Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело





Скачать 356.33 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело
страница1/3
Дата публикации19.04.2015
Размер356.33 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3



ГОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор

по образовательной деятельности,

председатель ЦКМС,

профессор Л.М. Мухарямова

____________________________

«______»_______________ 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней»

для специальности 060109 – Сестринское дело


Факультет МВСО

Форма обучения заочная

Курс IV

Семестры VII, VIII

Лекции 10 ч – 4 ч (VII с.), 6 ч (VIII с.)

Практические занятия 30 ч – 14 ч (VII с.), 16 ч (VIII с.)

Самостоятельная работа 139 ч

Аттестация VII с.

Зачет VIII с.

Всего часов 179 ч

2014 г.

Рабочая программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 «Сестринское дело» в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утверждённой Минобразования Российской Федерации 1 сентября 2003 г.
Разработчики программы:

заведующий кафедрой пропедевтики

внутренних болезней, профессор _____________________ В.Н.Ослопов
доцент кафедры _____________________ О.В.Богоявленская
доцент кафедры _____________________ И.М.Каримов

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней «_____» ________________ 2014 г.

Заведующий кафедрой, профессор _______________ В.Н. Ослопов




Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии терапевтических дисциплин

«____» _____________ 2014 г.


Председатель ПМК терапевтических дисциплин

профессор ____________________ В.Н. Ослопов


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Деятельность выпускника факультета “МВСО” направлена на оказание высококвалифицированной сестринской помощи, включая укрепление здоровья, профилактику заболеваний, непосредственный уход за больными и реабилитацию; планирование, организацию и управление сестринскими службами; проведение научных исследований по полученной специальности; организацию, обеспечение, управление и проведение педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой среднего, младшего и парамедицинского персонала.

Сферами профессиональной деятельности специалиста являются лечебно-профилактические учреждения и учреждения медико-социальной помощи различных форм собственности; профессионально-образовательные учреждения, в том числе медицинские училища и колледжи; органы управления здравоохранением, включая центральные, местные и ведомственные, служба милосердия обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, научно-исследовательские учреждения и организации, ведущие исследования в области сестринского дела.

Особенности преподавания на факультете МВСО заключаются в создании особой структуры с учетом имеющегося учебного базиса (по программе законченного среднего медицинского образовательного курса), а также знаний, полученных студентом при изучении общемедицинских дисциплин. Программа среднего медицинского образования не предусматривает специального изучения такого предмета, как пропедевтика внутренних болезней. Поэтому необходимо при преподавании этой дисциплины восполнить пробел в исходных систематических знаниях, касающихся различных методов непосредственного исследования больных, основных клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов, диагностического значения лабораторных и инструментальных методов исследования.

В соответствии с требованиями к профессиональной подготовленности выпускника по специальности «060109 – Сестринское дело», изложенными в Государственном образовательном стандарте, выпускник должен, в том числе, владеть методами анализа состояния общественного здоровья и потребности населения в медицинской, медико-социальной и медико-санитарной помощи, уметь использовать их в решении профессиональных задач; владеть методами сбора и оценки данных о состоянии здоровья пациента, методологией сестринского процесса, уметь организовать и обеспечить квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем, оценивать эффективность оказания медицинской и медико-социальной помощи пациенту.

Целью преподавания дисциплины является сориентировать медицинских сестер на сохранение здоровья, профилактику болезней, квалифицированный уход за пациентом с учетом его индивидуальных потребностей и проблем; научить студентов факультета МВСО владеть необходимыми методами непосредственного исследования больных, непосредственно применять знания основных клинических синдромов при заболеваниях внутренних органов в сестринском процессе.

Задачи изучения пропедевтики внутренних болезней состоят в том, чтобы научить студентов:

- собирать и оценивать анамнестические данные о состоянии здоровья пациента с целью планирования и осуществления плана мероприятий сестринской помощи;

- владеть методами непосредственного исследования больных (расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация);

- уметь расшифровывать типичные ЭКГ;

- уметь правильно оценивать данные основных лабораторных исследований;

- интерпретировать полученные данные физикального обследования пациента, используя знания ведущих синдромов в клинике внутренних болезней;

- уметь грамотно излагать результаты непосредственного исследования больных в истории болезни.

Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения:

- расспрос больного, сбор анамнеза, общий осмотр;

- основные принципы осмотра грудной клетки (осмотр, пальпация, сравнительная и топографическая перкуссия легких, аускультация легких);

- основные принципы осмотра области сердца (пальпация, перкуссия относительной и абсолютной тупости сердца, аускультация);

- исследование вен и артерий, артериального пульса, определение артериального давления по методу Короткова;

- осмотр полости рта и области живота; перкуссия, поверхностная ориентировочная пальпация живота, методическая глубокая скользящая пальпация по методу В.П.Образцова и Н.Д.Стражеско; осмотр области печени и селезенки; перкуссия и пальпация печени и области расположения желчного пузыря; перкуссия и пальпация селезенки;

- перкуссия почек и мочевого пузыря, пальпация почек, мочевого пузыря и мочеточниковых точек;

- общее понятие о лабораторных методах исследования (общий анализ крови, мочи);

- антропометрические исследования, динамометрия, термометрия тела, регистрация и расшифровка температурных кривых;

- техника записи ЭКГ в 12 отведениях, расшифровка ЭКГ, трактовка найденных изменений при ургентной ситуации.
Содержание дисциплины

Лекционный курс



Се-местр

Объ-ем (ч)

Наимено-

вание темы

Краткое содержание

1

V

2

Вводная

Основополагающее значение пропедевтики внутренних болезней в системе медицинского образования. Понятие о болезни. Основные принципы методологии и диагноза. История развития и физическое обоснование основных физикальных методов исследования

2

V

2

История болезни

История болезни и ее значение как медицинского и юридического документа. Сестринский процесс. Отличия сестринской истории болезни от врачебной

3

V

2

Основные методы клинического исследования больного

Основные анамнестические сведения, основные жалобы. Общие правила и техника пальпации, перкуссии и аускультации. Общее понятие о лабораторных и инструментальных методах исследования

4

VI

2

Заболевания органов дыхания

Общие вопросы обследования больных с заболеваниями органов дыхания. Перкуссия и аускультация легких. Инструментально-лабораторные методы исследования легких

5

VI

2

Заболевания сердечно-сосудистой системы

Общие вопросы обследования больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Аускультация сердца


Практические занятия




Се-местр

Объ-ем (ч)

Наименование темы, содержание занятия

1

V

2

Основные методы клинического исследования больного. Расспрос больного. Схема и последовательность анамнеза. Общий осмотр больного. Сестринская и врачебная истории болезни. Сестринский процесс. Тестовый контроль

2

V

4

Техника пальпации, перкуссии и аускультации при заболеваниях органов дыхания. Тестовый контроль

3

V

4

Техника пальпации, перкуссии и аускультации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Тестовый контроль

4

V

4

Техника пальпации, перкуссии и аускультации при заболеваниях органов пищеварения. Тестовый контроль

5

VI

4

ИБС. Инфаркт миокарда. ЭКГ диагностика. Артериальные гипертонии. Синдром острой и хронической сердечной недостаточности. Тестовый контроль

6

VI

4

ЭКГ-исследование сердца: техника регистрации, ЭКГ отведения. План расшифровки ЭКГ. ЭКГ-диагностика инфаркта миокарда. Тестовый контроль

7

VI

4

Нарушения сердечного ритма, классификация. Нарушения автоматизма синусового узла. Эктопические аритмии (экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия). Нарушение проводимости (внутрипредсердная, атриовенрикулярная блокада; блокада ножек пучка Гиса). Мерцание и трепетание предсердий и желудочков. ЭКГ-диагностика ургентных нарушений ритма и проводимости сердца. Тестовый контроль

8

VI

4

Итоговое занятие. Защита контрольных работ (историй болезни) и обсуждение рефератов.


Самостоятельная работа




Наименование темы и ее содержание

Объем (ч)

1

2

3

1.

Обследование больных с заболеваниями системы дыхания: расспрос (основные жалобы и их патогенез), осмотр (форма грудной клетки; тип, частота и глубина дыхания; подсчет частоты дыхательных движений), пальпация грудной клетки (определение болевых мест, эластичности грудной клетки; голосового дрожания). Перкуссия легких. Освоение метода перкуссии. Сравнительная перкуссия, определение характера перкуторного звука. Топографическая перкуссия. Диагностическое значение. Аускультация легких. Освоение метода аускультации. Понятие об основных и дополнительных дыхательных шумах, механизм их возникновения, диагностическое значение. Лабораторные исследования мокроты и плеврального пунктата. Рентгенологические методы исследования. Методы функционального исследования внешнего дыхания.

12



1

2

3

2.

Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания. Синдром инфильтрации легочной ткани (очаговая и крупозная пневмония), синдром полости в легком (абсцесс легкого). Синдром наличия жидкости и газа в плевральной полости (плеврит, пневмоторакс), синдром повышенной воздушности легочной ткани (эмфизема легких). Синдром бронхиальной обструкции (бронхиальная астма). Острые и хронические бронхиты. Бронхоэктатическая болезнь. Этапы сестринского процесса. Сестринский диагноз.

12

3.

Обследование больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Расспрос (характерные жалобы, их патогенез), осмотр (положение больного, осмотр области сердца и крупных сосудов), пальпация области сердца и верхушечного толчка. Диагностическое значение симптома «кошачьего мурлыканья». Исследование пульса и АД. Перкуссия сердца: методика определения границ относительной и абсолютной тупости, сосудистого пучка. Аускультация сердца: методика, основные и доп. точки аускультации сердца, отличия I и II тонов сердца. Перкуторные изменения при патологии сердечно-сосудистой системы: диагностическое значение изменений границ сердца. Шумы сердца, механизм возникновения, классификация. Изменения тонов сердца в патологии. Ритм «перепела», ритм «галопа».

12

4.

Артериальная гипертензия: эссенциальная гипертония (гипертоническая болезнь) и симптоматические гипертензии. Дифференциальная диагностика. Этапы сестринского процесса. Сестринский диагноз.

12

5.

Понятие об атеросклерозе и его проявлениях. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда. Лабораторно-инструментальная диагностика. ЭКГ-диагностика. Этапы сестринского процесса. Сестринский диагноз.

12

6.

Ревматизм. Классификация. Симптоматология эндокардита, миокардита, перикардита. Митральные пороки сердца (стеноз левого атриовентрикулярного отверстия, недостаточность митрального клапана), аортальные пороки сердца (стеноз устья аорты, недостаточность клапанов аорты). Недостаточность трехстворчатого клапана. Недостаточность кровообращения (острая и хроническая).

12

7.

Обследование больных с заболеваниями системы пищеварения: характерные жалобы, их патогенез. Осмотр полости рта, живота, перкуссия, пальпация (поверхностная ориентировочная и методическая глубокая, скользящая пальпация желудка, привратника, кишечника, поджелудочной железы). Обследование больных с заболеваниями системы пищеварения: характерные жалобы больных с заболеваниями печени, желчного пузыря. Осмотр области печени. Перкуторное определение границ и пальпация печени и селезенки. Лабораторное исследование органов пищеварения: исследование желудочного сока и дуоденального содержимого, анализ кала.

12

8.

Симптоматология гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Энтериты, колиты. Лабораторная, рентгенологическая и эндоскопическая диагностика. Этапы сестринского процесса. Сестринский диагноз.

6

9.

Основные клинические синдромы при заболеваниях печени и желчевыводящих путей (желтуха, портальная гипертензия, гепатолиенальный синдром, печеночная недостаточность). Холециститы. Желчно-каменная болезнь. Гепатиты и циррозы печени. Симптоматология заболеваний поджелудочной железы. Лабораторно-инструментальная диагностика. Этапы сестринского процесса. Сестринский диагноз.

12

1

2

3

10.

Обследование больных с заболеваниями системы мочеотделения: характерные жалобы больных. Осмотр области почек. Симптом Пастернацкого. Пальпация почек. Исследование мочи. Физические свойства мочи. Химическое исследование мочи. Микроскопия осадка мочи.

6

11.

Основные клинические синдромы при заболеваниях системы мочеотделения (почечные отеки, почечная артериальная гипертензия, почечная эклампсия, почечная недостаточность, уремическая кома). Диффузный гломерулонефрит. Нефротический синдром. Сестринский Амилоидоз почек. Пиелонефрит. Этапы сестринского процесса диагноз.

12

12.

Исследование периферической крови: нормальные качественные и количественные показатели. Картина крови при анемиях и лейкозах.

10

13.

Основные клинические синдромы при заболеваниях крови (синдром анемии, лимфо- и миелопролиферативный синдромы). Железодефицитная и В12, фолиево–дефицитная анемии. Острые и хронические лейкозы. Этапы сестринского процесса. Сестринский диагноз.

9



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconРабочая программа по дисциплине сестринское дело в терапии с курсом...
Сестринское дело в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной руководителем Департамента...
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconРабочая программа по дисциплине сестринское дело в терапии с курсом...
«Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для н
«Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» для направления подготовки 060101. 65 «Лечебное дело»
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «Сестринское...
«Сестринский процесс при сахарном диабете» подготовлена с учетом требований государственного образовательного стандарта по дисциплине...
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconРабочая программа пропедевтика внутренних болезней для специальности
«медико-профилактическое дело» подготовки (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования...
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconРабочая программа по сд в семейной медицине (заочная форма обучения)...
«Сестринское дело», утвержденной Департаментом научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений мз россии (Москва,...
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconРабочая программа по дисциплине пропедевтика внутренних болезней рекомендуется для специальности
Гоу впо «российский государственный медицинский университет им. Н. И. Пирогова росздрава»
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconУчебной дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для н
Полученные при изучении пропедевтики внутренних болезней знания и практические умения являются базой для дальнейшего более глубокого...
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconПрограмма дисциплины «пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика»
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры Пропедевтики внутренних болезней педиатрического факультета...
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconТема Оценка
Рекомендовано для специальностей: 060109 «Сестринское дело» и 060101 «Лечебное дело»
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconТематический план практических занятий по предмету «Основы патологии»
Рекомендовано для специальностей: 060109 «Сестринское дело» и 060101 «Лечебное дело»
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconС курсом физиотерапии сборник тестовых заданий по пропедевтике внутренних...
Пропедевтика внутренних болезней. Учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета/ Ослопов В. Н., Богоявленская...
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconРабочая программа по дисциплине: пропедевтика внутренних болезней,...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060103. 65 Педиатрия,...
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060501 Сестринское дело
Рабочая программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» для специальности 060109 Сестринское дело iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в...
Составлена в соответствии с фгос к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060501 Сестринское дело


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск