Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования»





НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования»
страница1/4
Дата публикации07.04.2015
Размер0.8 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Психология > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4



УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Учебно-методическое пособие по дисциплине
«Психологическая служба в системе образования»

Составитель: Махмутова Р.К., кандидат психол.н,

ст.преподаватель кафедры общей психологии УдГУ

ИЖЕВСК 2006

Учебное пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» для специальностей 020400 «Психология» и 310100 «Психология и педагогика»
Составитель: Махмутова Р.К., кандидат психол.н., ст.преподаватель кафедры общей психологии УдГУ

В учебном пособии даны методические рекомендации студентам психологических специальностей по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Психологическая служба в системе образования». Каждый раздел пособия посвящен определенной теме, включает в себя ее краткое содержание, задания для самостоятельной работы студентов, список необходимой для подготовки литературы, темы рефератов и докладов, контрольные вопросы.

Пособие адресовано студентам, обучающим­ся по специальности «Психология», а также психологам, соци­альным педагогам и руководителям учреждений образования.

Предисловие от составителя

Учебное пособие, которое Вы держите в руках, разработано в целях совершенствования навыков обучения студентов-психологов, и повышения эффективности учебной деятельности на семинарских и практических занятиях по курсу «Психологическая служба в системе образования».

Для студентов-психологов курс «Психологическая служба в образовании» является одним из базовых для успешного осуществления профессиональной практической деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

В данном курсе дано изложение основных теоретических, методических и практических вопросов организации и реализации работы психологической службы в системе образования.

Тесная связь дисциплины «Психологическая служба в образовании» с такими курсами, как: «Психология личности», «Психология развития», «Психодиагностика», «Педагогическая психология», «Психологическое консультирование», «Психологическая коррекция», требует его проведения на последних годах обучения.

Пособие состоит из трех разделов.

Раздел I. «Психологическая служба образования» знакомит с историей становления практической психологии образования в нашей стране и за рубежом, целью и задачами психологической службы в образовании, характеристикой основных видов деятельности психолога в системе образования. В качестве основной модели организации психологической службы в системе образования представлено психологическое сопровождение образовательного процесса.

Раздел II. «Практическая деятельность психолога образования» знакомит со спецификой практической деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении, начальной, основной и старшей школах, а также в системе дополнительного, специального, профессионального и высшего образования. Представлена специфика профилактической, консультативной, диагностической, просветительской и коррекционной деятельности психолога с разными возрастами.

Раздел III «Нормативно-правовые основы деятельности психолога образования» рассказывает о структуре психологической службы образования, знакомит с документами, регламентирующими работу психолога образования, и отчетностью психологов в различных образовательных учреждениях.

Всего в указанные разделы объединено 13 тем. Темы первого и второго разделов представлены по единой схеме. В начале приведено краткое содержание тематического материала, частично соответствующее лекционному курсу - Основное содержание темы. Далее приведен Cписок используемых терминов, интерпретация которых будет являться одной из учебных задач студентов. Кроме того, к каждой теме представлены Вопросы для обсуждения (это может быть и индивидуально выполненное задание – выступление студента на занятии, так и тема групповой дискуссии). В части Рефераты и доклады указаны темы для самостоятельной исследовательской работы. Под заголовком Литература студент может найти список литературы, необходимой для подготовки по данной теме.

К темам третьего раздела в виде таблиц приведены нормативные акты и отчетность психологов образования, изучение которых является задачей курса.

В целом, данное пособие выступает в качестве информационного и практического источника и может быть использовано как для очного, так и заочного обучения.

Раздел I. «Психологическая служба образования»
1.1. История становления практической психологии образования в нашей стране и за рубежом………………………………………………….....5

1.2. Цели и задачи психологической службы в образовании………………8

1.3. Основные виды деятельности психолога в системе образования…..11

1.4. Модели организации психологической службы в системе образования……………………………………………………………………..15

1.5. Психологическое сопровождение образовательного процесса………16


    1. История становления практической психологии образования в нашей стране и за рубежом.


Основное содержание темы

Становление и функционирование школьной психологии в США, Франции, странах Восточной Европы. Отечественные поиски форм практического участия психологов в деятельности школы. Педология. Экспериментальная деятельность НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Поиск форм практического участия психологов в деятельности школы. Основные вехи на пути становления психологической службы образования в России.



Психология образования, педагогическая психология, педология, служба «гайденс», психолог-практик, когнитивно-центрированный и личностно-центрированный подходы в обучении



Вопросы для обсуждения

  • Общие тенденции развития психологической службы образования в различных странах мира.

  • Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования.


Рефераты и доклады


  1. Специфика деятельности школьной психологической службы («гайденс») в США.

  2. Перспективы развития школьной психологии в современном мире.

  3. Различные формы школьной дифференциации и их обоснование.




Детский практический психолог. - 1995-1997, раздел «Психологическая служба за рубежом»

Лихи Т. История современной психологии. – М., 2003

Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского.- М., 1989.

Перспективы развития школьной психологии в современном мире / Под ред. Р.А. Сай, Т. Окланд. –М., 1989.
1.2. Цели и задачи психологической службы в образовании
Основное содержание темы

Определение и основные аспекты психологической службы образования. Теоретические основания службы. Обеспечение психического и психологического здоровья школьников как основная цель психологической службы. Задачи психологической службы образования.










Вопросы для обсуждения



  • Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (например, в детском саду, школе, лицее, колледже, интернате для детей, лишенных попечения родителей, и др.).

  • Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.


Рефераты и доклады


  1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении.

  2. Принципы работы школьного психолога. Его права и обязанности.

  3. Факторы эффективности деятельности психолога образования.

  4. Адаптационный период работы психолога в образовательном учреждении, факторы, влияющие на его протекание.

  5. Этические принципы деятельности психолога образования.

  6. Школьная дезадаптация. Её профилактика, диагностика и коррекция.





1. 3. Основные виды деятельности психолога в системе образования
Основное содержание темы

Диагностическая работа школьного психолога в старших классах.

Диагностическая работа - традиционное звено работы школьного психолога, исторически первая форма школьной психологической практики. Сегодня она по-прежнему отнимает львиную долю рабочего времени специалиста.

Школьная психодиагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Психодиагностические данные необходимы:

- для составления социально-психологического портрета школьника, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в
обучении, общении и психическом самочувствии.

- для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Однако диагностика и ее данные не могут становиться самоцелью.

Битянова М.Р. и ряд других ученых выделили основные принципы построения и организации психодиагностической деятельности школьного психолога:

Соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям школьной психологической деятельности, т.е. используемый прием должен выявлять именно те психологические особенности школьника, знание которых необходимо для его успешного обучения и развития в школьной среде. Результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом языке», либо легко поддаваться переводу на такой язык, т.е. опираясь на результаты диагностики, психолог или непосредственно сам педагог могут судить о причинах учебных или поведенческих трудностей ребенка и создавать условия для успешного усвоения знаний и эффективного общения. 3. Прогностичность используемых методов, т.е. возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальних этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности.

Развивающий потенциал, т.е. возможность получения развивающего потенциала самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

Экономичность процедуры, хорошая школьная методика - это короткая многопрофильная процедура, существующая как в индивидуальном, так и в групповом варианте, легкая в обработке и однозначная в оценке полученных данных.

Психологическая профилактика. Психопрофилактическая работа - мало разработанный вид деятельно­сти школьного психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к школьной психологической службе. Мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для это­го развития.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания школьников.

Содержание психопрофилактической работы психолога:

1. Психологи следят за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе; ведут работу по предупреждению психологической перегрузки школьников.

2. Одно из центральных условий психического развития - благоприятный психологический климат в школе. Психолог оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе, способствует улучшению форм общения педагогов с учащимися, родителей с детьми и, наконец, учащихся между собой.

3. Большое внимание психолог должен уделять предупреждению возрастных осложнений с связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Психологическое просвещение. Особенности психологического консультирования в условиях образовательного учреждения.

Психологическая коррекция. Психокоррекция — это совокупность психологических приемов, ис­пользуемых психологом для исправления недостатков психически здорового человека (Р.С.Немов), не имеющих органической основы и не представляющих собой такие устойчивые качества, которые формируются в раннем детстве и в дальнейшем практически не изменяются (А.А.Осипова). Подросткам с отклонениями в интеллектуальном развитии и психопатическим личностям противопоказана психотерапия, по отношению к ним используется психокоррекция аномального развития.

Психокоррекционная работа в учреждении образования представляет
собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Она осуществляется в двух взаимосвязанных формах: симптоматической, направленной на отдельные отклонения, и этимологической, ориентированной на источники и причины этих отклонений. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное.

Методологические подходы к проблеме психокоррекции, принятые за рубежом, можно разделить на две большие группы — психодинамические и поведенческие — в зависимости от ориентации на ту или иную парадигму предмета психологии — сознание или поведение. Указанные подходы обусловливают цели, стратегии, тактики и методы психокоррекционной работы и подростками.

В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, а также детский психоанализ. Поведенческий подход связан с формированием у подростка оптимальных моделей адаптивного поведения и поведенческих навыков путем научения, развития исполнительской компетентности (тренинг поведения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развития саморегуляции.

Деятельностный подход, сформировавшийся преимущественно в отечественной психологической школе, предполагает коррекцию за счет организации специального обучения деятельности, в ходе которой подвергающийся коррекции человек овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне осуществлять контроль и управление внутренней и внешней активностью (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин).

Кмпоненты Профессиональная готовность психолога к коррекционному воздействию включает три компонента (А.А.Осипова):

теоретический — знание теоретических основ психокоррекционной работы, ее способов и методов;

практический — владение конкретными методами и методиками психокоррекционной работы;

личностный — психологическая проработанность у специалиста собственных проблем в тех сферах, которые он предполагает корректировать у клиента.

Алгоритм составления психокоррекционной программы: четкая формулировка цели коррекционной работы; выделение круга решаемых задач; определение методологии и содержания программы; выбор стратегии и тактики проведения психокоррекционной работы, соответствующей возрасту.

На эффективность психокоррекционного воздействия влияет множество факторов: личностная и профессиональная компетентность психолога, психотерапевтический контакт с клиентом, выбор технологии, психологическая поддержка окружающих и др.

Психологическая диагностика. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования. Продолжительность различных видов работ практического психолога образования

(ориентировочные нормы )

№ п/п


Вид работы


Среднее время, ч


Примечания

1.

Индивидуальная психодиагно­стическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомен­даций.

3,5 - 6

Из расчета на одного человека

2.

Групповая психодиагностиче­ская работа, подготовка к обсле­дованию, его проведение и об­работка результатов, оформле­ние заключения и рекоменда­ций.

16—20

Из расчета на 15 человек

3.

Индивидуальная и групповая консультативная работа с уча­щимися, оформление результа­тов.

1,5—3

На одну беседу

4.

Индивидуальная развивающая и психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов

30—60

На один цикл

5.

Подготовка и проведение педагогического консилиума, оформление результатов

5—7

На один консилиум (без учета диагностической работы0

|>.lit

6.

Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов.

1,5—2,5

На одну беседу

7.

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов.

1,0—2,5

На одну беседу

8.

Деловые игры, тренинги и дру­гие формы активной психологи­ческой работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов.

30—40

На один цикл

9.

Подготовка и выступление на педсовете, методическом объе­динении, родительском собра­нии и др., оформление резуль­татов.

1—4

На одно мероприятие

10.

Подготовка и проведение «психологических часов» для детей, оформление результатов

1,5—3,0

На одно занятие

11.

Ежедневное итоговое оформление документации.

0,5—1,0




12.

Методическая работа1.

18

В неделю

Дополнительно для психологов, работающих в центрах

13.

Подготовка и проведение семи­наров практических психологов учреждений, оформление ре­зультатов.

2—4

На одно занятие

14.

Проведение массовых обследо­ваний по заказам школ (с учетом диагностической рабо­ты), оформление заключения и рекомендаций.

40—60

На группу обследуемых в 15—30 чел.

15.

Участие в совещаниях, заседа­ниях управлений образования и других управленческих учреж­дений.

По

потреб­ности





Этапы проектирования образовательных программ: мотивационный, концептуальный, проектный, реализация проекта, рефлексивно-диагностический.

Основная цель психологического консультирования — оказание психо­логической помощи, в ходе которого клиент обнаруживает и мобилизует свои личные ресурсы для решения проблем гармонизации отношений с ок­ружающими, самим собой.

Групповое консультирование проводится в тех случаях, когда пробле­ма обращения в консультацию связана с трудностями межличностного взаимодействия участников группы (семьи, актива класса, школы и др.).

Групповое консультирование предполагает следующие этапы: •

  • сбор информации в ходе группового интервью, анкетирования;

  • анализ собранных данных; постановка диагноза, обсуждение;

  • поиск решений в ходе обсуждения заключения психолога;

  • принятие решения.


Ход и итоги консультативной работы фиксируются в соответствующей карточке, помогающей в дальнейшем провести анализ обращений.

Карта консультативного приема

Дата _____________

Имя и отчество клиента_____________________________________________________________

Возраст_________________

Профессия________________4. Семейный статус_______________________________________

Анализ жалобы:

а) явный уровень б) скрытый уровень (если выражен)

________________________________ ______________________________________

________________________________ ______________________________________

Субъективный локус жалобы Объективный локус жалобы

(на кого жалуется клиент) (на что жалуется клиент)

________________________________ ______________________________________

________________________________ _______________________________________

Проблема (суть затруднений клиента: «хочу то-то, но не могу» и др.)_______________________

__________________________________________________________________________________

Самодиагноз (как объясняет клиент причины затруднений)_______________________________

__________________________________________________________________________________

Запрос (какой помощи ждет: «посоветуйте», «научите», «повлияйте» и др.)_________________

__________________________________________________________________________________

Начальное состояние клиента (нужное отметить):

тревога 

неуверенность 

уныние 

потрясение

порочный круг конфликта 

поиск участия 

психологическая интоксикация 

эстетизация личностных проблем 

манипуляци

другое_________________


Характер консультации (нужное отметить):

общая эмоциональная поддержка 

рекомендации в области личных проблем 

поддержка принятого решения 

рекомендации в области отношений с детьми

анализ и обсуждение жизненной ситуации и жизненной альтернативы 

информация о возрастных особенностях

детей 

информация о супружеских и семейных взаимоотношениях 

рекомендации в области профессиональных проблем 

информирование – направление в другие учреждения (непсихиатрические) 

другие рекомендации (указать)_____________

_______________________________________

Прочие формы (указать)_____________________________________________________________



Случай относится к разряду (отметить):

острых, требующих незамедлительной помощи 

требующих передачи другому психологу-консультанту 

несущих суицидальную опасность

требующих дополнительных встреч 

требующих помощи других специалистов (психиатра, логопеда, социального педагога и др.) 





Удовлетворенность клиента консультацией (по оценке консультанта):

5- абсолютно удовлетворен

4 – скорее удовлетворен

3 – трудно сказать

2 – скорее неудовлетворен

1 - неудовлетворен

Подготовка и выступление психолога на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей, родительских собраниях

Выступление перед педагогами и родителями — одна из форм психопрофилактлческой работы практического психолога в образовательном учреждении.

Процесс подготовки выступления предполагает:

  • сбор информации об аудитории и ситуации, запроса на психологическую информацию;

  • постановку и уточнение целей выступления;

  • отбор материала для устного сообщения и наглядного предъявления;

  • подготовку текста или тезисов выступления.

Педсовет как высший орган образовательного учреждения имеет свою специфику, отличающую его от других форм коллективной работы. Выступ­ления психолога на педсоветах, совещаниях, объединений могут быть направлены на решение следующих задач:


  1. Обогащение педагогов теоретическими знаниями по заявленной проблеме, создание у участников учебно-воспитательного процесса единого понятийного пространства.

  2. Анализ результатов изучения состояния педагогического процесса,
    уровня развития учащихся и воспитанников.

  3. Организация поиска коллективного решения педагогов, выполнение
    конкретных психолого-педагогических действий.

Выделенные выше задачи соответственно предполагают следующие ви­ды взаимодействия:

  • передачу психологических знаний;

  • обмен психолого-педагогической информацией о детях, ее обсуждение;

  • совместные действия по планированию и реализации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

Если передача психологических знаний адресована всему педагогиче­скому коллективу, то организация совместной работы по планированию и реализации корекционно-развивающих программ предполагает ограничение аудитории теми педагогами, которые непосредственно являются субъектами коррекционно-развивающего процесса, имеют доверительные, равноправные отношения с детьми, принимают задачи и разделяют ответственность за результаты работы.

Выступление может быть построено на материале анализа психологиче­ской литературы, результатов фронтальной диагностики за прошедший учебный год или возрастной период, плана совместных акций.

Выступление может носить характер обзорной лекции, групповой кон­сультации, изложения мнений в рамках «круглого стола или деловой игры и пр.

Для обеспечения эффективности делового общения в процессе выступ­ления важен учет ряда факторов:

— характера мотивации слушателей;

  • их готовности к восприятию психологической информации;

  • возможности получения обратной связи;

  • физического состояния слушателей.

Внимания и заинтересованности слушателей при выступлении можно достичь за счет:

  • краткости и точности формулировок, структурированности текста высказывания;

  • манеры изложения — образной и доступной для конкретной аудитории;

  • выявления противоречивых позиций, порождающих сомнение, интерес у слушателей;

  • обсуждения альтернативных вариантов решения проблемы, анализа их достоинств и недостатков;

  • доверия к аудитории — готовности обсуждать в выступлении свой
    личный и профессиональный опыт;

  • выражения заинтересованности в продолжении сотрудничества.








Вопросы для обсуждения

Оформить таблицу для четырех возрастных ступеней – дошкольники, младшие школьники, подростки, старшеклассники, по следующему принципу

Диагностируемый параметр

Рекомендуемые диагностические методы и методики

Литературный источник

1

2

3


Рефераты и доклады


  1. Психологический диагноз.

  2. Изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы.

  3. Типы психологических рекомендаций

  4. Место психолога в педагогическом коллективе. Формы работы с учителями.

  5. Специфика работы психолога образования с родителями. Родительские группы.




1.Реан А.А. Психологическая служба школы. СПб, 2002

2.Бурменская Г.В. и др. Возрастно - психологическое консультирование:

проблемы психического развития детей. М.: Изд-во МГУ, 1990

З.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для вузов рек. советом по психологии) /Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. - М.: Academia, 2002

4.Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. - М.: Интор, 1997

  1. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка.

  1. Профессиональная этика практического психолога.

  1. Взаимодействие психолога с педагогами, родителями и
    администрацией детских учреждений.

Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1989.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте пси­хологической службы. Руководство практического психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.

Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 1995.

Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психоло­гические основы развивающего обучения. — М., 1995.

Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психичес­кого развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1981.


1. 4. Модели организации психологической службы в системе образования
Основное содержание темы

Модель научно-методическое руководства психологом учебно-воспитательным процессом Ю.З. Гильбуха, А.И. Красило, Р.В. Овчаровой. Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности психологической природы, в рамках модели Н.И. Гуткиной, Т.А. Шиловой. Сопровождение ребенка в процессе всего дошкольного и школьного детства.








Вопросы для обсуждения
Рефераты и доклады


  1. Школьная дезадаптация, педагогическая запущенность. Их профилактика, диагностика и коррекция.

  2. Психолого-педагогический консилиум.


Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

Глассер У. Школы без неудачников. -— М., 1991.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М, 1994.

Кала У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. — М., 1986.

Кон И. С. Ребенок и общество. — М, 1988.
1. 5. Психологическое сопровождение образовательного процесса
Основное содержание темы

Цель, задачи, формы сопровождения. Содержание психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. Психологическое сопровождения школьников, родителей, учителей. Психолого-медико-педагогический консилиум. Мониторинг развития ребенка. Психологическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений. Гуманитарная экспертиза образования.
При таком подходе объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормальною развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
— психологическое обеспечение образовательных программ;
— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.


Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временноў й перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.







Вопросы для обсуждения
Рефераты и доклады

  1. Психологическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений.

  2. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации учащихся к новым условиям обучения.

  3. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения




  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие экологическое право
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Экологическое право» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconПрограмма по дисциплине «Психологическая служба в образовании»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «мировая экономика» («The...
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Мировая экономика " – спб.: Изд. Рггму, 2012. – 29 с
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического...
Данное учебно-методическое пособие является не только источником информации для усвоения, но и выполняет функцию организации творческого...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «делопроизводство в кадровой службе»
Вражнова М. Н. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Делопроизводство в кадровой службе». – М.: Мади (гту), 2009. – 35 с
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Т 801 Субъективные основания уголовной ответственности: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. А....
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по учебной дисциплине
Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconМетодическое пособие по дисциплине «Логика»
Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психологическая служба в системе образования» iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов всех форм обучения, обучающихся в Юридическом институте Сибирского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск