Скачать 1.16 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)» Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700.62 «Торговое дело» Составитель: к.э.н., доцент Марченко Т. И. Тольятти АННОТАЦИЯ Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки 100700.62 «Торговое дело», утвержденным 22.12.2009 года. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки 100700.62 «Торговое дело», утвержденным 22.12.2009 года. Составил: к.э.н., доцент Марченко Т. И. Рассмотрено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность» Протокол № от « ___» 201__ г. Зав. кафедрой д.э.н., профессор Е.В. Башмачникова Согласовано научно – методическим советом направления 100700.62 «Торговое дело» профиля «Коммерция»Протокол № от «____»____________201__ г. Председатель научно-методического совета направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» профиля «Коммерция» к.э.н., доцент Т. И. Марченко Рецензент: к.э.н., доцент Лысова М. Ю. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОВЕДЕНИЕ» 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОВЕДЕНИЕ» 7.1. Рекомендуемая основная литература 7.2. Рекомендуемая дополнительная литература 7.3. Программное обеспечение современных информационно -коммуникационных технологий и Интернет – ресурсы ВВЕДЕНИЕ Экспансия сферы услуг в постиндустриальной экономике обусловлена процессами изменчивости и наследственности экономических форм товара или услуги. Это позволяет предположить, что в России после устранения кризисных явлений не только усилится перелив ресурсов в сферу услуг из сферы производства товаров, но и произойдет отток внутри самой сферы услуг в сторону высокотехнологичных, наукоинтенсивных видов услуг. В этой связи создание эффективно функционирующих и конкурентоспособных предприятий данной сферы в современных условиях хозяйствования выступает не только условием укрепления рынка, но и фактором решения многих экономических и социальных проблем развития региональных народно – хозяйственных комплексов. Наблюдающееся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг создает предпосылки для формирования в структуре сферы услуг системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов. В контексте вышеизложенного следует заметить, что дисциплину «Конкурентоведение» необходимо рассматривать как фундаментальную основу подготовки бакалавров сферы товарного обращения. Дисциплина «Конкурентоведение» изучается студентами дневного и заочного отделения направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» профиля «Коммерция». Целью данного курса является освоение теоретических и практических аспектов обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг и на этой основе формирование знаний и умений у студентов по разработке конкретных рекомендаций, направленных на повышение потребительской привлекательности этих товаров и услуг как с позиции удовлетворения потребностей покупателя, так и с позиции соперничества за его свободные средства в рамках системного, процессного, поведенческого, ситуационного, инновационного и динамического подходов к управлению. К основным задачам изучения дисциплины «Конкурентоведение» относятся: - изучение студентами сущности, объектов, субъектов и роли оценки конкурентоспособности товаров и услуг в коммерческой деятельности; - исследование факторов и критериев конкурентоспособности товаров и услуг; - приобретение теоретических знаний и практических навыков по использованию основных методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг; - формирование профессионального мышления по обеспечению конкурентоспособности товаров и услуг. Дисциплина «Конкурентоведение» позволяет сформировать у будущих бакалавров профессиональные компетенции в области самостоятельного принятия решений, затрагивающих различные аспекты управления конкурентоспособностью как товаров и услуг, так и предприятия в целом. Курс «Конкурентоведение» является одной из дисциплин профессионального цикла, его вариативной части. Данная дисциплина базируется на учебных дисциплинах гуманитарного, социального и экономического цикла; дисциплинах математического цикла; дисциплинах базовой (общепрофессиональной) части и вариативной части (дисциплинах профиля), что подчеркивает их неразрывную взаимосвязь. Наряду с этим учебный план также включает перечень дисциплин, имеющих непосредственное отношение к управлению конкурентоспособностью объектов в сфере коммерции, а именно: «Функционирование российских и зарубежных рынков товаров и услуг» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть), «Региональная экономика» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть), «Эффективность оценки рисков и возможных социально – экономических последствий» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть), «Малое предпринимательство: экономические аспекты функционирования» гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть), «Методы оптимальных организационно – экономических решений» (профессиональный цикл, вариативная часть), «Методы социально – экономического прогнозирования» (естественнонаучный цикл, вариативная часть), «Теоретические основы товароведения и экспертизы» (профессиональный цикл, базовая часть), «Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия» (профессиональный цикл, базовая часть), «Рекламная деятельность» (профессиональный цикл, базовая часть), «Менеджмент» (базовая общепрофессиональная часть), «Маркетинг» (базовая общепрофессиональная часть), «Основы коммерческой деятельности и коммерческой безопасности» (профессиональный цикл, вариативная часть), «Планирование и прогнозирование в коммерческой деятельности» (вариативная часть, дисциплины профиля), «Товары и услуги как объект коммерческой деятельности» (вариативная часть, дисциплины профиля) и др. Эта дисциплина закладывает основы преемственности и развития всех учебных дисциплин направлений 100700.62 и 100700.68 «Торговое дело» (профиль «Коммерция») в соответствии с учебным планом обоих уровней. Данная дисциплина имеет статус учебной дисциплины и является одной из основных в цикле дисциплин направления четырехлетнего учебного плана направления 100700.62 «Торговое дело» (профиль «Коммерция») и от того, как она воспримется обучаемыми, будет зависеть уровень приобретения профессиональных компетенций в течение всего периода обучения по направлению 100700.68 «Торговое дело», а также весь комплексный процесс формирования экономического и коммерческого мышления. Перечень тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения дисциплины: 1. Теоретико – методологические вопросы конкурентоведения товаров и услуг 2. Уровень качества как критерий конкурентоспособности товаров и услуг 3. Социальная адресность и потребительская новизна как критерии конкурентоспособности товаров и услуг 4. Подлинность и безопасность как критерии конкурентоспособности товаров и услуг 5. Имидж и престижность как критерии конкурентоспособности товаров и услуг 6. Информативность и цена потребления как критерии конкурентоспособности товаров и услуг 7. Факторы конкурентоспособности товаров и услуг 8. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг 9. Конкурсы как инструменты установления конкурентоспособности товаров и услуг 10. Управление конкурентоспособностью товаров и услуг В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - способы выявления потребностей покупателей товаров (ПК – 6); - маркетинговые исследования (ПК – 6); - цели, объекты, субъекты профессиональной деятельности, договоры в профессиональной деятельности, внедоговорные обязательства, правовую охрану собственности и правовую защиту интересов субъектов профессиональной деятельности, ее государственное регулирование и контроль (ПК – 10); - требования к оформлению технической документации, необходимой для ведения коммерческой деятельности (ПК – 12); - систему оценки и разработки стратегии коммерческой организации (ПК – 14); - миссии организаций, цели и стратегии управления коммерческой организацией (ПК – 14); - научную процедуру проведения различных исследований в профессиональной деятельности (ПК – 16); - цели, принципы, функции, средства и методы маркетинга, маркетинговую среду и ее анализ (ПК – 16); - проектные технологии в коммерческой деятельности (ПК – 18); - основные понятия, цели, классификацию информационных технологий и характеристику отдельных видов, интеграцию информационных технологий в коммерческую, маркетинговую, логистическую, товароведную и рекламную деятельность (ПК – 18); Уметь: - анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК – 6); - выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять средства и методы маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и конъюнктуру рынка (ПК – 6); - заключать договоры с контрагентами и контролировать их выполнение (соблюдение) (ПК – 10); - оформлять документацию при осуществлении коммерческой деятельности (ПК – 12); - составлять рекламные сообщения, выбирать носители рекламы с учетом финансовых возможностей организации и целесообразности организовать рекламные акции (ПК – 12); - анализировать, оценивать контролировать, разрабатывать и корректировать стратегию (ПК – 14); - определять ресурсы предприятия, экономические показатели его деятельности (ПК – 14); - проводить научные исследования в сфере коммерции (ПК – 16); - разрабатывать проекты в сфере коммерции с использованием информационных технологий (ПК – 18); - использовать информационные компьютерные технологии в профессиональной деятельности (ПК – 18); Владеть: - информацией о маркетинговых коммуникациях (ПК – 6); - методами и средствами выявления и формирования спроса потребителей; анализа маркетинговой информации; (ПК – 6); - технологией воздействия на деловых партнеров с цель заключения договоров (ПК – 10); - умениями вести деловые переговоры (ПК – 10); - знаниями правильности оформления технической документацией коммерческой деятельности (ПК – 12); - умением и навыками документационного и информационного обеспечения коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведной и рекламной деятельности организации (ПК – 12); - процедурой разработки и планирования стратегии предприятия (ПК – 14); - исследовательскими методами осуществления профессиональной деятельности (ПК – 16); - умением проводить маркетинговые исследования (ПК – 16); - современными информационными технологиями при разработке проектов в сфере коммерции (ПК – 18). 1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОВЕДЕНИЕ» Тема 1: «Теоретико – методологические вопросы конкурентоведения товаров и услуг» Цель занятия: изучить сущность и эволюцию концепции конкурентоспособности товаров и услуг, цель и задачи дисциплины, а также объекты, субъекты и критерии конкурентоспособности товаров и услуг. Вопросы к занятию:
Методические указания Термин «конкурентоведение» произошел от слов «конкурент» и «ведать» и означает целенаправленную деятельность по формированию конкурентоспособности товаров и услуг, обеспечению условий ее сохранения. Конкуренция в переводе с латинского означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Средство конкуренции — это товары и услуги, с помощью которых соперничающие предприятия стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Объекты конкуренции — потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный предприятиями – соперниками, а субъекты — предприятия – изготовители и предприятия – услугодатели. Конкурентоспособность предприятия в основном определяется конкурентоспособностью предложенных им товаров и услуг. Следовательно, объектом конкурентоведения товаров и услуг являются товар – конкурент или услага – конкурент. Всякий товар (услуга) как предмет обмена обладает двумя свойствами – потребительской ценностью, т.е. способностью удовлетворить конкретную потребность соответствующей группы потребителей и меновой стоимостью (ценой), т.е. способностью обмениваться как вещь в известных пропорциях на деньги. Для конкурентоведения в отличие от товароведения характерна не только потребительская ценность товара (услуги), но и цена потребления (меновая стоимость и стоимость расходов на эксплуатацию). Предметом конкурентоведения товаров (услуг) является потребительская привлекательность товаров (услуг) – способность притягивать, располагать, побуждать обратить внимание, возбуждать интерес к себе. Мерой потребительской привлекательности является конкурентоспособность товаров (услуг). Таким образом, конкурентоведение товаров (услуг) – это комплексная научная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров (услуг), определяющих их потребительскую привлекательность и о методах управления этими характеристиками. Конкурентоведение товаров (услуг) как научная дисциплина пользуется диалектическим методом познания потребительской привлекательности товаров (услуг). В конкурентоведении применяется в основном те же методы, что и в товароведении, а именно: - экспериментальные; - аналитические; - экспертные; - системный анализ. Цель конкурентоведения товаров (услуг) – изучение основополагающих характеристик товаров (услуг), соответствующих их потребительскую привлекательность, а так же изменение этих составляющих на всех этапах жизненного цикла товара (услуги). Для достижения этой цели данная дисциплина должна решать следующие задачи:
Конкурентоведение связано с такими дисциплинами как товароведение (потребительская стоимость является частью потребительской привлекательности товара (услуги)); маркетинг (анализ структуры спроса, сегментация рынка, используемые как главные составляющие в аналитической функции маркетинга); ценообразование; техническая эстетика, эргономика; психология (раскрытие основ формирования и управления субъективными свойствами товаров (услуг)); математическая статистика (моделирование процессов и их вероятностная достоверность); социология (знание структуры социальных групп потребителей, их потребностей, денежных доходов, ценностных ориентаций). Проектирование, производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг основываются на результатах анализа потребностей и желаний покупателей. Поведение потребителей объясняется их мотивами, которые индивидуальны и зависят от психологии и личностно – социальных особенностей. Потребности человека многочисленны и разнообразны. А. Маслоу ранжировал потребности человека по степени значимости в следующем порядке: - физиологические потребности; - потребности самосохранения; - социальные потребности; - потребности в уважении; - потребности в самоутверждении. В соответствии с природой возникновения и содержательной сущностью все личные потребности подразделяются на два класса – материальные и духовные. Товары народного потребления – товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Обслуживание населения – это деятельность предприятий, направленная на удовлетворение потребностей людей в услугах. Существуют абсолютные, действительные и платежеспособные потребности. Спрос на товары (услуги) определяется их ценностью для покупателей. Ценность является субъективной величиной, ее существование зависит от восприятия и специфических потребностей покупателя. Конкурентоспособность товаров (услуг) — это способность данных товаров и услуг отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом. В этом определении заложены три отличительных признака: 1) пространство— конкретный рынок (страна, сегмент рынка); 2) период — фиксированный отрезок времени; 3) познаваемость в сравнении. Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретного товара (услуги) с аналогом в системе «время — пространство». Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продавцы. В итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласиться и с таким вариантом определения: конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя. Имеет место и следующая трактовка термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара — это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции. Конкурентоспособность рассматривается как свойство товара (услуги). Ее количественной характеристикой являются различные показатели конкурентоспособности товара (услуги). Основной, наиболее распространенный показатель конкурентоспособности — это интегральный показатель качества, представляющий собой отношение суммарного полезного эффекта от использования товара (услуги) по назначению (ПЭ) к суммарным затратам на ее создание (ЗП) и эксплуатацию (ЗЭ), т.е. . (1.1) Дадим более широкий смысл интегральному показателю, понимая под ним относительную характеристику, которая определяется отношением комплексного показателя качества (U), отражающего полезность продукции, к цене потребления (), складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации: . (1.2) «Качество» и «конкурентоспособность» - термины не тождественные. Термин «интегральный показатель» — это «мостик» между ними. Поскольку сущность понятия «конкуренция» — это соперничество, то возникает необходимость в использовании относительного показателя конкурентоспособности— уровня конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности товара (услуги) — это относительная количественная характеристика способности товара (услуги) удовлетворять требования конкретного рынка по сравнению с товаром (услугой) конкурентов. Уровень конкурентоспособности (К) определяется по следующей формуле: K=, (1.3) где Io — интегральный показатель оцениваемого товара (услуги); Ia — интегральный показатель товара (услуги) - аналога. Если К > 1, то оцениваемый товар (услуга) превосходит товар (услугу) - аналог. Конкурентное преимущество товара (услуги) — это какая-либо (в ряде случаев эксклюзивная) ценность, которой обладает товар (услуга) и которая дает ему (ей) превосходство перед конкурентами. Основное условие успешной предпринимательской деятельности — это производство и предложение рынку конкурентного товара, а ее важнейшим показателем является доход. Как известно, доход (F) от реализации партии товара объемом (D) по конкретной продажной цене (Cпр) составляет: F = DCnp. Объем реализации определяется конкурентоспособностью товара, в частности интегральным показателем качества. Достаточно реальную оценку объема можно получить по формуле: D = dI2. (1.4) Коэффициент d в формуле (1.4) определяется по результатам анализа рыночных продаж товаров-аналогов, которые пользуются спросом у потребителя. С учетом формулы (1.4) величина дохода может быть определена так: F = (dI2)Cпр (1.5) Величина прибыли (L) от реализации партии товара определяется как разность дохода (F) и издержек (В): L = F - В. Отсюда L = (dI2 Cпр)-B. (1.6) Из формулы (1.6) следует, что прибыль находится в квадратичной зависимости от интегрального показателя качества — меры конкурентоспособности. Кроме того, деятельность по оценке и формированию конкурентоспособности товара (услуги) является базой бизнес – планирования субъекта предпринимательской деятельности. Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.) Следовательно, критерий конкурентоспособности — это качественная и (или) количественная характеристика товара (услуги). Критерии конкурентоспособности можно классифицировать, по меньшей мере, по следующим признакам: 1. по виду удовлетворяемых потребностей (уровень качества, социальная адресность, подлинность, безопасность, потребительская новизна, имидж, информативность, цена потребления); 2. по количеству учитываемых характеристик (единичный, групповой, обобщенный); 3. по назначению (ограничительный, оценочный). Критерии как характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей: исходя из иерархии — базовые и продвинутые; исходя из состава — сложные и простые; исходя из степени выраженности — явные и скрытые. В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единичный (одна из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность товара (услуги)) и комплексный (совокупность характеристик, определяющих конкурентоспособность товара (услуги)) критерии. Фактор конкурентоспособности — непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности товаров (услуг), формирующиеся на макроуровне, представлены на рис. 1. Рис. Рис. 1. Макроэкономические факторы конкурентоспособности товаров Между факторами и критериями конкурентоспособности существует определенная связь (например, фактор – имидж предприятия, критерий – имидж товара). Формирование конкурентоспособности товара (услуги) — это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара на всех этапах его создания и продвижения до потребителя. Обеспечение конкурентоспособности товара (услуги) — совокупность действий, направленных на предупреждение снижения заданного уровня конкурентоспособности товара (услуги). Методы обеспечения конкурентоспособности товара (услуги) — совокупность приемов, направленных на обеспечение конкурентоспособности товара (услуги). В качестве объектов оценки конкурентоспособности товаров (услуг) могут выступать желания – конкуренты, товарно – групповые конкуренты, товарно – видовые конкуренты, марки – конкуренты. В оценке конкурентоспособности участвуют три категории субъектов: потребители, поставщики и эксперты. Вопросы для самоконтроля:
Задания, вынесенные на практическое занятие: Тестовое задание для контроля знаний:
А) выгодные условия производства; Б) критерии конкурентоспособности; Конкурентоспособные товары и услуги.
А) объект конкуренции; Б) предмет конкуренции; В) условие конкуренции.
А) способность товара обмениваться как вещь в известных пропорциях на деньги; Б) стремление получить доход потребителя и завоевать признание на рынке; В) способность удовлетворить соответствующие потребности определенной группы потребителей.
А) потребительскую ценность; Б) меновую стоимость; В) расходы на эксплуатацию.
А) метод классификации; Б) метод Дельфи; В) метод аналогий.
А) психология; Б) математическая статистика; В) товароведение.
А) свобода выбора; Б) пространство; В) экономическая обоснованность.
А) изготовитель; Б) продавец; В) потребитель.
А) познаваемость в сравнении; Б) конкретный рынок; В) коммерческий успех.
А) привлекательность и конкурентоспособность? Б) прибыльность и конкурентоспособность? В) качество и конкурентоспособность? Решение задач Методические указания Интегральный показатель качества товара (услуги) представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования товара (услуги) по назначению () к суммарным затратам на создание () и эксплуатацию товара (). . (1.7) Уровень конкурентоспособности () определяется по следующей формуле: , (1.8) где - интегральный показатель оцениваемого товара (услуги); - интегральный показатель товара (услуги) – аналога. Если К>1, то оцениваемый товар (услуга) превосходит товар (услугу) -конкурента. Решение типовой задачи Используя данные табл. 1.1, определите конкурентоспособность ракетных носителей. Таблица 1.1 Показатели ракет-носителей
|
М. Н. Марченко зав кафедрой теории государства и права и политологии... Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным... | «Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации... Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным... | ||
Учебно-методический комплекс для проведения занятий по дисциплине... Учебно-методическое пособие разработано к э н., доц. Е. Н. Гутюк в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки... | Самостоятельная работа 78 час. Всего часов 108 часов (3 з е.). Зачет... Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100700. 68 «Торговое дело» | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Теоретические основы товароведения... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 100700. 62 «Торговое дело»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100700. 68 «Торговое дело» | ||
Рабочая программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся... Программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по направлению 100700 торговое дело, изучающих английский язык как... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) операционный маркетинг... Направление — 100700. 68 «Торговое дело», магистерская программа «Стратегии и инновации в маркетинге» Форма подготовки (очная) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) рекламный менеджмент 100700. 68 «Торговое дело» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования... | Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... Федеральное агентство РФ по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... Федеральное агентство РФ по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | Учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая... Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая политика» для направления... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... Федеральное агентство РФ по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | Методические указания и контрольные задания для студентов заочной... Федеральное агентство РФ по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение | ||
Методическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «информатика» ... | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму |