Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей





НазваниеКлинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей
страница1/6
Дата публикации01.03.2016
Размер0.67 Mb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Физика > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Саранский медицинский колледж»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ПО МДК.02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

РАЗДЕЛ 10. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ЗА ПАЦИЕНТАМИ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

ТЕМА: Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей (менингококковая инфекция, дифтерия)

САРАНСК 2014 ГОД

Разработали: Орлова Елена Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории, Сычева Татьяна Сергеевна, преподаватель высшей квалификационной категории.

Данная методическая разработка практического занятия составлена согласно требований Федеральных государственных образовательных стандартов.


Методическая разработка предназначена для студентов средних медицинских учебных заведений, обучающихся по специальности 060501.51 «Сестринское дело».

Тема занятия:

Клинико-эпидемиологический обзор

инфекций дыхательных путей

(менингококковая инфекция, дифтерия)

Тип занятия: занятие совершенствования знаний, умений и навыков.

Используемая технология: игровая педагогическая технология.

Форма проведения: практическое занятие.

Цели занятия:

Учебная: добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей, соответствующих теме занятия, через демонстрацию приемов и методов, направленных на формирование интереса студентов у учебной дисциплине и теме занятия; формирование практических умений и навыков по осуществлению сестринского ухода за пациентами с соответствующими заболеваниями; развивать умения и навыки отработки практических манипуляций.

Развивающая: формирование интеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы; развитие речи, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков; формирование навыков самообразования, самореализации личности.

Воспитательная: привитие умений и навыков учебной работы и коллективного труда; формирование современного научного мировоззрения и интереса к избранной профессии и профессиональной направленности, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

Методическая: демонстрация методики проведения практического занятия с использованием различных методов контроля знаний и умений, активных методов обучения, современных информационных технологий.

Межпредметные связи: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.03. Основы патологии, ОП.09. Психология, МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела, МДК.04.02. Безопасная среда для пациента и персонала, МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг

После изучения темы студент должен

иметь практический опыт:

– осуществления ухода за пациентами при инфекциях дыхательных путей;

– проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с данной патологией;

уметь:

– готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам (ПК.2.2.,2.5.);

– осуществлять сестринский уход за пациентом при инфекциях дыхательных путей;

– консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств (ПК.2.1.);

– осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий (ПК.2.7.);

– осуществлять фармакотерапию по назначению врача (ПК.2.4.);

– проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни

пациента;

– осуществлять паллиативную помощь пациентам (ПК.2.8.);

– вести утвержденную медицинскую документацию (ПК.2.6.);

знать:

  • причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы

диагностики проблем пациента, организацию и оказание сестринской помощи при инфекциях дыхательных путей;

  • пути введения лекарственных препаратов;

  • виды, формы и методы реабилитации;

  • правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.


структура занятия
1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность студентов к занятию, наличие формы, оснащение рабочего места и т.д.). – 5 мин.

2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, её цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса). – 5 мин.

3. Контроль знаний. – 40 мин.

3.1. Терминологический диктант (10 мин.).

3.2. Выполнение практических манипуляций (взятие мазка из носоглотки на менингококк, из ротоглотки на бактериологическое исследование, введение противодифтерийной сыворотки) – 30 мин.

4. Изучение нового материала. – 30 мин.

Знакомство с медицинской документацией. Демонстрация историй болезни, медицинской карты наблюдения за пациентом, разъяснения по работе с ней.

Демонстрация больных по теме; допускается обход с врачом в отделении.

Демонстрация новых средств, применяемых для лечения больных.

5. Самостоятельная работа студентов (150 мин.):

  • в процедурном кабинете, на посту медицинской сестры, у постели больного

  • сбор анамнеза, обследование больного

  • запись данных обследования и сбора анамнеза в дневники

  • работа студентов с историями болезни

  • составление схем лечения применительно к данному больному

  • заполнение дневников.

6. Закрепление – 20 мин.

6.1. Решение ситуационных задач.

7. Подведение итогов. Выводы. – 10 мин

8. Домашнее задание – 10 мин.

8.1. Рефераты на темы:

Крымская геморрагическая лихорадка

Омская геморрагическая лихорадка

8.2. Составление словаря медицинской терминологии

8.3. Малов В.А., Малова Е.Я. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, стр. 159-160, 206-210, 254-261, 308-314;

лекционный материал по теме: Клинико-эпидемиологический обзор кровяных (трансмиссивных) инфекций (малярия, сыпной тиф, болезнь Брилла, ГЛПС).

