Скачать 71.34 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Доманцевич Ольга Геннадьевна, зам. директора по научно-методической работе, МОУ «Лицей№174» Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершить что-то новое. Георг Лихтенберг Хотим мы этого или не хотим, но в будущем выиграет только тот, кто успеет сесть в дистанционный поезд. Константин Ушаков Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является профилизация старшей школы. Дистанционное образование – довольно интересный и продуктивный путь решения данной проблемы. Лингвистическое краеведение как содержательный вариант дистанционного образования представляется интересным и нестандартным подходом к актуализации гуманитарных дисциплин. Так, лингвистическим краеведением занимаются немногие. Разработка дистанционного курса «Вопросы местной ономастики» - это ещё один шаг в развитии относительно молодой науки (ономастика – раздел языкознания, изучающий имена собственные), это углубление и расширение знаний по русскому языку, истории, географии , литературе. Под исследовательской позицией (ИП) будем понимать личностное отношение (понимание, принятие и действие) к исследовательской и экспериментальной деятельности, а также уровень овладения аналитическими и исследовательскими умениями. Условно можно выделить пять видов исследовательской позиции: 1 уровень – 1)ИП учителя; 2)ИП ученика; 3) ИП выпускника 2 уровень – 4) ИП преподавателя вуза; 5)ИП студента Каждый вид имеет свою специфику. Следовательно, формирование исследовательской позиции происходит по-разному. Формирование первых трёх видов осуществляется в общеобразовательных учреждениях – школах, лицеях, гимназиях. Статус лицея или гимназии уже предполагает активное развитие учебной научно-исследовательской деятельности, формирование ИП. Через совместную исследовательскую работу и учащиеся, и учителя выходят на качественно новый личностный уровень: идёт перманентный процесс «приращения» как предметных , так и надпредметных навыков . Идёт личностное «накопление» универсальных способов мыслительной деятельности. Дистанционный профильный курс «Вопросы местной ономастики» является своеобразным методическим экспериментом. Так, в декабре 2002 года в рамках 4-ого Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года-2002» был апробирован фрагмент данного курса – дистанционный Профиль-класс «Особенности функционирования прозвищ: лингвистический аспект».Для обеспечения привлекательности Профиль-класса использовались следующие содержательно-организационные элементы:
Результаты проведения Профиль-класса Апробация Профиль-класса прошла достаточно успешно. Использование «компьютерной» технологии в преподавании ономастики оказалось весьма продуктивным. Так, следует говорить об определенном наборе личностных «приращений» дистантного ученика в процессе как индивидуальной самостоятельной работы, так и совместной работы с дистнционным учителем и локальным координатором (своим очным учителем).Ниже представлены универсальные компетентности дистантного ученика, которые формировались/совершенствовались в процессе дистанционного обучения. 1. Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи. 2.Уметь работать в команде и обладать навыками общения. 3.Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них. 4.Эффективно использовать знания реальной жизни. 5.Компьютерная грамотность. Предметные компетентности (знание русского языка, знакомство с ономастикой, собственно лингвистическое исследование) явились уникальным содержательным компонентом данного Профиль-класса. Итак, главный результат – создание дистантными учениками образовательных продуктов. В частности, за пять дней Профиль-класса каждый дистантный ученик имел возможность написать мини-исследование на основе лингвистического материала своей территории. Ниже предлагается фрагмент исследовательской работы “Семантические модели прозвищ г.Олекминска”. «Цель исследования - выявить семантические модели прозвищ г.Олекминска, изучить способы их образования. …Анализируя прозвища я ещё раз убедилась в богатстве языка, умении людей точно подчеркнуть в прозвищах характерные черты человека, особенности его внешних данных...были зафиксированы пять моделей прозвищ .Наиболее употребляемые прозвища произошли от фамилии. ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ ПРОЗВИЩ: Р ис. 1 Из этого анализа видно, что из всех собранных мною прозвищ преобладают прозвища, произошедшие от фамилии человека, затем прозвища 2 модели (внешний облик человека). Наименьшее число прозвищ 4 и 5моделей. При выделении структурных типов моделей мы столкнулись с тем, что одно и то же прозвище может быть отнесено к разным типам…У нас получилось 7 структурно-словообразовательных моделей (рис.2) и прозвища были распределены по следующим типам:
рис. 2 …В результате этого исследования можно сделать следующие выводы:
Итак, для диагностики эффективности Профиль-класса были заявлены следующие показатели (параметры и критерии): 1.Степень востребованности. Профиль-класс имеет реальные перспективы на своё существование. Через данную форму можно обучиться технологии написания исследовательской работы (позиция - лингвистическое краеведение).Существенно то, что «написание» возможно за 5-6 дней (при очном обучении на это уходит целый учебный год). Анализируя рефлексию участников данного дистанционного курса, можно сказать, что их ожидания оправдались. Уровень дистанционного общения (активность, инициатива, культура общения, понимание друг друга, лингвистические открытия) был достаточно высок. 2.Наличие образовательного продукта. Дистантными учениками выполнено описание местных ономастических материалов – прозвищ, годонимов, хрематонимов. Таким образом, ученики не ограничились сбором только одного класса онимов. Написание и оформление мини-исследований в большей степени соответствует предлагаемым образцам (рекомендации были даны в заданиях Профиль-класса). Результаты рефлексии дистантных учеников и отзывы локальных координаторов были высокими .Особо следует говорить о продуктивности чат-рефлексии. 3.Педагогическая “состоятельность” дистанционного курса. Итак, Профиль-класс «Особенности функционирования прозвищ: лингвистический аспект» (фрагмент дистанционного курса «Вопросы местной ономастики»)– одна из перспективных форм дистанционного образования. .В комплект учебно-методических материалов по дистанционному курсу «Вопросы местной ономастики» входят электронный учебник (http://www.DomansevichOG.narod.ru), образовательные модули, инструкции, задания. Результативность и продуктивность данной формы дистанционного образования во многом зависит от степени разработанности предлагаемого материала (важен выход на операционность и диагностичность). Литература1.Бондалетов В.Д. Русская ономастика.М.: Просвещение,1983 2.Гузеев.В.В. Образовательная технология: от приема до философии.М.:Сентябрь, 1991 3.Крюкова Н.Н. Возможности факультативных курсов по реализации развивающей функции обучения// Новые исследования в педагогических науках.М.:Педагогика,1991.С.33-38 4.Остапенко А.А. Личность или индивидуальность?// Школьные технологии,2001,№1.С.33 5.Романов А.Н., Торопцев В.С.. Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения.М.: Юнити, 2000 6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 7.Хуторской А.В. Интернет в школе.Практикум по дистанционному обучению.М.:Издательство ИОСО РАО,2000 8. Хуторской А.В.На урок – в интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». М.:Издательство ИОСО РАО,2000 |
Учебная программа Intel® Обучение для будущего Шаблон визитной карточки... Анализ жанровой структуры двух-трех номеров одного из Саратовских еженедельников с позиции лингвистического и общественно-проблемного... | «Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу... В 2003 году в моу «сош №1» г. Карабаша начинает создаваться историко-краеведческий музей. Одновременно с созданием музея на его основе... | ||
Программа организации проектно-исследовательской деятельности учащихся... Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся | Творческий отчет формирование ключевых компетенций обучающихся в... Выступление на педагогическом совете по обобщению опыта работы по теме: Формирование ключевых социальных компетенций обучающихся... | ||
«Использование образовательного веб-сайта, созданного учителем и... Целью моего проекта является выявление возможности и перспективы использования образовательного web-сайта и электронной почты для... | Приложение 2 Разработка классного часа по теме «Казанская икона Божией... Можно использовать на уроках внеклассного чтения, краеведения, классного часа, на занятиях факультатива «Основы православной культуры»... | ||
Общие методические указания для учителя по использованию проектной... Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы» | План урока во 2 классе Тема «How are you?» Цель урока – развитие коммуникативных навыков учащихся, расширение лингвистического кругозора. Формирование культуры общения, знакомство... | ||
Урок по теме Смутное время Цель. Формирование гражданской позиции учащихся на примере событий Смутного времени | Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного... Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения 10 | ||
Использование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика»... План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок» | Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования Особенности разработки учебных курсов для дистанционного образования и их структура 7 | ||
Реализация приоритетного национального проекта «Образование» «пилотных школ» и предметов для апробирования дистанционного образования через портал дистанционного образования школьников Ивановской... | Анализ работы шмо учителей русского языка и литературы мкоу сош №18 за 2012-2013 учебный год Гиа и егэ, формирование у уч-ся научно-лингвистического мировоззрения, воспитание познавательного интереса учащихся к урокам русского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краеведение как метод познания окружающей социальной действительности. Значение краеведческих знаний. Цели краеведческого образования.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование у школьников российской гражданской позиции посредством Основного Закона России, содействовать формированию у... |