Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело»





НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело»
страница1/8
Дата публикации02.08.2013
Размер1.16 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)»



Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»



СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Протокол УМС № __________

Проректор по УРиКО

от «____» ___________ 201__г.

_______________ О.Н. Наумова

Проректор по УМР




______________ С.П. Ермишин

«____» ____________ 201__г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Конкурентоведение»

для студентов направления 100700.62 «Торговое дело»


Составитель: к.э.н., доцент Марченко Т. И.

Тольятти

АННОТАЦИЯ
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки 100700.62 «Торговое дело», утвержденным 22.12.2009 года.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направления подготовки 100700.62 «Торговое дело», утвержденным 22.12.2009 года.

Составил: к.э.н., доцент Марченко Т. И.
Рассмотрено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»
Протокол № от « ___» 201__ г.

Зав. кафедрой д.э.н., профессор Е.В. Башмачникова


Согласовано научно – методическим советом направления 100700.62 «Торговое дело» профиля «Коммерция»



Протокол № от «____»____________201__ г.
Председатель научно-методического совета направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» профиля «Коммерция» к.э.н., доцент Т. И. Марченко

Рецензент: к.э.н., доцент Лысова М. Ю.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОВЕДЕНИЕ»

2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

7. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОВЕДЕНИЕ»

7.1. Рекомендуемая основная литература

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература

7.3. Программное обеспечение современных информационно -коммуникационных технологий и Интернет – ресурсы


ВВЕДЕНИЕ
Экспансия сферы услуг в постиндустриальной экономике обусловлена процессами изменчивости и наследственности экономических форм товара или услуги. Это позволяет предположить, что в России после устранения кризисных явлений не только усилится перелив ресурсов в сферу услуг из сферы производства товаров, но и произойдет отток внутри самой сферы услуг в сторону высокотехнологичных, наукоинтенсивных видов услуг. В этой связи создание эффективно функционирующих и конкурентоспособных предприятий данной сферы в современных условиях хозяйствования выступает не только условием укрепления рынка, но и фактором решения многих экономических и социальных проблем развития региональных народно – хозяйственных комплексов.

Наблюдающееся в стране и регионах постепенное усиление конкуренции на потребительском рынке, изменение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг создает предпосылки для формирования в структуре сферы услуг системы управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов.

В контексте вышеизложенного следует заметить, что дисциплину «Конкурентоведение» необходимо рассматривать как фундаментальную основу подготовки бакалавров сферы товарного обращения.

Дисциплина «Конкурентоведение» изучается студентами дневного и заочного отделения направления подготовки 100700.62 «Торговое дело» профиля «Коммерция».

Целью данного курса является освоение теоретических и практических аспектов обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг и на этой основе формирование знаний и умений у студентов по разработке конкретных рекомендаций, направленных на повышение потребительской привлекательности этих товаров и услуг как с позиции удовлетворения потребностей покупателя, так и с позиции соперничества за его свободные средства в рамках системного, процессного, поведенческого, ситуационного, инновационного и динамического подходов к управлению.

К основным задачам изучения дисциплины «Конкурентоведение» относятся:

- изучение студентами сущности, объектов, субъектов и роли оценки конкурентоспособности товаров и услуг в коммерческой деятельности;

- исследование факторов и критериев конкурентоспособности товаров и услуг;

- приобретение теоретических знаний и практических навыков по использованию основных методов оценки конкурентоспособности товаров и услуг;

- формирование профессионального мышления по обеспечению конкурентоспособности товаров и услуг.

Дисциплина «Конкурентоведение» позволяет сформировать у будущих бакалавров профессиональные компетенции в области самостоятельного принятия решений, затрагивающих различные аспекты управления конкурентоспособностью как товаров и услуг, так и предприятия в целом.

Курс «Конкурентоведение» является одной из дисциплин профессионального цикла, его вариативной части. Данная дисциплина базируется на учебных дисциплинах гуманитарного, социального и экономического цикла; дисциплинах математического цикла; дисциплинах базовой (общепрофессиональной) части и вариативной части (дисциплинах профиля), что подчеркивает их неразрывную взаимосвязь.

Наряду с этим учебный план также включает перечень дисциплин, имеющих непосредственное отношение к управлению конкурентоспособностью объектов в сфере коммерции, а именно: «Функционирование российских и зарубежных рынков товаров и услуг» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть), «Региональная экономика» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть), «Эффективность оценки рисков и возможных социально – экономических последствий» (гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть), «Малое предпринимательство: экономические аспекты функционирования» гуманитарный, социальный и экономический цикл, вариативная часть), «Методы оптимальных организационно – экономических решений» (профессиональный цикл, вариативная часть), «Методы социально – экономического прогнозирования» (естественнонаучный цикл, вариативная часть), «Теоретические основы товароведения и экспертизы» (профессиональный цикл, базовая часть), «Стандартизация, метрология, подтверждение соответствия» (профессиональный цикл, базовая часть), «Рекламная деятельность» (профессиональный цикл, базовая часть), «Менеджмент» (базовая общепрофессиональная часть), «Маркетинг» (базовая общепрофессиональная часть), «Основы коммерческой деятельности и коммерческой безопасности» (профессиональный цикл, вариативная часть), «Планирование и прогнозирование в коммерческой деятельности» (вариативная часть, дисциплины профиля), «Товары и услуги как объект коммерческой деятельности» (вариативная часть, дисциплины профиля) и др.

Эта дисциплина закладывает основы преемственности и развития всех учебных дисциплин направлений 100700.62 и 100700.68 «Торговое дело» (профиль «Коммерция») в соответствии с учебным планом обоих уровней.

Данная дисциплина имеет статус учебной дисциплины и является одной из основных в цикле дисциплин направления четырехлетнего учебного плана направления 100700.62 «Торговое дело» (профиль «Коммерция») и от того, как она воспримется обучаемыми, будет зависеть уровень приобретения профессиональных компетенций в течение всего периода обучения по направлению 100700.68 «Торговое дело», а также весь комплексный процесс формирования экономического и коммерческого мышления.

Перечень тем, усвоение которых необходимо студентам для изучения дисциплины:

1. Теоретико – методологические вопросы конкурентоведения товаров и услуг

2. Уровень качества как критерий конкурентоспособности товаров и услуг

3. Социальная адресность и потребительская новизна как критерии конкурентоспособности товаров и услуг

4. Подлинность и безопасность как критерии конкурентоспособности товаров и услуг

5. Имидж и престижность как критерии конкурентоспособности товаров и услуг

6. Информативность и цена потребления как критерии конкурентоспособности товаров и услуг

7. Факторы конкурентоспособности товаров и услуг

8. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг

9. Конкурсы как инструменты установления конкурентоспособности товаров и услуг

10. Управление конкурентоспособностью товаров и услуг

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- способы выявления потребностей покупателей товаров (ПК – 6);

- маркетинговые исследования (ПК – 6);

- цели, объекты, субъекты профессиональной деятельности, договоры в профессиональной деятельности, внедоговорные обязательства, правовую охрану собственности и правовую защиту интересов субъектов профессиональной деятельности, ее государственное регулирование и контроль (ПК – 10);

- требования к оформлению технической документации, необходимой для ведения коммерческой деятельности (ПК – 12);

- систему оценки и разработки стратегии коммерческой организации (ПК – 14);

- миссии организаций, цели и стратегии управления коммерческой организацией (ПК – 14);

- научную процедуру проведения различных исследований в профессиональной деятельности (ПК – 16);

- цели, принципы, функции, средства и методы маркетинга, маркетинговую среду и ее анализ (ПК – 16);

- проектные технологии в коммерческой деятельности (ПК – 18);

- основные понятия, цели, классификацию информационных технологий и характеристику отдельных видов, интеграцию информационных технологий в коммерческую, маркетинговую, логистическую, товароведную и рекламную деятельность (ПК – 18);

Уметь:

- анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка (ПК – 6);

- выявлять, формировать и удовлетворять потребности, применять средства и методы маркетинга, анализировать маркетинговую среду организации и конъюнктуру рынка (ПК – 6);

- заключать договоры с контрагентами и контролировать их выполнение (соблюдение) (ПК – 10);

- оформлять документацию при осуществлении коммерческой деятельности (ПК – 12);

- составлять рекламные сообщения, выбирать носители рекламы с учетом финансовых возможностей организации и целесообразности организовать рекламные акции (ПК – 12);

- анализировать, оценивать контролировать, разрабатывать и корректировать стратегию (ПК – 14);

- определять ресурсы предприятия, экономические показатели его деятельности (ПК – 14);

- проводить научные исследования в сфере коммерции (ПК – 16);

- разрабатывать проекты в сфере коммерции с использованием информационных технологий (ПК – 18);

- использовать информационные компьютерные технологии в профессиональной деятельности (ПК – 18);

Владеть:

- информацией о маркетинговых коммуникациях (ПК – 6);

- методами и средствами выявления и формирования спроса потребителей; анализа маркетинговой информации; (ПК – 6);

- технологией воздействия на деловых партнеров с цель заключения договоров (ПК – 10);

- умениями вести деловые переговоры (ПК – 10);

- знаниями правильности оформления технической документацией коммерческой деятельности (ПК – 12);

- умением и навыками документационного и информационного обеспечения коммерческой, маркетинговой, логистической, товароведной и рекламной деятельности организации (ПК – 12);

- процедурой разработки и планирования стратегии предприятия (ПК – 14);

- исследовательскими методами осуществления профессиональной деятельности (ПК – 16);

- умением проводить маркетинговые исследования (ПК – 16);

- современными информационными технологиями при разработке проектов в сфере коммерции (ПК – 18).
1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНКУРЕНТОВЕДЕНИЕ»
Тема 1: «Теоретико – методологические вопросы конкурентоведения

товаров и услуг»
Цель занятия: изучить сущность и эволюцию концепции конкурентоспособности товаров и услуг, цель и задачи дисциплины, а также объекты, субъекты и критерии конкурентоспособности товаров и услуг.
Вопросы к занятию:

  1. Сущность, объект, предмет и методы конкурентоведения товаров и услуг

  2. Цель и задачи конкурентоведения товаров и услуг, связь с другими науками и дисциплинами

  3. Закономерности приобретения (потребления) и сущность конкурентоспособности товаров и услуг

  4. Роль оценки конкурентоспособности товаров и услуг в оценке конкурентоспособности предприятия и для развития коммерческого предпринимательства

  5. Эволюция концепции конкурентоспособности товаров и услуг

  6. Общая характеристика критериев конкурентоспособности товаров и услуг

  7. Объекты и субъекты оценки конкурентоспособности товаров и услуг


Методические указания
Термин «конкурентоведение» произошел от слов «конкурент» и «ведать» и означает целенаправленную деятельность по формированию конкурентоспособности товаров и услуг, обеспечению условий ее сохранения.

Конкуренция в переводе с латинского означает сталкивание. Она является формой взаимного соперничества субъектов рыноч­ной экономики. Средство конкуренции — это товары и услуги, с помощью которых соперничающие предприятия стремятся завоевать признание и получить деньги потребителя. Объекты конкуренции — потребности группы потребителей, образующих сегмент рынка, выбранный предприятиями – соперниками, а субъектыпредприятия – изготовители и предприятия – услугодатели.

Конкурентоспособность предприятия в основном определяется конкурентоспособностью предложенных им товаров и услуг. Следовательно, объектом конкурентоведения товаров и услуг являются товар – конкурент или услага – конкурент.

Всякий товар (услуга) как предмет обмена обладает двумя свойствами – потребительской ценностью, т.е. способностью удовлетворить конкретную потребность соответствующей группы потребителей и меновой стоимостью (ценой), т.е. способностью обмениваться как вещь в известных пропорциях на деньги.

Для конкурентоведения в отличие от товароведения характерна не только потребительская ценность товара (услуги), но и цена потребления (меновая стоимость и стоимость расходов на эксплуатацию).

Предметом конкурентоведения товаров (услуг) является потребительская привлекательность товаров (услуг) – способность притягивать, располагать, побуждать обратить внимание, возбуждать интерес к себе.

Мерой потребительской привлекательности является конкурентоспособность товаров (услуг). Таким образом, конкурентоведение товаров (услуг) – это комплексная научная дисциплина об основополагающих характеристиках товаров (услуг), определяющих их потребительскую привлекательность и о методах управления этими характеристиками.

Конкурентоведение товаров (услуг) как научная дисциплина пользуется диалектическим методом познания потребительской привлекательности товаров (услуг).

В конкурентоведении применяется в основном те же методы, что и в товароведении, а именно:

- экспериментальные;

- аналитические;

- экспертные;

- системный анализ.

Цель конкурентоведения товаров (услуг) – изучение основополагающих характеристик товаров (услуг), соответствующих их потребительскую привлекательность, а так же изменение этих составляющих на всех этапах жизненного цикла товара (услуги).