9. Оснащение: дидактический раздаточный материал по изучаемой теме, ученическая карта наблюдения за пациентом, компьютер, ЭУМ (ЭДМ). Литература:

Малов В.А., Малова Е.Я. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 5-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 416 с.

Ход занятия

1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность студентов к занятию, наличие формы, оснащение рабочего места и т.д.).

2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, её цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса).

теоретический материал

Дифтерия

Дифтерия — острое антропонозное заболевание бактериальной этиологии, характеризующееся развитием интоксикации, фибринозного воспаления в месте входа инфекции (преимущественно в рото- и носоглотке) и токсическим поражением сердечнососудистой и нервной систем.

Этиология. Возбудителем дифтерии являются токсигенные (способные вырабатывать экзотоксин) грамположительные аэробные палочки Corinebacterium diphtheriae. Дифтерийные палочки имеют на концах колбовидное утолщение и в мазках располагаются попарно в виде римской цифры V. По некоторым биохимическим признакам выделяют несколько биоваров: gravis, mitis, intermedins, minimus и др. Несмотря на то что нетоксигенные палочки Corinebacterium diphtheriae не способны вызывать развитие заболевания, описана возможность перехода нетоксигенных штаммов в токсигенные. Возбудитель устойчив во внешней среде: при комнатной температуре он может сохраняться в течение 2 мес. Высокая температура и дезинфицирующие средства губительны для дифтерийной палочки.

Эпидемиология. Дифтерия относится к антропонозным инфекциям. Единственным естественным резервуаром и источником инфекции являются люди — больные или носители токсигенной палочки. Наибольшую эпидемическую опасность представляют лица с признаками поражения рото- и носоглотки, поскольку активно выделяют возбудитель во внешнюю среду при чиханье, кашле и разговоре. Здоровые носители обладают более низкой инфицирующей способностью. Механизм передачи инфекции — аэрогенный, который реализуется преимущественно воздушно-капельным путем. Кроме того, заражение может происходить контактно-бытовым путем через инфицированные объекты внешней среды (посуда, игрушки, предметы обихода и т.д.). К числу редких, но возможных путей передачи относится пищевой путь, при котором заражение людей происходит при употреблении инфицированных продуктов (молоко, кондитерские изделия и др.), в которых дифтерийная палочка способна не только сохраняться, но и размножаться.

Дифтерия относится к числу управляемых инфекций, уровень заболеваемости которыми можно регулировать путем вакцинации. В некоторых европейских странах заболеваемость дифтерией полностью ликвидирована благодаря применению программы всеобщей иммунизации. Именно уровень коллективного иммунитета определяет возможность развития и распространения заболевания. Снижение иммунной прослойки населения сопровождается ростом заболеваемости дифтерией, что наблюдалось в Российской Федерации в 1990-х гг. Восприимчивость людей к дифтерии очень высокая.

Показатели заболеваемости дифтерией в России в 2007 г. составили 0,06 на 100 тыс. населения, что в 2 раза ниже уровня заболеваемости в 2006 г. (0,12 на 100 тыс. населения).

Формирующийся в результате иммунизации антитоксический иммунитет препятствует развитию клинически манифестных форм заболевания, но не исключает формирования бактерионосительства. Титры антитоксических антител, препятствующие развитию заболевания (РИГА), составляют не ниже 1: 160. При отсутствии иммунитета развитие заболевания может регистрироваться в любом возрасте.

Для дифтерии характерна осенне-зимняя сезонность заболевания.

Патогенез. Возбудитель, попадая на слизистые оболочки (чаще рото- и носоглотки) и поврежденные кожные покровы восприимчивого организма, начинает быстро размножаться, выделяя экзотоксин, который оказывает как местное, так и общее действие. Результатом воздействия дифтерийного токсина является повышение проницаемости сосудистой стенки с развитием фибринозного воспаления в месте входных ворот, регионарный лимфаденит. Кроме того, он оказывает токсическое действие на различные органы и системы (сердечно-сосудистую, нервную, почки и т.д.) с развитием в них воспалительно-дегенеративных процессов. Тяжесть течения дифтерии определяется выраженностью токсического действия дифтерийного экзотоксина на организм. Наличие в сыворотке крови больного антитоксических антител способствует более легкому течению заболевания. После перенесенного заболевания формируется стойкий антитоксический иммунитет.

Клиническая картина. Длительность инкубационного периода составляет 2—10 сут (чаще 3—5 сут).

В зависимости от локализации и характера патологического процесса выделяют различные клинические формы: дифтерия ротоглотки, носа, гортани, трахеи, бронхов, глаз, половых органов, кожи. В случае поражения нескольких органов, анатомически не связанных друг с другом, говорят о комбинированной форме дифтерии.

В типичных случаях дифтерия протекает с образованием в месте входных ворот отека и фибринозных налетов, однако в некоторых случаях, когда воспалительная реакция выражена слабо, налеты могут отсутствовать, и заболевание протекает в катаральном варианте. По распространенности выделяют локализованную (процесс ограничен одной анатомической областью) и распространенную (при поражении двух близкорасположенных анатомических областей) формы дифтерии. Распространенность отека подкожной клетчатки или слизистых оболочек определяет тяжесть заболевания. Наиболее тяжелыми формами являются субтоксическая, токсическая (I, II, III степени) и гипертоксическая формы дифтерии.

Наиболее часто регистрируется дифтерия ротоглотки, которая составляет до 90 — 95 % всех случаев дифтерии, при этом в 70 — 75 % случаев она носит локализованный характер.

Локализованная дифтерия ротоглотки является наиболее легкой формой заболевания. Она может протекать по катаральному, островчатому или пленчатому варианту. Интоксикация обычно бывает выражена умеренно, а температура тела, хотя и достигает высоких значений, не бывает длительной. Больные жалуются на боли в горле при глотании, головную боль, слабость. В ротоглотке при осмотре выявляются умеренно гиперемированные и увеличенные (за счет отека) небные миндалины, небольшое увеличение подчелюстных лимфатических узлов. При катаральном варианте на миндалинах налеты отсутствуют, в силу чего заподозрить и тем более поставить диагноз дифтерии у таких больных бывает очень трудно. При островчатом варианте определяются одно- или двустороннее поражение миндалин, которое характеризуется наличием налетов на небных миндалинах в виде небольших островков размером от одного до нескольких миллиметров. При пленчатом варианте на миндалинах формируются фибринозные налеты (процесс может быть одно- или двусторонним), которые не выходят за пределы пораженных миндалин. В первые часы заболевания налеты представляют собой желеобразную массу, которая легко снимается без травмирования подлежащих тканей. Однако уже к исходу первых суток налеты приобретают характерный вид: гладкие, плотные, бело-серого цвета с перламутровым оттенком. Поскольку фибринозные налеты пропитывают ткань миндалин, они снимаются с трудом. Попытка снятия налета обычно приводит к кровоточивости ткани миндалин. Типичный характер налетов при пленчатом варианте локализованной дифтерии ротоглотки обычно встречается не более чем в 30 % случаев. При позднем обращении больных за медицинской помощью налеты могут достаточно легко сниматься без выраженной травматизации ткани миндалин. Несмотря на то что локализованная дифтерия ротоглотки относится к числу легких форм дифтерии, следует помнить, что в нелеченных случаях она может прогрессировать и переходить в распространенную и даже токсическую форму.

При распространенной дифтерии ротоглотки фибринозные налеты с миндалин распространяются на окружающие их мягкие ткани. Данная форма заболевания встречается в 3—11 % случаев. По своему клиническому течению она мало отличается от локализованной формы. У больных выявляются боль в горле, головная боль, увеличение и умеренная болезненность подчелюстных лимфатических узлов. Отека слизистой ротоглотки и подкожной клетчатки шеи у больных не выявляется.

Субтоксическая дифтерия ротоглотки относится уже к тяжелым формам. В большинстве случаев субтоксическая и токсические формы развиваются у непривитых лиц и лиц, имеющих низкие титры антитоксических антител (например, прошедших неполный курс вакцинации). При умеренно выраженных признаках интоксикации больные с данной формой заболевания отмечают выраженные боли при глотании. При осмотре ротоглотки выявляются признаки распространенной дифтерии: багрово-цианотичные, отечные миндалины, умеренный отек дужек, язычка, мягкого неба. Регионарные лимфатические узлы обычно увеличены и болезненны. Отечность регионарных лимфатических узлов может имитировать отек подкожной клетчатки шеи (который при этой форме отсутствует). Нередко процесс может иметь одностороннюю локализацию.

Токсическая дифтерия ротоглотки характеризуется быстрым прогрессирующим течением. Температура тела, как правило, уже с первых дней заболевания достигает высоких значений, больные отмечают озноб, выраженную боль в горле, головную боль. В некоторых случаях может быть рвота. За счет формирующегося отека слизистых оболочек носовое дыхание бывает затруднено и больные дышат открытым ртом. Голос осипший. Ключевым клиническим признаком и критерием токсической дифтерии является отек подкожной клетчатки шеи. Миндалины резко увеличены, отечны, часто практически полностью закрывают зев. Развивающийся у больных тризм жевательных мышц может затруднять осмотр ротоглотки. Налеты уже к концу первых суток от начала заболевания покрывают миндалины и распространяются на мягкие ткани. Очень часто налеты имеют бурый цвет за счет геморрагического пропитывания. Регионарные лимфатические узлы увеличены, болезненны. В области шеи определяется тестоватый безболезненный отек подкожной клетчатки, распространенность которого определяет тяжесть течения токсической дифтерии. При токсической дифтерии I степени он распространяется до середины шеи, при II степени — до ключиц и при III степени — ниже ключиц. Иногда отек может распространяться на лицо, заднюю поверхность шеи и спины, что свидетельствует о тяжелой форме заболевания.

Кожные покровы у больных при токсических формах дифтерии обычно бледные, определяется акроцианоз, тахикардия, снижение артериального давления.

Комбинированные формы заболевания чаще регистрируются при токсической дифтерии.

Гипертоксическая дифтерия является наиболее тяжелой формой дифтерии, для которой характерно бурное, динамичное развитие заболевания. Отек мягких тканей ротоглотки и шеи формируется уже спустя 6—12 ч от начала заболевания, что может даже предшествовать появлению фибринозных налетов в ротоглотке. В этом случае уже на 1 — 2-е сутки от начала заболевания может наступить летальный исход, причиной которого является развитие инфекционно-токсического шока.

Дифтерийный круп {дифтерия гортани) наиболее часто является следствием прогрессирующего течения дифтерии ротоглотки, хотя может возникать и самостоятельно. Для нее характерно распространение дифтеритического воспаления на гортань, трахеи и даже бронхи. В клинической картине выделяют три стадии или периода: дисфонический, стенотический и асфиктический. Важными клиническими признаками, свидетельствующими о развитии дифтерии гортани, являются изменение тембра голоса от осиплости до полной афонии, грубый «лающий» кашель, одышка, затруднение дыхания (дыхание становится шумным с удлиненным вдохом), на вдохе отмечается втяжение податливых мест грудной клетки. Больные становятся беспокойными, отмечается синюшность лица, тахикардия, повышенная потливость. При прогрессировании заболевания появляются признаки асфиктической стадии: нарастает одышка, дыхание становится поверхностным, изменяется его ритм, падает сердечная деятельность, пульс становится нитевидным, цианоз нарастает, появляется сонливость и без оказания экстренной помощи (интубации или трахеостомии) больной погибает от асфиксии.

Дифтерия носа может регистрироваться в качестве самостоятельной формы, либо в комбинации с дифтерией ротоглотки. Как самостоятельная форма дифтерия носа характеризуется слабовы-раженной интоксикацией, затруднением носового дыхания, наличием сукровичных или серозно-гнойных выделений. При осмотре слизистая оболочка носовых ходов отечна, гиперемирована, выявляются фибринозные наложения или эрозии.

Дифтерия глаз, уха, половых органов, кожи относится к редким формам дифтерии. Подобно локализованной дифтерии ротоглотки процесс может протекать в катаральном и пленчатом варианте. Как правило, поражение указанных органов выявляется при комбинированной форме дифтерии.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconПриказ от 12. 03. 2014г. №36 «О профилактике острых кишечных инфекций в мадоу црр №2 «Дельфин»
Сп 1 1117-02 «Профилактика острых кишечных инфекций», му 1 2969-11 «Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconЛекции
Легочное кровотечение – выделение с кашлем крови, исходящей из дыхательных путей, расположенных ниже голосовых связок, то есть из...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconОториноларингология
Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconОториноларингология
Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconОториноларингология
Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconКлинико-эпидемиологическая характеристика парентеральных вирусных...
Работа выполнена в гу нии эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи рамн г. Москва и на кафедре акушерства и гинекологии гоу...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconОториноларингология
Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconОториноларингология
Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconКонспект занятия по обж в подготовительной группе
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconКонспект урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconТаблица оценок умц по гочс тюменской области
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconКонспект урока Первая доврачебная помощь при кровотечениях
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconУчебно-методический комплекс мо художественно технологического и спортивного цикламоу сош №11
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconКонспект урока по обж ( 9 класс). Тема: Мы за здоровый образ жизни
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconКлинические рекомендации для врачей общей практики корь
Корь (morbilu) – острая высококонтагиозная антропонозная вирусная болезнь, характеризующаяся циклическим течением, проявляющаяся...
Клинико-эпидемиологический обзор инфекций дыхательных путей iconМатериал из опыта работы преподавателя-организатора обж моу «Ефимовская...
Воспитание правильной осанки; воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск