ГБОУ СПО МО «СТУПИНСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на ЦМК специальных дисциплин « ___» _______________2012г.
протокол № ___ от «___» _____2012г. зам.по учебной работе
_______________Н.Е. Войтко _____________ Г.М.Киселева учебно-методическая разработка
для студентов
по дисциплине «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» тема:
«Сестринский процесс при сахарном диабете» специальность 060109 Сестринское дело
преподаватель Н.В.Асонова
2012
Пояснительная записка
Учебно-методическая разработка по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» подготовлена с учетом требований государственного образовательного стандарта по дисциплине «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» по специальности 060109 «Сестринское дело» и представляет собой рабочую тетрадь (Приложение 1).
Учебно-методическая разработка представляет собой сборник заданий для закрепления теоретических и практических знаний по теме «Сестринский процесс при сахарном диабете» и предназначена для аудиторной и внеаудиторной работы студентов 4 курса специальности «Сестринское дело».
В рабочую тетрадь входят: задания, контролирующие исходный уровень знаний; задания для самостоятельной работы; задания, контролирующие усвоение материала.
Рабочая тетрадь может быть использована на занятиях по дисциплине для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.
«Болеть диабетом – все равно,
что вести машину по оживленной трассе,
надо просто знать правила движения».
М. Бергер
Уважаемые студенты!
Очень скоро Вы будете самостоятельно работать в отделениях лечебно профилактических учреждений сначала в качестве студента, проходящего производственную практику, а затем как квалифицированный медицинский работник. Ваши знания, полученные при обучении в училище или колледже, сослужат Вам добрую службу.
Развитие цивилизации освободило человека от многих насущных проблем, но на их место пришли новые проблемы. Комфорт, современный транспорт, множество новых химических веществ в окружающей среде породили неуклонный рост числа различных заболеваний, одним из которых является сахарный диабет.
Прошло более трехсот лет с тех пор, когда была открыта болезнь – сахарное мочеизнурение, которую сейчас называют сахарным диабетом. В переводе с греческого языка слово «диабет» означает «истечение», следовательно, выражение «сахарный диабет» буквально понимают как «теряющий сахар».
Как причина смерти сахарный диабет занимает третье место после болезней сердечно – сосудистой системы и злокачественных новообразований. Заболеваемость сахарным диабетом ежегодно увеличивается на 5 – 6%. В РФ зарегистрировано более 2 млн. больных СД. Реальное число больных диабетом в России составляет не менее 8 млн. человек.
Конечно, врачу трудно найти время, чтобы научить каждого больного, как жить с диабетом. И здесь на помощь приходит медицинская сестра. Она должна оценивать потребности пациента, проводить обучение, координировать информацию, оказывать помощь, оценивать прогресс и помогать пациенту придерживаться выбранного лечения.
В представленной Вам методической разработке представлены задания, которые необходимо выполнить для успешного освоения темы. Методическая разработка является рабочей тетрадью, все задания выполняются непосредственно в тетради четко, разборчиво, в соответствии с инструкциями.
Вам необходимо пройти 2 этапа занятия, в каждом выполняются определенные задания. В конце оцениваются ваши знания.
Пропустив практическое занятие, Вы сможете самостоятельно изучить тему при помощи рабочей тетради.
Надеемся, что эта методическая разработка поможет Вам лучше понять и усвоить данную тему.
Успешной Вам работы!!!
Цели занятия:
Учебные - закрепление теоретических знаний по теме, знакомство студентов с особенностями течения заболевания, методами обследования, принципам лечения и профилактики сахарного диабета, умение осуществлять сестринский процесс.
Студент должен знать:
АФО поджелудочной железы
определение, этиологию, классификацию СД
диагностические критерии СД
особенности диеты
разновидности инсулина, места инъекций, механизм действия, осложнения
профилактика СД
Студент должен уметь:
Провести субъективное и объективное обследование пациента
выявить проблемы пациента
подготовить пациента к лабораторным методам исследования, уметь находить патологию в результатах лабораторных анализов
планировать сестринские вмешательства
набирать нужную дозу инсулина и вводить его п/к
обучить пациента самоконтролю, дать рекомендации по диетическому питанию
Развивающие - развивать логическое клиническое мышление, внимание, память; стремиться к самосовершенствованию; быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу; способность самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности.
Воспитательные – умение работать в команде, уважительно относиться к товарищам, проявлять чувство уважения, терпения к пациентам, уметь общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности.
Вид занятия: практическое, количество студентов – 10– 13 человек.
Длительность занятия: 180 минут
Место проведения занятия: кабинет «Сестринское дело в терапии»
Необходимое оснащение:
Алгоритмы манипуляций – 5 шт.
Методическая разработка – 10 шт.
Дневники студентов.
Инсулины
Инсулиновые шприцы
Все необходимое для проведения инъекции
Муляжи
План занятия
№ п/п
| Этапы занятия
| Длительность (мин)
| 1.
| Вводное слово преподавателя. Организационные вопросы.
| 3 минуты
| 2.
| Проверка домашнего задания
| 5 минут
| 3.
| Контроль исходного уровня знаний.
Тестовый контроль (10 заданий).
Проверка результатов.
|
10 минут
| 4.
| Инструктаж студентов на выполнение самостоятельной работы.
| 2 минуты
| 5.
| Выполнение заданий рабочей тетради Часть 1
| 60 минут
| 6.
| Подведение итогов Части 1
| 10 минут
| 7.
| Перерыв
| 15 минут
| 8.
| Самостоятельная работа студентов на занятии.
Манипуляционная техника Часть 2 (изучение методических рекомендаций по проведению манипуляции п/к введение инсулина, выработка мануальных умений)
| 50 минут
| 5.
| Заключительный контроль по теме занятия
| 20 минут
| 6.
| Подведение итогов занятия. Задание для подготовки к следующему занятию.
| 5 минут
| Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины
Физиология Анатомия
Основы сестринского дела Основы патологии
С/П при сахарном диабете
Сестринское дело в акушерстве и гинекологии Сестринское дело в терапии
Сестринское дело в хирургии
Сестринское дело при инфекционных болезнях Сестринское дело в педиатрии
Сестринское дело в нервных болезнях Сестринское дело в реаниматологии
Обеспечиваемые дисциплины
Список использованной литературы
Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2007. – 544 с.
Лычев В.Г., Карманов В.К. Руководство к проведению практических занятий по предмету «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»: учебно – методическое пособие. - М.: ФОРУМ, 2008. – 384с.
Носков С.М. Сахарный диабет.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 574с.
Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 473с.
Фролькис Л.С. Терапия с курсом первичной медико – санитарной помощи. Сборник заданий. – М.: ГЗОТАР – Медиа, 2010. – 448с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рабочая тетрадь
студента ___________________________________ (Ф.И.) специальность Сестринское дело
___________ группа __________ курс
Успеваемость
№ п/п
| Тема занятия
| Дата
| Оценка
| Подпись преподавателя
| 1.
| Сестринский процесс при сахарном диабете. Комы
|
|
|
| 2.
| Сестринский процесс при неосложненном сахарном диабете
|
|
|
|
| Бонусы (образцовое ведение дневника, подготовка докладов, кроссвордов, сообщений, задач, иллюстраций и др.)
|
|
|
|
|