Для достижения этой цели данная дисциплина должна решать следующие задачи:

  1. четкий анализ потребительского рынка: соотношение спроса и предложения, степень удовлетворения спроса, широту, полноту, структуру ассортимента, уровень качества, цену товаров;

  2. оценка конкурентоспособности товара (услуги) в различных потребительских сегментах;

  3. четкая сегментация потребителей товаров (услуг);

  4. точное определение основополагающих характеристик, составляющих потребительскую привлекательность товаров;

  5. мониторинг динамики конкурентоспособности и цен товаров-конкурентов (услуг-конкурентов) в жизненном цикле товара (услуги);

  6. анализ весомости свойств, качества и цены потребления товаров (услуг) для отдельных потребительских сегментов;

  7. мониторинг потребительского сегмента и конкурентов;

  8. управление конкурентоспособностью товаров (услуг);

  9. активизация творческих связей и обмена информацией между предприятиями, регионами, странами, участие специалистов в конференциях различного уровня.

Конкурентоведение связано с такими дисциплинами как товароведение (потребительская стоимость является частью потребительской привлекательности товара (услуги)); маркетинг (анализ структуры спроса, сегментация рынка, используемые как главные составляющие в аналитической функции маркетинга); ценообразование; техническая эстетика, эргономика; психология (раскрытие основ формирования и управления субъективными свойствами товаров (услуг)); математическая статистика (моделирование процессов и их вероятностная достоверность); социология (знание структуры социальных групп потребителей, их потребностей, денежных доходов, ценностных ориентаций).

Проектирование, производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг основываются на результатах анализа потребностей и желаний покупателей.

Поведение потребителей объясняется их мотивами, которые индивидуальны и зависят от психологии и личностно – социальных особенностей.

Потребности человека многочисленны и разнообразны. А. Маслоу ранжировал потребности человека по степени значимости в следующем порядке:

- физиологические потребности;

- потребности самосохранения;

- социальные потребности;

- потребности в уважении;

- потребности в самоутверждении.

В соответствии с природой возникновения и содержательной сущностью все личные потребности подразделяются на два класса – материальные и духовные.

Товары народного потребления – товары, предназначенные для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Обслуживание населения – это деятельность предприятий, направленная на удовлетворение потребностей людей в услугах.

Существуют абсолютные, действительные и платежеспособные потребности.

Спрос на товары (услуги) определяется их ценностью для покупателей. Ценность является субъективной величиной, ее существование зависит от восприятия и специфических потребностей покупателя.

Конкурентоспособность товаров (услуг) — это способность данных товаров и услуг отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом.

В этом определении заложены три отличительных признака:

1) пространство— конкретный рынок (страна, сегмент рынка);

2) период — фиксированный отрезок времени;

3) познаваемость в сравнении.

Поэтому оценка конкурентоспособности предпола­гает сравнение конкретного товара (услуги) с аналогом в системе «время — пространство».

Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: изготовители, услугодатели, продав­цы. В итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласиться и с таким вариантом определения: конкурентоспо­собность товара показывает степень притягательности для совер­шающего реальную покупку потребителя.

Имеет место и следующая трактов­ка термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара — это способность товара обес­печить коммерческий успех в условиях конкуренции.

Конкурентоспособность рассматривается как свойство товара (услуги). Ее количественной характеристикой являются раз­личные показатели конкурентоспособности товара (услуги). Основ­ной, наиболее распространенный показатель конкурентоспо­собности — это интегральный показатель качества, представляющий собой отношение суммарного полезного эффекта от использования товара (услуги) по назначению (ПЭ) к суммарным затратам на ее создание (ЗП) и эксплуатацию (ЗЭ), т.е.

. (1.1)

Дадим более широкий смысл интегральному показателю, понимая под ним относительную характеристи­ку, которая определяется отношением комплексного показателя качества (U), отражающего полезность продукции, к цене по­требления (), складывающейся из продажной цены и затрат потребителя при эксплуатации:

. (1.2)

«Качество» и «конкурентоспособность» - термины не тождественные. Термин «интегральный показатель» — это «мостик» между ними.

Поскольку сущность понятия «конкуренция» — это соперни­чество, то возникает необходимость в использовании относи­тельного показателя конкурентоспособности— уровня конкурентоспособности.

Уровень конкурентоспособности товара (услуги) — это относи­тельная количественная характеристика способности товара (услуги) удовлетворять требования конкретного рынка по сравнению с товаром (услугой) конкурентов.

Уровень конкурентоспособности (К) определяется по следу­ющей формуле:

K=, (1.3)

где Io — интегральный показатель оцениваемого товара (услуги);

Ia — интегральный показатель товара (услуги) - аналога.

Если К > 1, то оцениваемый товар (услуга) превосходит товар (услугу) - аналог.

Конкурентное преимущество товара (услуги)это какая-либо (в ряде случаев эксклюзивная) ценность, которой обладает товар (услуга) и которая дает ему (ей) превосходство перед конкурентами.

Основное ус­ловие успешной предпринимательской деятельности — это про­изводство и предложение рынку конкурентного товара, а ее важ­нейшим показателем является доход.

Как известно, доход (F) от реализации партии товара объ­емом (D) по конкретной продажной цене (Cпр) составляет: F = DCnp.

Объем реализации определяется конкурентоспособностью товара, в частности интегральным показателем качества. До­статочно реальную оценку объема можно получить по форму­ле:

D = dI2. (1.4)

Коэффициент d в формуле (1.4) определяется по результатам анализа рыночных продаж товаров-аналогов, которые пользуют­ся спросом у потребителя.

С учетом формулы (1.4) величина дохода может быть опреде­лена так:

F = (dI2)Cпр (1.5)

Величина прибыли (L) от реализации партии товара опреде­ляется как разность дохода (F) и издержек (В): L = F - В. Отсюда

L = (dI2 Cпр)-B. (1.6)

Из формулы (1.6) следует, что прибыль находится в квадратич­ной зависимости от интегрального показателя качества — меры конкурентоспособности.

Кроме того, деятельность по оценке и формированию конкурентоспособности товара (услуги) является базой бизнес – планирования субъекта предпринимательской деятельности.

Используемые при оценке конкурентоспособности показате­ли могут быть качественными (соответствие товара моде, отсут­ствие или наличие дефекта и др.) и количественными (произво­дительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.) Следовательно, критерий конкурентоспособностиэто качественная и (или) количественная характеристика товара (услуги).

Критерии конкурентоспособности можно классифицировать, по меньшей мере, по следующим признакам:

1. по виду удовлетворяемых по­требностей (уровень качества, социальная адресность, подлинность, безопасность, потребительская новизна, имидж, информативность, цена потребления);

2. по количеству учитываемых характеристик (единичный, групповой, обобщенный);

3. по назначению (ограничительный, оценочный).

Критерии как характеристики, учет и оценка которых позво­ляют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлет­ворение различных групп потребностей: исходя из иерархии — базовые и продвинутые; исходя из состава — сложные и про­стые; исходя из степени выраженности — явные и скрытые.

В зависимости от количества характеристик, учитываемых при оценке конкурентоспособности, следует различать единич­ный (одна из простых характеристик, определяющих конку­рентоспособность товара (услуги)) и комплексный (совокупность характеристик, определяющих конкурентоспособность товара (услуги)) критерии.

Фактор конкурентоспособности — непосредственная при­чина, наличие которой необходимо и достаточно для измене­ния одного или нескольких критериев конкурентоспособно­сти.

Факторы конкурентоспособности товаров (услуг), формирующиеся на макроуровне, представлены на рис. 1.


Рис.


Рис. 1. Макроэкономические факторы конкурентоспособности товаров
Между факторами и критериями конкурентоспособности существует определенная связь (например, фактор – имидж предприятия, критерий – имидж товара).

Формирование конкурентоспособности товара (услуги)это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня конкурентоспособности товара на всех этапах его создания и про­движения до потребителя.

Обеспечение конкурентоспособности товара (услуги)совокупность дей­ствий, направленных на предупреждение снижения заданного уровня конкурентоспособности товара (услуги).

Методы обеспечения конкурентоспособности товара (услуги)совокупность приемов, направленных на обеспечение конкурентоспо­собности товара (услуги).

В качестве объектов оценки конкурентоспособности товаров (услуг) могут выступать желания – конкуренты, товарно – групповые конкуренты, товарно – видовые конкуренты, марки – конкуренты.

В оценке конкурентоспособности участ­вуют три категории субъектов: потребители, поставщики и экс­перты.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие потребности покупателей в товарах являются первоочередными?

  2. Как Вы понимаете способность товара демонстрировать высокий социальный статус потребителя? Приведите примеры таких товаров.

  3. На какие группы можно разделить потребности в услугах по функциональному назначению?

  4. В чем заключается ценность товара (услуги)?

  5. Что такое конкурентоспособность товаров и услуг: а) с позиции потребителя; б) с позиции изготовителя?

  6. Что такое уровень конкурентоспособности?

  7. Обоснуйте конкурентоспособность товара с позиции меры прибыли торгового предприятия.

  8. Что означает понятие «критерий конкурентоспособности»?

  9. Как группируются критерии конкурентоспособности по признакам: а) отношение к количеству учитываемых характеристик; б) отношение к виду удовлетворяемых потребностей?

  10. На удовлетворение каких потребностей направлено обеспечение следующих критериев конкурентоспособности: а) подлинность; б) информативность; в) социальная адресность; г) имидж?

  11. Какими объектами конкурентоспособности оперируют при разработке конкурентной стратегии?


Задания, вынесенные на практическое занятие:
Тестовое задание для контроля знаний:


  1. К средствам конкуренции относят:

А) выгодные условия производства;

Б) критерии конкурентоспособности;

Конкурентоспособные товары и услуги.

  1. Потребности определенного сегмента рынка – это:

А) объект конкуренции;

Б) предмет конкуренции;

В) условие конкуренции.

  1. Под потребительской ценностью понимают:

А) способность товара обмениваться как вещь в известных пропорциях на деньги;

Б) стремление получить доход потребителя и завоевать признание на рынке;

В) способность удовлетворить соответствующие потребности определенной группы потребителей.

  1. Цена потребления включает в себя:

А) потребительскую ценность;

Б) меновую стоимость;

В) расходы на эксплуатацию.

  1. Метод конкурентоведения:

А) метод классификации;

Б) метод Дельфи;

В) метод аналогий.

  1. Дисциплина, имеющая наиболее тесную связь с конкурентоведением:

А) психология;

Б) математическая статистика;

В) товароведение.

  1. Признак конкурентоспособности товаров и услуг:

А) свобода выбора;

Б) пространство;

В) экономическая обоснованность.

  1. Субъект рынка, выполняющий главную роль при оценке конкурентоспособности товаров и услуг:

А) изготовитель;

Б) продавец;

В) потребитель.

  1. Признак конкурентоспособности товаров и услуг, являющийся определяющим для изготовителя/продавца:

А) познаваемость в сравнении;

Б) конкретный рынок;

В) коммерческий успех.

  1. Какие два термина объединяют в себе понятие «интегральный показатель»?

А) привлекательность и конкурентоспособность?

Б) прибыльность и конкурентоспособность?

В) качество и конкурентоспособность?
Решение задач

Методические указания
Интегральный показатель качества товара (услуги) представляет собой отношение суммарного полезного эффекта от использования товара (услуги) по назначению () к суммарным затратам на создание () и эксплуатацию товара ().

. (1.7)

Уровень конкурентоспособности () определяется по следующей формуле:

, (1.8)

где - интегральный показатель оцениваемого товара (услуги);

- интегральный показатель товара (услуги) – аналога.

Если К>1, то оцениваемый товар (услуга) превосходит товар (услугу) -конкурента.
Решение типовой задачи

Используя данные табл. 1.1, определите конкурентоспособность ракетных носителей.

Таблица 1.1

Показатели ракет-носителей

Показатели

Типы ракет

«Шаттл»

(США)

«Энергия»

(СССР)

Грузоподъемность, т

Стоимость, млн. долл.

24

360

100

66,3
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconМ. Н. Марченко зав кафедрой теории государства и права и политологии...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» icon«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconУчебно-методический комплекс для проведения занятий по дисциплине...
Учебно-методическое пособие разработано к э н., доц. Е. Н. Гутюк в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconСамостоятельная работа 78 час. Всего часов 108 часов (3 з е.). Зачет...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100700. 68 «Торговое дело»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Теоретические основы товароведения...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 100700. 62 «Торговое дело»...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 100700. 68 «Торговое дело»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconРабочая программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся...
Программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по направлению 100700 торговое дело, изучающих английский язык как...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) операционный маркетинг...
Направление — 100700. 68 «Торговое дело», магистерская программа «Стратегии и инновации в маркетинге» Форма подготовки (очная)
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) рекламный менеджмент 100700. 68 «Торговое дело»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Федеральное агентство РФ по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Федеральное агентство РФ по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconУчебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая...
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая политика» для направления...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Федеральное агентство РФ по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Федеральное агентство РФ по рыболовству федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconМетодическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «информатика»
...
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для студентов направления 100700. 62 «Торговое дело» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск