры. Гербарные образцы каулерпы, зеленых и бурых морских водорослей. Микроскоп МБР –1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1.Царство Protoctista, основные систематические признаки, представители. 2.Протоктисты – водоросли (Algae). Общая характеристика водорослей. 3.Систематика водорослей. Значение в природе и жизни человека. 4.Отдел Багрянки (Rhodophyta), особенности строения, размножения. 5.Отдел Зеленые водоросли (Chlorophyta), особенности строения, размножения. 6.Отдел Диатомовые водоросли (Bacillariophyta), особенности строения, размножения. 7. Отдел Бурые водоросли (Phaeophyta), особенности строения, размножения. ЛИТЕРАТУРА: 1. с. 260- 285 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: 1.Царство Протоктисты объединяет одноклеточные, многоклеточные или колониальные организмы, у которых отсутствуют ткани и органы. К ним относят грибоподобные организмы и все виды водорослей. 1.1.Рассмотреть под микроскопом представителя зеленых водорослей - Cпирогиру (Spirogyra) и ее конъюгацию. Несколько зеленых нитей спирогиры, захватить пинцетом, поместить на предметное стекло и накрыть покровным стеклом. Обратить внимание на то, что таллом имеет нитевидную форму и состоит из одного ряда клеток. При большом увеличении в каждой клетке найти один или два хлоропласта, имеющих форму спирально закрученной ленты. 1.2.Зарисовать и обозначить на рисунке клеточную стенку, цитоплазму, ядро, хроматофор, пиреноиды, вакуоли. Рис.1. Чередование поколений и конъюгация спирогиры 2. Фукофикоты – бурые водоросли – самые крупные из известных водорослей. В жизненном цикле преобладает диплоидная фаза развития. Имеют большое хозяйственное значение. 2.1. Рассмотреть гербарные образцы бурой водоросли – ламинарии. Зарисовать внешнее строение и жизненный цикл водоросли. Обозначить на рисунке ризоиды, ножку и таллом водоросли, спорофит и гаметофит. Рис. 2. Чередование поколений у бурой водоросли ламинарии. 3.Разобрать характерные особенности строения других представителей водорослей. 3.1. Пользуясь учебником, заполнить таблицу 1. Таблица 1.Особенности строения водорослей.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ: Альгология – Бентос – Гаметофит – Гипотека – Карпогон – Пелликула – Пиреноиды – Ризоиды – Спорофит – Ундулиподии – Таллом – Фитопланктон – Хроматофоры – Эпитека – ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1.Каковы особенности строения хлоропластов водорослей? 3.Какие признаки лежат в основе классификации водорослей? 4.Какие типы полового процесса известны у протоктист? 5.Что такое конъюгация и у каких водорослей она бывает? 6.У каких организмов впервые в эволюции возникло чередование в жизненном цикле диплоидной и гаплоидной фаз развития? В чем заключается смысл этого явления? 7.У каких водорослей существует гетероморфная и изоморфная смена поколений и что это такое? 8.Каково значение водорослей в природе и жизни человека? Студент __________________ Преподаватель _______________________ «___»_________________200__г. ЗАНЯТИЕ № 3ТЕМА:Особенности строения и размножения грибов и лишайников. ЦЕЛЬ: Изучить классификацию, характерные особенности строения, размножения грибов и лишайников, их лекарственных представителей МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Мицелий мукора (Mucor mucedo) на хлебе; дрожжи пекарские (Saccharomyces cereviaiae), пеницилл (Penicillium) на околоплоднике лимона; живые образцы плодовых тел шампиньона (Аgaricus bisporus), трутовика (Fomes fomentarius). Постоянные препараты мукора, поперечные срезы склероция спорыньи и стромы с перитециями. Гербарные образцы колоса пшеницы, пораженного спорыньей, лишайников. Микроскоп МБР-1. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1.Общая характеристика царства грибов (Fungi). Классификация грибов. 2.Характеристика основных классов грибов. 3.Способы размножения грибов. 4.Лекарственное значение грибов. 5.Особенности строения лишайников, лекарственные представители. ЛИТЕРАТУРА: 1. с. 285 – 307. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. 1.Грибы выделяют в самостоятельное царство, существенно отличающееся от растений и животных и насчитывающее в настоящее время около 100 тыс. видов. 2.Пользуясь учебником и таблицей, изучите классификацию и характерные признаки основных отделов грибов. Таблица 1. Характеристика основных классов грибов.
