Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие





НазваниеПсихология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие
страница1/8
Дата публикации28.02.2015
Размер1.13 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный технологический университет»
Р.И.Зинурова


Психология и педагогика

этноса

Учебно-методическое пособие


Казань 2005
УДК 159.9

ББК 74.03

З 63

Психология и педагогика этноса: Учебно-методическое пособие / Р.И.Зинурова; Казан.гос. технол.ун-т. Казань, 2005. – 104с.
Учебно-методическое пособие написано в соответствии с программой дисциплины «Психология и педагогика этноса», входящей в национально-региональный компонент учебного плана по специальности 350500 «Социальная работа».

Раскрывает роль этнокультурной подготовки будущих специалистов социальной сферы, ориентирует в содержании и последовательности освоения курса. Содержит вопросы для подготовки к семинарам, темы сообщений, исследований, рефератов, курсовых работ, задания для самостоятельной работы студентов, краткий терминологический словарь, списки обязательной и дополнительной литературы, вопросы для самоконтроля, тестовые задания.

Предназначено для преподавателей и студентов гуманитарных специальностей, а также может быть использовано в процессе дополнительного профессионального образования.
Печатается по решению ученого совета социально-экономического факультета Казанского государственного технологического университета

Рецензенты:

д-р психол. наук, проф. Л.М. Аболин

д-р филос. наук, проф. Л.А. Волович


©Казанский государственный

технологический университет, 2005.

ВВЕДЕНИЕ




Возрастание роли этничности в так называемые «смутные времена» – реакция на неопределенность. Нетерпимость к неопределенности – одна из самых сильных психологических характеристик человека, способствующая его адаптации в окружающем мире. При разрушении любой государственной или социальной идеи, скреплявшей общество, в целях удовлетворения основной потребности человека в определенности на сцену выходит более древняя и устойчивая форма информационного структурирования мира – этническая.

В современном мире нередкой является ситуация утраты человеком внутренних связей и глубинного понимания своей собственной этнической культуры, что выражается в неосознанных (а иногда и осознанных) внутренних конфликтах с ней, например, коллективистские нормы культуры иногда воспринимаются человеком как внешне навязанные императивы, не разделяемые самим человеком. Об этом говорят и исследования психотерапевтов: в настоящее время более часто психические нарушения встречаются у представителей этнических меньшинств, подвергшихся ассимиляции, или у потомков межэтнических браков, т.е. в случаях, когда у человека не сформирована ясная и позитивная этническая идентичность.

Многие проблемы России, в том числе этнические конфликты, в значительной степени являются следствием массового социального невежества. Собственный жизненный опыт, а не глубокие знания, зачастую служит как для руководителей, так и для подчиненных главным критерием в профессиональной деятельности и повседневных поступках. Современный человек, даже не являющийся профессиональным руководителем, но работающий в социальной сфере, не может сегодня успешно адаптироваться к сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания конфликтогенных факторов и особенностей межэтнических отношений. И пока будет сохраняться и доминировать такой приоритет практики над теорией, все общественные проблемы будут оставаться неразрешенными. Таким образом, научно-практические знания в области этничности в современных условиях стали социально необходимыми.

Для того чтобы такого рода высококачественные знания получили широкое распространение в обществе, требуются условия для их трансляции через систему образования.

Познание межэтнических и этнокультурных процессов представляет собой довольно сложное занятие в силу противоречивости и неоднозначности последних. Для отечественной системы образования это обстоятельство усугубляется тем, что большинство основных понятий и явлений, связанных с этничностью в российской науке, до настоящего времени не получили окончательного объяснения и остаются дискуссионными. Поэтому дисциплины, включенные в учебный план подготовки специалистов социальной сферы, несут большую содержательную нагрузку и выходят за строгие рамки своих названий. Вышесказанное послужило основанием для включения в национально-региональный компонент образовательной программы подготовки специалистов социальной работы дисциплины «Психология и педагогика этноса».



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цели дисциплины
Целью настоящей дисциплины является формирование этнокультурной компетентности специалистов социальной сферы.

Россия – полиэтничное государство. В Российской Федерации живут представители более 170 этнических групп. Последнее десятилетие было особым для жизни народов страны и нашей республики. Одни называли его временем «взбунтовавшейся этничности», другие – «нового национального возрождения». Совершенно очевидно, что становление гражданского общества в российских условиях взаимосвязано с возросшей этничностью. Важнейшие социальные процессы реформирования различных сфер жизни имеют этническую вариативность. Этничность нередко приобретает декларационные, манифестные формы, становится мобилизующим средством в обретении достоинства, а подчас в коллективном стремлении к преимуществам на социально-политической арене и во многом определяет социальное поведение.

Характеристика современной ситуации в Республике Татарстан будет также неполной без актуализации проблемы межнациональных отношений в связи с резким ростом значимости этноконфессионального фактора в сознании и общественной жизни: подъема этнического и гражданского самосознания, роста религиозности и значимости этноконфессиональных ориентаций, мобилизации религиозности в идеологии общественно-политических партий и движений в условиях кардинальных трансформационных процессов: модернизации общества, демократизации и формирования гражданского общества, реформирования социально-экономической и политической системы.

В нашей республике большинство коллективов (учебных, трудовых, общественных) являются по составу многонациональными. Здесь наиболее ярко проявляются национальные особенности, традиции, нормы поведения людей, во многом влияющие на межличностные отношения.

Следует признать, что большинство социальных работников не готовы к управлению межнациональными отношениями и решению личностно-психологических проблем на национальной почве. Таким образом, в настоящее время возрастает актуальность этнической подготовки специалистов социальной сферы. Разработка этнических аспектов таких общих социальных проблем, как изменение социальной структуры трудовой занятости, миграционной подвижности, культурно-образовательной составляющей, имеет не только социально-политическую значимость для предотвращения социальных и этнических конфликтов, но и гуманистический смысл, поскольку содействует обеспечению равенства прав и возможностей людей разных национальностей. Вот почему сегодня к этносоциальной компетентности будущих социальных работников должны предъявляться самые высокие требования.
Задачи дисциплины:


  • дать студенту целостное представление об этнопсихологических особенностях и этнопедагогических традициях народов, проживающих в Российской Федерации, в частности, на территории Республики Татарстан,

  • научить будущих специалистов проводить социальную работу с учетом этнокультурной специфики регионов и территорий России и Татарстана.


Требования к уровню знаний студентов:
Студент, освоив данную дисциплину, должен знать:

  • предмет, цель и задачи этнопсихологии;

  • методологические основания изучения этничности и этнопсихологических исследований;

  • основные понятия этнической и кросс-культурной психологии: этнос, этническое самосознание, этническая идентичность, этноцентризм, этническая культура;

  • предмет, цель и задачи этнопедагогики;

  • факторы, методы и средства этнопедагогики.


Студент, освоив данную дисциплину, должен уметь:

  • организовывать на основе современных этносоциологических, этнопсихологических методов исследования по проблемам социальной работы в районе, регионе, стране;

  • разрабатывать стратегии и конкретные программы социальной работы с учетом этнопсихологических особенностей народов в районе, регионе, стране;

  • выбирать необходимые методы и технологии социальной работы с учетом этнического фактора;

  • проводить социальную и социально-педагогическую работу на основе этнопедагогических традиций жителей региона.


Содержание дисциплины основано на знаниях философии, социологии, общей и социальной психологии, общей и социальной педагогики, этнологии.


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Учебно-тематический план

(очная/заочная форма обучения)



Количество часов

п/п
Название тем и разделов

всего

лек.

прак.

СРС

1

Этнопсихология как

Междисциплинарная область знаний

3/5

1/1

2/-

-/4

2

История возникновения и становления этнопсихологии

4/5

1/1

-/-

3/4

3

Основные направления

Этнопсихологических исследований

4/5

1/1

-/-

3/4

4

Этническая социализация

5/5

1/1

2/-

2/4

5

Этнопсихология личности

5/4

1/-

2/-

2/4

6

Психология межэтнических

Отношений

5/4

1/-

2/-

2/4

7

Этническая идентичность

5/4

1/-

2/-

2/4

8

Этнопсихологические особенности народов мира

5/4

1/-

2/-

2/4

9

Методы, процедура и техника

Этнических исследований

5/4

1/-

2/-

2/4

10

Этнопедагогика – история и теория народного воспитания

1/3

1/-

-/-

-/3

11

Народное воспитание в наследии

классиков педагогики

3/3

1/-

-/-

2/3

12

Педагогическая культура и духовный прогресс народа

3/4

1/-

-/-

2/4

13

Народный идеал человека

3/3

1/-

-/-

2/3

14

Средства народной педагогики

3/3

1/-

-/-

2/3

15

Факторы народного воспитания

3/3

1/-

-/-

2/3

16

Современная народная педагогика

3/4

1/-

-/-

2/4

17

Общечеловеческие ценности в

народной педагогике

5/4

1/-

2/-

2/4

18

Этнопедагогические традиции

народов мира

5/3

1/-

2/-

2//3




Всего:

70/70

18/4

18/-

34/66
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск...
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям...
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconИтоговая проверочная работа по биологии за 1 полугодие
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям...
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие icon1 в молекуле ДНК по принципу комплементарности цитозин связан тремя водородными связями с
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям...
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования»
Учебное пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» для специальностей 020400 «Психология» и 310100 «Психология...
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическое пособие для выполнения контрольной работы по курсу «Психология и педагогика» составлено старшим преподавателем Л. В....
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconМетодические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика» Учебно-методическое пособие
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс....
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconКафедра общей и клинической психологии
Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М. Е. Волчанский, В. В....
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconУчебно-методическое пособие москва 2005 Одинцова В. П., Федоров И....
Одинцова В. П., Федоров И. В. Планы семинаров по курсу «Социальная психология» для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»:...
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
«050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconЮ. В. Родионова Психология и педагогика Часть 1 «Психология»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов негуманитарного направления подготовки. В результате изучения дисциплины...
Психология и педагогика этноса Учебно-методическое пособие iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск