ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ НАУЧНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И.ПИРОГОВА
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
| УТВЕРЖДАЮ
Декан
Педиатрического факультета _____________________
(подпись) (ФИО)
"____" ________ 201. г.
|
|
Рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
| «пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика»
|
|
Направление подготовки (специальность) 060103_педиатрия
Форма обучения очная , очно-заочная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная) Срок освоения ООП 6 лет (очная), 7 лет (очно-заочная)
(нормативный срок обучения)
Кафедра пропедевтики внутренних болезней педиатрического факультета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Москва
2012 г.
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)
педиатрия (060103)
утвержденный Министерством образования и науки РФ
«__8__» _____ ноября____________2010_г. № 1122
Учебный план по специальности педиатрия
,
утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО «РНИМУ им. Н.И.Пирогова»
28 мая 2012 года_. Протокол № ________ Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры Пропедевтики внутренних болезней педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова
от __5 июня 2012 года Протокол № ___10__ Заведующий кафедрой проф. Мелентьев А.С
подпись ФИО Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена Ученым Советом _________
от «___28 мая 2012 года___г. Протокол № _____
Председатель
Ученого совета факультета ( )
подпись ФИО Разработчики: Зав. кафедрой, проф., д.м.н. А.С. Мелентьев.
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия) Зав. уч. проф., д.м.н. К.Г. Хачумова
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Рецензенты
Зав. каф. Пропедевтики внутренних
болезней л/ф., проф., д.м.н . А.В. Струтынский (занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Зав. каф. Терапии м/ф, проф., д.м.н. Г.П. Арутюнов
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель освоения учебной дисциплины (модуля) состоит в развитии профессиональных и культурных навыков обследования больного в овладении знаниями манипуляционных методов исследования внутренних органов, а также принципами современных лабораторных и инструментальных методов исследования , лечения и профилактики __внутренних болезней.
При этом задачами дисциплины являются:
Уверенное владение навыками исследования объективного статуса больного;
Оценить тяжесть состояния больного;
Умение выявлять симптомы заболевания путем расспроса и обследования;
Умение правильно поставить предварительный диагноз;
Знать клинические, лабораторные и инструментальные признаки поражения внутренних органов.
2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета
2.2.1. Учебная дисциплина (модуль) пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика относится к
циклу профессиональных дисциплин по специальности «педиатрия» высшего профессионального медицинского образования
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Философии»:
Знания: о принципах бытия мироздания, сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии, теорию познания, творчества, культуры. этику, эстетику.____
Умения: выделить все стороны существования человека (содержание и смысл), определить границы взаимодействия между врачом и пациентом, понять их связь и единство.__________
Навыки: Рациональность к рассуждению и мышлению, раскрывать смысл предметов, событий и явлений при помощи «знания», «понимания» и «осмысления», способность вести познавательную деятельность.______________________________________________________
«Биоэтики»:
Знания: о принципах возникновения и разрешения противоречий, правовых и этических аспектах врачевания, профессиональном и моральном поведении врача, милосердии, благотворительности, не нанесении вреда пациенту. __________
Умения: получение информированного согласия и обеспечения прав пациентов, справедливости в здравоохранении, выявлять и предотвращать побочные или негативные воздействия лекарственных средств или медицинских технологий._______________________
Навыки: защиты достоинства и прав пациентов, получение осознанного согласия пациентов и испытуемых, вести общественную дискуссию по поводу сложнейшего морального выбора. «Психологии и педагогики»:
Знания: о психологических особенностях человека, организации профессионального общения, принятии индивидуальных и совместных решений, эмоциональные, мотивационные и регуляторные сферы личности.______________________________________
Умения: осуществлять познавательный процесс (восприятие информации, концентрироваться, воображение, память и внимание), разбираться в людях (личность, темперамент, характер, способности, чувства и эмоции и воля), передавать знания._________
Навыки выстраивать профессиональные и личностные отношения, работа с персоналом, самопознания и самообразования, передача знаний, способность к поиску новых знаний и принятию нестандартных решений.__________________________________________________
«Истории медицины»:
Знания: о этапах развития медицины, медицинских традициях, важнейшие достижения и открытия знаменитых ученых, возникновение медицинских дисциплин, школ, проблем._____
Умения: анализировать, оценивать, прогнозировать здоровье и болезни человека, работать с историческими первоисточниками, оценивать экспериментальный характер науки._________
Навыки: обобщать медицинские традиции, оценивать примеры жизнедеятельности выдающихся ученых и врачей, анализировать культурные качества врача, накапливать и дифференцировать знания._________________________________________________________
«Латинского языка»:
Знания: о грамматике и лексике языка, грамматических моделях, терминологию языка, алгоритмах перевода.______________________________________________________________
Умения: перевод с латинского языка, анализировать грамматику, понимать и осознавать новые слова, систематизировать информацию.________________________________________
Навыки: использовать латинский язык для выстраивания коммуникаций, понимать текст, анализировать информацию, передавать смысл адекватными словами, работать со словарем._
«Анатомии»:
Знания: анатомии опорно-двигательного аппарата (кости, позвонки, ребра, грудина, грудная клетка, суставы, мышцы), о биомеханике, анатомия внутренних органов – строение, топография, кровоснабжение, иннервация - (полость рта, зубы, язык, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, 12-перстная кишка, слепая кишка, тонкий и толстый кишечник, желчный пузырь, почки, воздухоносные пути, гортань, трахея, легкие, плевра, почечная лоханка), кровеносные и лимфатические сосуды, иммунная система (микроциркуляторное русло, вены, венозные сплетения, анастомозы, сердце, миокарда, камеры, артерии, малый и большой круг кровообращения, аорта и ее отделы, наружная и внутренняя сонная артерия, подмышечная и плечевая артерия, подвздошная артерия, воротная вена, отток крови от верхних и нижних конечностей), анатомия центральной нервной системы (нервные волокна, спинной и головной мозг, кора, борозды, волокна, отделы, желудочки, проводящие пути, оболочки), анатомия периферической нервной системы, органов чувств, желез внутренней секреции.__________________________________
Умения: определять тип человека, выявить диспропорции тела, деформации, аномалии развития, пальпировать костные и мышечные ориентиры тела человека (позвонки, мечевидный отросток грудину, реберную дугу, кости черепа, ключицу, лопатку, плечевую, бедренную и подвздошную, малоберцовую кость, лодыжки, жевательные мышцы, жевательную мышцу, грудино-ключично-сосцевидную мышцу, мышцу спины, прямую мышцу живота, мышцы плеча и бедра и др.), определить проекционные линии туловища, распознать на рентгенограмме кости скелета, внутренние органы, определить пульсацию артерий и вен, определить зоны иннервации нервов.____________________________________
Навыки: описать
воспалительный процесс, в том числе у ребенка (в мягких тканях головы, пространствах шеи, пальцев кисти, стенок грудной полости, в носоглотке, барабанной полости, брюшины), описать дефекты и аномалии (легкого, диафрагмы, грудной клетки, сердца, створок клапанов, сосудов, брюшной стенки), нарушения иннервации (головы, шеи, туловища, конечностей),
отека голосовых складок гортани у ребенка, повышения давления в системе воротной вены (портальной гипертензии),
поражения того или иного черепного нерва, корешков спинного мозга.____________________________________________________
«Гистология, эмбриология, цитология»:
Знания: о строении клеток, тканей (эпителиальная, соединительная, скелетная, мышечная, нервная, кровь, лимфа), системах организма (нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочевыделительная, органы кроветворения и иммунной зашиты, кожа, эндокринная, сенсорная), эмбриология человека (развитие, хронология, пуповина, система мать-плацента-плод, нарушения процессов развития) ____
Умения: умения идентифицировать органы, их ткани, клетки и неклеточные структуры на микроскопическом уровне, определять развитие, строение, функционирование систем человека. ____
Навыки: сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней, этапов развития человека, идентификации форменных элементов крови ____
«Биохимии»:
Знания: Обмен веществ и обмен энергии, основные этапы преобразования энергии в организме, окисление, взаимосвязь и регуляция обмена веществ в организме (углеводов, белков и липидов, воды и минеральных веществ); витамины, их роль в регуляции биохимических процессов, авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, гормоны (химическая природа гормонов, гормоны-белки, функции важнейших гормонов в организме. влияние гормонов на биохимические процессы). Биохимия органов и тканей (крови, мочи, плазмы и сыворотки крови; мышечной, соединительной и нервной тканей; печени и др.), клеточных мембран, эритроцитов, мембранная инженерия, биохимия питания, нарушения питания, вода и минеральные соли, обмен микроэлементов в организме; основные биохимические показатели, основы развития заболеваний, лабораторная диагностика. ____
Умения: определять функции клеток, тканей, органов и систем здорового организма; устанавливать биохимические показатели организма в норме и патологии; определять уровень процессов метаболизма белков, липидов, углеводов, минеральных веществ и его влияние на состояние здоровья человека; основы процессов жизнедеятельности (действия гормонов, медиаторов), механизмы обезвреживания ксенобиотиков;
принципы современных методов биохимических исследований и технологий. ____
Навыки: назначать и интерпретировать результаты лабораторных исследований у здоровых и больных лиц;
оценивать состояние организма по данным биохимических исследований.____
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)
2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины1:
Профилактическая (ПК 11)
Диагностическая (ПК 15, ПК 16, ПК 18)
Лечебная (ПК 20)
Организационно-управленческая (ПК 27)
Научно-исследовательская (ПК 31)
Реабилитационная (ПК 23)
2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций2:
п/№
| Номер/ индекс компетенции
| Содержание компетенции (или ее части)
| В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
| Знать
| Уметь
| Владеть
| Оценочные средства3
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| ОК-1
| способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
| основы законодательства Российской Феде-рации, основные нормативно-техни-ческие документы по ох-ране здо-ровья детского, женского и взрос-лого насе-ления;
| анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрос-лого насе-ления, влияние на него факторов образа жизни, окружающей сре-ды, био-логических и орга-низации медицинской по-мощи;
| методами ведения медицинской учетно-отчётной документации в медицинских орга-низациях педиатрического профиля
| Собеседование, тестовый контроль, клинические задачи
|
| ПК-1
| способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками
| Основы организации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи детям, подросткам и взрослому населению, организационные формы работы и диагностические возможности поликлинической службы системы охраны материнства и детства;
| участвовать в орга-низации и оказании лечебно- госпитализации по-дростков с заболе-ваниями;
массового профилактической и санита-рно-про-тивоэпидемической, профи-лактической и реа-билитационной помощи детям и подросткам, взро-слому на-селению с учетом социально-профес-сиональной и воз-растно-половой структуры;
| оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;
| Опрос, написание экзаменационной истории болезни
|
| ПК-3
| способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности
| основы применения мето-дов дока-зательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков, деяте-льности медицинскихорганизаций системы охраны материнства и дет-ства и в научных исследованиях;
| интерпретировать результаты обсле-дования, поставить ребенку и подростку пред-варительный диаг-ноз, наме-тить объ-ем допо-лнительных исс-ледований для уто-чнения диагноза; сформулировать клинический ди-агноз;
| методами общего клинического обследования детей и подростков;
| Собеседование, написание истории болезни.
|
| ПК-5
| способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсионного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка
| особенности организации и основные направления деятельности участкового врача-педиатра и врача общей практики; методы проведениянеотложных мероприятий и показания для госпитализации больных детей и подростков;
| собрать анамнез; провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания), направить детей и подростков на лабораторно- инструментальное обследование, на консультацию к специалистам;
| интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;
| Собеседование, тестовый контроль, оценка качества осмотра, курации и написания учебной истории болезни
|
| ПК-15
| способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом
| Современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков, взрослого населения терапевтического, хирургического и инфекционного профиля; общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний и врожденных аномалий;
| вести медицинскую документацию различного харак-тера в медицинских организациях педиатрического профиля
| алгоритмом постановки предварительного диагноза детям и подросткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам-специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным детям и подросткам;
| Опрос, тестирование, клиническая задача,
|
| ПК-16
| способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
| клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной форме у детей, подростков и взрослого
| выявлять жизнеопасные нару-шения и оказывать при неот-ложных состояниях первую помощь детям, подросткам и взрос-лым, пострадавшим в очагах поражения в чрез-вычайных ситуациях
| методами общего клинического обследования детей и подростков;
| Опрос, тестирование, клиническая задача, написание экзаменационной истории болезни, устный экзамен.
|
| ПК-
| 18
способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности.
| принципы диспансерного наблюдения различных возрастно-половых и социа-льных групп на-селения, реабилитацияпациентов;
| разработать боль-ному ребенку или под-ростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назна-чить ле-карственную тера-пию, ис-пользовать методы немедикаментозного лече-ния, про-вести реабилитационныемероприятия;
| алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи детям и подросткам при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
| Опрос, тестирование, клиническая задача, написание экзаменационной истории болезни, устный экзамен.
|
| ПК-20
| способностью и готовностью назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями
| Клинические проя-вления основных синдромов, требующих хирур-гического лечения; особенности ока-зания ме-дицинской помощи детям и подросткам при неотложных состояниях;
| вести медицинскую документацию различного харак-тера в медицинских организациях педиатрического профиля.
| алгоритмом выполнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи детям и подросткам при неотложных и угрожающих жизни состояниях.
| Собеседование, тестовый контроль, клинические задачи, осмотр, курация больного, написание учебной истории болезни
|
| ПК-23
| способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди детей и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу детей и подростков в специализированные группы по занятиям фи
| культурой после перенесенных заболеваний
Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной форме;
| Сформулировать клинический диагноз
| Алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза
| Собеседование, клинические задачи, тестовый контроль, написание учебной истории болезни
|
| ПК-27
| способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций
| Лечение наиболее часто встречающихся заболеваний внутренних органов
| Разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения;
| Алгоритмом выполнения основных врачебных и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи пострадавшим при неотложных и угрожающих жизни состояниях
| Собеседование, клинические задачи, тестовый контроль, написание учебной истории болезни
|
| ПК-31
| способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
| принципы и методы оказанияпервой медицинской и при неотложных состо-яниях у детей и подростков;
| Пользоваться учебной, научной, научно-популярной лите-ратурой, сетью Интернет для про-фессиональнойдеятельности;
| методами ведения медицинской учетно-отчётной документации в медицинских орга-низациях педиатрического профиля
| рефераты, доклады
|
| 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Форма обучения – очная, очно-заочная*
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6,0 зачетных единиц, 216 часов
Вид учебной работы
| Всего часов/ зачетных единиц
| Семестры
| № IV/ VI*
| № V/ VII*
| часов
| часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего), в том числе:
| 144
| 72/96*
| 72/48*
| Лекции (Л)
| 22
| 10/14*
| 12/8*
| Клинические практические занятия (КПЗ)
| 116
| 62/82*
| 54/34*
|
|
|
|
|
|
|
|
| Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:
| 72
| 36/48*
| 33/ 21*
| История болезни (ИБ), фрагмент ИБ
| 12
| 6/8*
| 6/4*
| Курсовая
| абота (КР)
|
|
| Реферат (Реф)
| 9
| 4/6*
| 5/3*
| Расчетно-графические работы (РГР)
|
|
|
| Подготовка к занятиям(ПЗ)
| 38
| 20/26*
| 18/12*
| Подготовка к текущему контролю (ПТК))
| 10
| 6/8*
| 4/2*
| Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
| 3
|
| 3/3*
| …
|
|
|
| …
|
|
|
| Вид промежуточной а
| тестации
зачет (З)
|
|
|
| экзамен (Э)
| 6+3
| -
| 6+3
| ИТОГО: Общая трудоемкость
| час.
| 216
| 108
| 108
| ЗЕТ
| 6,0
| 3
| 3
|
3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
п/№
| № компетенции
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| ПК-1,3, 5,15,16,
18, 20 23,27,31
| Методы исследования и основы частной патологии органов дыхания. Лучевая диагностика
| -Общая методика исследования больного, история болезни, анамнез;
- Исследование органов дыхания. Жалобы. Осмотр. Патологические разновидности грудной клети. Голосовое дрожание. Сравнительная и топографическая перкуссия легких;
- Аускультация легких: физические основы метода. Основные дыхательные шумы. Побочные дыхательные шумы. Бронхофония. Лабораторные и инструментальные методы исследования легких. Диагностическое значение при основных бронхолегочных синдромах;
-«Методы исследования органов дыхания»
(Проверка практических навыков и теоретических знаний);
- Сравнительные возможности методов лучевой диагностики при исследовании органов дыхания;
- Симптоматология острых пневмоний (очаговой и долевой), бронхитов (острого и хронического). Абсцесса легкого, обтурационного ателектза;
- Симптоматология бронхиальной астмы. Эмфизема легких. Понятие о недостаточности функции внешнего дыхания. Спирография, диагностика обструктивной и рестриктивной дыхательной недостаточности;
- Симптоматология плевритов (сухого и экссудативного). Гидроторакс. Пневмоторакс. Компрессионный ателектаз. Синдром легочного сердца. Дыхательная недостаточность;
- Итоговое контрольное занятие по теме: “Симптоматология заболеваний органов дыхания» (проверка практических навыков и теоретических знаний).
- написание фрагмента истории болезни по методам исследования органов дыхания.
|
| ПК-1,3, 5,15,16,
18,20 23,27,31
| Методы исследования и основы частной патологии системы органов кровообращения. Лучевая диагностика
| - Расспрос и осмотр больных с заболеваниям органов кровообращения. Пальпация прекардиальной области. Относительная и абсолютная сердечная тупость;
- Аускультация сердца. Тоны и ритмы сердца. Нормальные и патологические. Диагностика основных патологических синдромов;
- Невинные функциональные и органические шумы. Исследование артериального пульса. Исследование артериального пульса. Измерение артериального давления. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы.. План расшифровки ЭКГ. Электрокардиографическая диагностика простых нарушений ритма и проводимости (синус. ритм, фибрилляция и трепетание предсердий, AV блокады);
-«Методы клинического исследования органов кровообращения». (Проверка практических навыков и теоретических знаний);
- Сравнительные возможности методов лучевой диагностики при исследовании сердечно-сосудистой системы;
- Симптоматология митральных пороков сердца: стеноза левого атриовентрикулярного отверстия и недостаточности митра
ьного клапана. Недостаточность трехстворчатого клапана (органическая и функциональная). Правожелудочковая сердечная недостаточность. Значение для диагностики ЭхоКГ, ФКГ, рентгенография;
- Симптоматология аортальных пороков сердца: стеноза устья аорты и недостаточности клапана аорты. Левожелудочковая сердечная недостаточность. Значение для диагностики ЭхоКГ, ФКГ, рентгенография;
- Понятие об атеросклерозе и его проявлениях. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда. Лабораторная и инструментальная диагностика. ЭКГ, ЭхоКГ и стресс-ЭхоКГ;
- Синдром артериальной гипертензии. Недостаточность кровообращения (острая и хроническая). Острая сосудистая недостаточность. Понятие о легочной гипертензии и легочном сердце;
- Итоговое контрольное занятие по теме:
«Симптоматология заболеваний органов кровообращения» (проверка практических навыков и теоретических знаний).
- написание фрагмента истории болезни по методам исследования.
|
| ПК-1,3, 5,15,16,
18,20, 23,27,31
| Методы исследования и основы частной патологии органов пищеварения. Лучевая диагностика
| - Расспрос и осмотр больных с заболеваниями органов пищеварения. Поверхностная ориентировочная пальпация и методическая глубокая скользящая по В.П. Образцову и Н.Д.Стражеско). Cиндром «острого живота»;
- Расспрос и осмотр больных с заболевания печени и желчевыводящих путей. Перкуссия и пальпация печени и селезенки. Синдром портальной гипертензии. Методики идентификации асцита. синдром желтухи;
- Сравнительные возможности методов лучевой диагностики при исследовании органов пищеварения;
- Симптоматология гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Рак желудка. Энтериты. Колиты. Синдром недостаточности всасывания;
- Симптоматология гепатитов и циррозов печени. Печеночная недостаточность. Симптоматология холециститов. Желчнокаменная болезнь Панкреатиты. Лабораторная и инструментальная диагностика
|
| ПК-1,3, 5,15,16,
18,20, 23,27,31
| Методы исследования и основы частной патологии почек и мочевыводящих путей. Лучевая диагностика
| - Расспрос, осмотр больных с заболеваниями органов мочеотделения. Перкуссия и пальпация почек и мочевого пузыря. Основные синдромы при заболеваниях почек (мочевой, нефротический, нефритический, с-м, артериальной гипертензии, уремии);
- Методы лучевой диагностики: ультразвуковая диагностика, рентгеновская диагностика, ЯМР
омография, позитронно-эмиссионная томография, сцинтиграфия;
- Симптоматология гломерулонефритов (острых и хронических). Нефротический и нефритический синдромы. Хронический пиелонефрит. Хроническая почечная недостаточность.
|
| ПК-1,3, 5,15,16,
18,20, 23,27,31
| Методы исследования и основы частной патологии органов кроветворения
| - Расспрос, осмотр больных с заболеваниями органов кроветворения. Пальпация лимфатических узлов. Диагностическое значение клинического исследования анализа крови. Общее представление о стернальной пункции, трепанобиопсии и коагулограмме. Их трактовка;
- Симптоматология анемий и лейкозов. Геморрагический синдром. Исследование крови, лимфоузлов, пунктатов костного мозга. Данные сцинтигарфии и КТ.
|
| ПК-1,3, 5,15,16,
18,20, 23,27,31
| Методы исследования и основы частной патологии эндокринной системы и обмена веществ. Острые аллергозы. Лучевая диагностика
| -Радионуклидная диагностика. Томография. Радиоактивные нуклиды и радиофармпрепа-раты. Получение изображений с помощью радиоизотопов;
- Симптоматология некоторых заболеваний эндокринных органов и болезней обмена веществ. Сахарный диабет. Тиреотоксический зоб. Общие представления о надпочечниковой недостаточности, гипо- и гипервитаминозах.
|
| ОК-1
ПК-1,3, 5,15,16,
18,20, 23,27,31
| Практикум
| -Написание студентами истории болезни: студенты проводят объективное обследование курируемого больного, знакомятся с результатами лабораторных и инструментальных исследований. Оформляют полученные данные в виде контрольной истории болезни с постановкой и обоснованием диагноза;
- Разбор студенческих историй болезни;
- Заключительный контроль практических навыков по всем методам исследования внутренних органов.
| | |