Философия культуры русского зарубежья





Скачать 387.19 Kb.
НазваниеФилософия культуры русского зарубежья
страница1/2
Дата публикации21.12.2014
Размер387.19 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Философия > Автореферат
  1   2


На правах рукописи


Агапов Алексей Анатольевич

Философия культуры русского зарубежья


09. 00. 13 – религиоведение, философская антропология,

философия культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Ростов – на – Дону - 2006

Работа выполнена на кафедре философии, культурологии и теологии

ГОУ ВПО «Ростовский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: доктор философских наук,

доцент

Финько Маргарита Васильевна
Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор

Буйло Борис Иванович;
доктор философских наук,

доцент

Матяш Дмитрий Владимирович
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ставропольский

государственный университет»

Защита состоится « _6__» __декабря__2006г. в 15 час. на заседании

диссертационного совета Д.212.208.13 по философским наукам в

Ростовском государственном университете по адресу: 344006,

г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.


С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке

Ростовского государственного университета по адресу: 344006,

г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан «____» __________2006г.

Ученый секретарь

диссертационного совета М.М. Шульман

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современный период характеризуется, с одной стороны, декларируемой государством экономической и политической стабильностью общества, с другой – рядом нерешенных проблем (масштабные конфликты на национальной почве, активные действия молодежных организаций профашистского толка и т.д.). Все перечисленные выше проблемы, на наш взгляд, не только находятся в плоскости культуры, но и могут быть решены на основе культурологического подхода, включающего принципы системности, инвариантности, взаимодополнения.

С учетом событий последнего времени, происходящих в российском обществе, особенно востребованы исследования творческого наследия русских мыслителей, вплотную занимавшихся проблемами культуры (Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Г.П.Федотов, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, С.Л.Франк и др.). Анализ их культурологических концепций во многом способствует раскрытию мировоззренческого духа, методологического потенциала русской философии XX века и позволяет по-новому осмыслить многие процессы современной социокультурной ситуации.

Для нас также представляются важными выводы о возможности нового подхода к рассмотрению основных проблем русской культуры, охватывающие основные ее направления (религиозное, литературное, философское, политическое, социальное). Содержащиеся в работах русских религиозных философов глубокие размышления о кризисе современной русской и европейской культуры XX века, а также поиски путей выхода из него, представляются весьма перспективными и в контексте современной социокультурной ситуации начала XXI века.

Степень научной разработанности проблемы. Концепции русской культуры, разработанные в период русской эмиграции первой волны, определяющие ее национальное и историческое своеобразие, нашли место среди многообразия теорий русской культуры. Вопрос о парадигме русской культуры является центральным в работах А.С.Хомякова, И.В.Киреевского. Н.Я.Данилевского, Н.И.Костомарова. Особенности христианской модели культуры рассматривались в трудах В.С.Соловьева, Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина, Н.А.Бердяева. В изучении направлений русской культуры и различных этапов ее развития необходимо выделить работы И.В.Кондакова, В.К.Кантора, И.И.Евлампиева, А.М.Панченко, А.В.Юдина, Д.К.Зеленина, Л.М.Гаврилиной.

В раскрытии основных направлений философии культуры русского зарубежья мы опирались на исследования отечественных и зарубежных мыслителей, рассматривавших проблемы культуры (Э.С.Маркарян, В.С. Библер, Н.А.Белик, М.С.Каган, Ю.В.Бромлей, А.Ф.Лосев, Т.Ф.Кузнецова,
Ю.М.Лотман, В.М.Межуев, П.С.Гуревич, Ю.М.Резник, А.А.Пелипенко, И.Г.Яковенко, Э.В.Соколов, П.А.Сорокин, К.Ясперс). Также существенное влияние на разработку темы оказали работы культурологов Ростовской школы – Т.П.Матяш, Е.Е.Несмеянова, Г.В.Драча, Ю.А.Жданова, В.Е.Давидовича, Е.Я.Режабека. В работах этих ученых прослеживается развитие не только общетеоретических, методологических проблем, но и вопросов, связанных с решением проблем естественнонаучной, философской, теологической антропологии, экзистенционального существования человека, его духовности.

Необходимо отметить, что непосредственное отношение к изучаемой проблеме имеют труды, в которых определяются содержание и отличительные особенности русской религиозной философии (Н.О.Лосский, В.В.Зеньковский, А.А.Ермичев, М.А.Маслин, И.И.Евлампиев, И.В.Кондаков, А.А.Корольков, С.С.Хоружий, А.В.Гулыга, П.П.Гайденко, А.Ф.Замалеев, Т.П.Матяш, Л.И.Новикова, С.А.Нижников, В.Ш.Сабиров, И.Н.Сиземская и др.).

Особое значение для раскрытия проблемы имеют работы А.А.Королькова, В.И.Кураева, Ю.Линника, Б.Н.Любимова, И.Н.Смирнова, А.Г.Спиркина, О.С.Соиной, Ю.С.Сохрякова, Д.Б.Цыганкова, И.И.Евлампиева, М.А.Маслина, в которых системно раскрываются и анализируются различные направления философского наследия русской эмиграции, а также работы зарубежных философов (К.Шлегель, М.Тамке, Ф.Грир).

Из числа специальных работ, где исследовались особенности и специфика философии культуры русского зарубежья, можно назвать работы М.А.Маслина, Е.П.Челышева, Д.М.Шаховского, В.В.Костикова, А.Н.Гулыги, М.В.Назарова, Л.И.Бронской, В.С.Варшавского, Н.А.Зернова, Р.А.Гальцевой, С.А.Галковского, Д.А.Жукова. Из диссертационных исследований можно выделить работы А.Г.Лаврова, Ю.А.Закунова, А.Д.Сысуева, А.Ю.Ильина, Д.П.Ерисова, И.Б.Булгак, И.Н.Зернова, К.Р.Постникова, Д.И.Шаронова, М.Б.Золина.

Необходимо отметить особый интерес исследователей к проблемам государственности, политической и социальной философии представителей русской религиозной философии, но явно недостаточно работ, рассматривающих их взгляды на проблемы русской культуры. В этой связи считаем важным появление исследований, в которых предпринимаются попытки сопоставить взгляды представителей русской эмиграции по различным направлениям русской культуры (Ильин – Федотов – Бердяев – Франк – Карсавин и т.д.), но их также недостаточно (Л.Н.Кондратьева, Ю.А.Закунов).

В этой связи представляется актуальным рассмотрение на основе системного подхода концепций русской культуры, представленных в работах русских религиозных философов, находящихся в эмиграции первой волны.


Целью научного исследования является анализ концепций русской культуры в трудах русских религиозных философов.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

- выявить основную проблематику философии культуры русского зарубежья;

- вычленить основные понятия концепции русской культуры в трудах русских религиозных философов;

- показать, какое значение имеет разработка русской идеи для современной России;

- проанализировать чередование периодов «вечно женственного» и «вечно мужественного» в культурологических концепциях русских религиозных философов;

- выявить основные противоречия положений теории сопротивления и непротивления злу;

- проанализировать особенности религиозного опыта человека в условиях кризиса культуры;

- выявить особенности и сущность правосознания в концепциях русской культуры;

Объектом исследования является философия культуры русского зарубежья.

Предметом исследования – концепции русской культуры русских религиозных философов.

Теоретические и методологические основы исследования

Методологическую основу работы составили культурологические, философские и исторические концепции русской культуры, через призму которых автор рассматривал теоретические положения концепции русской культуры как органической части духовной культуры России.

В основе исследования лежат основополагающие принципы познания и осмысления общественных явлений: системности, комплексности, единства исторического и логического. В работе использован сравнительный метод, а также системный анализ, методы аналогии, реконструирующие философские взгляды мыслителей на основе анализа их текстов, и другие. В работе реализуется междисциплинарный подход, ориентирующий на изучение культуры как многомерного явления, позволяющего наиболее полно и всесторонне рассмотреть ее феномены (Л.П.Воронкова, Э.С.Маркарян, М.С.Каган, Ю.М.Резник, А.А.Пилипенко, И.Г.Яковенко).

Методологической теоретической основой диссертационного исследования являются произведения русских философов Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, Н.С.Трубецкого, С.Л.Франка, Г.В.Флоровского, П.А.Флоренского. Эти работы, а также положения и выводы современных российских авторов: М.А.Маслина, В.И.Кураева, А.Ф.Замалеева, А.А.Ермичева, Г.Я.Тарле, Е.П.Челышева, Р.М.Шаховского - имели значение для формирования целостного подхода

к феномену русского послеоктябрьского зарубежья и определения роли и места в нем русских религиозных философов.

Научная новизна исследования

1. Выявлена основная проблематика философии культуры русского зарубежья.

2. Определены основные понятия концепции русской культуры в трудах русских религиозных философов.

3. Установлено, что сформулированные русскими религиозными философами положения «русской идеи» могут выступить одним из вариантов общенациональной идеи для современной России.

4. Показано, что чередование периодов «вечно женственного» и «вечно мужественного» характерно для исторического формирования русской культуры.

5. Выявлены основные противоречия концепции сопротивления и непротивления злу силой и определены условия нравственного выбора человека в позиции «добро-зло».

6. Выявлены особенности религиозного опыта человека в условиях кризиса культуры.

7. Обосновано, что теоретические идеи философов русского зарубежья о государственном устройстве России и формировании правосознания, будучи прогностическими по сути, востребованы временем.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Концепции русской культуры, представленные в трудах русских религиозных философов, определяются понятиями, выступающими в роли констант «культура», «православие» и «духовность», являющихся устойчивыми и постоянными относительно других свойств и показателей культуры. Философская рефлексия культуры при данном подходе направлена на осознание культуры как некой целостности, в которой на первом месте стоит проблема сущности человека и смысла его бытия в мире. Концепция культуры строится на анализе модели религиозной культуры в ходе осмысления основных проблем: роли и предназначения человека в культуре, взаимодействия человека и Бога в культурно-историческом процессе, определения в русской культуре соотношения светского и секулярного, выявления причин кризиса современной культуры, цивилизационного и культурного развития России.

  2. Представители русского зарубежья, рассматривая в неразрывном единстве и реальном взаимодействии материальные (территория, климат, земля) и духовные предпосылки (вера, русская душа, национальный характер), формулируют свой вариант русской идеи. Русская идея в их трактовке позволяет наиболее четко проследить связь между национальным особенным и всеобщим в жизни русского народа на фоне формирования традиций русской культуры, прежде всего ее нравственных, религиозных основ. Такой подход


может стать одним из вариантов определения идейно-смысловой основы в процессе возрождения национального самосознания в России, т.к. смыслообразующим центром их философских построений являются идеи культуры.

  1. В культурологических концепциях русских религиозных философов понятие «культура» носит религиозно-нравственный характер и отождествляется с православной христианской культурой, которая в сочетании с уникальным русским духовным опытом является основополагающей в истории российского общества. Особое место занимает проблема осознания культуры на основе чувственного, душевно-духовного осмысления мира. Установленные ими особенности русской культуры (русского православия, духовности, правосознания, а также национального характера) позволяют глубже раскрыть духовный потенциал России.

  2. Предпринятый представителями русской эмиграции анализ нравственных проблем русской культуры и ее кризисных проявлений, сочетающий в себе детальное изучение основ духовного состояния человека, его субъективных переживаний, показывает, что обращение к духовности, придающей человеческой культуре высшую ценность, служит непременным условием построения будущего России. Рассматривая духовность внутреннего мира и способы творческой самореализации личности, а также вечные основы духовного бытия, они доказывают их необходимость в реальной жизни. В их концепциях они конкретизируются в определенных формах духовной жизни.

  3. В постановке проблемы природы государственного устройства и сущности правосознания русские религиозные философы обозначают в качестве основных условий гарантии личной свободы человека и его духовной автономии. В данной позиции государственная форма не является реализацией чисто юридической конструкции, она не учреждается всеобщим сознательно-волевым решением, а вырастает в конкретном единстве «этноса и ландшафта» с иррационально-исторически становящимся правосознанием нации. Поэтому очертания государственной формы в текстах русских философов весьма конкретно привязаны к «земле и крови», а правосознание рассматривается на уровне предпочтений, связанных с национальным темпераментом и наследственно-историческим созерцанием идей власти, справедливости.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащийся в диссертации анализ концепции русской культуры, представленной и в работах русских религиозных философов первой волны эмиграции, позволяет целостно охарактеризовать проблемы современной культуры России, включая направленность и особенности духовного кризиса.

Результаты диссертационного исследования могут служить основой для создания курсов культурологи, философии, эстетики, спецкурсов в вузах и других учебных заведениях, поскольку анализ культурологических концепций представителей русского зарубежья в общем смысловом и ценностном поле русской религиозной философии делает возможным формирование междисциплинарных программ.

Апробация результатов исследования. Различные его аспекты нашли отражение в статьях, а также выступлениях на теоретических и научно-практических конференциях различного уровня. Результаты исследования использовались в преподавании учебных курсов, прочитанных студентам Ростовского государственного педагогического университета (2005-2006). Диссертация обсуждалась на совместном заседании отдела социальных и гуманитарных наук Государственного научного учреждения «Северо-Кавказский научный центр высшей школы» и кафедры философии, культурологии и теологии Ростовского государственного педагогического университета.

Структура работы определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 244 источников.

Основное содержание диссертации

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, определяются теоретико-методологическая база, цели и задачи диссертационной работы, ее новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость диссертации, ее апробация.

В главе 1 «Философия культуры русского зарубежья» рассматриваются основные идеи и направления философии культуры русского зарубежья, выявляются ее характерные особенности. На основании анализа философских, публицистических, автобиографических работ философов, на фоне эмиграции как части культурной традиции России, выделяются ключевые положения сформулированной ими концепции русской культуры.

В первом параграфе «Культурное наследие русской эмиграции (1917-1940г.)» рассматривается философская, публицистическая, политическая деятельность представителей русского зарубежья относительно проблем культуры России и особого пути ее развития. Эмигрантской ветви русской философии принадлежит приоритет в постановке ряда философских, культурологических, историко-философских проблем, широко обсуждаемых начиная с переиздания в России сочинений таких русских философов, как Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Н.А.Бердяев, Л.П.Карсавин, И.А.Ильин, С.Н.Булгаков и др. Обращение к философскому наследию русского зарубежья с последующим его анализом и соотнесением с реалиями современной социокультурной ситуации приводят к выводу о том, что с момента открытия для россиян многогранного творчества русской эмиграции, во-первых, преодолено
множество догматических клише в трактовке ее истории, во-вторых, расширилось исследовательское поле проблемы, выявились ее культурологический, исторический, политический аспекты, в-третьих, преодолено длительное отторжение творчества российского зарубежья от отечественной культуры XXв.

Особое место в среде русской эмиграции занимало обсуждение европейской идеи, перераставшей из социально-философской в партийно-политическую. Полемическая деятельность и критика основных направлений евразийства осуществлялись представителями различных философских направлений, для которых важным было определение места и роли культуры России: И.А.Ильиным, Н.А.Бердяевым, Ф.А.Степуном, Г.П.Федотовым, Г.В.Флоровским и др. Утверждая в эмиграции необычное мировоззрение, часть видных представителей евразийства (Н.С.Трубецкой, Л.П.Карсавин, Н.Н.Алексеев, П.Н.Савицкий и др.) дала интеллектуальный толчок для внесения нового в атмосферу эмиграции. Выражение своего отношения к евразийству и к обозначенным этим движением лозунгам будет являться отличительной чертой определения мировоззренческих позиций русской эмиграции еще длительный период времени, если быть точным - до наших дней.

Анализ трактовки понятия «культура» в работах И.А. Ильина, Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского свидетельствует о тождественно христианской культуре, поскольку культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму.

Сопоставление концепций русской культуры И.А.Ильина Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина позволяет сделать вывод о том, что во многом культурософские построения и культурологические исследования перечисленных философов строились на базе основных идей философии культуры: типологического осмысления культуры на основе анализа отношений Восток-Запад. Определения значения христианства, сущности русского национального самосознания, национально-этнических корней восточной и западной ориентации в России, роли мессианства, творческой неповторимости русской культуры, получили дальнейшее развитие в концепциях культуры многих русских философов.

Пути развития христианской культуры у философов соединяются с проблемой духовного кризиса, в результате чего центральной категорией выступает вера. Судьба народов, утрачивающих свою исконную веру, утверждают они, сложна, поскольку, впадая в безверие и безбожие, они отрекаются от своей старой культуры и не создают никакой новой. В определении будущего русской культуры мы разделяем надежды философов на то, что религиозная культура в силах творчески преобразить созданное до этого, основываясь на совершенствовании духа. На наш взгляд, важен тезис о том, что в таком процессе светская культура не погибнет вследствие обновления, а будет развиваться и преображаться в направлении духовности, свободы и любви.
Существенное место в концепциях русской культуры занимает рассмотрение дихотономии «Россия-Запад». В их культурологических концепциях доминирует принцип самодостаточности русской культуры, построенной на ценностях православия. В обозначенной выше позиции русские религиозные философы отстаивали идею «несхожести» России и Запада, самобытности русского культурно-исторического процесса.

Во втором параграфе «Концепции русской культуры: основные понятия» рассматриваются концепции русской культуры в русской философско-культурологической мысли.

Современные концепции культуры (определение истоков и сущностного начала культуры, обоснование ее феномена и проблематики и др.) представлены работами отечественной культурологии: Л.Н.Кагана, ВП.Межуева, В.Е.Давидовича, Ю.А.Жданова, Э.С.Маркаряна, В.С.Библера, М.М. Бахтина. Особое значение в развитии общетеоретических вопросов проблем культурологии имеют работы Гуревич П.С., Драча Г.В., Режабека Е.Я., Соколова Э.В., Кузнецовой Т.Ф. В изучении направлений русской культуры различных этапов ее развития необходимо выделить работы И.В.Кондакова, В.К.Кантора, И.И.Евлампиева, А.М.Панченко, А.В.Юдина и др. Исходное понимание культуры в качестве определенной системы и признание человеческой деятельности в качестве ее основного источника являются теоретико-методологической основой нашего исследования, прежде всего в использовании системного подхода в рассмотрении концепции русской культуры (Маркарян Э.С., Каган М.С., Пилипенко А.А., Яковенко И.Г., Резник Ю.М.).

В современных исследованиях по прежнему актуальной является проблема изучения культуры как одного из первых шагов на пути самосознания, самопознания и самооценки, как национальной специфики культуры, так и всего человечества.

В этой связи анализ ключевых категорий культурологических концепций представителей русской религиозной философии представляет особый интерес, т.к. именно они, на наш взгляд, во многом определяют тенденции и пути дальнейшего социокультурного развития России. Это обусловлено рядом причин, основная из которых заключается в попытке самых ярких представителей русской философской мысли рассмотреть понятие «культура» в ее изначальном, широком значении, охватывающем все стороны: историческую, социальную, государственную, нравственную, религиозную, эстетическую и др.

В русле данной проблемы труды представителей русского зарубежья представляют интерес тем, что перечисленные выше значения понятия «культура» наиболее полно и ярко представлены в их концепциях русской культуры. В данном параграфе также выделяются основные понятия концепции русской культуры, анализируется использование данных определений в работах перечисленных философов таких, как Н.А.Бердяев, И.В.Киреевский, В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, Б.П.Вышеславцев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин и др.

Анализ работ философов осуществлялся нами на основе вычленения наиболее устойчивых и постоянных понятий концептов русской культуры, выступающих в их концепциях основными константами. Такими понятиями, например, для И.А.Ильина, обосновывающего основную идею русской культуры как культуры христианской, являются: «вера», «православие», «духовность», также нами проанализированы размышления русских философов о своеобразии русской культуры и ее «несхожести» с культурой Запада.

Постановка парадигмы русской культуры является центральной темой работ А.С.Хомякова, И.В.Киреевского, Н.Я.Данилевского. Особенности христианской модели культуры рассматриваются в трудах Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина. Начиная со славянофилов И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, попытавшихся на основе сочинений отцов восточной церкви и русского толкования христианства систематизировать и развить христианское мировоззрение и подчеркивавших огромное значение национальной самобытности русской духовной жизни, тема духовности русской культуры рассматривалась в трудах многих философов. Общая православно-христианская ориентация в рассмотрении проблем русской культуры объединяет И.А.Ильина с А.С.Хомяковым и И.В.Киреевским. Особенности христианской модели культуры также рассматривается в трудах Г.П.Федотова, П.А.Флоренского, Л.П.Карсавина, а общие направления русской культуры исследовались Н.А. Бердяевым.

И.А.Ильин, Н.О.Лосский считали, что русская культура XIX и начала XX в.в. имеет всемирное значение: достаточно обратиться к достижениям в области науки, русской литературы, театрального искусства, музыки, к известным всему миру именам. Пересекаясь в различных аспектах, взгляды двух философов находят свое единство в одной точке: православие в его русской форме содержит исключительно высокие ценности. По их мнению только христианство отличается высочайшими и наиболее завершенными достижениями религиозного опыта.

В процессе анализа русской культуры Г.П.Флоровский в своем основном труде «Пути русского богословия» выделял «дневную» (христианскую) и «ночную» (языческую) культуру, а также отмечал непреходящее значение религиозных нравственных оснований для культуры России. О ценностях христианской культуры рассуждает и Л.П.Карсавин. Он убежден, что именно за христианской культурой будущее, так как, по его мнению, христианской культуры столько же в прошлом и настоящем, сколько в грядущем, которое идет не в отмену, а в восполнение настоящего и прошлого. По мысли Л.П.Карсавина, высшая форма религиозности может быть представлена только высшей формой культуры. А поскольку мы пока не знаем высшей формы кроме христианства, то можно предположить, что именно оно даст основу высшим формам религиозности и культуры, так как христианство универсально в смысле конкретного всеединства. Философ отмечал, что христианская культура утверждает абсолютную ценность личности, всякой личности – индивидуума, народа, человечества и всех ее проявлений – нравственности, права, науки, искусства.

Эти размышления о сущности и предназначении русской культуры близки взглядам М.П. Ильина, но в параллели с некоторыми идеями Е.Н.Трубецкого эта связь приобретает глубинную сущность и откровение. Не принимая общей позиции Е.С.Трубецкого, для которого человечество определяется объединительной категорией всех народов и культур, И.А.Ильин в своей концепции основывается на иных принципах, но одно направление в ее построении объединяет двух разноплановых философов – проблема антирелигиозной культуры.

В третьем параграфе «Национальная идея как условие и смысл существования России» анализируются основные положения русской идеи философов русского зарубежья, рассматриваемой ими как совокупность черт национального сознания, присущих русской культуре, которая, выражая национальную доминанту, определяет поиск своего места в истории.

Несмотря на длительную историю, вопрос о русской национальной идее сохраняет свою актуальность и остроту возможно еще и потому, что на протяжении многих веков не раз доказывалась готовность к самоограничению и даже самопожертвованию, служению миру, выражалась определенная культурная преемственность в духовной истории русского народа (М.А.Маслин, В.М.Межуев). Подтверждением служат публикации последних лет, которые убеждают нас в том, что тема «русской идеи» не только не закрыта в связи с давностью ее существования на дискуссионном поле научной мысли, но и приобретает новые интонации в различных вариантах. Все они в большей или в меньшей степени содержат в себе анализ истории русской философской и общественно-политической мысли (В.Н.Сагатовский, В.Ш.Сабиров, А.В.Гулыга и др.).

Для русской культуры XIX-XX в.в. рассуждения о русской идее явились серьезными трудами, в которых продолжалось рассмотрение ее исторических, религиозных, правовых, нравственных аспектов. Здесь сознательно ограничен круг исследований, поскольку анализируются взгляды философов, писателей – носителей русской идеи, представителей русского зарубежья (Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, С.Л.Франка, П.Б.Струве,

Л.П.Карсавина, П.А.Флоренского, И.С.Шмелева и др.). Многие философы останавливаются на различных дискуссионных проблемах «русской идеи»: самобытности русской духовной культуры, предопределения особого исторического пути России, «несхожести» России и Запада, развития национального самосознания, религиозно-православной основы русской культуры, формирования национального характера.

Общий подход заключался в определении понимания роли государственных и властных начал в социальном и духовном возрождении России (государство, должно быть таким, в котором уважение народа к власти является необходимой основой государственного бытия, а власть – авторитетный источник положительного права, слуга национального духа, посредник между естественным правом и личным правосознанием), а также в отношении к моральному и социальному злу.

Однако если В.С.Соловьев видел историческую миссию России в развитии великой христианской цивилизации с целью восстановления на земле вечного образа Божественной Троицы, то в работах И.А.Ильина, Н.А.Бердяева, Г.П.Федотова соловьевское определение всемирной миссии России находит интересное продолжение. Принимая тезис о том, что русская идея – творческая, национальная, выражающая русское историческое своеобразие, философы, не принимая идею мессианства в качестве отдельного направления, выделяют «русское историческое призвание». В этом смысле их трактование идеи сводится к тому, что русскому народу уже присуще, что составляет его силу и чем он самобытен.

Основной смысл этой идеи заключается в признании того, что Россия не может существовать и развиваться без осознания своих национально-государственных целей и интересов, которые должны быть положены в основу всей ее внутренней и внешней стратегии. В ней определение «русскости» происходит не через этничность, а через вовлеченность в культурную традицию, приобщение нации к «замыслу Божию».

Таким образом, логика русской идеи раскрывается философами через призму взаимодействия трех начал – национального, религиозного и государственного, объединенных общим национальным духом. Призвание России видится им в том, чтобы, открыв доступ к светской цивилизации и культуре, сильной и живой верой проработать и осмыслить новые формы сознания.

В четвертом параграфе «Феномен русской души: проявления «вечно женственного» и «вечно мужественного» в русской культуре» анализируются особенности формирования истории русской культуры, рассматривается чередование периодов «вечно-женственное» и «вечно-мужественное» в русской душе.

Влияние географических факторов на формирование русского характера достаточно широко представлено в работах известных историков и философов XIX-XX в. (В.Л.Ключевский, С.М.Соловьев, Н.А.Данилевский, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков и др.).

Необходимо отметить различные подходы к проблеме влияния пространства и климата на формирование основных качеств русского человека. Философы, признающие или отрицающие влияние этих факторов, рассматривая данную проблему, отвечали на ряд вопросов: «Существует ли некая духовная целостность – русская душа, насколько устойчивы ее общенациональные черты, изменяется ли душа народа в ходе истории?» (Вяч.Иванов, Н.О.Лосский, Г.П.Федотов, Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев). Отмечая позитивное влияние географического, климатического положения на характерные особенности народа, населяющего конкретную территорию, они выделяли коренные субстанциональные свойства русского человека, чаще всего используя антитезисный или полярный подход, позволяющий не только рассмотреть проблему с точки зрения противоположностей, но и наиболее полно представить свое видение проблемы русского национального характера, русской души.

Эти взаимосвязи души народа с природными условиями (климат, ритм времен года), темпераментом (диапазон настроений, безмерность, страстность и мощь) позволяли многим философам создать уникальный портрет зарождения свойств русской души. Мы рассматриваем лишь те из них, которые, на наш взгляд, выступают главными и придают концепциям философов особый колорит, неповторимость и индивидуальность: пространство как фактор формирования нравственно-психологических свойств русского народа, религиозность как его национальную особенность и тему вечно-женственного в русской душе.

В анализе сущности русской души русские философы выделяют комплекс первопричин этого феномена: особенности пространственного расположения России, природу, климатические условия, другие предпосылки славянства, особое формирование православной веры, что по мнению И.А.Ильина, напрямую влияло на формирование души русского человека в ходе столетий, и только потом – на экономику и формы культуры в целом.

Немаловажен еще один характерный аспект духовных корней русского культурного архетипа, определяемый в работах И.А.Ильина как «вечно-женственное в русской душе». Среди антиномий национального характера (анархизм и государственность, религиозность и безрелигиозность и т.д.) тема соотношения мужественного и женственного всегда привлекала многих русских мыслителей. Основная причина заключалась в том, что, являясь стержнем философских систем всеединства, понятие «женственности» позволяло выделить особенности национального самопознания русской культуры, а также в том, что основанная на принципе всеединства «женственная» сущность Бога и мира способна выступать в качестве одной из первооснов моделей мира. И.А.Ильин в определении женского начала как метафизического параметра в характеристике русской культуры близок к В.С.Соловьеву, С.Н.Булгакову, П.А.Флоренскому. Они, акцентируя внимание на «женственной», восприимчивой, «всечеловеческой», иррациональной природе «русскости», противопоставляли чувство, иррациональность и веру русского народа западной рассудочности, механистичности. Однако И.А.Ильин, не углубляясь в понятия философии всеединства («софийности», «души мира» и др.), рассматривал женственность как один из факторов, существенно повлиявших на формирование национальной специфики культуры России.


В.В. Розанов, И.А.Ильин, считали, что для социокультурной атмосферы конца XIX – начала XX в. характерен упадок вечно мужественного.

Сопоставление подходов И.А.Ильина и Н.А.Бердяева к освещению данной проблемы показывает их различие, начиная с самой постановки и названия «О вечно женственном» (у И.А.Ильина) и «О вечно бабьем в русской душе» (у Н.А.Бердяева). Общими являются констатация особенного соотношения женственного и мужественного начала в русском народном характере, а также утверждения философов о том, что русская душа вобрала в себя больше женственного. В контексте общих взглядов Н.А.Бердяева на формирование русской государственности и религиозности описанная выше особенность приобретает негативный оттенок. Он полагал, что несоединенность мужественного и женственного начал в русском характере делают безуспешными попытки реформ в России и что русский народ должен по-мужски владеть землей, а не растворяться в ней. У И.А.Ильина преобладание женственного, наоборот, является преимущественным качеством.

Анализ отличительных черт женственности в русской философии осуществил И.А.Ильин, т.к. показал их значение для русского национального характера и выявил взаимосвязь философии женственности и культурных доминант ее формирования. На основе исторического материала он обозначил подходы к рассмотрению проблемы соотношения мужского и женского начал в культуре, способствующие дальнейшему ее осмыслению в современных философских и культурологических исследованиях. Это позволило достаточно убедительно доказать взаимосвязь философии женственности и механизмов формирования национальной идентичности на базе сопоставления культурных традиций.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия культуры русского зарубежья iconЛитература русского зарубежья ХХ века
Цель дисциплины: изучение основных этапов развития литературы русского зарубежья (1920-1990-е годы), анализ творчества наиболее ярких...
Философия культуры русского зарубежья iconМетодические материалы для самостоятельной работы студентов по курсу...
Русского Зарубежья первой волны, с другой стороны, имели возможность выбрать наиболее интересные и актуальные для них темы, уделив...
Философия культуры русского зарубежья iconНебесный Град в творчестве С. А. Есенина: поэтика и философия Специальность
Работа выполнена в Отделе новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья
Философия культуры русского зарубежья iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Философия культуры русского зарубежья iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы интерпретации произведений...
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Философия культуры русского зарубежья iconПрограмма курса философии планы семинарских занятий Методические...
Философия в системе культуры. Составные элементы культуры. Философия и мировоззрение. Философия и идеология. Генезис философии. От...
Философия культуры русского зарубежья iconУчебно-методический комплекс по модулю «философия культуры» Ф. 01...
Философия культуры должна стать основой профессионального мировоззрения студента
Философия культуры русского зарубежья icon«Литература русского зарубежья»
Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 14 с
Философия культуры русского зарубежья iconТемы и вопросы семинарских занятий тема философия и наука в системе...
Мамчур Е. А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997
Философия культуры русского зарубежья iconУчебно-методический комплекс по модулю (шифр, название) «Литература русского зарубежья»
...
Философия культуры русского зарубежья iconПрограмма дисциплины опд. Р. 05 Литература русского зарубежья
Цель курса – сформировать представления об основных тенденциях развития русской литературы ХХ века в зарубежье и о творчестве писателей...
Философия культуры русского зарубежья icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия культуры русского зарубежья icon1. Философское понимание бытия и материи
Востока, Античная философия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, современная философия,...
Философия культуры русского зарубежья iconАгеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918-1996)
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
Философия культуры русского зарубежья iconПроблема кризиса европейской культуры в философии XX века
Сидорина Т. Ю. Философия кризиса // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание
Философия культуры русского зарубежья iconПроблема кризиса европейской культуры в философии XX века
Сидорина Т. Ю. Философия кризиса // Философия / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск