Скачать 211.61 Kb.
|
Министерство образования и науки РФФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Уральский государственный педагогический университет» Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Кафедра современной русской литературы РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Литература русского зарубежья»для специальности: «050301.65 – Русский язык и литература»по циклу СД.В.4 – специальные дисциплины,дисциплины и курсы по выбору
Екатеринбург 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Литература русского зарубежья» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 14 с. Составитель: Барковская Н.В., профессор, доктор филологических наук. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы УрГПУ. Протокол № 13 от 06.. 06. 2012 г. Зав. кафедрой ____________________Н.В. Барковская Директор ИФКиМК______________Н.И.Коновалова 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обращаясь к литературе русского зарубежья, мы не только платим долг памяти, но и ищем ответы на вопросы, которые ставит современная ситуация: о судьбе России, о духовном возрождении личности, о национальном характере. Литературу эмиграции давно перестали противопоставлять литературе, создававшейся в России, особенно после того, как к читателям пришел массив т. н. «возвращенной литературы». Литературе русского зарубежья посвящаются конференции, монографии, сборники статей. Вместе с тем, в основном курсе истории русской литературы ХХ в. этот материал не изучается, хотя он включен в программу школьного курса литературы. Данный курс по выбору призван восполнить пробел в знании истории литературы, расширить кругозор студентов. Материал курса может быть использован будущими учителями при разработке элективных курсов, при руководстве работы над школьными рефератами. Помимо практической актуальности, курс имеет и теоретическое значение, так как позволяет проследить те тенденции в развитии метода, жанра и стиля, которые оказались пресеченными в советской литературе. Творчество И. Бунина, Д. Мережковского, М. Цветаевой, А. Куприна, анализируемое в основном курсе, в данном курсе по выбору не рассматривается. Задачи курса:
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1. Учебно-тематическое планирование очной формы обучения
2.2. Учебно-тематическое планированиеза очной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Введение Краткая история русской эмиграции. Характеристика «берлинского» и «парижского» периодов. Понятие «литература русского зарубежья первой волны». Знакомство с библиографией. Проблемы изучения. Принципы подхода к анализу, историко-литературное и методологическое значение. Эмоциональная сфера (притяжение и отталкивание в отношениях с Родиной, вера и отчаяние, глубинный трагизм) и её выражение в литературе (Н.Тэффи «Ностальгия», А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции, В.Сирин «Россия», Дон-Аминадо «У врат царства»). Философское осмысление судьбы России и судьбы отдельного человека (идея истинной демократии Ф.Степуна и соборного строя власти Н.Лосского; надежды на восстановление деполитизированной церкви И.Демидова и христианский экзистенциализм Н.Бердяева; С.Франк о крушении «кумира политики»). Преломление этих исканий в двух «потоках» литературы эмиграции. Тема 1. «Тяжелая лира»: В.Ходасевич Жизненный и творческий путь. Высокий образ поэта – Орфея в сборнике «Тяжёлая лира». Сборник «Европейская ночь»: ощущение нетождественности самому себе, катастрофичность внутреннего мира лирического героя. Пошлость окружающего мира («Берлинское», «Окна во двор»). Чувство грандиозной несправедливости при изображении «простых людей» («Баллада»). Искусство как единственная опора в трагически-экзистенциальном мироощущении. «Неоклассицизм» Ходасевича. Культ пушкинского ямба. Позиция хранителя «неколебимого треножника» священной поэзии. Тема 2. Трагическая ирония Г.Иванова Жизненный и творческий путь. Эстетизация реальности в раннем творчестве. Душа за пределами отчаяния – основная тема зрелого творчества. Конкретно-исторический и бытийный, онтологический смысл изображения мира, «оплывшего, как свеча». Трагическая ирония и утрата веры в искусство как последнюю опору. Смысл центонности стихотворений. Ритмико-интонационное выражение трагической иронии. Тема 3. В мире «Чёрной мадонны»: Б.Поплавский Жизненный и творческий путь. Двойственность мироощущения лирического героя, боязнь «громких чувств» («Роза смерти», «Чёрная мадонна». Сюрреализм поэтического мира: алогизм времени, вторжение в земную жизнь духов и ангелов, метаморфозы мира-сновидения.) Тема 4. С верой в Россию: М.Осоргин Общественная и политическая позиция (эссе «Россия», 1924; письма 1936-41 гг.). Автор романа «Сивцев Вражек» как «свидетель истории». Гуманизм романа, неприятие диктаторства, войн, террора. История «семейным образом». Вера в неодолимость живой жизни. Микро- и макрокосм в романе. Образ неостановимой реки времени. Природа и Музыка как критерии оценки конкретно-исторических событий. Танюша и Протасов – воплощение авторского идеала естественного и духовно свободного человека. Образы-лейтмотивы и образы-аллегории в романе. Роль безличного повествования и характер авторских «отступлений». Традиции реализма и выход за их пределы в романе. Тема 5. Национальный характер в произведениях И.Шмелёва Жизненный путь и общественная позиция писателя. Поэзия купеческого Замоскворечья. Традиции критического реализма в повести «Человек из ресторана» (Тема пробуждения сознания «маленького человека», конкретно-исторический показ действительности, социально-характерный сказ) и своеобразие авторской позиции (признание Божьего промысла – «сила от господа!»). Лиризм повести «Росстани», черты хронотопа идиллии. Шмелев – «горожанин-почвенник (О. Михайлов). Реставрация старины в повести «Лето Господне» (1934-1944). Эстетический смысл повествования от первого лица, двойственности субъекта повествования. Социальное как семейное. Концепция русского национального характера (отец, Горкин, Денис, Василь Васильич и др.). Хронотоп идиллии как принцип построения художественного мира. Религия – первооснова жизни людей, одухотворение быта. Патриархальность как основа устойчивости жизни. Черты идеализации в изображении дореволюционной Москвы вследствие исключения категории конкретно-исторического времени. Композиция повести («Праздники» – «Радости» – «Скорби»), изменение эмоциональной атмосферы (от золотого сияния – к доминанте чёрного цвета) как выражение авторского взгляда на судьбу России. Своеобразие реализма И.Шмелева. Тема 6. «Взвихренная Русь» в изображении А.Ремизова Жизненный путь и общественная позиция. Споры о методе. Стремление к мифологизации собственной судьбы и действительности. Роман «Крестовые сёстры». Традиции Достоевского: сочувствие униженным и оскорблённым, черты «натуральной школы» в изображении петербургских «углов». Сюжет как хроника событий, скрепляющих мозаику судеб. Маракулин – Раскольников периода каторги. Значение остро-субъективного переживания мира, черты поэмности в повести (лирический сюжет, психологизация художественного времени, роль лирических лейтмотивов, ритмизация прозы). Функция сказа; «слово с подсловьем» как средство выражения национального миропредставления. Характер интерьера и пейзажа (социально-бытовой, психологический и национальный). Эффект эпопейности в повести. Раздумья о судьбе и грехе. Мифологема «детского» в повести «Посолонь». Национальный образ мира. Особенности лиризма. Функции сказа («Змей»). Характер обработки апокрифов и сказаний. Проблемы судьбы, рока, божеского и дьявольского в повести «Соломония». Схематизм двучастной композиции как способ обобщения рассказа о конкретном человеке до размышлений о судьбе людской в целом. Вера в непобедимость Добра и Любви.Образ святого Прокопия – олицетворение Совести. Родная земля – центральный образ в повести. Авторская позиция и неперсонифицированный сказ. Движение творчества Ремизова от реализма к символизму. «Огонь вещей». Жизнь как фантасмагория, «сновидческое» преображение бытового. Экспериментальная поэтика в книге «Сны и предсонья». Отражение революции в книгах «Слово о погибели Русской земли», «Взвихренная Русь». Тема 7. «Бессмысленного нет...»: проблема духовности в творчестве Б.Зайцева Жизнь и общественная позиция. Творчество Зайцева – «уроки добра и тихий свет милосердия» (О. Михайлов). Обретение гармонии. Рассказ «Аграфена» (1909) – осмысление жизни как судьбы, пантеистическая неотделимость героини от матери-земли, функция пейзажа. Проблема возможных путей развития России в повести «Голубая звезда» (1918); образ Христофорова – мечтателя и созерцателя жизни; символика образов звезды, света, неба. Лирический импрессионизм. Жанр лирического очерка («Улица св. Николая», «Белый свет», 1921 – черты проповеди; утверждение приоритета вечных моральных ценностей над правдой исторического момента; уроки стоицизма. Монастырь как образ «приветливой и смиренной» святой Руси («Валаам»). Трансформация жанра путевого очерка. Средства создания лиризма. Жанр жития. Альтернатива революции в «Преподобном Сергии Радонежском» (1925). Основные черты национального характера: ясность, выдержка, труженичество, кроткое спокойствие и героизм. Свет земной как отражение света небесного. Особенности композиции. Синтез эпики и лирики, образ автора- сказителя, осуществляющего связь эпох. Тенденция к преодолению беллетризма, традиции древнерусской литературы. Тема 8. Проблема личности в творчестве В. Набокова Жизненный путь и общественная позиция; периоды творчества. Творчество Набокова как «метароман» (В.Ерофеев); единство героя, конфликта, темы. Лирика Набокова. Гармонический характер лирического героя; радостное одиночество, дающее незамутненный контакт с миром; яркость и рельефность поэтического мира. Тема России и смысл диалогичности стиховой структуры; скрытая полемика с Некрасовым («Поэт»). Лейтмотив полёта; художественный мир как мир сновидения. Творчество как единственная реальность; роль реминисценций и скрытых цитат из русской поэзии, традиционности стихосложения. Стихотворение «Слава» – своего рода «Памятник», ставящий проблему поэта и поэзии. Драматургия Набокова. Жизнь-театр и образ художника в пьесе «Событие» (1938). Трактовки пьесы в критике, многоуровневость художественного смысла. Страх – главное событие в пьесе. Гибель дара у художника, живущего только в пошлой повседневности («первой реальности»). «Изобретение Вальса» (1938) – гибель дара у художника, живущего только в мире фантазий («второй реальности»). Мастерство экспозиций, значение гротеска, принцип круговой композиции. Рассказы Набокова. Концепция творчества («Пассажир»). «Возвращение Чорба» – попытка вернуть прошлое, мучительный и сладкий искус воспоминания. Жизнь в призрачном мире как средство защиты от пошлой реальности, черты «подпольного человека» в герое, мотив зеркала, двойственность субъекта повествования («Соглядатай» и др.). Атмосфера щемящего абсурда. Литературная игра как атрибут свободного художника; художественный мир как текст («Весна в Фиальте»). Трактовка вдохновения, преодолевающего время (Рок) в рассказе «Тяжёлый дым». Роман «Машенька» (1926) – пролог «метаромана», намечающий тип героя, конфликт и сюжет следующих произведений. Тема России. Принцип двоемирия. Победа героя над обстоятельствами. «Защита Лужина» (1930): сущность творческого дара; идея незащищенности, хрупкости личности и таинственной силы рока. Смысл названия и двух кругов композиции. Темы детства и России. «Приглашение на казнь» (1935): «самый сказочный и поэтический из моих романов» (Набоков). Трактовки романа в критике. Роман-антиутопия, протест против тоталитарной государственности, делающей людей «прозрачными». Раскрытие сознания одинокого страдающего героя-романтика. Мир-тюрьма, кошмарный сон измученного человека. Созревание дара в Цинциннате как процесс освобождения сознания и преодоления фарсовости, гротесковости, поддельности пошлой «первой реальности» диктаторского государства. «Дар» (1937). Проблема художника и ревизия русской литературы. Сюжет как самораскрытие героя-романтика; жизнь как художественный текст. Образы отца и Чернышевского в романе. Суть дара и главной его составляющей – чувства пространственного ритма, дающего победу над временем. Эстетический смысл круговой композиции романа о романе. Проблематичность финала. «Под знаком незаконнорожденных» (1945-46). Социально-политическое содержание в романе: конфликт личности с «миром тирании» и «терзательств»; суть философии эквилизма; пародирование советской идеологии. Метафорическое содержание в романе: тема творчества, круга останавливающего время. Соотношение автора (Набокова) и героя (А.Круга), художественной и объективной реальностей, трагико-героический пафос в романе. Объективация тем утраченного детства и порочного круга времени и окончательное преодоление их автором. «Лолита» (1955). История публикации. Реалистически-психологический и метафорический уровни содержания. Антимещанский пафос, тема загубленного детства; эволюция образа Лолиты. История Гумберта как экзистенциальная драма (попытка обмануть судьбу = Время). Эстетический смысл романа – «гонка между вымыслом и действительностью». «Лолита» – роман в романе (два круга в композиции, каламбур как структурный принцип, игра «двойниками»). Авторские «знаки» в тексте, игра авторской вненаходимостью по отношению к художественному миру. «Лолита» как роман об искусстве. «Парижская поэма» (1943): равновеликость поэта Богу, абсолютная свобода поэта по отношению и к объективной, и к художественной реальности. Литературный «подконтекст» (вся русская поэзия) как истинная реальность лирического героя. 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Задания для самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы студентам заочного отделения
Тексты
Вопросы к зачету 1. Историческое и вечное в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек». 2. Система образов в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек». 3. Традиции и новаторство в повести И. Шмелева «Человек из ресторана». 4. Русский национальный характер в повести И. Шмелева «Лето Господне». 5. Художественный мир в повести И. Шмелева «Лето Господне». Особенности субъектной организации. 6. Представление о судьбе, роке, грехе в романе А. Ремизова «Крестовые сестры». 7. Особенности жанра и субъектной организации в романе А. Ремизова «Крестовые сестры». 8. Миф о мире в повести А. Ремизова «Соломония». 9. Поэтика сновидений в книге «Сны и предсонье». 10. Трактовка судьбы человека в рассказах Б. Зайцева («Аграфена» и др.). 11. Проблема возможных путей развития России в повести Б. Зайцева «Голубая звезда». 12. Жанр лирического очерка в творчестве Б.Зайцева («Белый свет» и др.). 13. Образ Святой Руси в очерке «Валаам». Композиция произведения и её эстетический смысл. 14. Концепция русского национального характера в «Преподобном Сергии Радонежском» Б. Зайцева. 15. Лирический герой в поэзии В. Набокова. 16. Проблема художника в пьесах «Событие» и «Изобретение Вальса». 17. Художественное своеобразие драматургии В. Набокова. 18. Рассказы В. Набокова: тип героя, конфликт, сюжетостроение. 19. Двоемирие как художественный принцип в романе «Машенька». 20. Причины трагедии Лужина. Своеобразие композиции в романе «Защита Лужина». 21. «Приглашение на казнь» как роман-антиутопия. 22. Тема несвободного сознания в романе «Приглашение на казнь». 23. Концепция художника в романе «Дар». 24. Конфликт личности и диктаторского государства в романе «Под знаком незаконнорожденных». 25. Соотношение автора и героя в романе «Под знаком незаконнорожденных». 26. Антимещанский пафос в романе «Лолита». 27. Соотношение этического и эстетического в романе «Лолита». 28. Концепция искусства в «Парижской поэме» В. Набокова. 29. Основные мотивы к книге В. Ходасевича «Европейская ночь». 30. Образ лирического героя В. Ходасевича. 31. Ритмико-интонационное своеобразие поэзии В. Ходасевича. 32. Трагическая ирония в поэзии Г. Иванова. 33. Образ мира в поэзии Г. Иванова. Ритмико-интонационные особенности. 5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6.1. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Барковская, Н. В. Литература русского зарубежья. (Первая волна): Уч. пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. – 2001. – 152 с. (20 экз.), также режим доступа: www.s-age.ru. 2. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья. – М: Высшая школа, 2009. (фонд кафедры). 3. Литература русского зарубежья (1920 – 1990): учеб. пособие. / Под общей ред. А.И.Смирновой. М: Наука, Флинта, 2006. – 640 с. 5. Зиник З Эмиграция как литературный прием. – М.: Новое лит. обозрение, 2011. – 264 с. (1 экз, также: www.vavilon.ru) Дополнительная литература 1. Ванюков, А. И. Литература русского зарубежья: Уч. пособие. – Саратов: Саратовский гос. ун-т. – 1999. – 72 с. (фонд кафедры). 2. «Вернуться в Россию – стихами…»: 200 поэтов эмиграции: Антология/ Сост. В. Крейд. – М.: «Республика». - 1995. – 688 с.– 2 экз. 3. Ковчег: Поэзия первой эмиграции/Сост. В. Крейд. – М.: «Республика». – 1991. -350 с. – 1 экз. 4. Каспэ И. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. – М.Н Новое лит. обозрение, 2005. (фонд кафедры). 5. Михайлов, О. М. Литература русского зарубежья. – М.: «Просвещение». – 1995. - 432 с. – 1 экз. 6. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ в.: Биографический и библиографический словарь. М.: «РОССПЕН». – 1997. – 632 с. – 1 экз. 7. Струве Г. П. Русская литература в изгнании: Краткий биографический словарь русского зарубежья. – Париж : YMCA-Press; М.: Третий путь. – 1996. – 448с. – 1 экз. 6.2. Информационное обеспечение дисциплины Российская Государственная Бибилиотека. Фонд литературы русского зарубежья. Режим доступа: http://www.rsl.ru/ru/s2/d198/ Барковская, Н. В. Литература русского зарубежья (Первая волна). – Режим доступа: www.S_age.ru Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору – Режим доступа: http://feb-web.ru/ feb/feb/sites.htm?cmd=Show Литература русского зарубежья. Официальный сайт Рос. Гос. Библиотеки. – Режим доступа: www.rsl.ru Набоковский фонд. – Режим доступа: www.nabokov.spb.ru Набоков, В., его личность и творчество – Режим доступа: nabokovandko.narod.ru 7. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины - учебные мульти-медиа компьютеры, - локальная сеть с выходом в Интернет, - видеоматериалы, мультимедийные презентации по творчеству А.Ремизова, В. Набокова. 8. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Барковская Нина Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры современной русской литературы УрГПУ. Телефон рабочий: 235-76-66 РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Литература русского зарубежья»для специальности: «050301.65 – Русский язык и литература»по циклу СД.В.4 – специальные дисциплины,дисциплины и курсы по выбору |
Литература русского зарубежья ХХ века Цель дисциплины: изучение основных этапов развития литературы русского зарубежья (1920-1990-е годы), анализ творчества наиболее ярких... | Методические материалы для самостоятельной работы студентов по курсу... Русского Зарубежья первой волны, с другой стороны, имели возможность выбрать наиболее интересные и актуальные для них темы, уделив... | ||
Тема урока. Основное содержание Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;... | Учебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья» ... | ||
Программа вступительного экзамена по специальности 10. 01. 03 Литература... Научная специальность: 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы) | Программа дисциплины опд. Р. 05 Литература русского зарубежья Цель курса – сформировать представления об основных тенденциях развития русской литературы ХХ века в зарубежье и о творчестве писателей... | ||
Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996) Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С.... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)» | ||
Литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей) ... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений... Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Пояснительная записка Спецкурс «Литература Русского зарубежья» «серебряного века», чем достижения советских классиков. Еще слабее была обратная связь: после введения «железного занавеса» в СССР... | Литература Русского Зарубежья тех лет вообще представляла собою сложную... Балтии. Процесс формирования особой этнокультурной группы эстонские русские интенсивно шел в 1930-е гг., но он, правда, не был... | ||
Небесный Град в творчестве С. А. Есенина: поэтика и философия Специальность Работа выполнена в Отделе новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья | Литература адыгского (черкесского) зарубежья. Проблемы, возможности... «xv международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук» | ||
Философия культуры русского зарубежья Все перечисленные выше проблемы, на наш взгляд, не только находятся в плоскости культуры, но и могут быть решены на основе культурологического... | Официальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников... К и н., доцент кафедры теории и истории государства и права Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной... |