Скачать 2.32 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Министерства здравоохранения Российской Федерации КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело (Methods Handbook) Часть II Практические занятия Казань 2013 УДК 616.1/.3(075.8)+616.6(075.8) ББК 54.1я73 Печатается по решению Центрального координационно-методического совета ГБОУ ВПО «Казанский ГМУ» Минздрава России Авторы-составители: заведующий кафедрой, д.м.н., профессор В.Н.Ослопов; к.м.н., доцент О.В.Богоявленская; д.м.н., профессор О.В.Булашова; к.м.н., доцент И.М.Каримов; к.м.н., ассистент М.А.Макаров; к.м.н., ассистент М.И.Малкова; к.м.н., доцент Ю.В.Ослопова; к.м.н., доцент А.Р.Садыкова; к.м.н., ассистент Е.В.Хазова; д.м.н., доцент Н.Р.Хасанов; к.м.н., ассистент Д.Н.Чугунова; к.м.н., ассистент А.Р.Шамкина Рецензенты: Декан медико-профилактического факультета, заведующий кафедрой биохимии КГМУ, профессор, д.м.н. И.Г.Мустафин; Главный врач ГАУЗ «ГБ №11» г. Казани Р.В.Гатауллин Учебно-методическое пособие по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для обучающихся по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело (Methods Handbook). Часть II. Практические занятия. / В.Н.Ослопов, О.В.Богоявленская и др. // под общ. ред. профессора В.Н.Ослопова. – Казань: КГМУ, 2013. – 131 с. Учебно-методическое пособие (Methods Handbook) составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2010) по специальности 060105.65 «Медико-профилактическое дело» и рабочей программой по дисциплине. В учебно-методическом пособии представлены учебно-тематический план по дисциплине, программа практических занятий, подробное описание модулей с изложением целей, задач практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов – тесты, контрольные вопросы, перечень практических умений. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета КГМУ. На обложке изображена картина «Врачебный обход» (1889). Автор – Луис Хименес Аранда (1845-1928) – Холст, масло. 290х445 см. Прадо. Мадрид © Казанский государственный медицинский университет, 2013 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Обращение к обучающимся Fit fabricando faber («Кузнец делается кузнецом, куя») Латинская пословица Уважаемые студенты! Перед вами – 2-я часть учебно-методического пособия по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» (Methods Handbook), посвященная практическим занятиям. Напомним: пропедевтика внутренних болезней является основополагающей и первой клинической медицинской дисциплиной. Основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос (интеррогация, сбор анамнеза), осмотр (инспекция), ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация), чему вы научитесь в процессе изучения нашей дисциплины, главным образом – на практических занятиях. Лекции закладывают общие основы знаний предмета, самостоятельная работа студентов расширяет эти знания и создает теоретическую базу, тогда как практические занятия призваны углубить, расширить и закрепить ваши знания, сформировать умения и навыки. В настоящем учебно-методическом пособии при описании каждого практического занятия приведены цель и мотивация темы (что студент должен знать, уметь, освоить); перечень так называемых компетенций, которые должны быть сформированы после изучения темы; содержание занятия, основные понятия и термины, а также элементы так называемого фонда оценочных средств – контрольные вопросы и задания для подготовки к каждому практическому занятию, вопросы для подготовки к экзамену, итоговые тесты по дисциплине. «То, что я слышу – я забываю; то, что я вижу – я запоминаю; то, что я делаю – я умею», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун ФуЦзы, лат. Confucius; ок. 551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.). Приоритетной задачей практического занятия является обучение практическим умениям, перечень которых определяется ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело». Известно, что процесс приобретения практического навыка студентами включает 4 этапа (http//:www.superinf.ru): I. «Студент знает» («неосознанная некомпетентность» – теоретические основы навыка). II. «Студент знает, как» («осознанная некомпетентность» – знает, как делать с помощью педагога). III. «Студент может показать, как» («неосознанная компетентность» – умение студента, обладание способностью делать под контролем педагога). IV. «Студент может делать» («осознанная компетентность» – довести умение до автоматизма, на основе многократного тренинга). Луций Анней Сенека, крупнейший римский философ (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), убеждал: «Homines amplius oculis, quam auribus credunt» (люди больше верят глазам, чем ушам). В русском обиходе это звучит как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это популярное выражение, означающее, что увиденное воспринимается лучше, чем услышанное, пришло к нам из английского языка («Picture is worth a thousand words»)1. В данном контексте оно означает, что как бы внимательно вы ни слушали лекционный материал, не изучали учебники и учебные пособия (?!), приобретение конкретных знаний и умений вам даёт только практика, только работа у постели больного – обследование пациентов и оформление (написание) фрагментов историй болезней. Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней» Перечень основных компетенций2 Профессиональные компетенции (ПК): ПК-1. Готовность к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способность к кооперации с коллегами, умение анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владение политической культурой, владение способами разрешения конфликтов, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1). ПК-16. Способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения. ПК-19. Способность и готовность к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики. ПК-20. Способность и готовность к постановке предварительного клинического диагноза. ПК-25. Способность и готовность к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками. ПК-36. Способность и готовность к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения. Перечень субкомпетенций (части компетенций), формируемых в результате изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»
методы оценки получаемых знаний в процессе формирования компетенций
ПОРТФОЛИО Портфолио1 – комплект (подборка) персональных и профессиональных целей студента, его достижений и методов достижения целей. Организация персонального портфолио 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (включает: наименование дисциплины, ФИО студента, факультет, № группы, ФИО преподавателя, год (учебный год) обучения). 2. Цель, задачи обучения пропедевтике внутренних болезней (формулируются самим студентом под руководством преподавателя). 3. Количество и характер проведенных процедур, освоенных практических умений. 4. Перечень осмотренных пациентов (дата, клиническая база (№ ГБ), инициалы ФИО пациента, № палаты, диагноз). 5. Тетрадь, заполняемая на практических занятиях, с обязательными фрагментами истории болезни (в соответствии с рабочей программой по дисциплине). 6. Тетрадь с конспектами лекций. 7. История болезни («итоговая») с оценкой преподавателя и исправлением ошибок. 8. Достижения студента: - написание рефератов (текст рефератов, выполненных по установленным требованиям – с соблюдением содержания и указанием списка использованной литературы) с устным выступлением, - участие в деловых/ролевых играх на занятиях, - подготовка презентаций, - участие студента в чтении лекции с подготовкой презентации по поручению лектора, - выполнение научно-исследовательской работы (результаты исследования с приведением статистических данных), - свидетельства об устных выступлениях на внутривузовских, региональных, республиканских конференциях при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре – программы конференций, дипломы и др.), - ксерокопии научных публикаций по результатам научно-исследовательской работы, - свидетельства о санитарно-просветительной работе студента (чтение лекций для населения, пациентов; ксерокопии публикаций по соответствующей тематике). 9. Характеристики студента: - преподавателем, ведущим практические занятия (если преподаватель считает необходимым отметить достижения конкретного студента), - лектором (в случае сотрудничества со студентом, привлечением его к участию в подготовке и чтении лекций), - научным руководителем (при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре), - отзывы пациентов (при наличии таковых). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Программа практических занятий Продолжительность практических занятий по пропедевтике внутренних болезней – 4 академических часа, что соответствует 3-м астрономическим часам. Практические занятия проводятся с привлечением следующих форм: изучение методики обследования внутренних органов здорового человека («друг на друге»), изучение методики обследования больных, самостоятельная работа студентов у постели больного с оформлением фрагмента истории болезни, клинический разбор тематического больного, деловые игры, занятие-конференция (с анализом рефератов, выступлений), при изучении электрокардиографии – теоретический разбор материала с последующей расшифровкой электрокардиограмм (студентам предлагается набор ЭКГ в норме и патологии), при изучении лабораторных методов исследования – демонстрация аппаратуры и трактовка анализов. Хронометраж практического занятия по пропедевтике внутренних болезней (в режиме 4-х часового занятия)
1. Организационные вопросы (5 мин). Перекличка студентов. В начале занятия преподаватель предлагает студентам отметить в рабочей тетради порядковый номер занятия (в т.ч. номер модуля и темы занятия), дату и тему занятия. Например: Занятие № 2 (модуль 1, тема 1.2). 20 февраля 2013 г. Тема: «Самостоятельная работа с больными: расспрос по схеме. Разбор анамнеза с преподавателем». 2. Подведение итогов тестирования, проведенного на предыдущем занятии (10 мин). Преподаватель сообщает оценки по итогам тестирования «входящего» и «исходящего» уровней знаний, проведенного на предыдущем занятии. Проводится обсуждение неправильных ответов, дискуссия по обоснованию (доказательству) правильности ответов на тесты. Преподаватель просматривает «доработанные» фрагменты историй болезней у тех студентов, которые неправильно их оформили на предыдущем занятии. 3. Входящий тестовый контроль (10 мин). Группе студентов предлагаются тесты. Ответы на тесты сдаются студентами преподавателю на отдельных листах бумаги (бумажный носитель с текстом тестов должен оставаться нетронутым и возвращается преподавателю). Выставление оценок по тестовому контролю проводится преподавателем после окончания занятия. Оценки доводятся до сведения студентов в начале следующего занятия. 4. Опрос студентов по теме занятия (15 мин). Опрос осуществляется по контрольным вопросам, предложенным к каждому практическому занятию 5. Демонстрация преподавателем тематического больного (20 мин). Больной приглашается в учебную комнату, тяжелого больного преподаватель демонстрирует в палате. Преподаватель демонстрирует узловые моменты физикального обследования больного. 6. Организация самостоятельной работы студентов (10 мин). Преподаватель персонально «прикрепляет» студентов к больным. Если больной отказывается от курации или его состояние ухудшилось, студент должен проинформировать об этом преподавателя (а не самостоятельно «присоединяться» к другим студентам). Преподаватель в этом случае даёт студенту другого больного. 7. Самостоятельная работа студентов у постели больного (65 мин). Студенты собирают анамнез и проводят физикальное обследование больных. Студенты у постели больного в течение этих 65 минут в рабочей тетради по пропедевтике внутренних болезней оформляют фрагменты историй болезней. По мере освоения все большего количества методов обследования больного фрагменты историй болезней от занятия к занятию увеличиваются в объеме, достигая наибольшей полноты (максимума) к моменту прохождения (по темам) всех методов физикального обследования. После этого, при изучении частной патологии, объем фрагмента истории болезни не меняется (не увеличивается). Для оптимизации этой части практического занятия студенту предлагается придерживаться «Хронометража» самостоятельной работы студента у постели больного. ХРОНОМЕТРАЖ самостоятельной работы студентов у постели больного
После завершения самостоятельной работы все студенты собираются в учебной комнате для того, чтобы затем всем участвовать в разборе прокурированных больных. 8. Подведение итога самостоятельной работы студентов в палатах – разбор больных (20 мин). Доклады студентов должны быть краткими, с выделением самого главного, интересного и, возможно, необычного, что могло встретиться при обследовании конкретного больного. 9. Просмотр фрагментов историй болезней (10 мин). Если оформление студентом фрагмента истории болезни не удовлетворяет преподавателя, то преподаватель предлагает студенту исправить (дополнить) фрагмент истории болезни путем дополнительной домашней работы. В этом случае свою подпись преподаватель ставит в рабочей тетради студента в начале следующего занятия после ознакомления с результатами домашней работы студента. 10. Проверка итогового уровня знаний (10 мин). Проверка итогового уровня знаний осуществляется путем тестирования. 11. Домашнее задание (5 мин). Таким образом, каждое практическое (клиническое) занятие в студенческих рабочих тетрадях должно быть оформлено, как минимум, по четырем позициям: 1. № занятия (а также модуля и темы занятия). 2. Дата занятия. 3. Тема занятия. 4. Фрагмент истории болезни (или запись результатов обследования здорового человека, или трактовка лабораторных анализов, результаты расшифровки и анализа ЭКГ и др.). План практических занятий V семестр
|
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета | С курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | ||
Учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело» | Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | ||
Учебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для н Полученные при изучении пропедевтики внутренних болезней знания и практические умения являются базой для дальнейшего более глубокого... | Вопрос №10 Профильные курсы информатики, ориентированные на информационные... Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская... | ||
Программа дисциплины «пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры Пропедевтики внутренних болезней педиатрического факультета... | Рабочая программа по дисциплине пропедевтика внутренних болезней рекомендуется для специальности Гоу впо «российский государственный медицинский университет им. Н. И. Пирогова росздрава» | ||
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело» в соответствии... | Методическое пособие для студентов 2-го курса, обучающихся по специальности... Под редакцией зав кафедрой пропедевтики внутренних болезней профессора В. В. Аникина | ||
Рабочая программа пропедевтика внутренних болезней для специальности «медико-профилактическое дело» подготовки (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму | ||
Тематический план практических занятий дисциплина «Клиника внутренних болезней» Знакомство с клиникой внутренних болезней. Клинические методы исследования пациентов с внутренней патологией | Учебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки» Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список... |