Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»





НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
страница1/12
Дата публикации29.04.2015
Размер2.32 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело

(Methods Handbook)
Часть II
Практические занятия



Казань 2013
УДК 616.1/.3(075.8)+616.6(075.8)

ББК 54.1я73
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета ГБОУ ВПО «Казанский ГМУ» Минздрава России
Авторы-составители:

заведующий кафедрой, д.м.н., профессор В.Н.Ослопов; к.м.н., доцент О.В.Богоявленская; д.м.н., профессор О.В.Булашова; к.м.н., доцент И.М.Каримов; к.м.н., ассистент М.А.Макаров; к.м.н., ассистент М.И.Малкова; к.м.н., доцент Ю.В.Ослопова; к.м.н., доцент А.Р.Садыкова; к.м.н., ассистент Е.В.Хазова; д.м.н., доцент Н.Р.Хасанов; к.м.н., ассистент Д.Н.Чугунова; к.м.н., ассистент А.Р.Шамкина
Рецензенты:

Декан медико-профилактического факультета, заведующий кафедрой биохимии КГМУ, профессор, д.м.н. И.Г.Мустафин;

Главный врач ГАУЗ «ГБ №11» г. Казани Р.В.Гатауллин
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для обучающихся по специальности 060105.65 Медико-профилактическое дело (Methods Handbook). Часть II. Практические занятия. / В.Н.Ослопов, О.В.Богоявленская и др. // под общ. ред. профессора В.Н.Ослопова. – Казань: КГМУ, 2013. – 131 с.


Учебно-методическое пособие (Methods Handbook) составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО, 2010) по специальности 060105.65 «Медико-профилактическое дело» и рабочей программой по дисциплине. В учебно-методическом пособии представлены учебно-тематический план по дисциплине, программа практических занятий, подробное описание модулей с изложением целей, задач практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов – тесты, контрольные вопросы, перечень практических умений.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета КГМУ.
На обложке изображена картина «Врачебный обход» (1889). Автор – Луис Хименес Аранда (1845-1928) – Холст, масло. 290х445 см. Прадо. Мадрид

© Казанский государственный медицинский университет, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ. Обращение к обучающимся .....................................................

4

Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины ..............................................................................................


5

Учебно-тематический план по дисциплине ...........................

8

Программа практических занятий ..............................................

10

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ............................................................

13

Модуль 1. Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения .................


15

Модуль 2. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и мочеотделения ............


57

Модуль 3. Основы электрокардиографии ..................................................

73

Модуль 4. Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения ....................................................................................................


90

Модуль 5. Итоговая история болезни .........................................................

118

Модуль 6. Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов ...........................


119

Приложение. Учебно-методическое обеспечение по пропедевтике внутренних болезней .......................................................................................


129


ВВЕДЕНИЕ
Обращение к обучающимся



Fit fabricando faber

(«Кузнец делается кузнецом, куя»)

Латинская пословица
Уважаемые студенты!

Перед вами – 2-я часть учебно-методического пособия по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» (Methods Handbook), посвященная практическим занятиям.

Напомним: пропедевтика внутренних болезней является основополагающей и первой клинической медицинской дисциплиной. Основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос (интеррогация, сбор анамнеза), осмотр (инспекция), ощупывание (пальпация), выстукивание (перкуссия) и выслушивание (аускультация), чему вы научитесь в процессе изучения нашей дисциплины, главным образом – на практических занятиях.

Лекции закладывают общие основы знаний предмета, самостоятельная работа студентов расширяет эти знания и создает теоретическую базу, тогда как практические занятия призваны углубить, расширить и закрепить ваши знания, сформировать умения и навыки.

В настоящем учебно-методическом пособии при описании каждого практического занятия приведены цель и мотивация темы (что студент должен знать, уметь, освоить); перечень так называемых компетенций, которые должны быть сформированы после изучения темы; содержание занятия, основные понятия и термины, а также элементы так называемого фонда оценочных средств – контрольные вопросы и задания для подготовки к каждому практическому занятию, вопросы для подготовки к экзамену, итоговые тесты по дисциплине.

«То, что я слышу – я забываю; то, что я вижу – я запоминаю; то, что я делаю – я умею», – говорил древний китайский мыслитель и философ Конфуций (Кун Фу­Цзы, лат. Confucius; ок. 551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.).

Приоритетной задачей практического занятия является обучение практическим умениям, перечень которых определяется ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело».

Известно, что процесс приобретения практического навыка студентами включает 4 этапа (http//:www.superinf.ru):

I. «Студент знает» («неосознанная некомпетентность» – теоретические основы навыка).

II. «Студент знает, как» («осознанная некомпетентность» – знает, как делать с помощью педагога).

III. «Студент может показать, как» («неосознанная компетентность» – умение студента, обладание способностью делать под контролем педагога).

IV. «Студент может делать» («осознанная компетентность» – довести умение до автоматизма, на основе многократного тренинга).

Луций Анней Сенека, крупнейший римский философ (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), убеждал: «Homines amplius oculis, quam auribus credunt» (люди больше верят глазам, чем ушам). В русском обиходе это звучит как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это популярное выражение, означающее, что увиденное воспринимается лучше, чем услышанное, пришло к нам из английского языка Picture is worth a thousand words»)1. В данном контексте оно означает, что как бы внимательно вы ни слушали лекционный материал, не изучали учебники и учебные пособия (?!), приобретение конкретных знаний и умений вам даёт только практика, только работа у постели больного – обследование пациентов и оформление (написание) фрагментов историй болезней.
Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»
Перечень основных компетенций2

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1. Готовность к работе в команде, к ответственному участию в политической жизни, способность к кооперации с коллегами, умение анализировать значимые политические события, в том числе в области здравоохранения, владение политической культурой, владение способами разрешения конфликтов, умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции (ПК-1).

ПК-16. Способность и готовность к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения.

ПК-19. Способность и готовность к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики.

ПК-20. Способность и готовность к постановке предварительного клинического диагноза.

ПК-25. Способность и готовность к реализации этических и деонтологических аспектов врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками.

ПК-36. Способность и готовность к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения.
Перечень субкомпетенций (части компетенций), формируемых в результате изучения дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»

Субкомпетенции

Конечные результаты обучения

Конвертация знаний в практику (ПК-1, ПК-25)

Знать правила этики и деонтологии

Уметь анализировать проблемы комплаенса в процессе сотрудничества с пациентами

Применять на практике этические и деонтологические нормы врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками

Быть способным и готовым к самосовершенствованию

Обследование больного

(ПК-1, ПК-16,

ПК-19, ПК-20,

ПК-36)

Знать схему истории болезни

Знать методику сбора анамнеза

Знать методику обследования больного

Уметь проводить опрос и физикальное обследование пациента

Интерпретировать результаты сбора анамнеза и физикального обследования пациента

Интерпретировать результаты лабораторного и инструментального обследования пациента

Синтезировать полученные знания

Оформлять результаты обследования пациентов (написание фрагментов истории болезни)

Синтезировать полученные знания (написание истории болезни)

Анализ и синтез полученных результатов сбора анамнеза и обследования пациента (ПК-1,

ПК-16, ПК-17,

ПК-20, ПК-36)

Знать основные симптомы и синдромы заболеваний (терапевтического профиля)

Уметь выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний (терапевтического профиля)

Оформлять результаты обследования пациентов (написание фрагментов истории болезни)

Синтезировать полученные знания (написание истории болезни)


методы оценки получаемых знаний в процессе

формирования компетенций


Компе-тенции

Методы клинического обследования больных с заболеваниями внутренних органов

Методы оценки

ПК-1,

ПК-16,

ПК-19, ПК-20, ПК-25, ПК-36

Знать правила этики и деонтологии

Тестовые задания, устный опрос

Быть способным и готовым к самосовершенствованию

Портфолио

Знать схему истории болезни

Тестовые задания, устный опрос

Знать методику обследования больного

Тестовые задания, устный опрос

Уметь проводить опрос и физикальное обследование пациента

Чек-лист

Интерпретировать результаты физикального обследования пациента

Чек-лист, тестовые задания, портфолио

Компе-тенции

Методы клинического обследования больных с заболеваниями внутренних органов

Методы оценки




Интерпретировать результаты лабораторно-инструментального обследования

Чек-лист, тестовые задания, портфолио

Оформлять результаты обследования пациентов

Чек-лист, тестовые задания, портфолио

Синтезировать полученные знания

Чек-лист, тестовые задания, портфолио



ПОРТФОЛИО

Портфолио1 – комплект (подборка) персональных и профессиональных целей студента, его достижений и методов достижения целей.

Организация персонального портфолио

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (включает: наименование дисциплины, ФИО студента, факультет, № группы, ФИО преподавателя, год (учебный год) обучения).

2. Цель, задачи обучения пропедевтике внутренних болезней (формулируются самим студентом под руководством преподавателя).

3. Количество и характер проведенных процедур, освоенных практических умений.

4. Перечень осмотренных пациентов (дата, клиническая база (№ ГБ), инициалы ФИО пациента, № палаты, диагноз).

5. Тетрадь, заполняемая на практических занятиях, с обязательными фрагментами истории болезни (в соответствии с рабочей программой по дисциплине).

6. Тетрадь с конспектами лекций.

7. История болезни («итоговая») с оценкой преподавателя и исправлением ошибок.

8. Достижения студента:

- написание рефератов (текст рефератов, выполненных по установленным требованиям – с соблюдением содержания и указанием списка использованной литературы) с устным выступлением,

- участие в деловых/ролевых играх на занятиях,

- подготовка презентаций,

- участие студента в чтении лекции с подготовкой презентации по поручению лектора,

- выполнение научно-исследовательской работы (результаты исследования с приведением статистических данных),

- свидетельства об устных выступлениях на внутривузовских, региональных, республиканских конференциях при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре – программы конференций, дипломы и др.),

- ксерокопии научных публикаций по результатам научно-исследовательской работы,

- свидетельства о санитарно-просветительной работе студента (чтение лекций для населения, пациентов; ксерокопии публикаций по соответствующей тематике).

9. Характеристики студента:

- преподавателем, ведущим практические занятия (если преподаватель считает необходимым отметить достижения конкретного студента),

- лектором (в случае сотрудничества со студентом, привлечением его к участию в подготовке и чтении лекций),

- научным руководителем (при выполнении студентом научно-исследовательской работы на кафедре),

- отзывы пациентов (при наличии таковых).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ


№ пп.



Наименование разделов и тем

Всего (ч)

Аудиторные занятия (ч)

Самостоят. работа (ч)

лекц.

практ.зан.

1

2

3

4

5

6

Модуль 1. Анамнез. Общий осмотр. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов дыхания и кровообращения

70

12

32

26

1.

Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с кафедрой. Схема истории болезни. Анамнез.

8

2

4

2

2.

Тема 1.2. Общий (наружный) осмотр больного.

10

2

4

4

3.

Тема 1.3. Обследование больных с заболеваниями системы дыхания

10

2

4

4

4.

Тема 1.4. Перкуссия и аускультация легких

10

2

4

4

5.

Тема 1.5. Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

9

1

4

4

6.

Тема 1.6. Перкуссия и аускультация сердца в норме

9

1

4

4

7.

Тема 1.7. Перкуссия и аускультация сердца в патологии

10

2

4

4

8.

Модульная контрольная работа по темам

1.1. – 1.7.

4




4




Модуль 2. Методы клинического исследования больных с заболеваниями органов пищеварения, гепатобилиарной системы и мочеотделения


12


2


8


2

9.

Тема 2.1. Обследование больных с заболеваниями органов системы пищеварения и мочеотделения

8

2

4

2

10.

Модульная контрольная работа по теме

2.1.

4




4







1

2

3

4

5

6

Модуль 3.

Основы электрокардиографии

34

8

14

12

11.

Тема 3.1. ЭКГ-исследование сердца. ЭКГ в норме. Гипертрофия отделов сердца. Нарушения внутрижелудочковой проводимости.

10

2

4

4

12.

Тема 3.2. ЭКГ-исследование сердца. Синоаурикулярные блокады. Атриовентрикулярные блокады. Экстрасистолия. Пароксизмальные тахикардии. Трепетание и фибрилляция предсердий. Трепетание и фибрилляция желудочков.

12

4

4

4

13.


Тема 3.3. ЭКГ при ишемической болезни сердца: при стенокардии, при инфаркте миокарда.

10

2

4

4

Модульная контрольная работа по темам

3.1 – 3.3.

2




2




Модуль 4.

Семиотика заболеваний органов дыхания, кровообращения и пищеварения


52


10


26


16

14.

Тема 4.1. Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания

9

2

4

3

15.

Тема 4.2. Ревматизм (ревматическая лихорадка). Семиотика митральных пороков сердца

9

2

4

3

16.

Тема 4.3. Семиотика аортальных пороков сердца. Недостаточность трехстворчатого клапана

6




4

2

17.

Тема 4.4. Артериальные гипертензии. Гипертоническая болезнь. Симптоматические гипертензии

8

2

4

2

18.

Тема 4.5. Атеросклероз. ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда. Сердечная недостаточность

8

2

4

2

19.

Тема 4.6. Семиотика гастритов, язвенной болезни желудка и 12-п кишки. Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и желчевыводящих путей

10

2

4

4

Модульная контрольная работа по темам 4.1. – 4.6.

2




2




Модуль 5. Итоговая история болезни

8




4

4

20.

Тема 5.1. Курация больного. Написание истории болезни.

8




4

4

Модуль 6. Заключительный контроль практических умений по физикальным методам исследования внутренних органов

4




4




21.

Сдача практических умений. Итоговый тестовый контроль

4




4







Всего

180

32

88

60

Форма итогового контроля – экзамен (1 ЗЕТ)

36













Итого – 6 ЗЕТ

216










Программа практических занятий
Продолжительность практических занятий по пропедевтике внутренних болезней – 4 академических часа, что соответствует 3-м астрономическим часам.

Практические занятия проводятся с привлечением следующих форм: изучение методики обследования внутренних органов здорового человека («друг на друге»), изучение методики обследования больных, самостоятельная работа студентов у постели больного с оформлением фрагмента истории болезни, клинический разбор тематического больного, деловые игры, занятие-конференция (с анализом рефератов, выступлений), при изучении электрокардиографии – теоретический разбор материала с последующей расшифровкой электрокардиограмм (студентам предлагается набор ЭКГ в норме и патологии), при изучении лабораторных методов исследования – демонстрация аппаратуры и трактовка анализов.
Хронометраж

практического занятия по пропедевтике внутренних болезней

(в режиме 4-х часового занятия)



Продолжи-

тельность

Этапы занятия

1

5 мин

Перекличка студентов

2

10 мин

Объявление результатов итогового тестирования, проведенного на предыдущем занятии; разбор тестов

3

5 мин

Тестирование исходного уровня знаний

4

15 мин

Устный опрос по теме

5

20 мин

Демонстрация преподавателем тематического больного

6

5 мин

Перерыв

7

5 мин

Организация самостоятельной работы студентов

8

65 мин

Самостоятельная работа студентов у постели больного

9

20 мин

Преподаватель проводит обход и/или обсуждение прокурированных больных со всей группой студентов

10

15 мин

Проверка фрагментов историй болезней, написанных в рабочих тетрадях по пропедевтике внутренних болезней во время курации у постели больного

11

10 мин

Тестирование итогового уровня знаний

12

5 мин

Домашнее задание


1. Организационные вопросы (5 мин).

Перекличка студентов.

В начале занятия преподаватель предлагает студентам отметить в рабочей тетради порядковый номер занятия (в т.ч. номер модуля и темы занятия), дату и тему занятия.

Например: Занятие № 2 (модуль 1, тема 1.2). 20 февраля 2013 г. Тема: «Самостоятельная работа с больными: расспрос по схеме. Разбор анамнеза с преподавателем».

2. Подведение итогов тестирования, проведенного на предыдущем занятии (10 мин).

Преподаватель сообщает оценки по итогам тестирования «входящего» и «исходящего» уровней знаний, проведенного на предыдущем занятии. Проводится обсуждение неправильных ответов, дискуссия по обоснованию (доказательству) правильности ответов на тесты.

Преподаватель просматривает «доработанные» фрагменты историй болезней у тех студентов, которые неправильно их оформили на предыдущем занятии.

3. Входящий тестовый контроль (10 мин).

Группе студентов предлагаются тесты. Ответы на тесты сдаются студентами преподавателю на отдельных листах бумаги (бумажный носитель с текстом тестов должен оставаться нетронутым и возвращается преподавателю). Выставление оценок по тестовому контролю проводится преподавателем после окончания занятия. Оценки доводятся до сведения студентов в начале следующего занятия.

4. Опрос студентов по теме занятия (15 мин).

Опрос осуществляется по контрольным вопросам, предложенным к каждому практическому занятию

5. Демонстрация преподавателем тематического больного (20 мин).

Больной приглашается в учебную комнату, тяжелого больного преподаватель демонстрирует в палате. Преподаватель демонстрирует узловые моменты физикального обследования больного.

6. Организация самостоятельной работы студентов (10 мин).

Преподаватель персонально «прикрепляет» студентов к больным. Если больной отказывается от курации или его состояние ухудшилось, студент должен проинформировать об этом преподавателя (а не самостоятельно «присоединяться» к другим студентам). Преподаватель в этом случае даёт студенту другого больного.

7. Самостоятельная работа студентов у постели больного (65 мин).

Студенты собирают анамнез и проводят физикальное обследование больных. Студенты у постели больного в течение этих 65 минут в рабочей тетради по пропедевтике внутренних болезней оформляют фрагменты историй болезней.

По мере освоения все большего количества методов обследования больного фрагменты историй болезней от занятия к занятию увеличиваются в объеме, достигая наибольшей полноты (максимума) к моменту прохождения (по темам) всех методов физикального обследования. После этого, при изучении частной патологии, объем фрагмента истории болезни не меняется (не увеличивается).

Для оптимизации этой части практического занятия студенту предлагается придерживаться «Хронометража» самостоятельной работы студента у постели больного.

ХРОНОМЕТРАЖ

самостоятельной работы студентов у постели больного

№ п/п

Продолжи-тельность (мин)

Действия студентов у постели больного

1

10

Сбор анамнеза

2

5

Общий осмотр

3

10

Осмотр, пальпация грудной клетки, сравнительная перкуссия легких

4

5

Топографическая перкуссия легких: верхняя граница, нижняя граница легких (можно по 1-2 линиям). Аускультация легких

5

10

Исследование верхушечного толчка, перкуссия относительной и абсолютной тупостей сердца

6

5

Аускультация сердца

7

5

Исследование пульса. Измерение АД (на руках и ногах)

8

15

Осмотр живота. Поверхностная пальпация живота. Пальпация сигмовидной кишки. Пальпация слепой кишки. Пальпация восходящего отдела толстой кишки. Пальпация нисходящего отдела толстой кишки. Пальпация поперечно-ободочной кишки. Исследование нижней границы желудка. Перкуссия печени по Курлову. Пальпация печени. Перкуссия селезенки. Пальпация селезенки. Пальпация почек

После завершения самостоятельной работы все студенты собираются в учебной комнате для того, чтобы затем всем участвовать в разборе прокурированных больных.

8. Подведение итога самостоятельной работы студентов в палатах – разбор больных (20 мин).

Доклады студентов должны быть краткими, с выделением самого главного, интересного и, возможно, необычного, что могло встретиться при обследовании конкретного больного.

9. Просмотр фрагментов историй болезней (10 мин).

Если оформление студентом фрагмента истории болезни не удовлетворяет преподавателя, то преподаватель предлагает студенту исправить (дополнить) фрагмент истории болезни путем дополнительной домашней работы. В этом случае свою подпись преподаватель ставит в рабочей тетради студента в начале следующего занятия после ознакомления с результатами домашней работы студента.

10. Проверка итогового уровня знаний (10 мин).

Проверка итогового уровня знаний осуществляется путем тестирования.

11. Домашнее задание (5 мин).

Таким образом, каждое практическое (клиническое) занятие в студенческих рабочих тетрадях должно быть оформлено, как минимум, по четырем позициям:

1. № занятия (а также модуля и темы занятия).

2. Дата занятия.

3. Тема занятия.

4. Фрагмент истории болезни (или запись результатов обследования здорового человека, или трактовка лабораторных анализов, результаты расшифровки и анализа ЭКГ и др.).
План практических занятий
V семестр

№ п/п

Объем в часах

Наименование темы, содержание занятия

1

2

3

1

4

Вводное занятие: работа терапевтического отделения. Знакомство с кафедрой. Схема истории болезни. Анамнез. Демонстрация преподавателем сбора анамнеза у больного. Самостоятельная работа студентов с больными. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль

2

4

Общий осмотр больного. Общий осмотр больного: положение больного, состояние сознания, осмотр кожи, исследование лимфатических узлов, подкожно-жировой клетчатки, суставов, костей, мышц, выявление отеков. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль

3

4

Обследование больных с заболеваниями системы органов дыхания: расспрос (основные жалобы и их патогенез), осмотр (форма грудной клетки, тип дыхания, глубина и ритм дыхания, подсчет частоты дыхательных движений), пальпация грудной клетки (определение эластичности грудной клетки, голосового дрожания). Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль

4

4

Перкуссия легких. Освоение метода перкуссии. Сравнительная перкуссия, определение характера перкуторного звука. Топографическая перкуссия. Диагностическое значение. Аускультация легких. Освоение метода аускультации. Понятие об основных и дополнительных дыхательных шумах, механизм их возникновения, диагностическое значение. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль

5

4

Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Расспрос (характерные жалобы, патогенез), осмотр (положение больного, цвет кожных покровов, осмотр области сердца и крупных сосудов), пальпация верхушечного толчка и области сердца. Исследование пульса и артериального давления. Написание фрагмента истории болезни. Тестовый контроль

6

4

Перкуссия и аускультация сердца в норме: методика определения границ относительной и абсолютной тупости сердца, сосудистого пучка. Аускультация сердца: проекции клапанов сердца, точки и зоны аускультации сердца, методика аускультации сердца. Отличия I и II тонов сердца. III и IV тоны сердца. Описание результатов обследования сердца здорового человека. Тестовый контроль.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для н
Полученные при изучении пропедевтики внутренних болезней знания и практические умения являются базой для дальнейшего более глубокого...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconВопрос №10 Профильные курсы информатики, ориентированные на информационные...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconПрограмма дисциплины «пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика»
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры Пропедевтики внутренних болезней педиатрического факультета...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconРабочая программа по дисциплине пропедевтика внутренних болезней рекомендуется для специальности
Гоу впо «российский государственный медицинский университет им. Н. И. Пирогова росздрава»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconРабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело» в соответствии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconМетодическое пособие для студентов 2-го курса, обучающихся по специальности...
Под редакцией зав кафедрой пропедевтики внутренних болезней профессора В. В. Аникина
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconРабочая программа пропедевтика внутренних болезней для специальности
«медико-профилактическое дело» подготовки (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconТематический план практических занятий дисциплина «Клиника внутренних болезней»
Знакомство с клиникой внутренних болезней. Клинические методы исследования пациентов с внутренней патологией
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки»
Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск