Скачать 352.29 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ. Методическая разработка учебного занятия по теме: «Введение. Этапы развития и становления хирургии». Учебные дисциплины: «Сестринское дело в хирургии» специальность - 060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки), «Хирургия» специальность - 060102 Акушерское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки). 2012г.
Согласована: Методист ГОУ СПО МК №4 _______________ /В.М.Хусяинова / «_____» _______________ 2012 г.
Пояснительная записка. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) и специальности - 060102 Акушерское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки) Методическая разработка предназначена для преподавателей при подготовке и проведении учебного занятия по теме "«Введение. Этапы развития и становления хирургии», по учебной дисциплинам « Сестринское дело в хирургии» и «Хирургия» в V семестре на 3 курсе. На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе. Указаны цели создания разработки. Методическая разработка структурирована и содержит:
материала по охране труда). С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы (МОС), где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, отражающие основные положения лекции;
Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учётом рекомендаций по оформлению методических разработок. Цель создания методической разработки. Методическая разработка по дисциплине «Сестринское дело в хирургии» по специальности 060501 «Сестринское дело» - 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) и специальности - 060102 Акушерское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки) и создана с целью оказания методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний у студентов третьего курса по теме «Введение. Этапы развития и становления хирургии». Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала. Содержание методической разработки. Стр.
Введение. «… Для больного не нужно, чтобы ему была сделана операция, ему нужно, чтобы его излечили от болезни… » С.П. Федоров Хирурги́я (греч. Χειρουργική, от греч. χειρ — рука и έργον — действие, работа) — область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода. Хирургия является одной из самых древних отраслей медицины. За 6 тыс. лет до н. э. выполнялись такие операции, как удаление камней из мочевого пузыря, трепанация черепа, при переломах костей накладывались повязки для иммобилизации. Для лечения ран применяли вино, мед и масло. Сведения о состоянии медицины в IV—V тыс. до н. э. в летописях не значатся. И лишь за 1,5 тыс. лет до н. э. в Древней Индии начала развиваться хирургия. Появляются хирургические инструменты (более 100 наименований). В это время производятся такие оперативные вмешательства как пластические операции носа, удаление инородных тел, разрабатываются методы остановки кровотечения (гемостаз). Хирургия широко использует все методы диагностики и лечения, которые применяются другими медицинскими специальностями, кроме того используются и специальные хирургические методы обследования. Оперативные вмешательства у пациентов с различными травмами, с хирургическими заболеваниями, крайне различны, как по продолжительности, так и по болезненности Современная хирургия всё более становится реконструктивной хирургией (то есть направленной на то, чтобы восстановить или заменить поражённый орган: протез сосуда, искусственный клапан сердца, укрепление синтетической сеткой грыжевых ворот и т.д) и малоинвазивной (то есть направленной на то, чтобы минимизировать область вмешательства в организм — мини-доступы, лапароскопическая техника, рентгеноэндоваскулярная хирургия). Рекомендации по работе с методической разработкой Методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине «Сестринское дело в хирургии», «Хирургия» со студентами третьего курса по теме: «Введение. Этапы развития и становления хирургии » в рамках ГОС по специальности 060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) и специальности - 060102 Акушерское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки) с учетом знаний, сформированных на базе общепрофессиональных и клинических дисциплин. 1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. 2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС). 3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия. 4. В терминологическом словаре термины представлены по мере появления их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов). 5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используется фронтальный опрос, тестовый контроль, что позволяет погружать студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе. 6. В блок контроля включены задания (с эталонами ответов):
5. Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:
- «История развития и становления хирургии»; - «Современные хирургические методы обследования и лечения»;
Представлены инструкции по данным видам деятельности. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проверяется и оценивается преподавателем с выставлением оценки в журнал. Название дисциплины: «Сестринское дело в хирургии», «Хирургия». Тема: «Введение. Этапы развития и становления хирургии». Вид занятия: лекция Тип занятия: усвоение новых знаний Количество часов: 2 часа. Цели занятия. Цель занятия: сформировать у студентов представление о хирургии, истории развития и становления хирургии, о хирургических заболеваниях, основных методах обследования и лечения хирургических больных; роли медицинской сестры и особенностях сестринского процесса у хирургических больных. Студент должен: иметь представление:
знать:
уметь:
Развивающие цели: Развивать у студентов умения:
Воспитательные цели:
Мотивация. Медицинская сестра – помощник врача. Хирург может блестяще выполнить операцию, но без должного наблюдения и ухода в послеоперационном периоде все усилия врача будут сведены к нулю. Деятельность м/с направлена на удовлетворение физических, биологических потребностей пациента, связанных с психологическим, духовным и социальным здоровьем. Знание медицинской сестрой: - особенностей обследования хирургических больных, подготовки к операции, особенностей послеоперационного периода; - принципов сестринской помощи больным до, вовремя и после операции; является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника. Данные знания позволяют своевременно решать проблемы больного, адекватно оказывать на всех этапах обследования и лечения хирургических больных медицинскую помощь, чётко организовывать работу по предотвращению развития осложнений, что в целом позволяет уменьшить страдания больных, число тяжёлых больных, в конечном, суммарном итоге число летальных исходов. Место проведения: кабинет для теоретических занятий. Оснащение: Учебно-методическое:
ТСО:
Междисциплинарные связи 8 Список литературы. Основная:
Дополнительная: 4. Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. «Сестринское дело в хирургии: учеб. пособие» Издание 5-е, Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.
Интернет ресурсы:
Домашнее задание:
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов:
- «История развития и становления хирургии»; - «Современные хирургические методы обследования и лечения больных»;
Инструкция № 1 по подготовке реферата. Уважаемый студент, Вам необходимо:
(учебники, периодические специальные издания, пособия).
Инструкция № 2 по оформлению реферата.
Инструкция № 3 по составлению кроссворда. Уважаемый студент, Вам необходимо: 1. Оценить, насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры. 2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме (учебники, периодические специальные издания, пособия). 3. Отобрать необходимое количество терминов – 20 слов (10 слов по горизонтали и 10 слов по вертикали). 4. Составить вопросы к кроссворду. 5. Приложить эталоны ответов. 6. Оформить работу: - схема; - вопросы по горизонтали и вертикали; - ответы. (всё на отдельных листах). Хронокарта теоретического занятия.
Терминологический словарь. 1. Хирурги́я (греч. Χειρουργική, от греч. χειρ — рука и έργον — действие, работа) — область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода. 2. Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Это деятельность м/с, направленная на удовлетворение физических, биологических потребностей пациента, связанных с психологическим, духовным и социальным здоровьем, при которых надо оказать ПМСП имеющимися ресурсами приемлемыми для обеих сторон (м/с и пациента). 3. Структурные и функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате действия факторов внешней среды, называются повреждением или травмой. 4. Хирургическая инфекция- заболевания инфекционной природы, которые лечат хирургическими методами, и раневые инфекции, обусловленные внедрением патогенных микроорганизмов в рану, полученную при травме или операции. Различают первичные хирургические инфекции, возникающие самопроизвольно, и вторичные, развивающиеся после травм и операций. 5. Опухоль – патологическое разрастание клеток ткани, органа или системы. 6. Врождённые хирургические заболевания- заболевания, возникающие у эмбриона, плода в период беременности, требующие оперативного вмешательства после рождения. 6. Хирурги́ческая опера́ция, хирурги́ческое вмеша́тельство или операти́вное вмеша́тельство (от лат. operatio — работа, действие) — комплекс воздействий на ткани или органы человека (или животного), проводимых врачом с целью лечения, диагностики, коррекции функций организма, выполняемый с помощью различных способов разъединения, перемещения и соединения тканей. 7. Эндоскопи́я — способ осмотра некоторых внутренних органов при помощи эндоскопа. При эндоскопии эндоскопы вводятся в полости через естественные пути, например, в желудок — через рот и пищевод, в бронхи и легкие — через гортань, в мочевой пузырь — через мочеиспускательный канал, а также путем проколов или операционных доступов (лапароскопия и др.) 8. Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки. Алгоритм изучения темы "Введение. Этапы развития и становления хирургии".
Изложение нового материала идёт с помощью МОС, где представлены текстовый материал и иллюстративный материал, отражающие основные положения лекции Опорный конспект лекции по теме «Введение. Этапы развития и становления хирургии». ( Раздаточный материал для студентов). Роль мед. сестры в обследовании, подготовке больного к операции и в послеоперационном периоде. Подготовка к операции начинается с выявления приоритетных проблем пациента и их решения. Могут быть физические проблемы, связанные с болью или беспомощностью пациента. Медицинская сестра должны помочь ему справиться с этим состоянием:
Потенциальной социальной проблемой пациента может быть :
Мед.сестра должна тщательно и добросовестно провести непосредственную подготовку пациента к предстоящей операции - санитарную обработку, смену белья, обработку операционного поля и другие процедуры. В послеоперационном периоде:
Охрана труда медицинской сестры. Медицинская сестра должна: организовывать рабочее место
Существует профессиональная вредность, влияющая на здоровье медицинских сестёр, которые работают с лекарственными препаратами. Для снижения риска необходимо соблюдать следующие правила: — работать в перчатках, масках и длинных халатах; — аккуратно разводить лекарственные препараты; — применять только одноразовые шприцы; — не допускать разлива лекарственного препарата; — если произошел разлив препарата, его необходимо тщательно вытереть; — пустые ампулы упаковать в целлофановые пакеты и утилизовать по правилам; — шприц после использования тщательно промыть, обеззаразить согласно инструкции и утилизовать. Задание № 1. Претест.
соматических (терапевтических) заболеваний?
(Студенты называют различные методы, преподаватель поясняет) Ход действий: 1. Вопросы проецируются на экран. 2. Студенты отвечают с места. 3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам. 4. Преподаватель оценивает активность студентов с отметкой в оценочном листе (оценки не ставятся). Задание №2. Фронтальный опрос. Время, отведенное на выполнение задания – 10 минут. 1. Дайте определение, что такое хирургические болезни. 2. Назовите группы хирургических заболеваний. 3. Перечислите основные методы обследования хирургических больных. 4. Перечислите методы хирургического лечения. 5. Назовите эндоскопические методы обследования хирургических больных. Задание № 3. Итоговые тестовые задания. Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут. Инструкция: - прочитайте тест, выберите правильный ответ(-ответы); - письменно зафиксируйте ответ в тетради. Ход действий: 1. Ознакомьтесь с предлагаемыми тестовыми заданиями. 2. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором правильного (-ых) ответа (-ов) 3. Сдайте бланк-ответник на контроль преподавателю (или самоконтроль, взаимоконтроль – ответы и критерии выставления оценки представлены на экране). Выберите один правильный ответ ( тесты 1-3):
а) Платон б) Авиценна в) Гиппократ г) Пифагор
а) Авиценна б) И.В.Буяльский в) Н.И.Пирогов г) Н.В.Склифосовский 3. К субъективным данным относится: а) внешний вид больного б) жалобы больного в) пульс г) анамнез заболевания Выберите несколько правильных ответов (тесты 4-6): 4. К хирургическим заболеваниям относятся: а) ожоги б) паралич в) о.аппендицит г) грипп 5. Эндоскопические методы обследования это: а) лапароскопия б) бронхоскопия в) рентген г) артроскопия д) общий анализ крови 6. Хирургические методы лечения: а) репозиция б) МРТ в) пункция г) КТГ д) криодеструкция 7. Роль медицинской сестры у хирургических больных: а) решение приоритетных проблем больного б) непосредственная подготовка больного к операции в) наблюдение и уход в послеоперационном периоде г) следить за выполнением режима больным д) перевязка больного 8. К объективным данным относятся: а) история болезни б) жалобы больного в) внешний вид г) пульс д) артериальное давление |