3. Приготовить временные препараты белой и зеленой плесени. Небольшие кусочки мицелия поместить в капли воды и накрыть покровным стеклом. При малом увеличении рассмотреть мицелий, отметить септирован ли он на клетки, найти спорангии, споры. Зарисовать, сделать обозначения. Рис. 1. Мукор (Mucor). Рис. 2. Пеницилл (Penicillium) 4.Род Спорынья – представитель аскомицетов паразитирует на злаках и представляет большой практический интерес. 4.1.На гербарных образцах и постоянных препаратах изучить внешнее и внутреннее строение склероций. Зарисовать цикл развития Спорыньи (Claviceps purpurea), сделать обозначения. Рис. 3.Спорынья (Claviceps purpurea) 5.Изучить строение плодовых тел трутовика или шампиньона – представителей базидиомицетов. Обратить внимание на нижнюю горизонтальную поверхность шляпки плодового тела, отметить тип гименофора (трубчатый, пластинчатый. Зарисовать жизненный цикл шампиньона. Обозначить на рисунке части плодового тела, гименофор, слияние клеток – соматогамию, базидиокарпы и базидии. Рис. 4. Жизненный цикл шампиньона (Аgaricus bisporus) 6.Изучить строение лишайника. Лишайники представляют собой симбиотические ассоциации мицелия гриба (Ascomycota) и клеток водорослей (зеленых или сине-зеленых) 6.1. Рассмотреть гербарные и живые образцы лишайников, определить какой тип слоевищ они имеют (накипной, листоватый и кустистый). Зарисовать поперечный срез гетеромерного лишайника из рода пармелия. Обозначить верхнюю кору, гонидиальный слой, сердцевину, нижнюю кору, соредии и изидии – особые органы размножения лишайника. Рис. 5. Поперечный срез лишайника. 6.2.Выписать и выучить названия лекарственных представителей грибов и лишайников.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ: Артроспоры – Аск – Дикарионты - Зигогамия – Изидии – Конидии – Лихенология – Микориза – Псевдомицелий – Ризины – Соредии – Хламидоспоры - ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1.Чем отличаются низшие и высшие грибы? 2.Каким может быть мицелий грибов? 3.В чем заключается разнообразие способов размножения грибов? 4.Чем отличаются сумчатые и базидиальные грибы? 5.Какие микотоксины вам известны? 6.Какового значение лишайников в природе и жизни человека? 7.Что собой представляют лишайниковые кислоты, какие из них используются в медицинской практике? Студент _______________________ Преподаватель ______________________ «___» ___________ 200__ г. ЗАНЯТИЕ № 4ТЕМА: Высшие споровые растения. ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения и размножения мхов и папоротникообразных, их значение для фармации. МАТЕРИАЛЫ И ОБУРУДОВАНИЕ: микроскоп МБР-1, живые образцы мха фунария (Funaria hygrometrica), гербарные образцы мха кукушкин лен (), сфагнум (), гербарные или живые образцы папоротника (Dryopteris filix-mass), хвоща () и плауна булавовидного (). ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ: 1.Царство Plantae. Классификация растительного мира 2.Особенности строения и размножения мхов (Bryophyta). 3.Особенности строения, размножения и представители папоротников ((Polypodiophyta) 4.Особенности строения, размножения и представители хвощей (Equisetophyta). 5.Особенности строения, размножения и представители плаунов (Lycopodiophyta) ЛИТЕРАТУРА: 1. стр. 308 – 340. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. 1.Изучение представителей отдела моховидных. 1.1.Приготовьте временный препарат кусочка повсеместно распространенного мха фунария. Рассмотрите при малом увеличении особенности внешнего строения. 1.2.Рассмотрите гербарные образцы и зарисуйте особенности строения, цикл развития мха Кукушкин лен. Обозначьте на рисунке: 1-стебель, 2-листья, 3-ризоиды, 4-ножку, 5-коробочку, 6-спору, 7-протонему. Рис.1. Цикл развития мха Кукушкин лен. 1.3. Выпишите представителей моховидных, имеющих лекарственное значение:
2.Изучение папоротникообразных на примере щитовника мужского. 2.1. Рассмотрите гербарные образцы папоротника щитовник мужской (Dryopteris filix-mass), постоянные микропрепараты срезов вайи с сорусом. Зарисуйте спорофит и схему жизненного цикла папоротника. Обозначьте: 1- корневище, 2-стебель, 3-листья-вайи, 4-спорангии, 5 - сорус, 6 - заросток с архегонием (7) и антеридием (8), 9-проросток. Укажите гаплоидную и диплоидную фазы развития. Рис.2. Схема жизненного цикла папоротника. 2.2. Выпишите представителей папоротникообразных (папоротники, хвощи, плауны), имеющих лекарственное значение:
СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ: 1. В чем отличие и в чем сходство папоротникообразных и моховидных растений? СХОДСТВО:___________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ РАЗЛИЧИЕ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему мхи называют «тупиковой ветвью» эволюции? ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ: Архегонии Антеридии Вайи Сорусы Стробилы Спорофит Спорангий Спора Гаметофит Микроспорофиллы Заросток Проросток Протонема Зигота ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: Найти и отметить правильные ответы. 1.Высшие споровые растения отличаются от низших: 1)наличием вегетативных органов 2)отсутствием вегетативных органов 3)наличием многоклеточных половых органов 4)наличие одноклеточных половых органов 2.У мха сфагнум есть: 1)Корень 2)стебель 3)листья 4)ризоиды 3.Из зиготы мха вырастает: 1)листостебельное растение 2)коробочка на ножке 3)спорофит 4) гаметофит 4.Из споры мха вырастает 1)Заросток 2)проросток 3)протонема 4)спороносящее растение 5.Из споры папоротника вырастает 1)Заросток 2)проросток 3)протонема 4)спороносящее растение 6.У папоротника в отличие от мха есть: 1)Стебель 2)корень 3)листья 4)споры Cтудент ____________________ Преподаватель ______________________ «___» ___________ 200__ г. |
Литература Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп Педиатрия: учебник для медицинских вузов. 3-е изд., испр и доп. /под ред. Н. П. Шабалова. – Спб.: СпецЛит, 2005. – 895 с.: ил | Курс лекций по психодиагностике -херсон, хф омурч «Украина», 2008 г. 155 стр Спб.: Питер, 2001. – 688 с. (Серия «Мастера психологии»); Психологическая диагностика: Учебник для вузов/Под ред. М. К. Акимовой,... | ||
Учебник для вузов /Под ред. П50 чл корр. Ран ж. Т. Тощенко. М.:... Уделено внимание механизму властных отношений — бюрократии, лоббизму, оппозиции, общественному мнению, электоральному поведению | Учебник для вузов под ред. Лавриненко В. Н. М.: Юнити, 1997,2001,2004,2008.... Кандидат философских наук «Гносеологический анализ взаимосвязи теории и эксперимента в физике», 1978 | ||
Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб.... Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике... | Учебник для средних медицинских учебных заведений Акушерство : учебник для средних медицинских учебных заведений / под ред. Н. А. Гуськовой. 3-е изд., испр и доп. Спб. СпецЛит, 2008.... | ||
Учебник для вузов / под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е... Экономическая теория: Учебник [для вузов] / Борисов Евгений Филиппович. 3-е изд., перераб и доп. М.: Юрайт, 2004. 399с. Библиогр... | Конспект лекций по высшей математике М, Айрис,2005 Беклемишева Л.... Курс высшей математики. Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление. Лекции и практикум: Учебное пособие / Под... | ||
Курс лекций для студ вузов / под общ ред. А. В. Овруцкого. Спб. Питер,... Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке : учеб пособие для студ вузов / Н. С. Валгина. – М. Логос, 2001. – 302... | Учебник для вузов/ Ю. И. Клименко. М.: «Экзамен», 2005 736 с. Высшая... Борцова Т. В., Денежкина И. Е., Попов В. А. Математический анализ. Ч. Интегральное исчисление: учеб пособие для подготовки бакалавров... | ||
Учебник для вузов / Под ред. Р. С. Белкина. М., 2004. 992с. (150... Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрист, 2009. 64 с | Психология. Учеб для тех вузов/ Под общ ред. В. Н. Дружинина. Спб.: Питер, 2000. 608 с Алешина А. А. Патология эмоций: Учебно-методический комплекс. – Хабаровск: Издательство двггу, 2007. – 30с | ||
Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с... Защита растений от вредителей: Учебник для вузов / под ред. В. В. Исаичева. М.: Колос, 2002. 472с с ил | Учебник для вузов / А. В. Завгородний, В. В. Коробченко, А. В. Кузьменко;... Трудовое право России: учебник / под ред. С. Ю. Головиной, М. В. Молодцова. – М.: Норма, 2008. 704 с | ||
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики... Философия: учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Юрайт, 2013 в со | Учебник для вузов. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юнити-дана, 2001.... Крылова Г. Д. Основы сертификации, стандартизации, метрологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Юнити-дана, 2001.... |