Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика»





НазваниеУчебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика»
страница1/18
Дата публикации13.02.2015
Размер3.04 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования.

«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра психологии и педагогики


Учебно-методическое пособие

для студентов медицинских специальностей

по педагогике

ББК 74.58я7

УДК 378(075.8)

П 24

СОСТАВИТЕЛИ:

Зав. каф. психологии и педагогики СОГМА, к.м.н., доцент А.С. Татров,

асс. каф. психологии и педагогики СОГМА, М.Р. Абаева,

асс. каф. психологии и педагогики СОГМА, к.пед.н., Р.Р. Аветисян,

асп. каф. психологии и педагогики СОГМА, И.Р. Датиева.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

зав. каф. психологии ф-та психологии СОГУ д. пед.н., проф. Е.Е. Хатаев.

зав. каф. психологии ФПК и ПО СОГУ, д. пед.н., проф. З.К. Каргиева.

доцент кафедры гигиены мед.-проф. ф-та СОГМА, д.м.н., Ф.У.Козырева.
Рекомендовано УМО РАЕ по классическому, университетскому, техническому и медицинскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям:



  • 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»;

  • 040100 «Лечебное дело»;

  • 040200 «Педиатрия»;

  • 040300 «Медико-профилактическое дело»;

  • 040400 «Стоматология».


Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие ГОС по предмету «Педагогика» для студентов высших учебных заведений медицинских специальностей. Каждый из тематических разделов снабжен методиками психолого-педагогического тестирования с соответствующими ключами. В заключительной части пособия представлены материалы для тестового контроля знаний. Пособие может быть полезно для аспирантов, преподавателей вузов и специалистов факультетов повышения квалификации и постдипломного обучения.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4

Тема №1. Общие основы педагогики. Педагогика в высшем медицинском образовании 6

Тема №2. Образовательный процесс в медицинском вузе. Обучение значимое для личности врача 34

Тема №3 Обучение, значимое для личности. Самостоятельная работа студента 71

Тема №4. Педагогическая ситуация в работе врача Профессиональное общение. Конфликты в медицине 87

Тема №5. Профилактическая медицина и работа врача 99

Тема №6. Непрерывное медицинское образование, его цели, задачи, технологии 121

Тема №7. Индивидуальные технологии в медицине. Метод проектов 143

Тестовый контроль знаний по педагогике 151

Ответы на тестовые задания 174

Литература 175

Введение

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, предусматривающей повышение качества образования, ранее признанной 23 государствами Европы, тем самым расширив и облегчив своим гражданам доступ к современному образованию.

Изучение педагогики и психологии началось в высшем медицинском учреждении в 50-х годах XX века, в медицинских вузах России в 80-х годах XX в. В настоящее время в медицинских вузах преподается учебная дисциплина «Педагогика и психология» на основании Государственного образовательного стандарта в объеме 90 часов.

Министерство здравоохранения РФ утвердило типовые программы для таких направлений, как лечебное дело, стоматология, педиатрия и др. основной упор делается на понимание студентами гуманитарной направленности врачебной деятельности.

Главной целью изучения данной дисциплины в медицинском вузе мы считаем формирование основ психолого-педагогической компетентности будущего врача, постижение значимости гуманитарных аспектов врачебной деятельности и возможностей ее дальнейшего совершенствования. Происходит расширение профессиональных функций врача. Психолого-педагогическая компетенция, на наш взгляд, становиться основанием для реализации актуальных функций врачебной деятельности:

  1. лечебно-профилактических;

  2. психолого-просветительских;

  3. социально-организаторских.

Изучая педагогику, студент должен реализовать следующие основные задачи:

  • усвоить и принять лично для себя педагогически аспекты деятельности врача;

  • овладеть основами педагогических знаний и повысить свою общую педагогическую культуру;

  • понять значение гуманитарного блока знаний для развития своих способностей в период обучения и для личного и профессионального роста.

Предполагается, что в ходе обучения по данной дисциплине будут достигнуты следующие знания и умения:

  • сформированы представления о предмете педагогики, ее задачах, об актуальных проблемах педагогической науки и деятельности;

  • усвоены основополагающие категории и понятия педагогики, закономерности обучения и воспитания, самовоспитания;

  • осознанны вопросы гуманизации и модернизации отечественной системы образования;

  • поняты и усвоены психолого-педагогические принципы управления учебной деятельностью, ее основные формы и методы, реализуемые в рамках профилактической медицины;

  • сформированы представления о педагогических задачах в профессиональной деятельности врача;

  • приобретен навык разработки учебно-просветительских проектов (программ) для пациентов;

  • созданы условия для понимания гуманистических принципов общения и установления контактов с пациентами на основе знания их возрастных и индивидуальных особенностей.


По нашему мнению, только при сознательном обучении - постоянном осмыслении своего образовательного движения, реализации личных потребностей и ценностей с опорой на способности и возможности-человек в пространстве высшего образования в состоянии реализовать идею свободы. Только через осознанное принятие целей и задач обучения, вооружившись знаниями о закономерностях образовательного процесса, студент приобретает самостоятельность и инициативу, столь необходимые для эффективности учебного процесса.

Тема №1. Общие основы педагогики.

Педагогика в высшем медицинском образовании.
Цель занятия: изучить общие основы педагогики, ознакомиться с основными категориями и понятиями.
Место проведения: учебная аудитория.
Продолжительность занятия: 4 часа.
Студент должен знать:

  1. Определение понятия «педагогика».

  2. Функции педагогической науки в медицинском образовании. Инновационные педагогические технологии.

  3. Основные категории и понятия педагогики.

  4. Цели высшего медицинского образования.

  5. Факторы, приводящие к нарушению нормального процесса формирования здоровья, как системы.

  6. Проблемы воспитания и самовоспитания.

  7. Связь педагогики с другими науками.


Студент должен уметь:

Использовать педагогический процесс, используя следующие аспекты:

-цели - для чего учиться;

-содержание - чему учиться;

-методы и средства - как учиться.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:

  1. Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.

  2. Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.


Дополнительная литература:

    1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.:ил.

    2. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега – Л., 2005 – 336с.

    3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2- е, доп., исп. и перераб. – М., Льюс, 2001- 384с.

    4. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс,2006 – 704с.


Контрольные вопросы:

  1. Назовите основные категории и понятия педагогики.

  2. Каковы цели высшего медицинского образования на современном этапе?

  3. Что для вас означают понятия «воспитание», «обучение», «развитие»? Как ваше собственное понимание этих понятий соотносится с их научной трактовкой?

  4. В чем вы обнаруживаете сходство и различие процессов обучения и лечения как древнейших видов гуманитарной практики?

  5. Влияние каких типов образовательных сред вы ощущаете в большей степени? В чем оно проявляется?


Содержание занятия.

1.1. Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики

Профессиональное и личностное становление студента-медика и овладение в процессе высшего медицинского образования основами культуры врачебной деятельности и профессионального общения опираются на пласты общей культуры общества, которые отражены в педагогике.

Что такое педагогика в высшем медицинском образовании? Ответы на этот вопрос могут быть самыми различными: педагогика — это педагогическая составляющая в медицинском образовании; педагогика — это искусство врачевания и общения с пациентом, искусство, которому необходимо научить студентов; педагогика — это разнообразные методические рекомендации по разработке учебных планов и программ, учебных пособий, задач, тестов.

Педагогика одновременно и теоретическая и прикладная наука. В медицинском образовании она описывает и объясняет организацию педагогического процесса.

Надо учитывать, что педагогика впервые была введена в базовое образование будущих врачей сравнительно недавно. С середины 90-х гг. XX в. на основании ГОСа (Государственного образовательного стандарта) началось ее преподавание студентам медицинских вузов совместно с психологией в дисциплине «Педагогика и психология» (90 ч). В нашей стране педагогика высшей школы, в том числе и в медицинском образовании, стала самостоятельной отраслью с середины 70-х гг. XX в.

Невозможно не учитывать огромный практический опыт отечественных медиков-педагогов, который составляет «золотой фонд» высшего медицинского образования. Большой вклад в развитие отечественного высшего медицинского образования внесли такие ученые и практики, как М.Я.Мудров (1776—1831), Н.И.Пирогов (1810-1891), И.М.Сеченов (1829-1905), Г.А.Захарьин (1829/30-1897), С.П.Боткин (1832-1889), И.П.Павлов (1849-1936), С.С.Корсаков (1854-1900), В.М.Бехтерев (1857-1927), А.В.Вишневский (1874—1948), П.Б.Ганнушкин (1875—1933), И.В.Давыдовский (1887—1968), А.Н.Бакулев (1890—1967), А.А.Вишневский (1906—1975) и многие другие.

Что же представляет собой наука педагогика и что она изучает?

В самом общем виде педагогику определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация знаний о педагогической действительности (В. В. Краевский). В этом случае задача педагогики сводится к передаче культуры и социального опыта, приобретенного в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в области медицины.

До последнего времени в определении объекта и предмета педагогики отмечалось немало неясностей. В истории школьной педагогики объектом признавалось воспитание в широком понимании, включающее процессы обучения и воспитания в узком смысле. Когда же педагогика высшей школы выделилась как самостоятельная наука, ее объектом стало считаться образование, в нашем случае — высшее медицинское.

Точка зрения, согласно которой в качестве объекта педагогики предлагается рассматривать образование как феномен, включающий обучение, воспитание в узком педагогическом смысле и развитие, утвердилась в конце XX в.

Вместе с тем на то, что образование, понимаемое как способ культурного наследования, является интегративным термином, еще в середине XIX в. указывал великий русский писатель, мыслитель и педагог Л. Н.Толстой. Он писал: «Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания, предметом же педагогики должно и может быть только образование. Образование в обширном смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь — все образовывает».

Современные отечественные ученые (В. В. Краевский, Г. Б. Корнетов) считают, что такое толкование образования, как объекта педагогики, снимает ряд противоречий в трактовке понятия воспитания (и в широком, и в узком смысле), помогает преодолеть рационалистическую установку понимания образования только как процесса и результата усвоения систематизированных научных знаний, умений и навыков познавательной деятельности.

Педагогика, как и любая другая наука, имеет не только объект исследования (образование), но и предмет. Ее предметом является педагогический (учебно-воспитательный) процесс, с позиций которого она изучает и проектирует образование человека. При этом педагогический процесс рассматривается как особый вид взаимодействия людей, а педагогика изучает сущность, закономерности, принципы, методы и формы его организации.

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, новая редакция — 1996) трактует образование в качестве общей педагогической категории, включающей в себя процессы воспитания и обучения.

Согласно такому пониманию, мы будем рассматривать воспитание и обучение как две подсистемы целостного процесса образования.

Подчеркнем еще раз, что педагогика раскрывает сущность, цели и механизмы целенаправленного образовательного процесса (педагогического, учебно-воспитательного), включающего в себя подсистемы воспитания и обучения; разрабатывает пути и способы повышения их эффективности; конструирует их продуктивные модели.

Слово «образование», по определению словаря В.И.Даля, происходит от глаголов «организовать», «образовывать». Этот глагол имеет много значений: создавать вид, образ; обтесывать; слагать целое, отдельное; улучшать духовно, просвещать.

Принято выделять три основных значения термина «образование»:

  • образование как достояние личности;

  • образование как процесс обретения личностью своего достояния;

  • образование как система, как социальный инструмент, существующий для того, чтобы помогать всем гражданам обрести такое достояние.

Процесс образования можно рассматривать как движение личности в культурном поле человеческого сообщества. С одной стороны, человек активен, он движется по пути познания, у него складывается индивидуальная система картины мира; с другой — личность развивается в культурной среде, присваивая нормы, обычаи, привычки (иногда нежелательные, но свойственные данному обществу), становясь ее неотъемлемой частью.

Образование — это ценностно-смысловое самоопределение личности в пространстве культуры (ее значений, смыслов, образов). На этом пути исканий происходит культивирование в человеке человеческого, его «второе» рождение.

Огромное значение в образовании имеет текст (носитель информации). Если в прошлые эпохи это были письменные словесные источники, то в современную эпоху к ним прибавились аудиовизуальные, компьютерные тексты.

Само появление систем образования связано с сохранением и ретрансляцией культуры. Вначале ее традиции передавались изустно, а после возникновения письменности — с помощью неживых носителей информации.

Зарождение первых образовательных учреждений связано с необходимостью встречи носителей культуры с теми, кто должен был ее унаследовать. В культурной среде появляются педагоги (учителя), работающие в специально создаваемых образовательных учреждениях (школах, университетах).

По мере усложнения культуры система образования начинает отбирать необходимый для нее материал, преобразовывать его в содержание учебных дисциплин, т.е. создавать соответствующее эпохе и ее запросам содержание образования.

«Высшее образование — это образование, обеспечивающее активную социальную позицию субъекта, успешную интеллектуальную деятельность в избранной общественной жизни, не имеющую полного предписания и осуществляемую на научной основе, а также потенциал творческого развития избранной сферы деятельности и самостоятельного усвоения новых объектов этой сферы».

По отношению к студенту образование — это одновременно и процесс и результат обучения, воспитания, его развития.

В содержании образования выделяются два аспекта:

  • внешний — образовательная среда, учебные планы, учебники, методические пособия и различные средства наглядности (в медицинском вузе — пациент, внутренняя картина болезни);

  • внутренний — личностные изменения и приращения, уникальные для каждого студента (знания, способы деятельности, способности, смысл и ценности).

Педагогика в медицинском вузе — это наука о социально - личностно-детерминированном медицинском образовании, характеризующемся целеполаганием и руководством, созданием условий для освоения студентами основ профессиональной компетентности, духовного и профессионального развития.

Объектом педагогики становится медицинское образование, а предметом — педагогическое взаимодействие между участниками учебного процесса, обеспечивающее студентам овладение основами профессиональной компетентности. На клинических кафедрах такое взаимодействие достигается в триаде «врач - педагог- студент - будущий врач - пациент». Объект науки — область действительности, которую она исследует, в нашем случае такой действительностью является само высшее медицинское образование.

Медицинское образование осуществляется как додипломное, последипломное (ординатура, аспирантура), дополнительное.

В последние десятилетия в связи с необходимостью гуманизации высшего образования в качестве дополнительного к медицинскому предлагаются психолого-педагогическое, психологическое образование, подготовка в области клинической психологии и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconПсихология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие
Психология и педагогика этноса: Учебно-методическое пособие / Р. И. Зинурова; Казан гос технол ун-т. Казань, 2005. – 104с
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами»
Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconИстория россии
Учебно-методическое пособие предназначено для иностранных студентов первого курса всех факультетов. Составлено с учетом знаний и...
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск...
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям...
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconКафедра государственного, муниципального управления и социологии...
Политология: учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой...
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУправление общественными отношениями учебно-методическое пособие
Управление общественными отношениями: Учебно-методическое пособие/ Ж. Ю. Кургаева; Казан гос технол ун-т. Казань, 2007. 136 с
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», и содержит материалы по всем...
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии...
Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары...
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей: 080109...
Данное учебно-методическое пособие целостно воспроизводит современную теорию спора и содержит конспективное изложение учебного материала,...
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие федеральное государственное автономное...
Методическое пособие предназначено для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика....
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconМетодическое пособие для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Данное методическое пособие предназначено для студентов факультета «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и направлено...
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно методическое пособие, дисциплина: история Рекомендуется для...
Внутренняя политика государства в СССР. Особенности социально-экономической политики, национальной, идеологии
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие гос по предмету «Педагогика» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск