Скачать 1.66 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ И ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ПЕДИАТРИИ С КУРСОМ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по специальности 060103.65 Педиатрия (Methods Handbook) Казань 2013 УДК 613.95(о75.8) ББК 51.204.0я73+51.286я73 Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета Составители: заведующий кафедрой, д.м.н., профессор Р.А Файзуллина; д.м.н., доцент Х.М.Вахитов; к.м.н., доцент Е.А.Самороднова; к.м.н., доцент Л.З.Шакирова; к.м.н., доцент А.М.Закирова; к.м.н., ассистент З.Я.Сулейманова Рецензенты: Зав. кафедрой госпитальной педиатрии с курсами поликлинической педиатрии и последипломного образования ГБОУ ВПО КГМУ д.м.н., профессор Булатов В.П. Зав. детским стационаром ГАУЗ «ГКБ№18» г. Казани, к.м.н. Мороз Т.Б. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Формирование здорового образа жизни у детей» для обучающихся по специальности 060103.65 Педиатрия (Methods Handbook). / Файзуллина Р.А, Вахитов Х.М., Самороднова Е.А. и др. // под общ. ред. профессора Р.А Файзуллиной. – Казань: КГМУ, 2013. – 94 с. Учебно-методическое пособие (Methods Handbook) составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2010) по специальности 060103.65 «Педиатрия» и рабочей программой по дисциплине. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета КГМУ. © Казанский государственный медицинский университет, 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Обращение к обучающимся Уважаемые студенты! Вы приступаете к изучению первой клинической медицинской дисциплины педиатрического профиля – Формирование здорового образа жизни у детей. Главная задача дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей» – познакомить вас с принципами формирования знаний, навыков и умений здорового образа жизни детей, обеспечения личной безопасности ребенка. Дети — это наше будущее, и обеспечение их здорового роста и развития должно быть важнейшей задачей всех сообществ – это одно из положений Всемирной организации здравоохранения. Здоровье ребенка как процесс адаптации к окружающей среде, целостное состояние организма особенно интенсивно формируется в раннем детстве. Биологической задачей этого периода в жизни ребенка является обеспечение роста и качественного развития его организма, социальной - обучение тем формам и навыкам самостоятельной индивидуальной и общественной деятельности, которые в дальнейшем понадобятся ребенку как члену малых и больших социальных групп. Процесс формирования здоровья ребенка в значительной степени зависит от образа жизни и здоровьеформирующей деятельности семьи, но также велика роль педиатров в свете профилактической составляющей его деятельности. И в ваших силах будет принять посильное участие в деле воспитания у каждого человека бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к самой большой ценности; на обучение родителей позитивным способам и методам формирования здоровья детей; на повышение уровня интеллектуального и культурного развития родителей, их ответственности за индивидуальное развитие и здоровье детей, так как именно в семье в большей степени осуществляется функция "здоровой социализации" ребенка и приучение его с раннего детства к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Вы впервые приходите в клинику на 1 курсе и начинаете общаться с пациентами с позиции врача. И сразу, с первого шага на врачебном поприще, вам необходимо овладеть очень сложной и важной наукой взаимоотношения с детьми и их родителями, так как вам будут доверять самое драгоценное, что есть у человека – здоровье и жизнь ребенка. Вы поступили в наш медицинский университет на педиатрический факультет и уже с первого года обучения должны понимать, что ваша будущая специальность педиатрия — это не просто наука о ребенке. «Но сложность ее в том, что она занимается не только ребенком, но и имеет дело со взрослыми — родителями, родственниками. Сколько страданий и надежд родителей и близких видит и чувствует педиатр! И сколько педиатру надо потратить знаний, душевных сил, умения, чтобы вернуть ребенку здоровье, а родителям — улыбку. Желание человека, решившего стать детским врачом, изучить и познать творчески выбранную профессию, и есть первый шаг в выборе специальности. Но мало одного желания: нужны, как музыканту, — слух, особые человеческие качества: озаренная внутренним душевным светом любовь к детям, желание отдать всего себя этому благородному и святому делу — борьбе за здоровье ребенка» - так писал известный российский педиатр В.А.Таболин. Дисциплина «Формирование здорового образа жизни у детей» - это ваш первый шаг в профессию, желаем вам счастливого пути! Цель освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей» является выработать у будущих врачей-педиатров сознательное отношение к здоровью, воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье детей-пациентов. Место дисциплины в структуре ФГОС ВПО Дисциплина «Формирование здорового образа жизни у детей» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (С.3)1. Данная дисциплина является первой клинической дисциплиной, во время изучения которой студенты впервые учатся обращаться с детьми в условиях детских больниц и других лечебно-профилактических учреждений. Преподавание призвано воспитать у студентов чуткое и бережное отношение к здоровому и больному ребенку, умение понимать психическое состояние ребенка и его родителей. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины, формируются: - в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (С.1), в том числе при изучении истории медицины, латинского языка; - в цикле математических, естественнонаучных дисциплин (С.2), в том числе при изучении физики, математики, медицинской информатики, химии, биологии, нормальной анатомии. Дисциплина «Формирование здорового образа жизни у детей» является предшествующей для изучения дисциплин:
пропедевтика детских болезней, основы формирования здоровья детей и подростков, факультетская педиатрия, поликлиническая педиатрия, гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.
производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала», производственная практика «Помощник палатной медицинской сестры», производственная практика «Помощник процедурной медицинской сестры». Специфика изучения дисциплины, значение изучаемой дисциплины для практической деятельности специалиста Наиболее важные моменты изучения дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей» - это освоение принципов этики и деонтологии взаимоотношений со здоровым и больным ребенком и его родителями. Кроме того, значительная часть учебного времени будет посвящена вопросам пропаганды здорового образа жизни среди детского и взрослого населения как основы будущих знаний по профилактике. В процессе изучения дисциплины вами также будут освоены основные принципы ухода за здоровыми и больными детьми различных возрастных групп. Не овладев в совершенстве этими базисными педиатрическими знаниями, трудно рассчитывать на качественную подготовку врача любой специальности на старших курсах. Полноценное усвоение материала при изучении дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей» является необходимым условием для успешного обучения на кафедрах педиатрического профиля. Результаты обучения в органической увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по основной образовательной программе Изучение дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей» ставит своей целью разрешение следующих вопросов: - понятие о здоровье, его составляющих; - понятие о здоровом образе жизни, роли семьи и медработников в его формировании; - освоение основных принципов ухода за здоровым ребенком; - освоение основных принципов ухода за больным ребенком с различными заболеваниями; - освоение основных принципов ухода и питания ребенка первого года жизни; - знакомство с основами оказания доврачебной помощи при неотложных состояниях у детей. Перечень задач, которые обучающиеся должны решать по окончании изучения дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей»:
Перечень, утвержденных ФГОС ВПО по специальности 060103.65 Педиатрия, общекультурных компетенций (ОК), профессиональных компетенций (ПК), которые формируются в результате изучения, в том числе, дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей»:
Перечень вопросов, квалификационных требований, которые обучающийся должен знать и уметь, которыми должен владеть по окончании изучения дисциплины: Студенты должны иметь представление:
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Студент должны владеть навыками:
Количество зачетных единиц и объем часов, предусмотренных ФГОС ВПО, учебным планом по специальности 060103.65 Педиатрия на изучение дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей» Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы. Общий объем часов – 72 ч. Общий объем аудиторных часов – 48 ч. Объем часов, предусмотренных на лекции – 14 ч. Объем часов, предусмотренных на практические занятия – 34 ч (из них 3 ч – на интерактивные формы обучения). Объем часов, выделенных на самостоятельную работу – 24 ч. Материально-техническое обеспечение дисциплины Лекции по дисциплине «Формирование здорового образа жизни у детей» читаются в аудитории клиники им. Меньшикова в соответствии с расписанием. Практические занятия проводятся в соответствии с расписанием на базе детских городских клинических больниц г. Казани: 1) Детский стационар ГАУЗ «ГКБ №18»: ул. Зорге, 2а (3 учебных комнаты); 2) Педиатрическое отделение ГАУЗ «Клиника КМУ»: ул. Толстого, 4 (2 учебные комнаты). Перечень методических пособий, используемых в процессе обучения: 1. Пикуза О.И., Булатов С.А., Закирова А.М., Магсумова Д.Р. Методики выполнения практических навыков по общему уходу за больным ребенком. Методические рекомендации. — Казань: КГМУ, 2006. — 30 с. 2. Физическое развитие ребенка / Файзуллина Р.А. и др. Метод. рекомендации для студентов. Казань: КГМУ, 2011. — 86 с. 3. Нервно-психическое развитие ребенка. /Файзуллина Р.А. и др. Методические рекомендации. — Казань. — 2011. — 120 с. 4. Питание детей старше года / Файзуллина Р.А. и др. Метод. рекомендации для студентов медицинских ВУЗов. Казань: КГМУ, 2011 — 83с. 5. Основы диетологии детей 1 года жизни / Файзуллина Р.А. и др. Методическое пособие для системы последипломного образования. — Казань: КГМУ, 2011. — 91 с. В процессе обучения используются предметы ухода за больными и приспособления для выполнения лечебных и диагностических манипуляций (лекарственные препараты для парентерального, перорального и наружного применения, банки, грелки, горчичники, одноразовые иглы, шприцы, венозные жгуты, кружки Эсмарха, желудочные зонды, катетеры, электронные весы, ростомеры и т.д.). Перечень электронных пособий:
- Электронные презентации и слайды (для overhead) по лекционному курсу. Перечень оборудования: Компьютер – Celeron с монитором, оверхэд Quadra Vega F, сканер Epson Perfection 1260 видеомагнитофон Panasonic, телевизор «Рубин», принтер Samsung SCX4200, ноутбук Acer AS5102 WLMi, проектор LG DX130 DLP, проигрыватель DVD, Samsung V5500, пульт дистанционного управления Logitech, система звукоусиливающая переносная Fender Passport PD150, система радиомикрофонная с петличным микрофоном Shure ETPO, система радиомикрофонная с ручным микрофоном Shure ETV58D, сканер Epson 3590, компьютер View Sonic c монитором. Перечень доступных электронно-библиотечных систем: Интернет-ресурсы для учебной и научно-исследовательской работы Сайты медицинских издательств 1. Издательство «Медицина» - www.medlit.ru 2. Издательский дом «Русский врач» - www.rusvrach.ru (журналы «Врач», «Фармация», книги серии «Практическому врачу») 3. Издательство Российской академии медицинских наук - www.iramn.ru (книги по всем отраслям медицины) 4. Издательский дом «Практика» - www.practica.ru (переводная медицинская литература) 5. Издательский дом «Гэотар-МЕД» - www.geotar.ru (учебная литература для базисного и последипломного образования врачей) 6. «Медиасфера» - www.mediasphera.aha.ru (журналы «Вестник дерматологии и венерологии», «Вестник отоларингологии», «Доказательная кардиология», «Проблемы репродукции». Кокрановская библиотека) 7.Издательство MediaMedica — www.consilium-medicum.ru Электронные версии журналов 1. «Врач и информационные технологии» - www.idmz.ru, idmz@.mednet.ru 2. «Казанский медицинский журнал» - http://www.kcn.ru/tat_en/science/kazmed/index.html 3.«Профилактика заболеваний и укрепление здоровья» www.mediasphera.aha.ru/profil/prof-mn.html 4.«Российский вестник перинатологии и педиатрии»- http://www.pedklin.ru/ 5. «Русский медицинский журнал»- http://www.rmj.ru/ 6. « Педиатрия» - http://www.pediatriajournal.ru/ Руководства по различным медицинским специальностям 1 .Medlinks.ru – www. medlinks.ru/sections/php (книги и руководства) 2. National Academy Press – www.nap.edu (руководства) Библиотеки: 1. Библиотечный on-line центр – www.ditm.ru (доступ к базе данных по медицине, библиографические описания фонда ГЦНМБ) 2. Научная электронная библиотека - www.elibrary.ru (научные статьи из 2000 журналов с 1991г., электронные версии книг по медицине) 3. Научно-медицинская библиотека Казанского ГМУ - www.kgmu.kcn.ru/content/library/resources 4. Российсккая государственная библиотека - www.rsl.ru 5. Центральная научно-медицинская библиотека ММА им. И.М. Сеченова - www.scsml.rssi.ru 6. Электронный каталог «Медицинская книга» - http://develop.medknigaservis.ru/ 7. Консультант студента (электронная библиотека) - www.studentmedlib.ru Общемедицинские и официальные службы 1. Министерство здравоохранения РФ - www.minzdravsoc.ru 2. Министерство здравоохранения РТ – www.minzdrav.tatarstan.ru 3. Всемирная организация здравоохранения - www.who.int/ru/index.html Медицинские общества, сообщества 1. Союз педиатров России – www.pediatr-russia.ru 2. Кокрановское сообщество - www.cochrane.ru Электронный каталог НБ КГМУ www.kgmu.kcn.ru:8888/cgibin/ В библиотеке КГМУ внедрена автоматизированная библиотечная система «ИРБИС» (irbis64r_01/cgiirbis_64.exe). Вы имеете возможность не только проконтролировать правильность отражения взятых книг в электронном формуляре, но и осуществлять предварительный заказ литературы из фонда НБ КГМУ через Web-ИРБИС. Учебно-методические материалы по дисциплине размещены на кафедральном сайте (доступ через сайт КГМУ www.kgmu.kcn.ru) . Порядок допуска в аудитории Допуск в учебные комнаты на клинических базах кафедры осуществляется в соответствии с расписанием, графиком консультаций и отработок пропущенных занятий, размещенных на кафедральных стендах и сайте кафедры, а также в соответствие с режимом работы лечебно-профилактических организаций. Режим работы библиотеки КГМУ: с 8.30 до 17.30, читальные залы – с 8.30 до 18.30, выходной день – воскресенье. Права и обязанности студента, требования к обучающимся, касающиеся учебного процесса и учебной деятельности Нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие права и обязанности студента
Посещение занятий Для того чтобы успешно освоить дисциплину, студент должен посещать все учебные мероприятия, которые регулируются учебным расписанием, утвержденным учебной частью КГМУ. Таким образом, студент обязан посещать все лекции и практические занятия. Присутствие студентов фиксируется лектором, преподавателями, старшим лаборантом кафедры и старостами групп. Причиной отсутствий может быть только уважительная причина, подтверждённая официальным документом (медицинской справкой, справкой из деканата). В случае заболевания или других причин, по которым студент не может присутствовать на занятиях, он должен поставить в известность деканат и кафедру, предоставить медицинскую справку или другой документ (например, справку из деканата, Управления по воспитательной работе и др.), объясняющий его отсутствие на аудиторных занятиях. Однако это не освобождает студента от отработки занятий. Ликвидация академических задолженностей Пропущенные занятия обязательно отрабатываются. Ликвидация академических задолженностей осуществляется на основании Положения «О порядке ликвидации академических задолженностей в Казанском государственном медицинском университете» (2009). График ликвидации академических задолженностей, пропусков занятий устанавливается решением кафедры и вывешивается на стендах и сайте кафедры. В случае возникновения вопросов студент может обратиться к лаборантам, преподавателю, который вёл занятие, начальнику учебной части кафедры, лектору, заведующему кафедрой. Форма отработки занятий устанавливается на основании нормативных документов Казанского ГМУ, решений Учёного совета Казанского ГМУ, решений учёных советов факультетов, приказов ректора, распоряжений учебно-методического управления, решением кафедры. Отработать пропущенные лекции можно устно и/или письменно в различных формах, утвержденных кафедрой пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии. Например, предоставить материалы пропущенной лекции, написать реферат на тему пропущенной лекции, устно ответить на вопросы лектора, отработать практическое занятие с другой группой, выполнить письменную контрольную работу, решить тестовые задания или ситуационные задачи, обследовать больного с написанием фрагмента истории болезни (по отрабатываемой теме). При пропуске более 50% объема аудиторных часов согласно учебному плану по дисциплине студент не аттестуется и должен пройти обучение заново в полном объеме (с другой группой). В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов КГМУ (2010) отработка лекций оценивается с использованием понижающего коэффициента 0,5. При отработке практических занятий в форме аудиторной работы (с другими группами) используется понижающий коэффициент 0,75. При отработке практических занятий в форме рефератов, устных ответов для оценки используется понижающий коэффициент 0,5. Необходимые принадлежности для лекции и практического занятия У студента на лекции должны быть лекционная тетрадь (для конспектирования лекций), на практическом занятии – рабочая тетрадь для практических занятий. Внешний вид (дресс-код) На лекции и практическом занятии на студенте должны быть надеты медицинский халат и медицинская шапочка, на нем должна быть вторая обувь – обувь должна быть из кожи или кожзаменителя на низком устойчивом каблуке (бахилы, чешки, шлепанцы не допускаются). Запрещены яркий макияж, длинные ногти, неопрятная прическа (волосы должны быть полностью убраны под шапочку), раздражающий парфюм. На видимых частях тела не должно быть пирсинга и татуировки. Студенты также должны иметь при себе одноразовые маски. Ведение лекционных материалов, рабочей тетради, конспектов, документов На лекциях дисциплине «Формирование здорового образа жизни у детей» студент должен конспектировать (т.е. кратко записывать) содержание лекции. В начале каждого конспекта лекции должна быть запись о порядковом номере лекции, дате лекции, теме лекции. На зачете по дисциплине «Формирование здорового образа жизни у детей» студент должен принести тетрадь с конспектами лекций. Оформление практических занятий в рабочей тетради по изучаемой дисциплине: в тетради должны быть зафиксированы порядковый номер занятия, дата занятия, тема занятия, результаты самостоятельной подготовки и работы. Самостоятельная работа студента Обязательным элементом учебы является самостоятельная работа студента, которая по учебному плану дисциплины «Формирование здорового образа жизни у детей» составляет 24 часа. Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов складывается из нескольких разделов: 1) теоретическая самоподготовка студентов по учебным темам, входящим в тематический учебный план; 2) изучение дополнительной учебной литературы и других учебно-методических материалов, закрепляющих практические навыки студентов (учебных электронные пособия, учебные видеофильмы и т.п.); 3) волонтерская работа в отделениях детских стационаров; 4) оформление реферата по одной из тем; 5) групповые формы работы на выбор: выпуск санбюллетеня или подготовка лекции (беседы) для родителей или подростков. Основные виды самостоятельной работы студента для подготовки к лекциям и практическим занятиям по определённой теме, для лучшего усвоения материала: прочитать материал в рекомендуемой основной и дополнительной литературе и выучить его; ответить на предложенный ряд вопросов; выполнить определённые задания, манипуляции; освоить и продемонстрировать необходимые мануальные навыки; написать реферат, подготовить доклад и/или электронную презентацию; составить схемы, таблицы, тесты и др. Все виды и результаты самостоятельной работы студента должны быть оформлены в рабочей тетради и/или на диске, и/или распечатаны, и/или отосланы преподавателю по e-mail (в зависимости от задания преподавателя). Важнейшим этапом практического занятия и всей дисциплины в целом является самостоятельная работа студентов в детском лечебно-профилактическом учреждении. В зависимости от конкретной темы занятия студенты самостоятельно отрабатывают навыки по уходу за здоровыми и больными детьми. Занятие заканчивается клиническим разбором тематических больных преподавателем с участием всей группы студентов. Во время разбора контролируется качество выполнения студентами самостоятельной работы и сформированных навыков и умений. Преподаватель индивидуально оценивает выполнение каждым студентом целей практического занятия. В процессе изучения дисциплины целесообразно оформление студентами рефератов, санбюллетеней и других форм санитарно-просветительской работы, составленных согласно предложенным темам. В конце учебного семестра по завершении изучения дисциплины студенты защищают на занятии творческую работу, выполненную индивидуально или в составе группы (не более 3 человек). Работа оценивается по 100-балльной системе и приносится студентом на зачетное занятие. Лучшие работы от группы выдвигаются на итоговую студенческую конференцию, посвященную вопросам профилактики и формирования здорового образа жизни. Виды самостоятельной работы студентов в отделении (выполняется во внеаудиторное время и должна составлять не менее 10 академ. часов в семестр) Общая продолжительность самостоятельной работы – 4 академ. часа.
Правила проведения текущего контроля и промежуточной (экзамен) аттестации Правила проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов определены в Положении «О проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Казанского государственного медицинского университета» (2003). Запрещено использование студентами микронаушников, телефонов и других технических средств передачи информации. Научно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа является одним из видов учебной деятельности самостоятельной работы студентов и направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Обучающиеся КГМУ имеют возможность изучать специальную литературу и другую научно-медицинскую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний; участвовать в проведении научных исследований; осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию); составлять отчеты (разделы отчета), подготавливать рефераты по теме или ее разделу; выступать с докладами на конференциях. В целях вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу на кафедре пропедевтики детских болезней традиционно функционирует студенческий научный кружок (СНК). Ежегодно в начале учебного года на заседании кафедры планируется работа студенческого научного кружка. При планировании деятельности кружка учитывается специализация клинических баз кафедры для более полного ознакомления с научными исследованиями, проводимыми в каждой клинике. Темы студенческих исследований посвящены актуальным проблемам клиники детских болезней: вопросам профилактики нарушений физического и нервно-психического развития детей, вопросам питания детей различных возрастных групп, пропаганде здорового образа жизни. Руководитель СНК – заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и факультетской педиатрии с курсом детских болезней лечфака, д.м.н., профессор Резеда Абдулахатовна Файзуллина. Куратор СНК – доцент кафедры пропедевтики детских болезней, к.м.н. Елена Анатольевна Самороднова. Первое в учебном году заседание СНК посвящается знакомству студентов с научными направлениями кафедры, студентам предоставляется возможность выбора направления научной работы, а также выбора руководителя научной работы. Объявления о проведении заседаний кружка размещаются на сайте и вывешиваются на клинических базах кафедры и в основных учебных зданиях КГМУ. Наиболее активно работающие в СНК студенты привлекаются к написанию публикаций под руководством преподавателей, участвуют во Всероссийских студенческих научных конференциях, становятся ассистентами преподавателя. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ
|
«Формирование здорового образа жизни младших школьников» Описание мероприятий по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста | Рабочая учебная программа дисциплины (рупд). 5 Учебно-методическое... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями гос впо по данному направлению (№ государственной регистрации... | ||
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни «здоровье школьников» Формирование у обучающихся в навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей... | Результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной... | ||
План работы Общественного формирования наркопост по профилактике... Формирование здорового образа жизни в среде школьников, ответственного отношения к своему здоровью и негативного отношения к разным... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: формирование у детей понятия ритма как основы не только музыки, но и всей жизни человека; формирование навыков здорового... | ||
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована... | «Вуз здорового образа жизни» 2010 Программа деятельности по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни | ||
Питание школьников как компонент здорового образа жизни. Учебный проект Балакирева Полина Философско-антропологические и социально-психологические аспекты здорового образа жизни | Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования спроектирована с учётом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Учусь общаться», с целью формирования положительного восприятия активного жизненного стиля, как составляющей здорового образа жизни... | Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений Технология формирования навыков рационального (здорового) питания как основы формирования здорового образа школьников | ||
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | ||
Рабочая программа по пропаганде здорового образа жизни для 5 -7 классов составлена на базе В настоящее время только незначительная часть выпускников полностью здоровы, вот почему соответствующее воспитание в школе и пропаганда... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Цель учебной дисциплины формирование у студентов потребности безопасного и здорового образа жизни и основ культуры производственной... |