Скачать 52.97 Kb.
|
Конспект урока музыки в 2 классе. Тема: Без ритма нет движения. Цель урока: формирование у детей понятия ритма как основы не только музыки, но и всей жизни человека; формирование навыков здорового образа жизни через практический материал урока. Задачи:
Музыкальный материал: Г.Свиридов « Время, вперёд!» С. Прокофьев «Полночь» из балета « Золушка». «Тик – так» Дзюдзо Ито «Марш деревянных солдатиков». П. Чайковский Тип урока: Изучение нового материала Методы: - словесно- индуктивный ( беседа, диалог); - наглядно- дедуктивный (сравнение); - частично- поисковый (импровизация); - пластическое интонирование. Ход урока. 1. Организационный момент. Исполняется коммуникативный танец в парах. «Хей- хей» . Свиридов « Время, вперёд!» (фрагмент) (Слайд 1) - Послушайте, пожалуйста, внимательно музыку и скажите, что она передаёт. - Верно. А как можно двигаться под эту музыку. С какой скоростью? Насколько аккуратно, синхронно? - Под музыку можно шагать, прыгать, кружиться…Скажите, а вот, например, шагать легче под музыку или без неё? И почему? - То есть музыка организовывает наше движение. А с помощью какого средства музыкальной выразительности она это делает? А что такое «музыкальный ритм»? Как вы понимаете это словосочетание. - Итак, ритм- это сочетание звуков различной длины (длительности).А давайте, сравним длину звука, например, с длиной шага. Представьте обычную семью. Из кого она состоит? (Слайд 2, появляются изображения членов семьи) - Кто в семье самый большой и важный? - За папой по значимости и важности следует?.. -Ну, и самый шустрый и непоседливый - это…? - Вышла семья на прогулку. Кто спокойней и уверенней всех будет идти? А как должна будет идти мама, чтобы успевать за папой? И почему? А что остаётся делать ребёнку? Совершенно верно. Вот в такую семью на прогулке мы с вами сейчас и сыграем. Для начало каждого члена семьи изобразим по - отдельности: шаг папы изобразим сидя, топая ногами; шаг мамы - хлопками ладоней по коленям; детский шаг - хлопками в ладоши. А чтобы проще было ориентироваться, каждому шагу дадим своё название: папин шаг- ТА; мамин шаг - ТИ-ТИ; шаг ребёнка – ТУ – РУ – ТУ - РУ ( класс делится на три группы, и с каждой группой прорабатываю её тип шаг)
Сейчас мы с вами послушаем бой часов из сказки, которую сочинил композитор С. Прокофьев. Вслушайтесь в него, как он звучит по настроению? Какое состояние героев передаёт? Это должно будет вам помочь вспомнить название сказки и имена героев. - Верно. А какого размера эти часы? - Вспомните теперь, пожалуйста, сказку, в которой большие часы напоминали главному герою, а точнее героине, о чём–то очень важном. - У нас речь пойдёт о сказке « Золушка», музыку к которой написал замечательный композитор С. Прокофьев. Главная героиня – Золушка – сбилась на балу с ритма, намеченного в начале вечера её крёстной – Феей. Она должна была поспешно покинуть дворец. При этом потеряла туфельку, благодаря которой, её потом нашёл Принц. Так часы – помощники ритма в нашей жизни – изменили судьбу Золушки. ( Слайд 3 фрагменты из балета)
Головами покиваем, Носиками помотаем, А зубами постучим И немножко помолчим. ( Прижать указательный палец к губам) Плечиками мы покрутим И про ручки не забудем. Пальчиками потрясём. И немножко отдохнём. ( Наклониться вниз, коснуться расслабленными руками) Мы ногами поболтаем И чуть–чуть поприседаем, Ножку ножкой подобьём И сначала всё начнём. ( Подпрыгнуть на месте в ритме текста. Далее ускорить темп) Упражнения на повышение уровня активации ( Медленная музыка) Самомассаж ушных раковин. (Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.) Самомассаж боковых поверхностей ладоней рук. ( Дети стучат ребром правой ладони по внутренней стороне левой ладони, затем руки меняются) Самомассаж головы. (Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке) Сжав руку ладонью противоположной руки, проводя ладонью от запястья и обратно, затем – от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой. Упражнения на дыхание УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЛАДОШКИ» Исходное положение: встаньте прямо, согнуть руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Сделать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделать 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустить, и отдохнуть 3—4 секунды — пауза. УПРАЖНЕНИЕ 5. «ОБНИМИ ПЛЕЧИ» Исходное положение: встать, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросать руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений. УПРАЖНЕНИЕ 7. «ПОВОРОТЫ ГОЛОВЫ» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Повернуть голову вправо — сделать шумный, короткий вдох носом с правой стороны. Затем повернуть голову влево — «шмыгнуть» носом с левой стороны. Вдох справа — вдох слева. Посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох не тянуть! Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот. Норма: 12 раз по 8 вдохов-движений
Под неё мы сей час с вами тоже подвигаемся. Внимательно и, главное, ритмично повторяйте за мной все движения.
- Напомните, пожалуйста, что такое музыкальный ритм? Для чего нужен ритм в музыке? Важен ли он для неё? А в жизни ритм важен? Что может произойти, если отстать от её ритма? - Прежде чем мы с вами попрощаемся, я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Всем спасибо за урок! До свидания! 7 Выход из класса под « Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский. |