Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования





Скачать 226.64 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования
Дата публикации18.04.2015
Размер226.64 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рекомендации

по разработке учебных курсов

для дистанционного образования

УТВЕРЖДАЮ _________________

Начальник

Управления ХСП Кучинская В.Е.

«____» _____________ 2008 год.

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ 5

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ СТРУКТУРА 7

КОМПОНЕНТЫ КУРСА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (web-сайт, web-страница дистанционного курса) 14


ВВЕДЕНИЕ
Дистанционное образование (e-learning) - это образование на расстоянии, когда преподаватель и студент разделены пространственно и весь учебный процесс или его большая часть осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ).

Дистанционные образовательные технологии - это предоставление студентам учебного материала и организация большей части взаимодействия с преподавателем при помощи использования технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет. Во многих странах существенно выросла доля лиц, вовлеченных в данную систему обучения. В США более 50% высших учебных заведений используют дистанционные онлайновые программы, как составную часть образовательного процесса1.

Отличительной особенностью дистанционного образования является создание возможности студентам самим получать требуемые знания, опираясь на информационные ресурсы, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии. К информационным ресурсам относят: базы данных, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, которые вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают среду обучения, доступную широкой аудитории.

Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео - и текстовых конференций, возможность консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие студентов с преподавателями достаточно интенсивными. Телекоммуникационные взаимодействия студентов с преподавателями и между собой позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ



В последние годы все больший акцент делается на использовании Интернет - технологий в качестве технологической основы дистанционного образования, что связано с возросшими возможностями технических средств связи и распространением компьютерной сети Интернет. В пользу этой основы для различных моделей дистанционного образования говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:

- возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема и вида (визуальной и звуковой, текстовой и графической, статичной и динамичной);

- возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места;

- хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимого периода времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;

- возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

- возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям через систему Интернет, работы с этой информацией;

- возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций;

- возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет;

- возможность запроса информации по любому интересующему вопросу через электронные конференции;

- возможность перенести полученные материалы на свою дискету (CD-ROM), распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.

Интернет устранил или существенно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры в распространении информации, создал собственные интегрированные информационные структуры. Естественно, это имеет огромное значение для образовательной системы, ведь информация - "среда обитания" всех образовательных программ. В качестве организации дистанционного образования, как правило, основываются на компьютерной сети Интернет и Web-технологиях.

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ СТРУКТУРА


Как показывает опыт, онлайновое обучение имеет следующую структуру:

- инструктивный блок;

- информационный блок (система информационного наполнения ресурса);

- контрольный блок (механизм тестирования и оценки);

- коммуникативный блок (система интерактивного преподавания);

- управляющая система, объединяющая все эти блоки.

Курс дистанционного обучения - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск необходимой информации в сетях, обмен письмами, как с преподавателем, так и с сокурсниками, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемым посредством Интернет.

Дистанционное образование, индивидуализированное по своей сути, не должно исключать сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного процесса:

1) если курс предназначен для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и студента, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия;

2) если курс предназначен для самообразования, то отбор материала, его структурирование и организация иные.

В данном случае речь идет об обучении, т.е. о взаимодействии преподавателя и обучающихся, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимодействия преподавателя и студента в условиях телекоммуникационной сети. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, дидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе, поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу, эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности программных средств телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. При этом, как отмечают специалисты, опираться надо на дидактические цели и задачи, так как средства информационных технологий - это инструмент реализации задач.

При создании курса дистанционного обучения важно учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс, и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого. Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от следующих составляющих:

- эффективного взаимодействия преподавателя и студента, несмотря на то, что они разделены расстоянием;

- используемых при этом педагогических технологиях;

- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

- эффективности обратной связи.

Следовательно, эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства преподавателей, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная составляющая дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является важной. Отсюда необходимость учета основных педагогических подходов, на которых строится современный курс дистанционного обучения:

- в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность студентов (учение, а не преподавание);

- важно, чтобы студент научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, имел при этом возможность работать в удобное для него время;

- самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, студент с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения различных проблем;

- организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности студентов в сети предполагает использование педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого студента и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого студента), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы;

- дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности;

- система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля (через системы тестирования) так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).

При создании курсов дистанционного обучения необходимо учитывать следующие требования:

Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

Постановка учебной цели. Цель, задачи, которые ставятся перед студентом, должны быть четко определены и ясно сформулированы в программе.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководство для студентов), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.

Подача учебного материала. Форма подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач (необходимо использовать известные принципы удобочитаемости).

Обратная связь. Этот критерий имеет большое значение для студента (меньше - в тестирующей программе). Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

Оценка. В ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом (но можно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов). Важным в дистанционном курсе является и организация коммуникаций "студент - преподаватель - студенты". Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии.

При создании курсов дистанционного обучения широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться студенту по своей собственной стратегии обучения по всему тексту курса. Гипертекст - возможность создания интерактивного учебного материала, снабженного ссылками между различными частями материала. Технология гипертекста дает преподавателю возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки2. В работе с гипертекстом студент занимает более активную позицию в процессе обучения, т.к. он должен делать выводы по поводу прочитанного материала и сам выбирать последовательность переходов по гиперссылкам, в отличие от обычной книги, где материал излагается последовательно страница за страницей. Обучение становится ориентированным на студента. Современные курсы дистанционного обучения отличаются сжатым, реферативным изложением материала, делают необязательным сплошное чтение материала, позволяют строить процесс обучения в зависимости от уровня подготовки, быстроты усвоения материала, интересов студента и т.п. Гиперссылки позволяют обращаться и к внешним источникам информации, делать курс частью сети Интернет3.

Но, как отмечают исследователи, качество обучения не улучшается просто потому, что студентам дается доступ к новым технологиям. Качество зависит от методов, которыми эти технологии используются в учебном процессе. Так, Интернет - конференции, учебные форумы, электронная почта - средства обсуждения учебного материала и взаимопомощи студентов, но без контроля преподавателя они используются неэффективно. Преподаватели многих американских вузов объявляют перед началом курса, что 10-20 суммарного балла по курсу студент получит за вклад в дискуссии. Преподаватель обычно предлагает свои вопросы, но дает возможность открывать свои собственные темы для обсуждения и студентам.

Отметим, что каждая из сетевых информационных служб Интернета имеет свою долю оптимального применения в учебном процессе. Поэтому одна из важных задач при создании веб-курса - это решение вопроса о том, в какой степени он может дополнять или заменять очный курс, в какой мере он может и должен использовать преимущества, даваемые другими формами обучения.

Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий активно использовать самые разнообразные среды: звук, цвет, видео, графику, тексты, анимацию и др. Мультимедиа создают большие возможности для иллюстрации изучаемого материала. Это повышает качество образования и позволяет удерживать внимание студентов.

Итак, использование средств гиперссылок и мультимедиа в курсах позволяет:

- улучшить представление учебного материала;

- организовать дискуссии (для организации дискуссий в курсе дистанционного обучения используется Web-конференции - телеконференции или форум);

- обеспечить удобный интерфейс (при разработке курса дистанционного обучения следует учитывать, что материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны).

Применение Web-технологий для создания электронных учебников предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки. Во-первых, чтобы учебное пособие представляло собой Web-сайт, оно должно органически входить в общую "паутину", быть взаимосвязанным через гиперссылки с актуальной текущей информацией сети, с реальными экономическими данными, которые являются материалом для практических задач, а также, с разнообразной экономической литературой (в частности, с другими учебниками и учебными пособиями, журналами и т.д). Во-вторых, как и любой Web-сайт, такой учебник должен развиваться, не быть статичным. Такой подход позволяет разрабатывать учебное пособие поэтапно, оно будет начинаться с основы курса, затем увеличиваться количественно и изменяться качественно4. Интернет технологии позволяют получить и статистику по посещению каждой web-страницы курса.

Курс дистанционного обучения может быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы). Гипертекст позволяет разбить текст раздела на более мелкие структурные единицы - занятия. Каждый раздел имеет заголовок, а занятия раздела - подзаголовки5. Основные требования к построению такой структуры: логичность выделения структурной единицы, обозримость ее с содержанием раздела, наличие для студента возможности прямой навигации из одной структурной единицы в любую другую, логически с ней связанную, возможность перейти от данного раздела к другому разделу курса.

Методические пособие должны быть построены таким образом, чтобы студент мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций6.

Учебник для дистанционного обучения должен соответствовать следующим требованиям:

- развитая гипертекстовая структура в логической структуре изложения (последовательность, взаимосвязь частей), а также в понятийной части курса (определения, теоремы и т.д.);

- удобная для пользователя система навигации (легко перемещаться по курсу, отправлять электронные письма преподавателю, переходить в раздел дискуссий и т.д.);

- использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука, если необходимо и др.);

- наличие подсистемы контроля знаний, встроенной в учебник;

- разбивка курса на небольшие блоки (страницы);

- наличие глоссария (справочные материалы) и ссылки на него;

- ссылки на литературные источники, электронные библиотеки, на источники информации в сети Интернет;

- эффективная обратная связь с преподавателем (электронная почта, Web-конференции, IRC - технологии (chat)), IRC (Internet Relay Chat) - средство для переговоров через Интернет в реальном времени, которое дает возможность разговаривать в режиме прямого диалога (чаще всего с помощью набора фраз на клавиатуре компьютера).

В настоящее время используется следующая структура курсов дистанционного обучения:

- автор (авторы) курса;

- введение (информация о курсе); дается краткая характеристика курса, кому он предназначен, что необходимо знать и уметь для успешного усвоения, цели и задачи курса, аннотация курса, организация курса, требуемая литература, порядок обучения, как работать с данным курсом, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности, расписание;

- основной текст с выделенными ключевыми словами, определениями, ссылками на другие страницы курса, источники информации в сети Интернет, а также основные выводы по разделу. Каждый раздел (модуль), тема должны иметь заголовок; возможно указание перечня вопросов, относящихся к данному разделу (теме), но не вошедших в него с указанием источников, где можно с ними ознакомиться самостоятельно и дополнительные лекционные материалы;

- задачи с ответами для тренинга и вопросы для самотестирования после каждого раздела (темы); контрольные работы и темы для обсуждения на форуме данного курса по данному разделу (теме);

- справочные материалы по предметной области курса: глоссарий, связанный гиперссылками с основным текстом (он должен отражать содержание курса; желательно, чтобы глоссарий содержал термины на русском и английском языках); список сокращений и аббревиатур;

- литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, адреса Web-сайтов в сети Интернет с информацией, необходимой для обучения, с аннотацией каждого ресурса;

- электронная библиотека - электронные книги по тематике курса, ссылки на сайты электронных библиотек, электронные книги с информацией, необходимой студенту (например, по работе с электронной почтой, по поиску информации в Интернете и т.д.); каждая ссылка должна сопровождаться аннотацией;

- средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, телеконференции, форум, чат);

- практические и лабораторные работы, необходимые для усвоения курса;

- учебные и творческие задания (курсовые работы, рефераты, эссе, задания - ситуации и т.д.), направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков (возможно выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества);

- база данных рефератов, курсовых работ, проектов, рефератов других студентов, файлы презентаций;

- наиболее часто задаваемые вопросы и ответы на них, размещенные на Web-сайте и доступные для студентов;

- заключительный тест, экзаменационные материалы;

- блок мониторинга результатов учебной работы;

- практикум для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;

- виртуальный лабораторный практикум.

КОМПОНЕНТЫ КУРСА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (web-сайт, web-страница дистанционного курса)



Информация о курсе

Цели курса

Расписание курса

- сроки прохождения курса

- график прохождения тем и разделов по данной дисциплине

- формы и время отчетности

- график прохождения практических и семинарских занятий

- график консультаций

Материалы курса

Папки заданий для самостоятельной работы студента

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Процедура оценки успеваемости

Описания проектов

Глоссарий

Библиотека состоит из ссылок на online источники, на источники в сети Интернет (сайты), электронные библиотеки и на электронные материалы для чтения студентами. Все ссылки должны иметь аннотации. Используются ссылки на электронные магазины, где обучаемые могут заказать через Интернет необходимые книги, CD-ROM.

Тесты для тестирования студентов может использоваться одна из существующих программных систем тестирования, например, система контроля знаний на базе Интернет ОРОКС. Система ОРОКС позволяет самому преподавателю без помощи Web-мастера создавать необходимые (различного типа) тесты7. Все тексты вопросов, тесты, результаты тестирования, список пользователей хранятся в единой базе данных. Для каждого законченного учебного блока данного курса должны быть подготовлены блоки тестирования, выполнение которых должны показать полноту и глубину усвоения знаний по данному блоку каждым из студентов.

Лабораторные работы (моделирование лабораторных работ с помощью языков программирования и непосредственная передача данных в ходе лабораторной работы в Интернет).

Конференция

Могут использоваться дополнительные разделы Список рефератов, курсовых и дипломных работ по данной области знаний.

Методические рекомендации по изучению данного курса дистанционного обучения и по работе в сети Интернет.

Письмо преподавателю, тьютору

Методические рекомендации для тьюторов по организации занятий

Помощь (Help)

Дополнительная информация Обычно стандартизованные рекомендации по различным аспектам обучения. Методические рекомендации по подготовке и оформлению работ.

Chat Возможность побеседовать с преподавателем и другими студентами в режиме реального времени. Обычно преподаватель заранее сообщает в своих объявлениях график своего выхода в чат.

Портфель студентов - все, что написал студент, помещается здесь, включая электронные письма, выполненные работы, задания, ответы преподавателя.

Учебные группы - имена и E-mail студентов, преподавателя, с возможностью послать письмо любому из них или всем сразу, включая преподавателя.

В зависимости от требований преподавателя, студенты могут объединяться в небольшие группы, коллективно выполняющие отдельные проекты.

Доска объявлений - информация для всех студентов группы и для конкретного студента.

Файлы для скачивания студентами (презентации, файлы Word).
При создании курса дистанционного обучения необходимо учитывать особенности Интернет - технологий. Не рекомендуется делать Web-страницы очень большими. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран. Не следует перегружать Web-страницы большим количеством рисунков. Большие по объему страницы, насыщенные графическими элементами, требуют большого времени для загрузки информации по сети Интернет на компьютер пользователя, и делают процесс обучения неудобным. При обрыве связи пользователь вынужден снова загружать Web-страницы. Рекомендуются большие по объему загрузки страницы разбивать на несколько страниц и соединять их гиперссылками.

При разработке курса дистанционного обучения необходимо участие автора, методиста, Web-мастера. Подготовив материалы по курсу, автор передает его Web-мастеру. Web - мастер перерабатывает курс для представления его в Интернете.

При создании курса необходимо использовать итерационный подход. Курс должен изменяться и дорабатываться по результатам работы с материалами курса Web-мастера и других специалистов.

После создания курса проводятся тестирование и проверка курса автором курса, по результатам которых проводится доработка курса.

Для организации дистанционных курсов разрабатывается специальный Web-сайт. На сайте размещается система для управления процессом дистанционного обучения, информация по организации обучения, представлен список предлагаемых курсов и сами курсы. Каждый курс размещается в своем разделе сайта.
На сайте также размещаются:

Общие сведения о курсе, его назначении, цели, задачи, содержание, структура. Условия приема, документы.

Могут быть открыты и сами курсы или первые главы курса.

Пакет анкет для предварительного тестирования абитуриентов (определение исходного состояния знаний по данному предмету, теме)

Справочные материалы по предметной области курса.

Блок мониторинга самостоятельной деятельности студентов, результатов их работы.

Новости, доска объявлений.

Координаты для связи.

Тесты.

Конференции (Форум).

Электронные библиотеки.

Наиболее часто задаваемые вопросы и ответы.

Система контроля знаний.
Для представления курсов в сети Интернет обычно используется типовая оболочка курса с удобной системой навигации. По каждому курса создаются тесты, конференция (форум). Создается закрытая и открытые области для размещения курса на сайте. Информация о тестировании студента заносится в базу данных.

Размещение курса - многоуровневое. На первом уровне показывается структура курса и аннотация разделов. Каждый раздел курса разбивается на отдельные разделы (модули, Web-страницы). В пределах каждой Web-страницы студент имеет возможность: отправить письмо преподавателю с вопросом, информацией; общаться со своими коллегами по обучению через форум (вопросы, обмен мнениями, выполнение совместных работ); обратиться к глоссарию; получить список литературы по данному вопросу или адреса сайтов в Интернете наиболее важных и полезных документов.

По каждому курсу определяется календарь курса: срок обучения, сроки прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания рефератов, предельные сроки сдачи контрольных заданий и т.д.

В курсах дистанционного обучения должен использоваться дружественный интерфейс, стимулирующий студентов к продолжению работы, успешному ее завершению.

1 Первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет — был создан в Великобритании, его курировал премьер-министр Гарольд Уилсон, при участии которого были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. Во Франции национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. Сейчас здесь преподают 2,5 тысячи учебных курсов по самой разнообразной тематике. В разработке учебных программ участвуют более 5 тысяч преподавателей. Количество студентов достигло 350 тысяч человек. Связь с ними осуществляется посредством спутникового телевидения, электронной почты и Интернета. В обучении также используются видео- и аудиокассеты и традиционные печатные учебники. Другие старейшие центры дистанционного образования в Европе — это Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (ВU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона. В 1989 году в США создана система публичного телевещания (PВS ТV), которая включает в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа обучения взрослых (РВS Аdalt Learning Service), которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления.

В настоящее время Технологическая комиссия при Международной ассоциации руководителей университетов оказывает поддержку руководителям университетов во всем мире в области ИКТ. Международная ассоциация руководителей университетов образована руководителями независимых автономных вузов. Миссией Ассоциации является оказание помощи ее членам и разработка программ развития во всех областях, связанных с университетами, путем обмена опытом, кооперации и взаимной поддержки. Для разработки темы "Инновации и ИКТ в высшем образовании" и выдвижения конкретных предложений по практическим мерам помощи членам Ассоциации была сформирована в 1996 г. Технологическая комиссия.

Технологическая комиссия при Ассоциации призвана помогать университетам в выборе и внедрении технологий, соответствующих их потребностям и ресурсам. Комиссия работает на базе Аалборгского университета (Дания). Политику комиссии определяет международный совет, возглавляемый доктором Э. Уолшем (Ирландия). Участники Ассоциации работают в самых разных культурных и социально-экономических условиях. Поэтому было решено сконцентрировать усилия на повышении уровня знаний о ИКТ, о связанных с ними сложностях и предоставляемых ими возможностях. Для этого создана база данных но ИКТ для руководителей университетов. В 1996 - 1999 г. под руководством Университета Сакраменто проводилась работа по созданию в Интернете базы данных по информационным и коммуникационным технологическим ресурсам. На сайте размещена общая информация по информационным технологиям, подкрепленная конкретными примерами и дополнительными ссылками, оценивается возможное влияние ИКТ на высшее образование. База данных содержит информацию по 10 первичным темам, с которыми связаны более 100 вторичных областей, 90 ссылок на источники за пределами Интернета, 150 конкретных примеров, 300 ссылок и пояснительный текст. Члены Ассоциации могут получить доступ к базе данных через официальный сайт Ассоциации. База данных постоянно обновляется, к ней добавляются новые ссылки и пояснения). Второй этап - сбор и размещение в Интернете сведений о различных конкретных примерах применения ИКТ, изучение которых помогает понять пути их успешного внедрения. В 1999 г. Технологическая комиссия при Ассоциации руководителей университетов разработала программу по сбору сведений о наиболее удачных примерах практического применения ИКТ в образовательном процессе, исследовании, администрировании и библиотечном деле. Программа завершена в 2002 г. Технологическая комиссия выработала детальные критерии для определения лучших примеров, учитывающие ряд аспектов: стратегическую применимость; возникновение (или отсутствие) новых возможностей; простота применения; затраты/прибыль. Технологическая комиссия разработала стратегию и процедуры сбора информации. Ключевым моментом процесса является личное взаимодействие как для обнаружения контактных лиц, располагающих требуемой информацией, так и для общения с этими лицами в процессе получения сведений о каждом конкретном случае успешного применения ИКТ.

Путем личных контактов и взаимодействия внутри Ассоциации и с членами сотрудничающих международных ассоциаций таких, как Международная Ассоциация университетов, Ассоциация европейских университетов и ЮНЕСКО Технологической комиссии удалось собрать значительное количество сведений об успешном применении ИКТ во всем мире.



2 Следующим шагом здесь может быть создание на основе одного и того же материала учебников для групп обучающихся, в зависимости от их уровня знаний.

3 Необходимо отметить, что практический опыт использования WWW в учебном процессе говорит о том, что эта структура имеет и недостатки. Огромный объем информации в Интернете, отсутствие общей структуры осложняет ее поиск.

4 Преимущество Интернет состоит в том, что можно менять содержание курса, размещенного на Web-сайте, вводить последние данные, корректировать курс по итогам обучения, оперативно отображать текущую успеваемость студентов и т.д. Используя поисковые машины, новостные сайты включать в обучение новые материалы, разрабатывать кейсы и т.д.

5 Курс дистанционного обучения может разрабатываться на модульной основе: каждый модуль это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или - зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.

6 Одна из наиболее распространенных ошибок при создании курсов дистанционного обучения заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников. Информационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя разнообразный набор инструментов, которые должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса при дистанционном обучении.

7 Доступны следующие варианты тестов: выбор одного или несколько правильных ответов из предложенных вариантов. Ввод ответа с клавиатуры в произвольном виде (проверка осуществляется по шаблону). Просмотр законченных тестов, а также возможность проверить выбранную работу и выставить оценку.

Например, тест со случайным порядком выдачи вопросов - простой вариант тестирования -пользователь получает случайную последовательность вопросов. Возможны все типы вопросов по способу ответов; тест с заданной структурой - в отличие от предыдущего имеет жесткую структуру "дерева вопросов", включающую различную реакцию на правильный либо неправильный ответ (данный режим позволяет создавать обучающие тесты); тест в режиме "Контрольная работа": пользователь при прохождении теста вводит ответ на каждый вопрос в виде теста, набираемого с клавиатуры. Введенные тесты сохраняются в базе данных. Законченный пользователем, но непроверенный тест ставится в очередь на проверку преподавателем. Преподаватель имеет возможность просмотреть очередь законченных тестов, а также проверить выбранную работу и выставить оценку.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconФгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» утверждаю...
Особенности развития интернационализированного всемирного хозяйства на этапе глобализации экономической деятельности
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «Уральский...
Контрольная работа состоит из трех заданий. Распределение вариантов всех заданий осуществляется по одной схеме
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconПриобщение младших школьников к музыкальным традициям казахского народа
Голошумова Галина Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, филиал фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет»...
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconОтчет о самообследовании каменск-Уральского филиала фгбоу впо «Уральский...
Каменске-Уральском Свердловской области на основании Приказа Минобразования России от 22. 01. 1999 г. №164 как филиал Уральского...
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconОтчет о реализации программы развития
Фгбоу впо «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет)
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования icon«История религии»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2011. – 52 с
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования icon«Теория культуры»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011. 31 с
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования icon«Культура повседневности»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 35 с
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования icon«Литература русского зарубежья»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 14 с
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования icon«Деловой иностранный язык»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. – 14 с
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconМинистерство образования и науки российской федерации ростовский...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00....
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основы экономики»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012. – 53 с
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconНародно-Трудовой Союз (нтс) в истории российского Сопротивления
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования iconПрограмма курса по выбору «Экономическая модель сталинизма 1928 1940 гг.»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012
Фгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования icon«Социальная структура и социальная стратификация»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск