Скачать 3.36 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет» З.Н. ХАЙРУТДИНОВ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации для высших учебных заведений в качестве учебного пособия для студентов направлений 250700.62 «Ландшафтная архитектура»; 120700.62 «Землеустройство и кадастры», профиль «Земельный кадастр» Мичуринск – наукоград РФ 2014 УДК 712 (075.8) защищено Законом РФ «Об авторских правах» ББК 38.2:38.9я73 Х16 Рецензенты: заведующий кафедрой «Архитектура и строительство зданий» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», доцент, кандидат архитектуры Г.Л. Леденева; заслуженный архитектор России, профессор кафедры «Архитектура и строительство зданий» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» А.С. Куликов Х16 Хайрутдинов З.Н. Учебное пособие по теории ландшафтной архитектуры и методологии проектирования / З.Н. Хайрутдинов – Мичуринск: Изд-во Мичуринского госагроуниверситета, 2014, 287 с. (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений) ISBN В учебном пособии рассмотрены вопросы теории ландшафтной архитектуры, представлена наиболее полная классификация объектов, входящих в сферу ландшафтной архитектуры и ландшафтного строительства, представлен материал по методологии проектирования основных объектов ландшафтной архитектуры, раскрыты современные проблемы ландшафтной архитектуры. Учебное пособие может быть использовано студентами направлений «Ландшафтная архитектура», «Землеустройство и кадастры», как для аудиторной работы, так и для самостоятельной подготовки по дисциплинам «Ландшафтная архитектура (современные проблемы)», «Теория ландшафтной архитектуры и методология проектирования», «Ландшафтное проектирование». УДК 712 (075.8) ББК 38.2:38.9я73 Х16 ISBN ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время в России уделяется большое внимание подготовке ландшафтных архитекторов, архитекторов-градостроителей, ландшафтных дизайнеров, инженеров по садово-парковому и ландшафтному строительству и других специалистов, работающих в области ландшафтного проектирования и строительства. Это вызвано тем, что в современных условиях утрачена единая градостроительная политика ландшафтного формирования городской среды и, как следствие, единая система озеленения городов, охраны исторических и эстетически ценных территорий. Разрушена целостность ландшафтного оформления многих городов. Вместе с тем, увеличилась потребность в создании небольших частных садов, инженерном благоустройстве и озеленении территорий и интерьеров основных помещений различных общественных зданий, сооружений, других объектов ландшафтной архитектуры. В последние годы в стране наблюдается «бум» в ландшафтном строительстве. Этой сферой деятельности в связи с успешным «бизнесом» стали заниматься лица, зачастую не имеющие никаких профессиональных знаний в области ландшафтного проектирования, что приводит к появлению объектов, выполненных на низком эстетическом уровне. И в результате происходит девальвация многих ландшафтных решений, и на страницах журналов появляются непрофессионально выполненные проекты. Для устранения изложенных недостатков необходима подготовка специалистов по ландшафтной архитектуре в вузах соответствующего профиля. Ландшафтная архитектура как научная дисциплина изучает не только природные образования на планете Земля, но и рукотворные объекты, созданные человеческой цивилизацией. Основной проблемой ландшафтной архитектуры является сохранение мира и природы на нашей хрупкой планете, культурное и эмоциональное обогащение людей. ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ БЛАГОУСТРОЕННЫХ И ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, СООРУЖЕНИЙ, КОНСТРУКЦИЙ И МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ, КАК ОБЪЕКТОВ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ 1.1. Основные определения в ландшафтной архитектуре и ландшафтном дизайне Архитектура – (лат. architektura, от греч. architectōn – строитель; творческое название - зодчество) – вид высшей творческой деятельности человечества, его путь созидания и искусства; здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материальную организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности; искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями общества. Как часть средств производства (производственные сооружения, в том числе промышленная архитектура) и как часть материальных средств существования общества (жилые дома, общественные здания, ландшафтные объекты) архитектура составляет область материальной культуры; в то же время, как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Ландшафтная архитектура - это искусство проектирования и создания гармонично организованной среды открытых пространств, сочетающих как природные, так и антропогенные (техногенные) элементы ландшафта. Среду открытых пространств представляют сады и парки, лесопарки, курортные зоны, национальные природные парки, плоскостные сооружения, площади, улицы, внутриквартальные территории городов и других населённых пунктов. Ландшафтная архитектура является составной частью градостроительства и городской архитектуры. Главными истоками, питающими ландшафтную архитектуру являются садово-парковое искусство и градостроительство. Ландшафтная архитектура - это архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Специфические материалы ландшафтной архитектуры – рельеф местности, зеленые насаждения, цветы, вода, малые архитектурные формы, ландшафтные конструкции и плоскостные сооружения. Ландшафтная архитектура может быть определена как развивающаяся область современной архитектуры в самом широком ее понимании, т.е. как категория, означающая деятельность по пространственной организации среды обитания общества, включая градостроительство и даже районную планировку в качестве наиболее высокого ее уровня. Объекты ландшафтной архитектуры, в основном, предназначены для туризма, отдыха посетителей на природе, занятий физкультурой и спортом, игр детей и проведения мероприятий по культурно-просветительной работе. Кроме того, многие из них выполняют санитарно-защитную функцию промышленных предприятий, НИИ, различных дорог, зданий, сооружений, полей, а также функции по защите населенных пунктов и отдельных объектов от ветра, наносов снега, песка, шума, избыточной инсоляции и другие функции. Основная цель ландшафтной архитектуры: это гармоничное единение рукотворного и естественного в культурном ландшафте. Среда открытых пространств должна быть функционально-целесообразной и эстетически совершенной. Основной закон (девиз) архитектуры: польза – прочность – красота + экологичность. Основные строительные элементы ландшафтной архитектуры (природного образования): воздух – вода – почва – камень – песок – глина - древесина – металлы – растительность + материалы, конструкции и сооружения из них. Основные строительные элементы ландшафтной архитектуры (неприродного образования): пластические массы – стекло – зеркала - полимерные материалы – композитные материалы – сплавы - наноматериалы + материалы, конструкции и сооружения из них. Открытые пространства - преимущественно незастроенные озелененные и благоустроенные территории населенных мест и межселенные территории, используемые для различных видов деятельности под открытым небом. Развитие ландшафтной архитектуры в качестве архитектуры открытых пространств, расширение круга ее объектов и задач привели к выделению в ней самостоятельных направлений: собственно ландшафтной архитектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Таким образом, ландшафтная архитектура кроме традиционных объектов (парки, сады, открытые пространства жилой застройки и т.п.) включает еще два уровня проектирования ландшафта: - общее формирование среды в масштабе стран и регионов - ландшафтное планирование; - детальную организацию непосредственного окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм и деталей благоустройства - ландшафтный дизайн. Ландшафтное искусство - искусство создания антропогенных композиций с использованием природных и искусственных компонентов (деревья, кустарники, травы, цветочные растения, рельеф, вода, парковые сооружения, малые архитектурные формы, в том числе беседки, мостики, фонтаны, бассейны, вазы, скульптура и др.). Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры, топографии и других. Оно охватывает необычайно широкий спектр вопросов, в том числе и ландшафтную архитектуру. Ландшафтное проектирование один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проектирования. Ландшафтный дизайн - это раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство открытых, незастроенных пространств антропогенных ландшафтов). Ландшафтный дизайн - это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта. Определяя область ландшафтного дизайна, мы соотносим ее с человеком, выделяя пространства, соизмеримые с человеком, его повседневной деятельностью, и поэтому нуждающиеся в тщательной проработке. Ландшафтная архитектура не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельность» человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафтная архитектура включает в себя и садово-парковое искусство, которое предшествовало ей исторически. Ландшафтный дизайн – это термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств ландшафтной среды. В узком смысле ландшафтный дизайн – художественное конструирование. Цель ландшафтного дизайна: эстетизация и обеспечение комфортности городов, улиц и площадей, садов, парков, лесопарков, автомагистралей. Дизайн формирует внешний облик пейзаж архитектурно проектного ландшафта, который служит эколого-эстетической средой человека во время его пребывания вне помещения. Главными объектами ландшафтного дизайна являются: экологический каркас хозяйственно-освоенной территории, зелёные насаждения, водоёмы, малые архитектурные формы, дорожно-тропиночная сеть и плоскостные сооружения. Ландшафтный декор – это система украшения ландшафтного сооружения (плоскостного, бионического и др., интерьера помещения) или изделия (скульптуры, элемента ландшафтной архитектуры). Архитектура малых форм (МАФ) – небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Эти сооружения имеют функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды и др.) или мемориальное (надгробия, стелы и др.) значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски и др.), носителями информации (реклама, баннеры и др.). Предпроектный комплексный анализ территории объекта ландшафтной архитектуры – комплекс мероприятий по изучению рельефа местности, растительного покрова, почвенно-климатических, геологических, геодезических, топографических и других изысканий на территории проектируемого объекта ландшафтной архитектуры в целях создания проектов инженерного благоустройства и озеленения данного объекта. Ландшафтное строительство – отрасль капитального строительства, включающая в себя проектирование и создание гармонично организованной среды открытых пространств, сочетающих как природные, так и антропогенные (техногенные) элементы ландшафта, а также эксплуатацию объектов ландшафтной архитектуры. В ландшафтном строительстве используются современные технологии производства, средства механизации, автоматизации, компьютеризации ландшафтных работ, а также перспективные строительные материалы. В сферу ландшафтного строительства входят инженерное благоустройство и озеленение, реконструкция, реставрация, ремонт объектов ландшафтной архитектуры, в том числе и интерьеров основных помещений различного назначения. Ландшафтное строительство осуществляется на основании законодательных и нормативных документов, а также международных стандартов, регламентированных Правительством РФ. В ландшафтном проектировании и строительстве осуществляется авторский надзор. Финансирование ландшафтного строительства осуществляется за счет Государственного бюджета РФ, а также за счет средств частных фирм и организаций (физических и юридических лиц). В ландшафтном строительстве существуют нормативные документы: СНиП (строительные нормы и правила); СанПиН (санитарные нормы и правила); ЕНиР (единые нормы и расценки), отраслевые, республиканские, областные и другие нормы, а также международные стандарты. Законодательными и правовыми документами, регламентирующими ландшафтное строительство, являются Законы Российской Федерации в области строительства, Постановления Правительства России, кодексы РФ: земельный, водный, лесной, градостроительный и другие. 1.2. Средства механизации, автоматизации, компьютеризации и индивидуальной защиты в ландшафтном строительстве 1. Землеройные машины: бульдозеры, экскаваторы, скреперы, траншеекопатели, грейферы, тракторы со съемным оборудованием (ковши, клыки, плуги, бороны, культиваторы, вилы, захваты, лопаты и др.), буровые установки, корчеватели, драглайны, драги (наземные, подземные, надводные, подводные), шагающие экскаваторы, землечерпательные снаряды, грейдеры 2. Грузоподъемные машины: подъемные краны, тали, лебедки, тельферы, карьерные экскаваторы, погрузчики, автокары-подъемники, портовые и железнодорожные краны 3. Транспортные машины: транспортеры ленточные и ковшовые, транспортные платформы, трелевочные тракторы, трейлеры, самосвалы, бортовые автомобили с прицепами, тележки, автопоезда, баржи морские и речные 4. Сваебойные машины 5. Поливочные установки и оросительные системы, дождевальные, туманные установки (в том числе компьютеризированные) 6. Трубоукладчики, кабелеукладчики 7. Камнедробильные машины и грохоты, камнетесные и шлифовальные установки 8. Деревообрабатывающие станки механизмы, сучкорезные и кронообразующие машины, кронорезы 9. Насосные станции, водокачки и глубинные насосы 10. Растворо- и бетономешалки 11. Смесители, пескоструйные машины, краскопульты, пульверизаторы, распылители, фрезерные машины по дереву и камню 12. Оборудование для гидропосева газонов, газонокосилки 13. Сварочные агрегаты 14. Почвообрабатывающие машины и мотоблоки 15. Электро- и бензопилы, бензокосы, бензорезы, болгарки, триммеры 16. Снегоуборочные машины и мусоровозы 17. Солнечные батареи, ветряные генераторы, приливные электростанции 18. Робототехника (роботы-садоводы, роботы-кронорезы, роботы- поливальщики, роботы-газонокосильщики, роботы-мусорщики, роботы- подборщики, роботы-аттракционы, роботы-распылители ядохимикатов, роботы-транспортеры, игровые роботы для парковых аттракционов, роботы-пожарные и др.) 19. Сеялки, рыхлители, бороны, плуги, культиваторы, навесное тракторное оборудование (ковши, клыки, плуги, бороны, культиваторы, вилы, захваты, лопаты и др.) 20. Средства индивидуальной защиты человека: противогазы, респираторы, марлевые повязки, каски, защитные комбинезоны, специальная одежда и обувь, защитные очки, накомарники, резиновые, тряпичные перчатки и рукавицы 21. Вентиляционное оборудование, кондиционеры, увлажнители, туманные установки, тепловое оборудование для павильонов, оранжерей и теплиц (тепловые пушки и др.) 22. Холодильное оборудование для хранения луковиц цветов, рассады, семян 23. Дорожно-строительная техника 24. Противопожарная техника 25. Мостоукладчики и мостостротельная техника 26. Компьютеры и оргтехника 27. Молниеотводы и заземления. |
Люкшинов А. Н. Л94 Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | Учебное пособие Допущено учебно-методическим объединением по образованию... Допущено учебно-методическим объединением по образованию в области технологии и проектирования текстильных изделий в качестве учебного... | ||
Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.... Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | Нагаев В. В. Н16 Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб пособие для вузов Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,... | ||
Аннотация программы учебной дисциплины «Теория и практика pr» Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое... Руководство предназначено для студентов и аспирантов, может стать полезным в некоторых случаях для преподавателей психологических... | ||
Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов средних профессиональных учебных... | А. П. Дурович маркетинг в туризме Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов специальности «Экономика и управление... | ||
С общественностью Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | P ublic r elations Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | ||
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Вятская государственная... Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений | Учебное пособие Федеральное агентство по образованию РФ государственное... Российской федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств в качестве учебного пособия для студентов высших... | ||
Нестеров А. В. Свобода, компетенция и компетентность Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | Учебник для высших учебных заведений издание 2-е дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебника для студентов высших... | ||
А. В. Суворова Образовательные технологии, используемые на урок Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений | Вступительных испытаний для обучения по программам магистратуры Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений |