Скачать 2.83 Mb.
|
www.koob.ru психология учебное пособие Л.Б. Шнейдер* Г.В. Вольнова, М.Н. ЗыковаПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕРекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям МОСКВА V НЖИЦП 2 0 0 2 УДК 159.9.07(075.8) ББК 88.3я73 Ш76 Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2002. — 224 с. Рецензенты: доктор философских наук доцент кафедры философии МПГУ Л.Т. Ретюнских, кандидат психологических наук доцент кафедры психологии МОСУ Е.Ю. Худобина. * В предлагаемом пособии по психологическому консультированию отдельные компоненты практического обучения объединяются в целое на основе единой модели профессиональной идентичности. Это позволяет студентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, профессиональных действий, межличностных отношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор консультативной психологии. Цель данного пособия — создание условий для выработки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих профессиональных возможностей, определения путей профессионального роста. В практической части используются разнообразные средства активного психологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального "Я", принятия себя в профессии, управления своим профессиональным поведением и профессиональным развитием. В пособии содержатся как оригинальные, так и заимствованные и модифицированные упражнения других авторов. Количество упражнений и заданий оставляет диапазон для личного выбора и творческой импровизации организатора. В конце пособия приведены задания для самостоятельной работы и тесты для контроля знаний студентов, которые могут выполняться участниками самостоятельно. Руководство предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических факультетов вузов. УДК 159.9.07(075.8) ББК 88.3я73 Ш76 ISBN 5-94837-002-Х © Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н., 2002 © Московский открытый социальный университет, 2002 © Издательство "Ижица", 2002 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.......................................................................4 Психологическое консультирование в структуре психологической помощи...............................................8 1. Диагностика.................................................................31 2. Практическая психология........................................37 3. Я и Дело........................................................................44 3.1. Личностное самоопределение практического психолога..............................................44 3.2. Хронотопы................................................................51 3.3. Ситуативное самоопределение практического психолога..............................................52 3.4. Парадигмальное самоопределение практического психолога..............................................61 3.5. Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога............75 4. Школьное консультирование............................... 101 5. Дистантное консультирование............................ 135 Приложение 1. Задания для самостоятельной работы............................................................................. 140 Приложение 2. Ответы к упражнениям и заданиям..................................................................... 169 Приложение 3. Кроссворды...................................... 182 Приложение 4. Тесты для контроля знаний студентов........................................................................205 Список использованной литературы....................:. 216 Предисловие Занимаясь практической психологией, тренингами общения и личностного роста со студентами, мы обнаружили, что такие тренинги не дают в полной мере тех результатов, о которых писали методологи и статистически проверяли теоретики. Оказалось, что положительный эффект и перенос выученного в реальную жизнь студентов не так уж и бесспорен. Осознание этого привело нас к тому, чтобы сместить усилия в область профессиональной жизни конкретного молодого человека. Цель данного пособия — создание условий для выработки каждым участником своего профессионального стиля, осознания своих профессиональных возможностей, определения путей профессионального роста. В пособии приведены разнообразные средства активного психологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального «Я», принятия себя в профессии, управления собою в профессиональных ситуациях, своим профессиональным развитием. Главной идеей практической части пособия стала концепция профессиональной идентичности, понимаемой как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развивается в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии. Подразумевается, что профессиональная идентичность есть самореферентность, т.е. ощущение и осознавание уникальности функционального и экзистенциального Я в его профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных свойств, при наличии принадлежности социальной и профессиональной реальности. Задачи практической работы с пособием на занятиях по психологическому консультированию решаются Предисловие путем развития рефлексии (что я делаю и в чем смысл того, что я делаю), привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной деятельности, проектирования образа профессионального будущего, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осмысления своей профессиональной позиции. Возможность улучшить свое психическое состояние, повысить свою компетентность, достичь жизненного и профессионального успеха традиционно связывают с развитием возможности увидеть себя в более благоприятном свете. Реальное поведение индивида выстраивается в соответствии с его Я-концепцией. Человек пытается интерпретировать события, исходя из существующей у него Я-концепции для того, чтобы обеспечить соответствие чувств и поведения (Берне Р.). Произвольная профессиональная самоидентификация с соответствующей вербализацией своих желаний и чувств становится определяющим фактором успехов или неудач в процессе вузовской подготовки. В становлении профидентичности недооценивается «консервативность» Я-концепции. Студенты не могут преодолеть стереотипы собственного самовосприятия. Одним из способов реализации личностно-позиционно-го подхода в решении психологических и профессиональных проблем студентов является создание условий для повышения профессиональной идентичности, уверенности в себе, компетентности и чувства собственного достоинства, т.е. построении адекватного образа Я. Другой способ связан с созданием образа успешного профессионального будущего, обнаружением и актуализацией своих профессиональных ресурсов, защитой образа будущего, корректировкой его реальностью. Повышению адекватности и устойчивости профессиональной идентичности способствует достижение большего соответствия между образом Я и реальным опытом, между экзистенциальным и функциональным Я. Развитию позитивного профессионального самопринятия способствуют ситуации, в которых предоставляется возможность адекватного выбора и принятия решений 5 Психологическое консультирование в рамках профессионально-этических правил. В ситуациях данного типа обозначены «движущие силы», способствующие развитию, они ощущаются рационально и эмоционально, и корни их — в групповой работе. Группа оказывает большое влияние на обучение. К. Левин установил, что убеждения, приобретенные в группе, выдерживают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Большое значение групповых форм работы связано с тем, что именно группа равных, сверстников, совместно решающих задачу, является средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере (Витакер К., Елизарова Н.В., Пиаже Ж., Чудинова Е.В., Фрумина Н.И., Цукерман Г.Н.). Совместная групповая деятельность предполагает органическую связь деятельности и общения. Совместная деятельность реализуется через общественно заданные образцы деятельности и то «предметное поле», в котором актуально разворачивается сама деятельность группы. Главная цель развития чувства профидентичности заключается в том, чтобы перейти от внешних источников подкрепления и обратной связи в профессиональной деятельности, способствующих повышению самооценки, к внутренним источникам или к самоподкреплению, как к средствам, регулирующим развитие позитивного и адекватного самовосприятия. Это также означает связать слово «успех» со словом «Я» в одно понятие. Студент постепенно должен взять на себя функцию профессионального самооценивания. Студент с развитой профидентичностью проявляет обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей профессиональной компетентности, свободен и открыт в профессионально-коммуникативных позициях, готов напряженно трудиться, ставит перед собой реалистические профессиональные цели, с гордостью принимает похвалу и не реагирует болезненно на критику, готов принимать на себя ту или иную ответственность за профессиональные проблемные ситуации, проявляет уважение к личности другого, с готовностью выдвигает новые идеи и планы. Предисловие Отдельные компоненты практического обучения в нашей программе объединяются в целое на основе единой модели проф-идентичности. Эта модель помогает студентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, профессиональных действий, эмоциональных отношений, так и в когнитивной плоскости, основу чего составляет обзор консультативной психологии, при этом воедино связываются три составляющих: я и дело, я и другие, образ я. В предлагаемом пособии по психологическому консультированию представлена попытка произвольного достижения и обретения профессиональной идентичности практических психологов. Программа практико-ори-ентированного обучения включает в себя 10 тренинго-вых сессий 5x10. В учебнике содержатся как оригинальные, так и заимствованные и модифицированные в целях нашей программы упражнения других авторов. Для самопроверки студенты получали диагностические материалы, используемые на различных этапах обучения. В Приложение 1 включены задания для самостоятельной работы, которые выполняются индивидуально как домашние задания, а обсуждение проводится на группе, в Приложении 4 приведены тесты для контроля знаний студентов. Психологическое консультирование в структуре психологической помощи Обзор консультативной психологии 1. Определение понятия психологической помощи Психологическая помощь — это емкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения такого метода, как глубинное интервью, до многообразных техник социально-психологического тренинга, понятий и методов медицинской психотерапии, без которых отношения психолога-консультанта и его клиента могут легко разрушиться, а сама психологическая помощь — превратиться в простое выражение сочувствия или морализаторство. Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности в которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека. Областью деятельности соответствующего специалиста является широкий крут проблем, в которых отражаются как особенности психической жизни человека — социального существа, так и особенности сообщества, в котором отражается психологическая специфика его функционирования. Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого крута проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровни, способы) человеческого бытия, многообразия и многогранность которого и определяют совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста, а именно: межличностные отношения, эмоциональные внутргошчностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания, проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), то Психологическое консультирование в структуре психологической помощи есть весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой. По мнению М. К. Тутушкиной, психологическая помощь включает в себя психодиагностику, коррекцию развития, психотерапию, разнообразные тренинги, профилактику отклоняющегося поведения, профориентацию и т. д. Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в ситуациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия. Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достоверность и форму сообщения несет психолог), психологическая коррекция (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития; разрабатывается индивидуальная программа) , психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими целей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности). В глубинной основе психологической помощи обнаруживается свойственная различным уровням существования материи способность к самоорганизации, структурированию. Тот же инстинкт помощи существует и у животных. В человеческом сообществе феномен помощи существовал всегда, хотя в качестве социального института возник и оформился только к середине XX века, вызвав к жизни появление целого ряда новых профессионалов: социальный работник, психолог-консультант, психолог-психотерапевт. И это уже помимо традиционных фигур священника, пастора, психиатра и психоаналитика. 2. Основная проблематика и особенности развития психологической помощи в современном мире Анализ многочисленной литературы по проблематике «counseling» показывает, что нет буквально ни одной области человеческой (личностной и обществен- Психологическое консультирование ной) жизни, в которой бы человек остался бы без человеческой помощи. Самый общий контент-анализ позволяет выделить следующие главные области применения психологической помощи: 1). Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса, удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.). 2). Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, идентификация подростка, неполноценность, борьба за личностный и социальный статус и др.). 3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак). 4). Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п.). 5). Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера деятельности в России). 6). Проблемы пожилого возраста. 7). Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние). 8). Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.). 9). Школьное консультирование. 10). Профессиональное консультирование. 11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами. 12). Управленческое консультирование. |
Учебное пособие теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования... Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для высших учебных заведений в качестве учебного пособия для студентов... | Люкшинов А. Н. Л94 Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | ||
Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.... Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | Нагаев В. В. Н16 Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб пособие для вузов Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | ||
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных... | А. П. Дурович маркетинг в туризме Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов специальности «Экономика и управление... | ||
Учебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное... Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших... | Учебник для высших учебных заведений издание 2-е дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших... | ||
Курс лекций рекомендовано умо по специальностям педагогического образования... Рекомендовано умо по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | С общественностью Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | ||
Учебное пособие Допущено учебно-методическим объединением по образованию... Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного... | P ublic r elations Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | ||
Нестеров А. В. Свобода, компетенция и компетентность Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» Рекомендовано умо рае по классическому, университетскому, техническому и медицинскому образованию в качестве учебного пособия для... | ||
Департамент образования города москвы распоряжение от 18 апреля 2013 года №504 р Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | А. В. Суворова Образовательные технологии, используемые на урок Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений |