Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования





Скачать 71.34 Kb.
НазваниеФормирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования
Дата публикации19.08.2014
Размер71.34 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Доманцевич Ольга Геннадьевна, зам. директора по научно-методической работе, МОУ «Лицей№174»

Чтобы увидеть что-то новое,

нужно совершить что-то новое.

Георг Лихтенберг
Хотим мы этого или не хотим,

но в будущем выиграет только тот,

кто успеет сесть в дистанционный

поезд.

Константин Ушаков
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является профилизация старшей школы. Дистанционное образование – довольно интересный и продуктивный путь решения данной проблемы.

Лингвистическое краеведение как содержательный вариант дистанционного образования представляется интересным и нестандартным подходом к актуализации гуманитарных дисциплин. Так, лингвистическим краеведением занимаются немногие. Разработка дистанционного курса «Вопросы местной ономастики» - это ещё один шаг в развитии относительно молодой науки (ономастика – раздел языкознания, изучающий имена собственные), это углубление и расширение знаний по русскому языку, истории, географии , литературе.

Под исследовательской позицией (ИП) будем понимать личностное отношение (понимание, принятие и действие) к исследовательской и экспериментальной деятельности, а также уровень овладения аналитическими и исследовательскими умениями.

Условно можно выделить пять видов исследовательской позиции:

1 уровень – 1)ИП учителя; 2)ИП ученика; 3) ИП выпускника

2 уровень – 4) ИП преподавателя вуза; 5)ИП студента

Каждый вид имеет свою специфику. Следовательно, формирование исследовательской позиции происходит по-разному.

Формирование первых трёх видов осуществляется в общеобразовательных учреждениях – школах, лицеях, гимназиях. Статус лицея или гимназии уже предполагает активное развитие учебной научно-исследовательской деятельности, формирование ИП.

Через совместную исследовательскую работу и учащиеся, и учителя выходят на качественно новый личностный уровень: идёт перманентный процесс «приращения» как предметных , так и надпредметных навыков . Идёт личностное «накопление» универсальных способов мыслительной деятельности.

Дистанционный профильный курс «Вопросы местной ономастики» является своеобразным методическим экспериментом. Так, в декабре 2002 года в рамках 4-ого Всероссийского конкурса «Дистанционный учитель года-2002» был апробирован фрагмент данного курса – дистанционный Профиль-класс «Особенности функционирования прозвищ: лингвистический аспект».Для обеспечения привлекательности Профиль-класса использовались следующие содержательно-организационные элементы:

  • интересная тема;

  • доступная научность;

  • возможность создания индивидуальных или совместных образовательных продуктов;

  • технологичность образовательных процедур (дистанционная «подача» материалов Профиль-класса, особая дистантная система диагностики);

  • возможность предметной коммуникации (например, общение участников в процессе дистанционной ономастической конференции);

  • возможность использования образовательных продуктов Профиль-класса в очной научно-исследовательской деятельности и т.д.

Результаты проведения Профиль-класса

Апробация Профиль-класса прошла достаточно успешно. Использование «компьютерной» технологии в преподавании ономастики оказалось весьма продуктивным. Так, следует говорить об определенном наборе личностных «приращений» дистантного ученика в процессе как индивидуальной самостоятельной работы, так и совместной работы с дистнционным учителем и локальным координатором (своим очным учителем).Ниже представлены универсальные компетентности дистантного ученика, которые формировались/совершенствовались в процессе дистанционного обучения.

1. Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

2.Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

3.Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.

4.Эффективно использовать знания реальной жизни.

5.Компьютерная грамотность.

Предметные компетентности (знание русского языка, знакомство с ономастикой, собственно лингвистическое исследование) явились уникальным содержательным компонентом данного Профиль-класса.

Итак, главный результат – создание дистантными учениками образовательных продуктов. В частности, за пять дней Профиль-класса каждый дистантный ученик имел возможность написать мини-исследование на основе лингвистического материала своей территории. Ниже предлагается фрагмент исследовательской работы “Семантические модели прозвищ г.Олекминска”.

«Цель исследования - выявить семантические модели прозвищ г.Олекминска, изучить способы их образования.

…Анализируя прозвища я ещё раз убедилась в богатстве языка, умении людей точно подчеркнуть в прозвищах характерные черты человека, особенности его внешних данных...были зафиксированы пять моделей прозвищ .Наиболее употребляемые прозвища произошли от фамилии.

ПРОЦЕНТНОЕ СООТНОШЕНИЕ ПРОЗВИЩ:

Р
ис. 1

Из этого анализа видно, что из всех собранных мною прозвищ преобладают прозвища, произошедшие от фамилии человека, затем прозвища 2 модели (внешний облик человека). Наименьшее число прозвищ 4 и 5моделей.

При выделении структурных типов моделей мы столкнулись с тем, что одно и то же прозвище может быть отнесено к разным типам…У нас получилось 7 структурно-словообразовательных моделей (рис.2) и прозвища были распределены по следующим типам:




Тип прозвищ.

Прозвища.

1.

Основа – существительное.

Нарк, Сплюшка, Косяк, Сдоба, Еврей, Бобина,РЦД, Негр, Шлаг, Тарантас, Слон, Насос, Сохатый, Блин, Самовар, Борман, Нинзя, Дюймовочка, Дятел, Паяльник, Кореш, Стэфан, Макарона.

2.

Основа – прилагательное.

Белая, Лупоглазый, Приленский.

3.

Словосочетание.

Подбитый глаз – подчинительное, Белая кость – подчинительное, Чёрная кость – подчинительное.

4.

Аббревиация.

А) С добавлением форманта А: Щука, Муха, Чума, Кукла, Жуча.

Б) С добавлением форманта – ИХА: Ушаниха.


5.

Прозвища, образован- ные по фонетическим признакам (созвучию).

Лысая (Алэсия), Чемодан (Шамиданов), Джеки Чан (Закижан), Карась (Тарасов), Лёня (Алёна),Галушка (Галина).

6.

Сложение начальных букв слова.

ЖУР – ЖУР (Журавлёва – Умный – Ребёнок)

7.

Созвучные с начальным вариантом фамилии.

Кулачкова, Дублёнкин, Канидзе.












рис. 2

…В результате этого исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Прозвища очень широко распространены в нашем городе и среди них преобладают прозвища, образованные от имен и фамилий.

  2. Можно выделить большое число семантических моделей, которые включают прозвища не только людей, но и предметов нас окружающих.

  3. Прозвища выполняют различные функции...».

Итак, для диагностики эффективности Профиль-класса были заявлены следующие показатели (параметры и критерии):

1.Степень востребованности.

Профиль-класс имеет реальные перспективы на своё существование. Через данную форму можно обучиться технологии написания исследовательской работы (позиция - лингвистическое краеведение).Существенно то, что «написание» возможно за 5-6 дней (при очном обучении на это уходит целый учебный год).

Анализируя рефлексию участников данного дистанционного курса, можно сказать, что их ожидания оправдались.

Уровень дистанционного общения (активность, инициатива, культура общения, понимание друг друга, лингвистические открытия) был достаточно высок.

2.Наличие образовательного продукта.

Дистантными учениками выполнено описание местных ономастических материалов – прозвищ, годонимов, хрематонимов. Таким образом, ученики не ограничились сбором только одного класса онимов. Написание и оформление мини-исследований в большей степени соответствует предлагаемым образцам (рекомендации были даны в заданиях Профиль-класса). Результаты рефлексии дистантных учеников и отзывы локальных координаторов были высокими .Особо следует говорить о продуктивности чат-рефлексии.

3.Педагогическая “состоятельность” дистанционного курса.

Итак, Профиль-класс «Особенности функционирования прозвищ: лингвистический аспект» (фрагмент дистанционного курса «Вопросы местной ономастики»)– одна из перспективных форм дистанционного образования.

.В комплект учебно-методических материалов по дистанционному курсу «Вопросы местной ономастики» входят электронный учебник (http://www.DomansevichOG.narod.ru), образовательные модули, инструкции, задания.

Результативность и продуктивность данной формы дистанционного образования во многом зависит от степени разработанности предлагаемого материала (важен выход на операционность и диагностичность).

Литература


1.Бондалетов В.Д. Русская ономастика.М.: Просвещение,1983

2.Гузеев.В.В. Образовательная технология: от приема до философии.М.:Сентябрь, 1991

3.Крюкова Н.Н. Возможности факультативных курсов по реализации развивающей функции обучения// Новые исследования в педагогических науках.М.:Педагогика,1991.С.33-38

4.Остапенко А.А. Личность или индивидуальность?// Школьные технологии,2001,№1.С.33

5.Романов А.Н., Торопцев В.С.. Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения.М.: Юнити, 2000

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998

7.Хуторской А.В. Интернет в школе.Практикум по дистанционному обучению.М.:Издательство ИОСО РАО,2000

8. Хуторской А.В.На урок – в интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». М.:Издательство ИОСО РАО,2000

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconУчебная программа Intel® Обучение для будущего Шаблон визитной карточки...
Анализ жанровой структуры двух-трех номеров одного из Саратовских еженедельников с позиции лингвистического и общественно-проблемного...
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования icon«Опыт развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в моу...
В 2003 году в моу «сош №1» г. Карабаша начинает создаваться историко-краеведческий музей. Одновременно с созданием музея на его основе...
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconТворческий отчет формирование ключевых компетенций обучающихся в...
Выступление на педагогическом совете по обобщению опыта работы по теме: Формирование ключевых социальных компетенций обучающихся...
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования icon«Использование образовательного веб-сайта, созданного учителем и...
Целью моего проекта является выявление возможности и перспективы использования образовательного web-сайта и электронной почты для...
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconПриложение 2 Разработка классного часа по теме «Казанская икона Божией...
Можно использовать на уроках внеклассного чтения, краеведения, классного часа, на занятиях факультатива «Основы православной культуры»...
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconОбщие методические указания для учителя по использованию проектной...
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconПлан урока во 2 классе Тема «How are you?»
Цель урока – развитие коммуникативных навыков учащихся, расширение лингвистического кругозора. Формирование культуры общения, знакомство...
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconУрок по теме Смутное время
Цель. Формирование гражданской позиции учащихся на примере событий Смутного времени
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconМетодические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного...
Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения 10
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconИспользование краеведения на занятиях по программе «Бумагопластика»...
План-конспект урока на тему «Бумагопластика – квиллинг» в 9 «б» классе «Особый ребёнок»
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconФгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования
Особенности разработки учебных курсов для дистанционного образования и их структура 7
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconРеализация приоритетного национального проекта «Образование»
«пилотных школ» и предметов для апробирования дистанционного образования через портал дистанционного образования школьников Ивановской...
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconАнализ работы шмо учителей русского языка и литературы мкоу сош №18 за 2012-2013 учебный год
Гиа и егэ, формирование у уч-ся научно-лингвистического мировоззрения, воспитание познавательного интереса учащихся к урокам русского...
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Краеведение как метод познания окружающей социальной действительности. Значение краеведческих знаний. Цели краеведческого образования....
Формирование исследовательской позиции учащихся на занятиях лингвистического краеведения: возможности дистанционного образования iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование у школьников российской гражданской позиции посредством Основного Закона России, содействовать формированию у...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск