«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г.





Скачать 155.47 Kb.
Название«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г.
Дата публикации02.08.2013
Размер155.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
«Работа МНЛ в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся»

Марченко Ольга Ивановна, руководитель МНЛ

на базе МОУ-СОШ №3 г.Маркса

Саратовской области


Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать…

В.В. Путин.



Размышляя над темой, какой видится современная школа. Мне хотелось обратить внимание на то, что мы, педагоги, сегодня делаем для будущего школы. Мое мнение, что школа была, есть и будет центром создания и воспитания молодого человека.

А для этого важно создать условия для развития творческой, критически мыслящей личности, обладающей нестандартным мышлением, умеющей ставить перед собой задачи и решать их, способной найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе. Учитель должен находиться в постоянном поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса. В современном образовании способность учащихся на основе базовых знаний и проектно - исследовательских умений решать проблемы в различных сферах деятельности определяются как ключевые компетенции, характеризующие один из основных критериев качества содержания образования.

Приобщение детей к ранней научно-исследовательской поисковой деятельности, является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка – такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.

Сегодня каждый ученик осознает свои собственные образовательные потребности и стремясь к их удовлетворению побуждает учителя к совместной исследовательской деятельности. Это ставит учителя в условия нахождения в постоянном творческом поиске. Исследовательская деятельность сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

В связи с актуальностью поставленного вопроса , работа МНЛ на базе МОУ-СОШ №3 осуществляется по общей методической теме: «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся». В рамках МНЛ ведется исследование по разработке и внедрению методики формирования исследовательской компетентности на основе поэтапной организации исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы.

Самые творческие учителя нашей школы, входят в состав МНЛ и работают по следующим направлениям «Формирование исследовательских компетенций учащихся» (Хабибулина Г. С., Сучкова Л.А., Генцелева Л.А., Левина Е.И., Абросимова Г.Е, Данилова Т.А., Борзова Н.В.), « Формирование и развитие креативной компетентности одаренных учащихся в условиях ОУ» (Голосова Е.Л.,

Голенко О.А), «Компетентностный подход в организации учебного и воспитательного процесса» (Матвеева Е.В., Терентьева А.В., Гайваронская Т.П., Темирбулатова Е.Н.) , «Формирование ключевых компетенций в рамках учебного предмета» ( Марченко О.И., Степанова С.В., Горочкина Т.О., Горбунова Н.В.). Школа нуждается в педагогах, которые являются для школьников образцом творческой деятельности, у которых можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом.

К учебно-исследовательским работам школьников на конкурсах и конференциях различного уровня предъявляются требования научного исследования, а уровень методической помощи педагогов-руководителей еще недостаточно высокий. В процессе включения в исследовательскую работу значительная нагрузка возлагается на учителя как на научного руководителя. Сложность же этой роли заключается в том, что учителя этому никто не обучал и не «вооружил» методической литературой. Требуется специальная подготовка педагогов. Необходимо освоение педагогами методологии научного познания.

Основные направления работы МНЛ по выбранной теме «Проектная деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся» определяются Положением о МНЛ, Положением об организации опытно-экспериментальной работы МОУ «СОШ №3» и потребностями реализации программных документов школы: Программа развития школы на период с 2011по 2016гг. «Школа компетенции». Актуальность выбранной темы заключается в том, что исследовательская деятельность ученика и учителя, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, ускорит реализацию концепции обучения.

Работа по данной теме разбита на четыре этапа:

  1. Теоретический

  2. Диагностико- прогностический;

  3. Внедренческий;

  4. Аналитический.

Цель работы МНЛ в 2011-12гг:

Введение проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся в образовательное пространство МОУ «СОШ №3».

На диагностико- прогностическом этапе уделялось внимание:

  • организации социального партнерства между всеми участниками школьного образовательного пространства: учителями, учениками, родителями.

  • Повышение проектно-исследовательской и информационной культуры педагогов и учащихся

  • Изучение возможности и особенности использования проектной технологии в формировании ключевых компетентностей у учащихся.

Материалы социологического мониторинга среди родителей по изучению мнения по организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта, учитывались в написании образовательной программы школы.

Внеурочную деятельность (ВД) считают, одной из важных составляющих образовательного процесса, 84% респондентов.




Одно из направлений внеурочной деятельности, в которой родители желали бы, чтобы занимался их ребёнок - научно – познавательное (метод проектов, исследовательская деятельность), за - высказали 58% респондентов.







- Должна ли семья включаться в организацию ВД? 67% ответили положительно. Для чего это надо семье? Можно озвучить такие ответы, как: «чтобы ребенок чувствовал заботу родителей», «для общения», «проводить больше времени с ребенком», «чтобы знать, чем живет ребенок вне уроков» и др.

Реализовывать внеурочную деятельность в школе, по мнению родителей, должны учителя – предметники – 67%, педагоги дополнительного образования- 78%.

Готовность учителя к профессиональной деятельности в современных условиях предполагает обладание предметной, педагогической и социальной компетенциями. Уровень сформированности профессиональных компетенций учителя должен быть достаточным для создания такой образовательной развивающей среды, в которой возможно формирование ключевых компетенций учащихся. Мониторинг по определению уровня сформированности профессиональных компетенций учителя, дал возможность не столько выявить, кто из учителей творчески подходит к выполнению своих профессиональных задач, но главное – помочь учителю проанализировать и оценить достоинства и недостатки своего собственного профессионального опыта, определить проблемные зоны, провести самоанализ профессиональной компетенции. Мониторинг  проводился методом анкетирования. В опросе приняло участие  40  респондентов (учителя школы МОУ-СОШ №3).

Предметная компетенция

- оптимальный уровень- (8-10 баллов)

-достаточный уровень (6-7баллов)

- критический уровень(5баллов и ниже)

Характеристики, определяющие успешность учителя




- знания в области преподаваемого предмета,

- методологии

преподавания

 С целью повышения уровня мотивации к саморазвитию у педагогов целесообразным представляется вовлечение учителей в деятельность по развитию как их профессиональных, так и творческих качеств

При проведении мониторинга сформированности проектно- исследовательской компетентности как педагогов, так и учащихся, были поставлены следующие задачи:




  1. 1. Состояние готовности учителя к инновационной деятельности, экспериментальной работе.

  2. 2. Выявление проблем создания среды взаимодействия между учителями – руководителем проектно - исследовательской деятельности и ученическим коллективом;




1. Определение состояния процесса организации проектной и исследовательской деятельности учащихся с целью выработки перспективы;
2. Установление уровней овладения учащимися умений и навыков проектной и исследовательской деятельности;
3. Выработка эффективного инструмента устранения негативных явлений в проектной и исследовательской деятельности учащихся.


Мониторинг результатов  исследования 2010года, состояние готовности учителя к инновационной деятельности (анкеты «Изучение исследовательских умений учителя», «Изучение профессиональной готовности к внедрению нововведений», «Изучение профессиональной готовности к экспериментальной работе»), показал, что 90% педагогов школы желают работать в рамках нововведения, но 45% педагогов - слабо или не владеют проектно – исследовательской деятельностью.

По выявлению мнения об отношении к исследовательской деятельности (2012год), 100% респондентов выразили положительное отношение к исследовательской деятельности.

Сравнительный анализ динамики изменений уровня сформированности проектно-исследовательской компетенции педагогов (2010 и 2011 гг.) показал, уровень профессионального владения исследовательскими умениями достиг значений, определяемых в анализе качества как «оптимальный» и «достаточный». Однако вопросы, касающиеся методики организации проектной – исследовательской деятельности требуют более тщательной работы от учителей.








Вопросы анкетирования

2010год, %

2012год, %

1

Осознанно совершенствовать свое мастерство

60

78

2

Анализировать. Оценивать ведущие идеи своей деятельности.

48

56

3

Внедрять в свою работу рекомендации психолого-педагогической науки.

30

54

4

Выбирать и обосновывать исследовательскую тему

40

48

5

Подбор и работа с литературой по теме исследования

60

78

6

Прогнозировать средства и методы исследования

22

40

7

Определять объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, этапы исследования

20

33

8

Находить и применять соответствующие методики исследования

30

44

9

Обобщать, описывать и оформлять описанный результат.

33

44

10

Формулировать выводы и рекомендации.

38

50

11

Рефлексировать по итогам исследовательской работы.

20

38

Важным аспектом в работе лаборатории является формирование проектной культуры отдельного учителя и всего коллектива в целом. Педагогу предлагается сначала самому пройти весь путь по созданию проекта. На практических семинарах отрабатывается последовательность действий при работе над проектом: оформление замысла; планирование деятельности; выдвижение гипотез и постановка задач; проведение эксперимента; фиксирование и обработка данных; обсуждение результатов исследования, проверка гипотез; оформление результатов работы; рефлексия; представление исследовательского проекта.

Проведены: методический семинар «Современные подходы к содержанию и организации проектной деятельности школьников в процессе модернизации системы образования», «Проекты в младших классах»; теоретическое занятие «Теория создания проектов», практические занятия «Подготовка к разработке учебного проекта», «Разработка учебного проекта», «Ознакомление с правилами цитирования источников на различных носителях (статьи, книги, электронные ресурсы на компакт – дисках, ресурсы Интернета)», «Использование мультимедийных презентаций в школе», « Критерий оценивания мультимедийных презентаций», «Использование энциклопедических возможностей ИНТЕРНЕТ при создании проектов». Велось консультирование педагогов по вопросам организации проектно – исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе по предмету.

Проектирование стимулирует педагога к получению новых знаний, к творческим поискам, помогает развивать профессиональную компетентность. В связи с этим приобретают важность умения педагога профессионально выстраивать стратегию и тактику педагогической поддержки проектно – исследовательской деятельности учащихся: он наблюдает, советует, консультирует, проверяет расчеты, косвенно руководит деятельностью учащихся. Развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами при работе над проектом, создание условий для социализации, адаптации, самовыражения обучающихся и педагогов в образовательном пространстве школы (видео).

Для выявления влияния исследовательской работы на учебную мотивацию было проведено анкетирование среди учащихся 7-х классов (56учащихся). Сравнительный анализ результатов показал, что значительная часть учеников связывают свою успешность в среднем звене с продолжением занятиями исследовательской деятельностью.

Вопросы

Да

Нет

Не знаю

1.Исследование делает учебу интересной

56%

16%

28%

2. Одноклассники лучше начинают относиться

12%

12%

63%

3.Исследование влияет позитивно на успеваемость

60%

20%

20%

4. Занятие исследованием развивает новые умения

70%

10%

20%


В ходе работы с учащимися был проведен опрос на предмет участия в исследовательской деятельности и предложены исследовательские темы, на выбор и на усмотрение учеников, проанализирован уровень успешности.




Уровень активности. Уровень успешности.


Ф.И. учащегося 7а класса

Название конкурса

Результат

Руководитель

Милякова Анастасия

Районный фольклорно - этнографический фестиваль «Народные узоры»

III место

Горочкина Т.О.

Баннова Таня

Вдовина Люба

Сухова Настя

Районный конкурс компьютерных презентаций «Ты у меня одна»

IIместо

Марченко О.И.

Баннова Татьяна

Областной конкурс учебно-исследовательских работ школьников «Космос и человек», посвященный 50-летию первого полета человека в космос. Номинация «Астрономия»

I место

Марченко О.И.

Команда "Занимательная физика"

Кафедра информатизации образования ГАОУ ДПО Сар ИПК и ПРО. Сетевой проект "Мой первый учитель"

Сертификат победителя

Марченко О.И.

Слепов Вадим

Решетин Сергей

Сухова Настя

Районный конкурс- проект «Война в моей семье»

Номинация «Участники ВОВ»

I место

Марченко О.И.

Метельский Андрей

Областной конкурс изобразительного искусства «Человек-Земля –Космос»

Грамота

Горочкина Т.О.



Оценка уровня сформированности проектно-исследовательской компетенции по уровню самостоятельности применения умений, входящих в состав данной компетенции (формулировать цель деятельности, планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выдвигать и обосновывать гипотезу, выполнять эксперимент, представлять результаты эксперимента, осуществлять рефлексию) осуществлялась на старшей ступени обучения, в 10 классе. (Лист самооценки учащегося – исследователя).

В данной системе последовательно происходит переход от более простой для учащихся проектной деятельности к более сложной – исследовательской, что способствует появлению мотивации к исследовательской деятельности и более эффективному формированию проектно-исследовательской компетенции.




Вывод. Для более глубокого анализа проблемы по формированию составляющих познавательных, информационных, социальных, коммуникативных и других компетенций, продолжить дальнейшую работу с учащимися исследовательской деятельностью с учетом существующих проблем и для ведения систематического мониторинга. Умения, нарабатываемые школьниками в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно - важных умственных и практических действий. Формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной и других компетенций.
Участники МНЛ неоднократно посещали семинары, проводимые по кафедре естественнонаучного образования, экспертно-аналитическим отделом на базе СарИПКиПРО. Марченко О.И. приняла участие в работе Межрегионального семинара «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения» с выступлением «Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе». Приглашена к сотрудничеству с журналом ««Исследовательская работа школьников», где будет напечатана методическое пособие «Азбука для всех». Учителя школы приняли участие в V региональных педагогических чтениях: «Использование интеграции в преподавании курса «Ландшафтная экология» (Горбунова Н.В., Голосова Е.Л.), «Методика проведения интегральных уроков по экологии и музыке» (Горбунова Н.В., Солонская И.А.). Матвеева Е.В. является победителем в Международном конкурс – проекте «Укрепление гражданского образования и молодежной активности» (финансирует проект National Endowment for Democracy).

За успешное предоставление исследовательских работ на международную научно-практическую конференцию «От школьного проекта к профессиональной карьере», секция для педагогов «Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся. Организация проектной деятельности», учителя школы награждены дипломами и грамотами (Рыжих В.П. и Хабибулина Г.С., Марченко О.И., Калачева Е.А.). За участие в областном конкурсе «Космос и человек» в номинации «методическая разработка» с социальным проектом «Космос. Земля, Мир» Марченко О.И. получила диплом III степени.


Мероприятие

Участник




Межрегиональный семинар «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения»

Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников»

Марченко О.И.

«Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе»

Методическое пособие «Азбука для всех»

V региональные педагогические чтения

Горбунова Н.В.

Голосова Е.Л.

«Использование интеграции в преподавании курса «Ландшафтная экология»

V региональные педагогические чтения

Горбунова Н.В. Солонская И.А.

«Методика проведения интегральных уроков по экологии и музыке»

Международную научно-практическую конференцию «От школьного проекта к профессиональной карьере», секция для педагогов «Развитие научно-исследовательского потенциала учащихся.

Рыжих В.П. ХабибулинаГ.С. Марченко О.И.

Калачева Е.А.

Диплом

Диплом

Грамота

Грамота

Областной конкурс «Космос и человек»

Марченко О.И.

Диплом

Международный конкурс – проект «Укрепление гражданского образования и молодежной активности» (финансирует проект National Endowment for Democracy).

Матвеева Е.В.

Победитель



Сегодня в образовании все шире начинает использоваться Интернет. Появляется все больше активностей, связанных с использованием современных сетевых технологий для текущей поддержки педагогов на рабочем месте: видеосервисы- on-line аудио-видео общение, видеочаты, блоги, форумы, вебинары, библиотечно-информационное обслуживание и т.п.

Основная цель формирования сетевых профессиональных сообществ учителей заключается в оказании методической поддержки профессиональной деятельности учителя, в предоставлении возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность. Как руководитель МНЛ прошла обучение в дистанционном режиме «Социальные сервисы Web2.0 в профессиональной деятельности педагога», on-line – тренинг «Введение в ФГОС второго поколения в практику ОУ», участвовала в работе «круглого стола» «Исследовательская деятельность учащихся:опыт реализации, проблемы и вопросы».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconПроектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых...
Компете́нция— способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconПроектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся
Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconЛитература как искусство и литература как учебный предмет обладают...
Современные образовательные стандарты ставят перед школой новые задачи. Модель выпускника новой школы требует от него владения целым...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconПроектная деятельность школьников (в рамках регионального компонента)...
В этой связи возникла необходимость создания на базе нашего образовательного учреждения творческого объединения, позволяющего реализовывать...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconПрограмма проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках...
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов...
Работа велась в рамках единой методической темы «Формирование ключевых компетенций младших школьников через внедрение новых педагогических...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconДоклад: электронное портфолио преподавателя как результат организации...
Портфолио – это набор материалов, демонстрирующий преподавателя выбирать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconТомской области верхнекетского района
...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconПрограмма «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconРабочая программа по биологии в 7 классе на 2011-2012 учебный год
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя,...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. icon«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу...
В 2003 году в моу «сош №1» г. Карабаша начинает создаваться историко-краеведческий музей. Одновременно с созданием музея на его основе...
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconАналитический отчет учителя истории и обществознания мкоу «Глубоковская...
Музей, который не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований фгос
«Работа мнл в рамках образовательного пространства школы по организации проектно – исследовательской деятельности как основы формирования ключевых компетенций учащихся» Марченко Ольга Ивановна, руководитель мнл на базе моу-сош №3 г. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аналитическая справка о реализации Программы развития школы "Информационно-развивающая среда столичной школы как фактор формирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск