Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления





Скачать 456.53 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления
страница1/4
Дата публикации12.10.2013
Размер456.53 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
100-bal.ru > Экономика > Планы семинарских занятий
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт фундаментального психолого-педагогического образования

Кафедра общей педагогики и истории образования

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Педагогика»

для направления 050400 - «Социально-экономическое образование»

Профиль «050402 – “Экономика»

по циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента ОПД.Ф.01

        1. Екатеринбург 2012




Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления 050400 - «Социально-экономическое образование. Профиль «050402 – “Экономика» по циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента ОПД.Ф.01




ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012.
Составитель: Сокурова Надежда Ивановна, канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики и истории образования УрГПУ.

Перечень тем практических занятий и семинаров для студентов очной формы обучения


  1. Введение в педагогическую деятельность

На семинарских занятиях определяется уровень знаний студентов по усвоению дисциплины, выявляются умения, навыки в решении педагогических проблемных ситуаций, оказывается методическая и консультационная помощь по оптимизации самостоятельной работы обучаемых.

На семинарах обсуждаются актуальные аспекты педагогической теории и практики. С учетом характера изучаемой темы студенты готовят выступления или реферативные сообщения.
Семинар 1. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации образования по теме: «Образовательная политика в современной России».
План:

  1. Роль государства и общества в развитии системы отечественного образования.

  2. Понятие «образовательная политика». Основные приоритеты образовательной политики.

  3. Концепция модернизации Российского образования.

  4. Основные направления модернизации.

  5. Этапы и результаты модернизации.


Практические задания:

  1. На основе ниже предложенной литературы дайте определение понятиям «образовательная политика», «модернизация».

  2. Письменно составьте таблицу «Основные направления модернизации Российского образования».

  3. Подберите примеры модернизации образования на современном этапе.


Для самостоятельной и индивидуальной работы:

  1. Познакомиться с основными документами, определяющими развитие отечественной системы образования.

  1. Представить систему отечественного образования в виде графической модели.

  1. Сделать описание российской школы спустя 20, 50, 100 лет (письменно).


Литература

  1. Введение в педагогическую деятельность/ Под ред. А.С.Роботовой.-М., 2006.

  2. Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. – М., 1988.

  3. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику. – М., 1986.

  4. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. – М. : Академия, 2007.

  5. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999.

  6. Мищенко А. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991.

  7. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.- М., 2007.

  8. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность.-М., 2004.

  9. Ялалов Ф.Г. Введение в педагогическую профессию.- Казань, 2004.

  10. Сластенин В.А Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего проф. Образования/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. –М.: «Академия», 2011.

  11. Федеральная целевая программа развития образования

  12. Национальная доктрина образования в РФ, одобреннаяпостановлениемПравительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751

  13. Закон РФ "Об образовании" (zip-архив: 97 kB)
    Законодательство об образовании (помощь в поиске документов по теме)


Семинар 2. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога по теме «Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога»

План:

    1. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Гуманитарная сущность педагогической деятельности.

    2. Понятие культуры. Сущность понятий «профессиональная культура» и «педагогическая культура».

    3. Общая культура педагога.

    4. Модель профессионально-педагогической культуры учителя.


Практические задания:

      1. Сформулируйте цели педагогической деятельности. В чем их гуманистический смысл?

      2. Подумайте над вопросами:

        • Как вы понимаете что такое «гуманизм»?

        • Какова сущность гуманистического подхода в педагогической деятельности?

        • В чем должна выражаться культура педагога?

        • Каковы формы проявления гуманистической природы педагогической деятельности?

Форма отчетности: письменное оформление эссе.
Для самостоятельной и индивидуальной работы:

  1. Самостоятельная проработка темы по любому на выбор учебному пособию.

  1. Написание эссе.


Творческое задание:

  1. Проведите ретроспективный анализ фактов Вашей школьной жизни. Соотнесите позитивные и негативные действия учителя с точки зрения требований педагогической культуры и этики. Насколько они соответствуют профессионально-этическим нормам, правилам, культурным традициям.

  2. Приведите примеры из педагогической литературы, в которых предъявляются высокие требования к нравственно-этическим качествам личности учителя.


Литература


  1. Введение в педагогическую деятельность/ Под ред. А.С.Роботовой.-М., 2006.

  2. Кузнецов В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность. – М. : Академия, 2007.

  3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999.

  4. Мищенко А. Введение в педагогическую профессию. – Новосибирск, 1991.

  5. Никитина Н.Н. , Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность.- М., 2007.

  6. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность.-М., 2004.

  7. Ялалов Ф.Г. Введение в педагогическую профессию.- Казань, 2004.

  8. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – М. : ИКЦ «Март», 2005.

  9. Нагавкина Л.С. Валеологические основы педагогической деятельности. – М. :Каро, 2005.

  10. Крившенко Л.П. "Педагогика"

  11. Голуб Б.А. "Основы общей дидактики"

  12. Гребенюк О.С. "Общая педагогика"

  13. Краевский В.В. "Основы обучения. Дидактика и методика"

  14. Крившенко Л.П. "Педагогика"

  15. Максимов В.Г. "Педагогическая диагностика в школе"

  16. Подласый И.П. "Педагогика. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения."

  17. Подласый И.П. "Педагогика. Кн. 2. Процесс воспитания."

  18. Полат Е.С. "Современные педагогические и информационные технологии в системе образования"

  19. Селиванов В.С. "Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания"

  20. Смирнов В.И. "Общая педагогика"

  21. Харламов И.Ф. "Педагогика"

  22. Быков "Психолого-педагогический практикум"

  23. Реан А.А. "Психология и педагогика"


Практическая педагогика
Семинар 1. Методология практической педагогической деятельности по теме «Методология практической педагогической деятельности»

План:

  1. Понятие о логике научного исследования.

  2. Принципы организации научного исследования, этапы исследования; содержание понятий: «метод научного исследования», «методика исследования».

  3. Структура наблюдения и эксперимента.

  4. Что такое методы педагогического исследования?

  5. Методы изучения педагогического опыта (наблюдение, методы опроса, изучение продуктов деятельности и школьной документации, мониторинг, педагогический эксперимент).

  6. Методы теоретического исследования (теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, изучение литературы)

  7. Педагогическое тестирование.

  8. Математические (количественные) методы (регистрация, ранжирование, шкалирование, моделирование).

  9. Частные методы педагогического исследования: анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, анализ продуктов педагогического опыта, самооценка, экспертная оценка.


Задание:

*Дать краткую характеристику методам научно-педагогических исследований и законспектировать основные положения.

* В процессе написания контрольных, реферативных работ указать какие методы были использованы, что вызвало затруднение?
Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Дайте развернутое определение методологии науки.

  2. Каковы предпосылки развития современной педагогической науки?

  3. Какая существует взаимосвязь между педагогической наукой и педагогиче-ской практикой?

  4. Охарактеризуйте источники исследовательского поиска.

  5. Почему конкретные прикладные психолого-педагогические поиски нуждают-ся в теоретическом обосновании?

  6. В чем сходство и различие понятий: новшество, нововведение, инновация?

  7. Сравните содержание следующих пар показателей: обучаемость – обученность, воспитуемость – воспитанность.

  8. Что такое и какие бывают педагогические эксперименты?

  9. Чем отличается педагогический эксперимент от внедрения достижений педагогической науки в практику обучения и воспитания?

  10. Как соотносятся в педагогической деятельности цели и задачи?

  11. Объясните различия между объектом и предметом исследования. Приведите примеры.

  12. Разграничьте понятия «исследовательские методы» и «методики исследования».

  13. Покажите специфические возможности методов эмпирического и теоретического исследования.

  14. В чем суть анализа и обобщения передового опыта в отличие от его описания?

  15. Что такое педагогическое тестирование? Дайте оценку тестов для диагностики уровня обученности.


Литература

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.

  2. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М., 1977.

  3. Загвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1997. № 2. – С. 914.

  4. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологического исследования. – М., 2001. – С. 50-83, 89-157, 157-163.

  5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М., 1982. – С. 61101, 101149.

  6. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004..

  7. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986. – С. 86102.

  8. Руденко В.А. Анкета и интервью в педагогическом исследовании // Педагогика, – 2002. – № 10. – С. 6976.

  9. Морозова О.П. Педагогический практикум. – М., 2000. – С. 41-92.

  10. Педагогика [Текст]: учеб.пособие /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и другие. – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 105-110.

  11. Подласый И.П. Педагогика [Текст]: учебник. – М.: Просвещение, 1996. – С.42-68.

  12. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] /Гл. ред. В.В. Давыдов. – Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т. 1. - С. 570-572.

  13. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб.пособие. – М.: Юристъ, 1997. – С. 33-39.

  14. Н. Н. ЛабарешныхК ВОПРОСУ О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / Н. Н. Лабарешных // Педагогическое образование в России . - 2011 . - №5 (16) 2011. - С. 117-125.

  15. Г.А.Берулава, М.Н.Берулава. Новая методология развития личности в информационном образовательном пространстве / Г.А.Берулава, М.Н.Берулава. // Педагогика. – 2012. - № 4.

  16. Голуб Б.А. "Основы общей дидактики"

  17. Гребенюк О.С. "Общая педагогика"

  18. Краевский В.В. "Основы обучения. Дидактика и методика"

  19. Крившенко Л.П. "Педагогика"


Семинар 2. Ценностно- смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности по теме «Ценностно- смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности».

План:

  1. Самоопределение как фактор профессионального развития педагога.

  2. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении педагога.

  3. Реализация целевых установок в профессионально-личностном становлении педагога.

Задания для самостоятельной работы:

    1. Охарактеризуйте различия в понятиях «самоопределение личности» и «профессиональное самоопределение».

    2. Какие профессионально-значимые качества педагога должны

    3. лежать в основе при работе студента по определению собственной образовательной траектории?

  1. Не мешает ли профессионально-личностному самоопределению студента рамки государственного образовательного стандарта?

  2. Рассмотрите особенности самоопределения по образовательным программам 540710 – «Музыкально-компьютерные технологии» и 540711 – «Хореографическое искусство» в зависимости с будущей профессиональной деятельностью.

  3. Приведите отличительные особенности понятий «профессионализм», «компетентность», «компетенция».

  4. Рассмотрев квалификационные характеристики и требования, предъявляемые к бакалаврам художественного образования, проанализируйте возможность успешного осуществления профессиональной деятельности в соответствии с Госстандартом.

  5. Предложите Ваши дополнения к требованиям, предъявляемым к выпускникам "бакалавр художественного образования"


Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.

  2. Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. - Казань: «Дом печати», 1997.

  3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: "Школа-Пресс", 1995.

  4. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007.

  5. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БРЭ, 2003.

  6. Управление школой: теоретические основы и методы. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997.

  7. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; ООО «Изд-во Астрель», 2002.

  8. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989.

  9. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996. –

  10. Янгирова В.М. Теория воспитания. – Уфа: Творчество, 2003.

  11. Полат Е.С. "Современные педагогические и информационные технологии в системе образования"

  12. Харламов И.Ф. "Педагогика"

  13. Быков "Психолого-педагогический практикум"

  14. Реан А.А. "Психология и педагогика"


Семинар 3.Технология решения педагогических задач и оценка их выбора - 2 часа по теме 5. «Технология решения педагогических задач и оценка их выбора»

План:

    1. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач, их характеристика.

    2. Постановка личностно ориентированных задач.

    3. Этапы решения педагогических задач.

    4. Технология построения образовательного процесса, направленного на достижение учащимися целей образования.

    5. Создание образовательной среды школы и использование ее возможностей.

    6. Оценка выбора решения педагогических задач.


Практические задания:

Подготовить ответы на вопросы:

  1. Чем отличаются педагогическая проблема, педагогическая задача, педагогическая ситуация?

  2. В чем сущность и специфика педагогической задачи?

  3. Охарактеризовать педагогические задачи разных типов.

  4. Каковы этапы решения педагогической задачи? Составить схему.

  5. Приведите примеры построения педагогических задач по проблеме (дается преподавателем). Определите, какое теоретическое знание поможет вам решить задачу.


Задания для самостоятельной и индивидуальной работы:

  1. Составление схемы.

  2. Подбор примеров построения педагогических задач по проблеме (проблема формулируется преподавателем индивидуально для каждого студента).

  3. Изучив теорию вопроса по лекции и учебникам педагогики, подобрать в периодической педагогической печати две статьи, скопировать или кратко законспектировать их(не забудьте указать выходные данные статей), сопроводить конспект аналитическимивыводами относительно решаемых педагогом педагогических задач.

Литература

  1. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач: Учебное пособие. – М.: Учебно-метод. коллектор «Психология», 2001.

  2. Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач.  М: Просвещение, 1987.

  3. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике.  Минск: Высшая школа, 1978. Орлова Е.Н. Учебно-педагогические задачи межпредметного характера в подготовке учителя.  Тула: ТГПИ им. Л.Н.Толстого, 1983.

  4. Пономарев Я.А. О понятии «психологический механизм решения творческих задач» // Психология творения.  М.–Воронеж, 1999.

  5. Прангишвили К.В., Абрамова Н.А., Спиридонов В.Ф., Коврига СВ., Разбегин В.П. Поиск подходов к решению проблем.  М.: Просвещение, 1999.

  6. Ришар Ж.-Ф. Моделирование решения задач // Иностранная психология. – М., 1995. Т. 3.  № 5.

  7. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем. Учебное пособие. – М.: Генезис, 2006.

  8. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач.  М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.

  9. Тихомиров O.K. К анализу факторов, создающих трудность решения задач человеком // Психологические исследования.  М., 1970. Вып. 2..

  10. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007.

  11. Полат Е.С. "Современные педагогические и информационные технологии в системе образования"

  12. Бков "Психолого-педагогический практикум"

  13. Пномарева О. Н. ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР РОСТА ПОТЕНЦИАЛА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА / Пономарева О. Н.// Педагогическое образование в России . - 2011 . - №4 (15) 2011. - С. 70-73.


Семинар 4. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса по теме «Проектирование возрастосообразного образовательного процесса»

План:

  1. Сущность и содержание понятия «проектирование»

  2. Критерии, этапы и  уровни педагогического проектирования.

  3. Практические задания, ориентированные на развитие общих учебных умений.

  4. О потенциальных возможностях уроков.

  5. Искусство быть здоровым.

  6. «Лента времени» и ее использование при проектировании уроков.

  7. Нетрадиционные способы запоминания учебного материала.

  8. Последовательность освоения новых технологий.

  9. Правило, обеспечивающее успех образовательного процесса.

  10. Проектирование профессионального самообразования.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Чем отличаются понятие «проектирование» от понятий «планирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

  2. Проанализируйте какой-нибудь проект на основе представлений У.Х. Килпатрика основоположника метода проектов.

  3. Разработайте проект конкурентоспособного специалиста по избранной Вами специальности. Использовать Госстандарт по вашей специальности.

  4. На основе материалов журнала «Искусство в школе» составьте проект коммуникативно-ориентированного обучения учащихся искусству.

  5. Составить творческий проект обучения младших школьников искусству.

  6. При изучении темы «Раздельное и дефисное написание частиц» (VII класс) учащиеся должны запомнить три правила:

а) Частицы - бы, ли, же пишутся раздельно: создал бы;

б) Частица - то ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса: решил-то быстро;

в) Частица - ка с глаголами пишется через дефис: принеси-ка.

  1. Придумайте способ, который позволил бы учащимся легко и надолго запомнить эти правила.

  2. Составьте конспект объемом не более одного тетрадного листа по одной из технологий, приведенных на схеме 1.

  3. Древнегреческий мыслитель Пифагор был известен не только как философ, но и как выдающийся педагог. В его школе применялись особые методы, направленные на развитие терпеливости и выдержки учащихся. Составьте тезисы, описывающие суть этих методов.




Литература



  1. Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям // Советская Россия.  2004г.  23 октября.

  2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая кн., 1996.

  3. Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика.  1997.  № 4.

  4. Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя. – М.: "Знание”, 1974.

  5. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990.

  6. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: "Школа-Пресс", 1995.

  7. Громыко Ю.В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления.  М.: Просвещение, 1997.

  8. Гузеев В.И. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы.  1995.  № 6.

  9. Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. /Гордон Драйден, Джаннет Вос. – М.: ООО "ПАРВИНЭ", 2003.

  10. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования.  СПб., 1995.

  11. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М.: Академия, 2005.

  12. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч.  1999.  № 6.

  13. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. — Минск: Изд-во «Высшая школа», 1999.

  14. Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007.

  15. Педагогические мастерские: Франция – Россия. – М.: Новая школа, 1997.

  16. Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. А.А.Гарипова, М.И.Гарипов, О.Ю.Шаврина. – Уфа: Восточный университет, 2005.

  17. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т.  М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  18. Сериков В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. – 2005. – № 10.

  1. Полат Е.С. "Современные педагогические и информационные технологии в системе образования"

  1. Харламов И.Ф. "Педагогика"

  2. Быков "Психолого-педагогический практикум"

  3. Реан А.А. "Психология и педагогика"


Семинар 5. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса по теме «Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса».
План:

1. Проблема сохранения здоровья учащихся в современном образовании.

2. Основные принципы, цель и задачи здоровьесберегающей технологии.

3. Примеры здоровьесберегающих технологий.

 

Обязательные домашние задания

- для всех:

  1. Подобрать примеры здоровьесберегающих технологий, использующиеся в современных школах.

  2. Разработать здоровьесберегающую технологию для учащихся определенной возрастной группы.

  3. Разработать тематику классных часов по программе «Здоровье» для определенной возрастной группы учащихся.

- по выбору студентов:

  1. Подобрать упражнения для глаз.

  2. Разработать анкету для педагогов по изучению эффективности использования педагогических средств, направленных на укрепление и сохранение здоровья учащихся.

  3. Разработать комплекс упражнений для проведения его в условиях классной комнаты для снятия утомления у детей, расслабления и т.п.

Индивидуальное задание:

  1. подготовить сообщение «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» ст.51 закона «Об образовании»;

  2. подготовить упражнения для расслабления, снятия напряжения с глаз, комплекс физических упражнений для педагога.

Практическое задание:

  1. Проанализировать урок с позиции здоровьесбережения (см. методические материалы);

  2. Провести в классе оздоровительную технологию.

  3. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую –либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.

Рисунок 1

 

Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке веточек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

 

Памятка учителю

Первые признаки переутомления детей:

- снижение качества работы;

- резкое ухудшение почерка;

- изменение поведения ребенка: он становится или беспокойным, или вялым, или рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;

- изменение регулярных физиологических функций (повышенная потливость, покраснение лица);

- появление жалоб на усталость: у некоторых детей процесс торможения так силен, что они могут заснуть.

Анализ урока с позиций здоровьесбережения

 

1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

 

Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

1.Учащиеся в перемену находятся в кабинете

 

 

 

 

 

 

2. Кабинет проветрен

 

 

 

3. Кабинет настраивает на рабочий лад

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2.Ход урока

Что наблюдается

Результаты

(норма, выше или ниже нормы)

1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов)

 

2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.)

 

3. Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 мин.)

 

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р. и т.п. (норма: не менее трех)

 

5. Чередование видов преподавания ( норма: не позже, чем через 10-15 мин.)

 

6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самост. работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п.

(норма: не менее 7-10 мин.)

 

 

7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-ой минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями)

 

3. Психологический климат на уроке (оцените в баллах: 0 – показатель отсутствует, 1 – показатель выражен слабо, 2 – проявляется на достаточном уровне)

Что наблюдается

Результат

1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.

 

2. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

 

3. Взаимоотношения между учителем и учеником (стиль, тип взаимодействия)

 

4. Взаимоотношения между учащимися

 

5. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.)

 

 

Литература

  1. Андреева И. Современные аспекты поддержания здоровья школьников / И. Андреева // Педагогика. – 2003. - № 2. – С. 99 – 100

  2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. - № 2 – С. 21-28.

  3. Бабански.й Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Рад.школа, 1983. – 287 с.

  4. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2001. - № 1. – С. 48 – 59.

  5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила: СанПиН 2.4.2.1178 – 02 // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 8. – С. 4 – 21; Вестник образования. - № 16. – С. 21 – 33; Управление школой «1 сент.». - № 3-4. – С. 11

  6. Желтухина Е. Л. Гигиенические требования к режиму дня школьника: Причины возникновения и признаки утомления / Е. Л. Желтухина // Школа здоровья. – 2002. - № 3. – С. 48-51.

  7. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В. И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 267 С.

  8. Кузнецова Л. М. Здоровьесберегающие технологии / Л. М. Кузнецова // Методист. – 2003. - № 4. – С. 42-45.

  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998.

  10. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 270 С. (Методическая библиотека).

  11. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе / Е. В. Советова – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

  12. Тихомирова Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики / Под ред. проф. М. И. Рожкова. – Ярославль, 2004. – 240 с.

  13. Тихомирова Л. Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: ИПК РО, 2000. – 112 с.

  14. Быков "Психолого-педагогический практикум"

  15. Реан А.А. "Психология и педагогика"


История образования и педагогической мысли
Семинар 1.Исторический подход в изучении педагогических явлений по теме «Исторический подход в изучении педагогических явлений»

План:

  1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.

  2. Историческая обусловленность представлений о задачах и содержании образования. Место образования и воспитания в общественной мысли и общественной жизни.

  3. Проблема эффективности образования.

  4. Историческая обусловленность основных понятий в педагогике.

  5. Социокультурная обусловленность приоритетов образования. Значение философии образования.

  6. Отношение к образованию в различных культурах и цивилизациях. Соотношение общечеловеческого, национального и индивидуального в воспитании.


Темы рефератов:

1.Отношение к образованию в различных организациях.
Литература

  1. История образования и педагогической мысли. Учебник для ВУЗов / Торосян В.Г. М.: Владос, 2003.

  2. История педагогики в России. Хрестоматия для ВУЗов / Егоров С.Ф. М.: Академия-Центр, 2002.

  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. Изд.2. Учебное пособие для педагогических ВУЗов / Пискунов А.И. М.: Сфера. 2004.

  4. История педагогики (История образования педагогической мысли). Учебник для ВУЗов / Латышина Д.И. М.: Гардарики, 2003.

  5. История педагогики. Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам / Титьв В.А. М.: Приор, 2003.

  6. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли». Учебное пособие / Корнетов Г.Б. М.: УРАО.

  7. Джуринский А.Н. "История зарубежной педагогики"

  8. Джуринский А.Н. "История образования и педагогической мысли "

  9. Бордовская Н.В. "Педагогика"
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconМетодические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика»
Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских и практических занятий для направления подготовки (специальности)
Криминалистика. Планы семинарских и практических занятий / А. С. Пудовиков, А. Л. Оболкина; Дальневосточныйюрид ин-т мвд РФ. Хабаровск:...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий по этнологии Китая Тематический план практических занятий
Этнология изучаемого региона (Китай): планы семинарских занятий для студентов дневного отделения
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Культурология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий для высшего профессионального образования...
К. 14 Социология: Планы семинарских занятий. – Барнаульский юридический институт мвд россии, 2006 г. 11 с
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий по специальности 030501. 65 Юриспруденция...
Избирательное право и процесс: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология»
Планы семинарских занятий по дисциплине «Юридическая психология» на 2012-2013 уч год
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconФакультет Права Программа дисциплины
«Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий специальность 030501. 65 Юриспруденция...
Актуальные проблемы местного самоуправления: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул:...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий Специальность 030501. 65 Юриспруденция Барнаул 2006
Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий Специальность 030500. 62 Бакалавр юриспруденции Барнаул 2007
Международное право: Планы семинарских занятий для высшего профессионального образования мвд россии. – Барнаул: Барнаульский юридический...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов...
Ое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий для студентов дневной формы обучения Планы...
«Административное право» и предназначен для студентов мгюа и пмюи всех форм обучения
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий по дисциплине «Математика» (Дифференциальные...
...
Планы семинарских занятий по дисциплине «Педагогика» для направления iconПланы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,...
Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск