«Литература русского зарубежья»





Скачать 211.61 Kb.
Название«Литература русского зарубежья»
Дата публикации04.08.2014
Размер211.61 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра современной русской литературы

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Литература русского зарубежья»

для специальности: «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу СД.В.4 – специальные дисциплины,


дисциплины и курсы по выбору




Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Курс – 5

Курс - 5

Семестр – 9

Семестр - 9

Объем в часах всего – 48

Объем в часах всего - 100

в т.ч.: лекции – 24

в т.ч. лекции - 10

практические занятия: – 0

практические занятия - 0

самостоятельная работа – 24

самостоятельная работа - 90

Зачет – 9 семестр

Зачет – 5 курс


Екатеринбург 2012
Рабочая учебная программа по дисциплине «Литература русского зарубежья»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 14 с.

Составитель: Барковская Н.В., профессор, доктор филологических наук.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы УрГПУ.

Протокол № 13 от 06.. 06. 2012 г.

Зав. кафедрой ____________________Н.В. Барковская
Директор ИФКиМК______________Н.И.Коновалова

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обращаясь к литературе русского зарубежья, мы не только платим долг памяти, но и ищем ответы на вопросы, которые ставит современная ситуация: о судьбе России, о духовном возрождении личности, о национальном характере. Литературу эмиграции давно перестали противопоставлять литературе, создававшейся в России, особенно после того, как к читателям пришел массив т. н. «возвращенной литературы». Литературе русского зарубежья посвящаются конференции, монографии, сборники статей. Вместе с тем, в основном курсе истории русской литературы ХХ в. этот материал не изучается, хотя он включен в программу школьного курса литературы. Данный курс по выбору призван восполнить пробел в знании истории литературы, расширить кругозор студентов. Материал курса может быть использован будущими учителями при разработке элективных курсов, при руководстве работы над школьными рефератами. Помимо практической актуальности, курс имеет и теоретическое значение, так как позволяет проследить те тенденции в развитии метода, жанра и стиля, которые оказались пресеченными в советской литературе. Творчество И. Бунина, Д. Мережковского, М. Цветаевой, А. Куприна, анализируемое в основном курсе, в данном курсе по выбору не рассматривается.

Задачи курса:

    • дать представление об общих закономерностях и эстетических поисках русской литературы в изгнании;

    • охарактеризовать принципы и приемы осмысления писателями-эмигрантами исторических судеб России и решения проблемы личности;

    • осветить наиболее яркие творческие индивидуальности и произведении литературы русского зарубежья;

    • закрепить историко-литературные знания студентов, полученные на 3 курсе при изучении литературы Серебряного века;

    • совершенствовать навыки анализа художественного текста;

    • воспитывать патриотизм, гражданскую позицию, толерантность.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Учебно-тематическое планирование очной формы обучения



Наименование темы

Всего трудо-емкость

Аудиторные часы

Само-стоят. работа

Всего

Лек-ции

Практ. зан.

Лабор. зан.

1

Введение

4

2

2







2

2

«Тяжелая лира»: В.Ходасевич

4

2

2







2

3

Трагическая ирония Г.Иванова

4

2

2







2

4

В мире «Чёрной мадонны»: Б.Поплавский

4

2

2







2

5

С верой в Россию: М.Осоргин

4

2

2







2

6

Национальный характер в произведениях И.Шмелёва

4

2

2







2

7

«Взвихренная Русь» в изображении А.Ремизова

8

4

4







4

8

«Бессмыслен-ного нет...»: проблема духовности в творчестве Б.Зайцева

4

2

2







2

9

Проблема личности в творчестве В.Набокова

12

6

6







6



Итого


48

24

24

-




24

2.2. Учебно-тематическое планированиеза очной формы обучения



Наименование темы

Всего трудо-емкость

Аудиторные часы

Само-стоят. работа

Всего

Лек-ции

Практ. зан.

Лабор. зан.

1

Введение

5













5

2

«Тяжелая лира»: В.Ходасевич

11

2

2







9

3

Трагическая ирония Г.Иванова

13

2

2







11

4

В мире «Чёрной мадонны»: Б.Поплавский

9













9

5

С верой в Россию: М.Осоргин

12

1

1







11

6

Национальный характер в произведениях И.Шмелёва

10

1

1







9

7

«Взвихренная Русь» в изображении А.Ремизова

9













9

8

«Бессмыслен-ного нет...»: проблема духовности в творчестве Б.Зайцева

9













9

9

Проблема личности в творчестве В.Набокова

22

4

4







18



Итого


100

10

10

-




90


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Введение

Краткая история русской эмиграции. Характеристика «берлинского» и «парижского» периодов.

Понятие «литература русского зарубежья первой волны». Знакомство с библиографией. Проблемы изучения. Принципы подхода к анализу, историко-литературное и методологическое значение. Эмоциональная сфера (притяжение и отталкивание в отношениях с Родиной, вера и отчаяние, глубинный трагизм) и её выражение в литературе (Н.Тэффи «Ностальгия», А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции, В.Сирин «Россия», Дон-Аминадо «У врат царства»).

Философское осмысление судьбы России и судьбы отдельного человека (идея истинной демократии Ф.Степуна и соборного строя власти Н.Лосского; надежды на восстановление деполитизированной церкви И.Демидова и христианский экзистенциализм Н.Бердяева; С.Франк о крушении «кумира политики»). Преломление этих исканий в двух «потоках» литературы эмиграции.

Тема 1. «Тяжелая лира»: В.Ходасевич

Жизненный и творческий путь. Высокий образ поэта – Орфея в сборнике «Тяжёлая лира». Сборник «Европейская ночь»: ощущение нетождественности самому себе, катастрофичность внутреннего мира лирического героя. Пошлость окружающего мира («Берлинское», «Окна во двор»). Чувство грандиозной несправедливости при изображении «простых людей» («Баллада»). Искусство как единственная опора в трагически-экзистенциальном мироощущении. «Неоклассицизм» Ходасевича. Культ пушкинского ямба. Позиция хранителя «неколебимого треножника» священной поэзии.

Тема 2. Трагическая ирония Г.Иванова

Жизненный и творческий путь. Эстетизация реальности в раннем творчестве. Душа за пределами отчаяния – основная тема зрелого творчества. Конкретно-исторический и бытийный, онтологический смысл изображения мира, «оплывшего, как свеча». Трагическая ирония и утрата веры в искусство как последнюю опору. Смысл центонности стихотворений. Ритмико-интонационное выражение трагической иронии.

Тема 3. В мире «Чёрной мадонны»: Б.Поплавский

Жизненный и творческий путь. Двойственность мироощущения лирического героя, боязнь «громких чувств» («Роза смерти», «Чёрная мадонна». Сюрреализм поэтического мира: алогизм времени, вторжение в земную жизнь духов и ангелов, метаморфозы мира-сновидения.)

Тема 4. С верой в Россию: М.Осоргин

Общественная и политическая позиция (эссе «Россия», 1924; письма 1936-41 гг.). Автор романа «Сивцев Вражек» как «свидетель истории». Гуманизм романа, неприятие диктаторства, войн, террора. История «семейным образом». Вера в неодолимость живой жизни. Микро- и макрокосм в романе. Образ неостановимой реки времени. Природа и Музыка как критерии оценки конкретно-исторических событий. Танюша и Протасов – воплощение авторского идеала естественного и духовно свободного человека. Образы-лейтмотивы и образы-аллегории в романе. Роль безличного повествования и характер авторских «отступлений». Традиции реализма и выход за их пределы в романе.

Тема 5. Национальный характер в произведениях И.Шмелёва

Жизненный путь и общественная позиция писателя. Поэзия купеческого Замоскворечья. Традиции критического реализма в повести «Человек из ресторана» (Тема пробуждения сознания «маленького человека», конкретно-исторический показ действительности, социально-характерный сказ) и своеобразие авторской позиции (признание Божьего промысла – «сила от господа!»). Лиризм повести «Росстани», черты хронотопа идиллии. Шмелев – «горожанин-почвенник (О. Михайлов).

Реставрация старины в повести «Лето Господне» (1934-1944). Эстетический смысл повествования от первого лица, двойственности субъекта повествования. Социальное как семейное. Концепция русского национального характера (отец, Горкин, Денис, Василь Васильич и др.). Хронотоп идиллии как принцип построения художественного мира. Религия – первооснова жизни людей, одухотворение быта. Патриархальность как основа устойчивости жизни. Черты идеализации в изображении дореволюционной Москвы вследствие исключения категории конкретно-исторического времени. Композиция повести («Праздники» – «Радости» – «Скорби»), изменение эмоциональной атмосферы (от золотого сияния – к доминанте чёрного цвета) как выражение авторского взгляда на судьбу России. Своеобразие реализма И.Шмелева.

Тема 6. «Взвихренная Русь» в изображении А.Ремизова

Жизненный путь и общественная позиция. Споры о методе. Стремление к мифологизации собственной судьбы и действительности.

Роман «Крестовые сёстры». Традиции Достоевского: сочувствие униженным и оскорблённым, черты «натуральной школы» в изображении петербургских «углов». Сюжет как хроника событий, скрепляющих мозаику судеб. Маракулин – Раскольников периода каторги. Значение остро-субъективного переживания мира, черты поэмности в повести (лирический сюжет, психологизация художественного времени, роль лирических лейтмотивов, ритмизация прозы). Функция сказа; «слово с подсловьем» как средство выражения национального миропредставления. Характер интерьера и пейзажа (социально-бытовой, психологический и национальный). Эффект эпопейности в повести. Раздумья о судьбе и грехе.

Мифологема «детского» в повести «Посолонь». Национальный образ мира. Особенности лиризма. Функции сказа («Змей»).

Характер обработки апокрифов и сказаний. Проблемы судьбы, рока, божеского и дьявольского в повести «Соломония». Схематизм двучастной композиции как способ обобщения рассказа о конкретном человеке до размышлений о судьбе людской в целом. Вера в непобедимость Добра и Любви.Образ святого Прокопия – олицетворение Совести. Родная земля – центральный образ в повести. Авторская позиция и неперсонифицированный сказ. Движение творчества Ремизова от реализма к символизму.

«Огонь вещей». Жизнь как фантасмагория, «сновидческое» преображение бытового. Экспериментальная поэтика в книге «Сны и предсонья».

Отражение революции в книгах «Слово о погибели Русской земли», «Взвихренная Русь».

Тема 7. «Бессмысленного нет...»: проблема духовности в творчестве Б.Зайцева

Жизнь и общественная позиция. Творчество Зайцева – «уроки добра и тихий свет милосердия» (О. Михайлов). Обретение гармонии. Рассказ «Аграфена» (1909) – осмысление жизни как судьбы, пантеистическая неотделимость героини от матери-земли, функция пейзажа. Проблема возможных путей развития России в повести «Голубая звезда» (1918); образ Христофорова – мечтателя и созерцателя жизни; символика образов звезды, света, неба. Лирический импрессионизм.

Жанр лирического очерка («Улица св. Николая», «Белый свет», 1921 – черты проповеди; утверждение приоритета вечных моральных ценностей над правдой исторического момента; уроки стоицизма.

Монастырь как образ «приветливой и смиренной» святой Руси («Валаам»). Трансформация жанра путевого очерка. Средства создания лиризма.

Жанр жития. Альтернатива революции в «Преподобном Сергии Радонежском» (1925). Основные черты национального характера: ясность, выдержка, труженичество, кроткое спокойствие и героизм. Свет земной как отражение света небесного.

Особенности композиции. Синтез эпики и лирики, образ автора- сказителя, осуществляющего связь эпох. Тенденция к преодолению беллетризма, традиции древнерусской литературы.

Тема 8. Проблема личности в творчестве В. Набокова

Жизненный путь и общественная позиция; периоды творчества. Творчество Набокова как «метароман» (В.Ерофеев); единство героя, конфликта, темы.

Лирика Набокова. Гармонический характер лирического героя; радостное одиночество, дающее незамутненный контакт с миром; яркость и рельефность поэтического мира. Тема России и смысл диалогичности стиховой структуры; скрытая полемика с Некрасовым («Поэт»). Лейтмотив полёта; художественный мир как мир сновидения. Творчество как единственная реальность; роль реминисценций и скрытых цитат из русской поэзии, традиционности стихосложения. Стихотворение «Слава» – своего рода «Памятник», ставящий проблему поэта и поэзии.

Драматургия Набокова. Жизнь-театр и образ художника в пьесе «Событие» (1938). Трактовки пьесы в критике, многоуровневость художественного смысла. Страх – главное событие в пьесе. Гибель дара у художника, живущего только в пошлой повседневности («первой реальности»). «Изобретение Вальса» (1938) – гибель дара у художника, живущего только в мире фантазий («второй реальности»). Мастерство экспозиций, значение гротеска, принцип круговой композиции.

Рассказы Набокова. Концепция творчества («Пассажир»). «Возвращение Чорба» – попытка вернуть прошлое, мучительный и сладкий искус воспоминания. Жизнь в призрачном мире как средство защиты от пошлой реальности, черты «подпольного человека» в герое, мотив зеркала, двойственность субъекта повествования («Соглядатай» и др.). Атмосфера щемящего абсурда. Литературная игра как атрибут свободного художника; художественный мир как текст («Весна в Фиальте»). Трактовка вдохновения, преодолевающего время (Рок) в рассказе «Тяжёлый дым».

Роман «Машенька» (1926) – пролог «метаромана», намечающий тип героя, конфликт и сюжет следующих произведений. Тема России. Принцип двоемирия. Победа героя над обстоятельствами.

«Защита Лужина» (1930): сущность творческого дара; идея незащищенности, хрупкости личности и таинственной силы рока. Смысл названия и двух кругов композиции. Темы детства и России.

«Приглашение на казнь» (1935): «самый сказочный и поэтический из моих романов» (Набоков). Трактовки романа в критике. Роман-антиутопия, протест против тоталитарной государственности, делающей людей «прозрачными». Раскрытие сознания одинокого страдающего героя-романтика. Мир-тюрьма, кошмарный сон измученного человека. Созревание дара в Цинциннате как процесс освобождения сознания и преодоления фарсовости, гротесковости, поддельности пошлой «первой реальности» диктаторского государства.

«Дар» (1937). Проблема художника и ревизия русской литературы. Сюжет как самораскрытие героя-романтика; жизнь как художественный текст. Образы отца и Чернышевского в романе. Суть дара и главной его составляющей – чувства пространственного ритма, дающего победу над временем. Эстетический смысл круговой композиции романа о романе. Проблематичность финала.

«Под знаком незаконнорожденных» (1945-46). Социально-политическое содержание в романе: конфликт личности с «миром тирании» и «терзательств»; суть философии эквилизма; пародирование советской идеологии. Метафорическое содержание в романе: тема творчества, круга останавливающего время. Соотношение автора (Набокова) и героя (А.Круга), художественной и объективной реальностей, трагико-героический пафос в романе. Объективация тем утраченного детства и порочного круга времени и окончательное преодоление их автором.

«Лолита» (1955). История публикации. Реалистически-психологический и метафорический уровни содержания. Антимещанский пафос, тема загубленного детства; эволюция образа Лолиты. История Гумберта как экзистенциальная драма (попытка обмануть судьбу = Время). Эстетический смысл романа – «гонка между вымыслом и действительностью». «Лолита» – роман в романе (два круга в композиции, каламбур как структурный принцип, игра «двойниками»). Авторские «знаки» в тексте, игра авторской вненаходимостью по отношению к художественному миру. «Лолита» как роман об искусстве.

«Парижская поэма» (1943): равновеликость поэта Богу, абсолютная свобода поэта по отношению и к объективной, и к художественной реальности. Литературный «подконтекст» (вся русская поэзия) как истинная реальность лирического героя.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Задания для самостоятельной работы

  1. Проследить движение сквозных образов (ласточка, часы, музыка, старый особняк и д.р.) в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек».

  2. Выявить слияние бытового и бытийного языческого и христианского в Рождественских и Пасхальных обрядах, описанных в повести Шмелева «Лето Господне».

  3. Подобрать эпизоды, раскрывающие смысл названия романа А. Ремизова «Крестовые сестры».

  4. Проанализировать средства создания лирической атмосферы в одном из произведений Б. Зайцева.

  5. Проследить эволюцию главных героев в романах В. Набокова «Машенька», «Защита Лужина» и «Дар».

  6. Подготовить самостоятельный анализ одного из рассказов Набокова.

  7. Сделать целостный анализ одного из стихотворений В. Ходасевича и Г. Иванова.

Задания для самостоятельной работы студентам заочного отделения

  1. Самостоятельно выбрать и проанализировать по одному стихотворению Г. Иванова и Б.Поплавского.

  2. Подготовить сообщение об особенностях композиции книги А. Ремизова «Посолонь».

  3. Прочитать один из романов В.Набокова, подготовить анализ сюжета и композиции.


Тексты

  1. М. Осоргин. Сивцев Вражек.

  2. И. Шмелев. Человек из ресторана. Росстани. Лето Господне.

  3. А. Ремизов. Неуёмный бубен. Крестовые сестры. Чёртик. По этапу. Посолонь. Соломония. Пляшущий демон. Огонь вещей.

  4. Б. Зайцев. Аграфена. Авдотья-смерть. Белый свет. Ул. св. Николая. Голубая звезда. Валаам. Преподобный Сергий Радонежский.

  5. В. Набоков. Стихотворения. Рассказы: Пилигрим. Облако, озеро, башня. Пассажир. Возвращение Чорба. Соглядатай. Весна в Фиальте. Тяжелый дым. Пьесы: Изобретение Вальса. Романы: Машенька. Защита Лужина. Приглашение на казнь. Дар. Лолита. Под знаком незаконнорожденных. Другие берега.

  6. В. Ходасевич. Стихотворения.

  7. Г. Иванов. Стихотворения.

  8. Б. Поплавский. Стихотворения.

Вопросы к зачету

1. Историческое и вечное в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек».

2. Система образов в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек».

3. Традиции и новаторство в повести И. Шмелева «Человек из ресторана».

4. Русский национальный характер в повести И. Шмелева «Лето Господне».

5. Художественный мир в повести И. Шмелева «Лето Господне». Особенности субъектной организации.

6. Представление о судьбе, роке, грехе в романе А. Ремизова «Крестовые сестры».

7. Особенности жанра и субъектной организации в романе А. Ремизова «Крестовые сестры».

8. Миф о мире в повести А. Ремизова «Соломония».

9. Поэтика сновидений в книге «Сны и предсонье».

10. Трактовка судьбы человека в рассказах Б. Зайцева («Аграфена» и др.).

11. Проблема возможных путей развития России в повести Б. Зайцева «Голубая звезда».

12. Жанр лирического очерка в творчестве Б.Зайцева («Белый свет» и др.).

13. Образ Святой Руси в очерке «Валаам». Композиция произведения и её эстетический смысл.

14. Концепция русского национального характера в «Преподобном Сергии Радонежском» Б. Зайцева.

15. Лирический герой в поэзии В. Набокова.

16. Проблема художника в пьесах «Событие» и «Изобретение Вальса».

17. Художественное своеобразие драматургии В. Набокова.

18. Рассказы В. Набокова: тип героя, конфликт, сюжетостроение.

19. Двоемирие как художественный принцип в романе «Машенька».

20. Причины трагедии Лужина. Своеобразие композиции в романе «Защита Лужина».

21. «Приглашение на казнь» как роман-антиутопия.

22. Тема несвободного сознания в романе «Приглашение на казнь».

23. Концепция художника в романе «Дар».

24. Конфликт личности и диктаторского государства в романе «Под знаком незаконнорожденных».

25. Соотношение автора и героя в романе «Под знаком незаконнорожденных».

26. Антимещанский пафос в романе «Лолита».

27. Соотношение этического и эстетического в романе «Лолита».

28. Концепция искусства в «Парижской поэме» В. Набокова.

29. Основные мотивы к книге В. Ходасевича «Европейская ночь».

30. Образ лирического героя В. Ходасевича.

31. Ритмико-интонационное своеобразие поэзии В. Ходасевича.

32. Трагическая ирония в поэзии Г. Иванова.

33. Образ мира в поэзии Г. Иванова. Ритмико-интонационные особенности.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • наиболее значительными произведениями писателей-эмигрантов,

  • основные направления и тенденции в развитии русской литературы в эмиграции.

Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:

  • составлять библиографию по творчеству избранного автора,

  • анализировать произведения в аспекте творческой индивидуальности писателя, исходя из присущей автру концепции личности.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Барковская, Н. В. Литература русского зарубежья. (Первая волна): Уч. пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. – 2001. – 152 с. (20 экз.), также режим доступа: www.s-age.ru.

2. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья. – М: Высшая школа, 2009. (фонд кафедры).

3. Литература русского зарубежья (1920 – 1990): учеб. пособие. / Под общей ред. А.И.Смирновой. М: Наука, Флинта, 2006. – 640 с.

5. Зиник З Эмиграция как литературный прием. – М.: Новое лит. обозрение, 2011. – 264 с. (1 экз, также: www.vavilon.ru)
Дополнительная литература

1. Ванюков, А. И. Литература русского зарубежья: Уч. пособие. – Саратов: Саратовский гос. ун-т. – 1999. – 72 с. (фонд кафедры).

2. «Вернуться в Россию – стихами…»: 200 поэтов эмиграции: Антология/ Сост. В. Крейд. – М.: «Республика». - 1995. – 688 с.– 2 экз.

3. Ковчег: Поэзия первой эмиграции/Сост. В. Крейд. – М.: «Республика». – 1991. -350 с. – 1 экз.

4. Каспэ И. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. – М.Н Новое лит. обозрение, 2005. (фонд кафедры).

5. Михайлов, О. М. Литература русского зарубежья. – М.: «Просвещение». – 1995. - 432 с. – 1 экз.

6. Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ в.: Биографический и библиографический словарь. М.: «РОССПЕН». – 1997. – 632 с. – 1 экз.

7. Струве Г. П. Русская литература в изгнании: Краткий биографический словарь русского зарубежья. – Париж : YMCA-Press; М.: Третий путь. – 1996. – 448с. – 1 экз.

6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Российская Государственная Бибилиотека. Фонд литературы русского зарубежья. Режим доступа: http://www.rsl.ru/ru/s2/d198/

Барковская, Н. В. Литература русского зарубежья (Первая волна). – Режим доступа: www.S_age.ru

Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору – Режим доступа: http://feb-web.ru/ feb/feb/sites.htm?cmd=Show

Литература русского зарубежья. Официальный сайт Рос. Гос. Библиотеки. – Режим доступа: www.rsl.ru

Набоковский фонд. – Режим доступа: www.nabokov.spb.ru

Набоков, В., его личность и творчество – Режим доступа: nabokovandko.narod.ru

7. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплины

- учебные мульти-медиа компьютеры,

- локальная сеть с выходом в Интернет,

- видеоматериалы, мультимедийные презентации по творчеству А.Ремизова, В. Набокова.

8. ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Барковская Нина Владимировна,

доктор филологических наук,

профессор кафедры современной русской литературы УрГПУ.

Телефон рабочий: 235-76-66

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Литература русского зарубежья»

для специальности: «050301.65 – Русский язык и литература»

по циклу СД.В.4 – специальные дисциплины,


дисциплины и курсы по выбору


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Литература русского зарубежья» iconЛитература русского зарубежья ХХ века
Цель дисциплины: изучение основных этапов развития литературы русского зарубежья (1920-1990-е годы), анализ творчества наиболее ярких...
«Литература русского зарубежья» iconМетодические материалы для самостоятельной работы студентов по курсу...
Русского Зарубежья первой волны, с другой стороны, имели возможность выбрать наиболее интересные и актуальные для них темы, уделив...
«Литература русского зарубежья» iconТема урока. Основное содержание
Введение. Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Русская советская литература;...
«Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья»
...
«Литература русского зарубежья» iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 10. 01. 03 Литература...
Научная специальность: 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)
«Литература русского зарубежья» iconПрограмма дисциплины опд. Р. 05 Литература русского зарубежья
Цель курса – сформировать представления об основных тенденциях развития русской литературы ХХ века в зарубежье и о творчестве писателей...
«Литература русского зарубежья» iconАгеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996)
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
«Литература русского зарубежья» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«литература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)»
«Литература русского зарубежья» iconЛитература народов стран зарубежья (литература стран германской и романской языковых семей)
...
«Литература русского зарубежья» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений...
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
«Литература русского зарубежья» iconПояснительная записка Спецкурс «Литература Русского зарубежья»
«серебряного века», чем достижения советских классиков. Еще слабее была обратная связь: после введения «железного занавеса» в СССР...
«Литература русского зарубежья» iconЛитература Русского Зарубежья тех лет вообще представляла собою сложную...
Балтии. Процесс формирования особой этнокуль­тур­ной группы эстонские русские интенсивно шел в 1930-е гг., но он, правда, не был...
«Литература русского зарубежья» iconНебесный Град в творчестве С. А. Есенина: поэтика и философия Специальность
Работа выполнена в Отделе новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья
«Литература русского зарубежья» iconЛитература адыгского (черкесского) зарубежья. Проблемы, возможности...
«xv международная конференция посвященная проблемам общественных и гуманитарных наук»
«Литература русского зарубежья» iconФилософия культуры русского зарубежья
Все перечисленные выше проблемы, на наш взгляд, не только находятся в плоскости культуры, но и могут быть решены на основе культурологического...
«Литература русского зарубежья» iconОфициальное литературное творчество и научная деятельность воспитанников...
К и н., доцент кафедры теории и истории государства и права Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск