«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения





Название«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения
страница1/5
Дата публикации08.04.2015
Размер0.54 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
  1   2   3   4   5



Министерство образования и науки.

Комитет по образованию г. Карабаша.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Карабаша».

Тема работы:

«Опыт развития учебно-исследовательской

деятельности учащихся в МОУ «СОШ № 1»

в области краеведения.
Из опыта работы учителя истории, МХК, ИЗО

Ерёмина В.П.

г. Карабаш 2008 г.

Содержание:
I.Введение………………………………………………………………стр.3
II.Организация научно-исследовательской работы………………….стр.4


  1. Подготовка к проведению научного исследования…………...стр.4

  2. Проведение научного исследования…………………………....стр.6

  3. Оформление научно-исследовательской работы……………...стр.7

  4. Защита результатов исследования……………………………...стр.8


III. Основные направления краеведческой работы в школе………....стр.9
1) Экспедиции и экскурсии………………………………………....стр.9

2) Экспериментальная деятельность……………………………….стр.15
IV. Применение материала исследовательских работ на уроках

и во внеурочное время……………………………………………...стр.17
V. Заключение…………………………………………………………..стр.18
VI. Приложение…………………………………………………………стр.20


I Введение.
В 2003 году в МОУ «СОШ № 1» г. Карабаша начинает создаваться историко-краеведческий музей. Одновременно с созданием музея на его основе формируется краеведческое объединение «Камень», которое с момента основания начинает заниматься исследовательской деятельностью.

В 2007 году было создано НОУ, работа которого ведется по 4 направлениям: историко-краеведческое, археологическое, этнографическое, эколого-биологическое. За годы работы объединения «Камень» был накоплен опыт по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в области краеведения, который дает свои результаты.

Участники краеведческого объединения «Камень» систематически принимают участие в областных конференциях научно-исследовательских работ. В 2003 году на областной конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» учащиеся 10 класса Савельев Александр и Ткачев Антон заняли I место за защиту работы «Человек и война». В 2004 году на эту же конференцию в секции «Литературное краеведение» была представлена коллективная работа учащихся МОУ «СОШ № 1» «Будем помнить Большую Победу». Работа была посвящена творчеству карабашских поэтов о Великой Отечественной войне» и коллектив учащихся стал лауреатом областного конкурса.

Результатом этнографических экспедиций стала научно-исследовательская работа «Архаические пережитки в декоративном оформлении южно-уральской избы». Осенью 2005 года работа была удостоена диплома I степени на областной конференции и рекомендована к защите на Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» в г. Москве. Весной 2006 г. учащийся 11 класса Петухов Денис за выполнение этой работы получил I место на Всероссийской конференции.

Осенью 2006 г. учащийся 10 класса Шерстнев Александр занял III место в областной конференции «Отечество» в секции «Великая Отечественная война» за работу «Карабаш в годы Великой Отечественной войны».

В мае 2007 года историко-краеведческий музей МОУ «СОШ № 1» становится победителем «Парада музеев», проводившегося Центром детско-юношеского туризма и краеведения «Наследие» в г. Челябинске.

Осенью 2007 г. учащийся 11 класса Шерстнев Александр занимает I место в областной конференции «Отечество» в секции «Этнография» за работу «Конструктивные особенности южно-уральской избы». В декабре 2007 года на областной конференции центра «Наследие» Шерстнев Александр занимает I место за эту же работу, а учащийся 9 класса Маринкин Евгений становится победителем в секциях «Краеведение» и «Экология» и получает дипломы I степени за работу «Влияние природоохранной деятельности на численность речного бобра».

Многолетний опыт работы в школе показал, что работы многих учащихся не соответствуют общепринятым требованиям предъявляемым к написанию учебно-исследовательских работ. Часто эти работы в лучшем случае представляют собой хорошо написанный реферат. Поэтому при организации учебно-исследовательской деятельности необходимо прежде всего знакомство с основами исследовательской работы. Именно поэтому предлагаемая работа является актуальной в настоящее время.

Цель работы: Раскрыть опыт развития учебно-исследовательской деятельности в школе в области краеведения.

Задачи: 1) Показать этапы организации учебно-исследовательской

работы учащихся.

2) Охарактеризовать основные направления краеведческой

работы в школе.

3) Продемонстрировать возможности применения материала

исследовательских работ на уроках и во внеурочное время.


II. Организация научно-исследовательской работы учащихся.
Научно – исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые затем могут быть использованы в исследовании любой сложности и тематики.
Этапы научного исследования.

1) Подготовка к проведению научного исследования.
Объектная область, объект и предмет.

Научное исследование в отличии от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности – ее объектной области, объекта и предмета. Дадим краткие определения каждого из элементов.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы.

Тема, проблема и актуальность исследования.

Тема – еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Чтобы облегчить процесс выбора темы, попытаемся выделить основные критерии:

  • желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика;

  • очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога;

  • тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема – это своего рода визитная карточка исследования. Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. Обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Изучение научной литературы и уточнение темы.

Начинать работу с литературой целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. В составлении списка необходимой для изучения литературы обязательно участие самого исследователя. Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может вам пригодиться в вашей научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме карточек, либо в отдельной тетради.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи – то, а собственные мысли.
Определение гипотезы.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант – как первичное временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы. Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию – определение его цели и задач.

Цель и задачи исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью: выявить…; установить…; обосновать…; уточнить…; разработать….

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировки задач. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования. После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.
Определение методов исследования.

Метод – это способ достижения цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. К теоретическим методам относятся: моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, сравнение, эксперимент.


  1. Проведение научного исследования.


Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план. В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь, формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки. Первый блок научного исследования включает в себя содержание теоретической работы с учащимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности. Во втором блоке описывается собственно экспериментальная часть работы. Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.

На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования.


  1. Оформление научно – исследовательской работы.


Принято считать, что оформление – незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования. На самом деле, это не так. Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Рассмотрим детально правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы.

Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя. (См. Приложение ) Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Например:

Оглавление

Введение 3

Глава 1 4

    1. 8

    2. 11

Глава 2 16

    1. 20

    2. 23

Заключение 25

Список литературы 27

Приложения

Приложение 1 28

Приложение 2 30
Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы, актуальность исследования, проблему исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2 – 3 страницы. Текст научно – исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части.

Основная часть работы может содержать 2 – 3 главы. Глава 1 обычно содержит теоретическое обоснование темы исследования; главы 2 – 3 описывают практические этапы работы. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1 – 2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Особой точности требует составление библиографического списка. Библиографический список – это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавий) способ группировки литературных источников.

В список литературы входят все использованные в работе источники. Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д. должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания; издательство; год издания и объем в страницах.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение. Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и т.п. основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так: размещаются после библиографического списка; в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики , со сквозной нумерацией страниц всего текста; каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconКонкурс исследовательских работ для учащихся 5-11 кл
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconАктуальность темы
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconГенетически модифицированные организмы: «ЗА» и «против»
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconЭссе на тему: Генетически модифицированные организмы
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconО районной научно-практической конференции учащихся «В мир поиска,...
Идринского района, моу дпо ммц «Идринский» с целью создания условий для выявления и развития способных к научно-исследовательской...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconМуниципальное казенное учреждение управление образования златоустовского городского округа
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconРоль городского методического объединения учителей математики в повышении...
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconФормирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического...
Доманцевич Ольга Геннадьевна, зам директора по научно-методической работе, моу «Лицей№174»
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения icon«Значение исследовательской деятельности при подготовке к егэ»
Жертунова Елена Николаевна, моу «Ивановская сош» Куркинского района Тульской области, учитель истории
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconПоложение об исследовательской работе обучающегося 9-ого класса мкоу...
Исследовательской работой считается изложение в письменном виде содержания и результатов обучающимся собственной учебно-исследовательской...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconАнализ работы заместителя директора по иоп мбоу сош №12 Батыровой...
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconПоложение о научном объединении учащихся
Научное общество учащихся создается с целью развития учебно-исследовательской деятельности, как одного из наиболее важных направлений...
«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу «сош №1» в области краеведения iconПрограмма курса «Исследовательская работа для начинающих» Настоящая...
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск